Реферат: Ответы к экзамену по специальности Информатик-технолог
Реферат: Ответы к экзамену по специальности Информатик-технолог
1. Понятие «док-т», «док-ная инф-ция»,
опред-я в различных науках.Эв-ция док-та, его св-ва, ф-ции, сп-бы документ-ния.
Слово
«док-т» от лат. documentum – свид-во - матер. носитель данных (бумага, кино- и
фотопленка, магн. лента, перфокарта и т.п.) с записанной на нем инф-ции,
предназн-е для ее перераб-ки во времени и простр-ве. Док-ты м. содержать
тексте, изобр-я, звуки и т.д. в узком смысле деловая бумага, юридически
подтверждающая какой-либо факт и право на что-то.
В
русском яз. слово «док-т» вошло в Петровскую эпоху. Док-ми стали наз-ть деловые
бумаги, имевшие правовую значимость. В дальнейшем у слова «Д» развились 2
новых знач-я: 1) Узкое; бытовое - паспорт, удостоверение личности, 2)
Переносное; расширенное- то, что может свидетельствовать о чем-либо,
подтверждать что-либо, произведения искусства, чертеж, фотография, машинописная
запись и т.д.
В
процессе деят-сти чел-ка созд-ся большое кол-во док-тов. В 18 веке док-ту
придавалось правовое знач-е. В пер. пол. 19 века док-том назыв-ся деловая
бумага, акт, делом. Акт – это док-т, в кот. излагались права иди обяз-сти
одного или нескольких людей. В 20-е годы термин деловая бумага употребл-ся в
некот. законодателных актах. Теперь термин деловой бумаги заменен на «служебный
док-т». Согласно ГОСТ 16427-70 «Документирование и архивное дело» термины и
опред-ют док-т – это ср-во закрепления различными способами на спец-х
материалах инф-ции о фактах, событиях, явлениях объектов, действительности и
мыслительной деят-сти чел-ка. Инф-ция о док-тах фиксир-ся рукописным,
машинописным, типографическим сп-бами, с помощью чертежей, граф. изображ-й,
рисунков.
Инф-ция
– сов-сть сведений, определяющих знаний о них или иных событиях, явлениях,
фактах в их взаимосвязи.
Сущ-ет
несколько св-в док-та: 1) функциональное на-значение – явл-ся стержневым при
оценке качества док-тов, 2) логичность – в содер-жательном аспекте –
после-довательная, связная инф-ция, содержащ-ся в док-те, 3) надежность – св-во
док-та в течение продолжительного времени выполнять свои ф-ции, 4) долговечность
– определ-ся оптимальным сроком службы док-та до физич. или моральн. износа, 5)
техничнологичность – соответствие док-та соврем. требованиям технологии его
подготовки, передачи и хранения, 6) экономичность – треб-я к стоим-сти док-та,
7) эстетичность – соотв-вие док-та треб-ям норм права (наличие реквизитов), 8)
учет личности и коллектива при составлении док-та.
Функции
док-та – это целевое назнач-е, присущее только данному док-ту. Они помогают
понять роль док-та в данной соц. стр-ре, позволяют опред-ть треб-я к
технологии составл-я данного док-та, а знач-е ф-ций позволяет классифиц-ть
док-т.
Выделяют
след. ф-ции док-та: 1) Информ-ная - преднамеренная фиксация инф-ции с целью ее
сохранения и передачи. Важным показ-лем кач-ва док-та явл-ся информац. емкость
(инф. потенциал) – полнота инф-ции, объективность, достоверность,
оптимальность, актуальность. 2) Социальная - инф-ция не только об обществе, но
и личности в ее соц. аспекте. Т.о. эта ф-ция - та или иная степень отражения в
док-те деят-сти, места, роли данного чел-ка. 3) Уп-равленческая - док-ты
созданные для реализации управл-я, док-ты организационно-рапорядитель-ного
хар-ра (положения, уставы, приказы и т.п.), док-ты справочно-информационные
(справки, служебн. письма, сводки). 4) Правовая – ф-ция фиксации и изменения
правовых норм и правоотн-ний, здесь: а) док-ты, изнач-но обладающие правовой
ф-цией, б) док-ты приобретающие на время эту ф-цию. 5) Культурная. 6) Учета. 7)
Исторического источника.
Документ-ние
– это научн. дисц-на, изучающая в историч. развитии закономер-сть образования
док-тов, сп-бы их создания, становл-е и развитие систем документации.
Способы
документирования:
1)
бумажный;
2)
фото-кинофонодокументный;
3)
реп-родуцированные;
4)
техни-ческое документ-ние;
5)
маши-ночитаемые (перфкарты).
1.
Письмо прошло неск-ко ступеней – I. Пиктографи-ческое (картинно-синтетическое
письмо появ. 8-6 тыс.л. до н.э.); II. Идеографическое письмо (отдельные знаки
обознач-ют слова); III. Слоговое (каждый знак = слогу), IV. Буквенно-звуковое
(2 тыс. до н.э.). Ранние матер. носит-ли: глина, кожа, камни, папирус. На Руси
до 12 в. писали на пергаменте, с 14 в. на бересте. Начиная с 1867 г. -
промышлен. изго-товление пишущих машинок. С 17 в. в Англии появ-сь стенография.
2.
Фотокинофонодокумент-ние. В 1839 г. во Франции художником Дагером получена 1
фотография, в 1865 г. во Франции братьями Люмьерами был открыт кинематограф.
Фотодок-т – изобразит. Док-т, сод-ние, кот-го передано фактографическим сп-бом.
Они наглядны и точны. Кинодокументы – документальное кино, фиксируют важные
события в жизни общества.
3.
Репродуцирование – воспроизвед-е копии док-та в уменьшенном виде: а) микрофильм
– одно или неск-ко изображ-й, объедин-х общностью сод-ния, б) микрофиша
(105-140мм) умещает от 60 до 3200 кадров,.
4.
Техн-ое документ-ние – сп-б запечатления техн. мысли.
5.
Машиночитаемые док-ты (перфокарты, перфоленты, магн. ленты, дискеты).
2.
Хар-ка различных видов носителей информации и проблемы стандартизации. Кл-ция
док-тов, осн. признаки.
Док-т
(от лат. documentum – свид-во, док-во) - матер. объект, содерж-щий инф-цию в
зафиксированном виде и спец-но предназн-ный для ее передачи во времени и
пространстве. Носителем инф-ции может быть бумага, перфокарта, фотопленка,
магнитофонная лента и т.п. Док-ты м. содержать тексты на естествен. или
формализованном языке, изображения, звуковую информацию и др.
По
сод-нию Д. дел-ся на научно-технич. (статьи, книги и т.д.), правовые
(постановления, указы, договоры и др.), управленческие (приказы, директивы) и
др.
Док-ты
м.б. первичные и вторичные (реферат, аннотация, обзор и т.д.)
По виду
обработки дел-ся на семантич. (перевод, реферирование, аннотирова-ние) и
несемантич. (копирование, размножение, микрофильмирование).
Совокупность
Д., посвященных к-л. вопросу, явлению, процессу, лицу и т.п. наз.
документацией.
Существо
термина “Стандартизация” характеризуется тремя основными моментами:
-
стандартизация есть устанавливаемые на длительный срок
общегосударственные общеобязательные нормы создания документов, причем,
гарантирует соблюдение этих норм;
-
стандартизация –это закрепление и распространение только тех
качеств и свойств документов, которые имеют наибольшую функциональную
оправданность, обеспечивают наибольший управленческий эффект.
Внедрение стандартизации в
управленческую документацию обусловлено неоправданным многообразием видов и
форм документов, фиксирующих выполнение идентичных управленческих действий. На
первый план выдвигается требование повышения информативности и унификации
документов как по форме, так и по содержанию. Эта задача и решается методом
стандартизации.
Основными
задачами совершенствования форм документов следует считать: при унификации –
целесообразное уменьшение разнообразное документов по форме и правилам
оформления; при стандартизации – формирование и внедрение в качестве
обязательной нормы ограничений, позволяющих отобрать наиболее эффективные формы
и правила оформления документов и обеспечить их длительное хранение.
Стандарты
на документы должны способствовать унификации форм управленческой документации,
организации централизованного изготовления бланков, созданию возможности
централизованной обработки служебных документов и облегчению труда
управленческого персонала, а также уменьшению затрат на канцелярские расходы.
По виду
материального носителя документы м. б. разделены на:
-
созданные на бумажной основе;
-
на специальных носителях (пленке, металле, стекле, дискетах и
т.д.). от материального носителя зависит долговечность и стоимость документа.
Документ,
являясь носителем информации, содержит комплекс информационных элементов.
Целевое назначение этих элементов не однозначно. Эти элементы содержат
информацию, характеризующую явления, в подтверждение которых составлен документ
(реквизит в )
Классиф-цией
Д, определением сп-ба их создания и обработки занимается документоведение.
Классификация
документов – система соподчиненных понятий в какой-либо области знаний или
деятельности человека представляется в виде схем.
Классификация
документов по различным признакам:
1. способы представления информации:
а)
кодированная;
б) не
кодированная;
в)
цифровое.
2. Материальные носители:
а)
бумажные;
б)
микропленка;
в) маг.
пленка;
г)
оптический диск;
д)
полупроводник;
е)
фотопленка.
3. Способ закрепления информации:
а)
печатание;
б)
репродуцирование;
в)
микрография;
г) микрофильмирование;
д)
микрофотография;
е)
перфорация;
ж)
электронный.
4. Знаковая форма представления информации:
а)
текстовая;
б)
иконическая;
в)
идеографическая;
г)
аудийное;
д)
машиночитаемая;
5. Каналы восприятия информации:
а)
зрение;
б) слух;
в) осязание.
6. Материальная конструкция документов:
а)
книжное;
б)
журнальное;
в)
листовое;
г)
карточное;
д)
кассета, бабина;
е)
рулон;
ж)
дискета;
з)
магнитная лента.
7. Целевое назначение
документов:
а) научное;
б) научно-популярное;
в) учебное;
г) массово-политическое;
д) учебное;
е) производственное;
ж) справочное;
з) литературно-художественное;
и) нормативно-производственное;
к) информационное.
8. периодичность
выхода из структуры:
а) непериодическое;
б) периодическое;
в) продолжающееся;
г) книга;
д) брошюра;
е) листовка;
ж) сборник;
и) моноиздание.
9. способ доступа к
информации:
а) произвольный;
б) последовательный;
в) комбинированный;
10. считывание
информации:
а) многократное;
б) ограниченной кратности;
в) однократное.
3. Машиночитаемые док-ты (МД): хар-ка, сп-бы представл-я,
поисковые возможности и сфера применения.
МД –
док-ты, пригодные для автомат-го считывания содер-жащейся в нем информации.
(ГОСТ в.102-83) док-т, на магн. носителе – док-т, созданный средствами ВТ,
за-писанный на магн. носитель, магнитн. ленту, дискету, оптич. диск,
перфокарту, перфоленту и оформленный в установленном порядке.
Магн.
лента (МЛ) – примен. в ЭВМ с 50-х гг., когда уже МЛ примен-ся в звукозаписи, в
измерит. технике. МЛ пр.соб. гибкую подложку в виде ленты, на кот. нанесено
магн. МЛ имеют выс. надежность хран-я инф-ции. Оптич. диск – создан в нач. 70-х
гг. и в 1983 удалось предложить работо-способные образцы НОД.
4.
Лингвистическое обеспечение ИС.
ГОСТ
24.00-84 АСУ. Основные термины и определения.
ЛО
– комплекс языковых средств информации в виде данных.
Функции
ЛО – формализованное представление обеспеченности доступа к информационным
средством к подготовке информационных продуктов и услуг.
Решение:
1. моделирование понимания текста;
2. синтез речи;
3. переход от формализованного представления содержания речи на
естественный язык.
Эти
2 вопроса в первую очередь решаются при разработке прикладных задач (ввод
текста, обнаружение ошибок, автоматическом переводе с одного языка на другой,
при кодировании и классификации, составлении рефератов). Успех зависит тот
полноты и качества языковых средств.
При
этом ЛО разделяется на следующие части:
1.
декларативная – единицы языка, различные грамматические тексты (языковые
единицы – отдельные слова/сочетания, приставка, корень, суффикс – вся значимая
часть слова);
2.
процедурная – средства манипулирования единицами языка:
-
морфологический
анализ (анализ слов/сочетаний);
-
семантический
анализ (смысловой анализ);
-
синтаксический
(построение предложений).*, ВИНИТИ – словарь, содержащий информацию
научно-технической документации и общественно-политического содержания. Было
обработано свыше 80 млн. книг.
Основное средство - Языковые средства, должны:
-
подбираться
в соответствии с решаемыми задачами,
-
быть
простыми и отличаться гибкостью, чтобы их можно было можно использовать в
комплексе.
ЛС
предметной области – термин – слово/сочетание точно обозначающее конкретное
понятие (форма фиксации знания).
Термин
в качестве ЛС – как особая подсистема языка. Использование терминов позволяет:
-
конкретно
выделить и очертить границы;
-
отслеживать
развитие конкретного знания в конкретной области;
-
показывает
динамику развития знания;
-
очертить
структуру научного знания;
-
выделить
связи и все интегрированные процессы в структуре научного знания.
Применение
терминого анализа показывает вклад отдельных ученых / отдельных стран в
развитии конкретной научной проблеме.
Терминальный
анализ используется при составлении словарей и обеспечении доступа к
информационным ресурсам.
Методика
Т.А. опирается на приемы прикладной лингвистики:
1. Конкретные термины
отражают определенную предметную область - семантическое пространство (вся
отрасль знания);
2. Семантические поля
– отдельные разделы, подразделы;
3. Класс условной
эквивалентности – анализ основных слов/сочетаний, встречающихся в тексте, а
также в установлении родовидовых связей между отдельными терминами - т.е.
устанавливаются и устраняются синонимы, определение классов слов, которые
определяются как дескрипторы.
Самые
сложные процедуры:
-
установление
родовидовых отношений;
- установление ключевых слов.
В
зарубежной практике: сбор и анализ профессиональной лексики использованных
систем. Чем тщательнее анализ профессиональной лексики, тем меньше «шума».
5. Термин – лексическое средство описания предметной области.
Термин
в качестве ЛС – как особая подсистема языка. Использование терминов позволяет:
-
конкретно
выделить и очертить границы;
-
отслеживать
развитие конкретного знания в конкретной области;
-
показывает
динамику развития знания;
-
очертить
структуру научного знания;
-
выделить
связи и все интегрированные процессы в структуре научного знания.
Применение
терминого анализа показывает вклад отдельных ученых / отдельных стран в
развитии конкретной научной проблеме.
Терминальный
анализ используется при составлении словарей и обеспечении доступа к
информационным ресурсам.
Методика
Т.А. опирается на приемы прикладной лингвистики:
4. Конкретные термины
отражают определенную предметную область - семантическое пространство (вся
отрасль знания);
5. Семантические поля
– отдельные разделы, подразделы;
6. Класс условной
эквивалентности – анализ основных слов/сочетаний, встречающихся в тексте, а
также в установлении родовидовых связей между отдельными терминами - т.е.
устанавливаются и устраняются синонимы, определение классов слов, которые
определяются как дескрипторы.
Самые
сложные процедуры:
-
установление
родовидовых отношений;
- установление ключевых слов.
В
зарубежной практике: сбор и анализ профессиональной лексики использованных
систем. Чем тщательнее анализ профессиональной лексики, тем меньше «шума».
6. Информационно-поисковый тезаурус.
При
разработке ИПТ применяется ГОСТ 7.25-80 «Тезаурус информационно-поисковый
одноязычный», ГОСТ 7.14-80 «-/- многоязычный». ИПТ представляет собой обычный
словарь слов/сочетаний – отраслевой словарь. Тезаурус от лат. – хранилище,
клад.
13 в. –
составление книг о сокровищах.
17-18
вв. – словари-справочники при составлении служебных дисциплин.
1950 гг.
С развитием машинного перевода (совр. тезаурус).
Тезаурус
имеет узко прикладное назначение – обработка информационных запросов.*,
информатика – Шрейдер, Гольштейн, Брониславский.
Методика
составления тезаурусов:
1. предметная выборка всех ключевых слов конкретной предметной
области;
2. определение всех взаимосвязей между отдельными терминами.
Сама
предметная область м.б. задана как аксиома (область естественных знаний:
математика, химия, физика).
3. уточнение предметной области;
4. анализ всего массива документов (насколько точна предметная
область);
5. разработка всех взаимосвязей;
6. весь набор терминов на экспертизу спецов-аналитиков для
которых разрабатывается тезаурус.
Вся
стадия разработки ИПТ выполняется совместными усилиями спецов различных
профессий: спец. ПК, спец. конкретной области.
Требования
при разработке тезауруса:
1. массив документов д.б. достаточно однородным;
2. ограниченное число авторов (устранение разнобоя
профессиональной лексики);
3. весь массив документов д.б. в машиночитаемом формате.
7. Классификаторы. Языки формализованного описания данных.
Классификаторы – нормативные документы, которые содержат
систематический перечень объектов и присвоенные им коды. Классификации и
кодированию принадлежат все социальные и экономические объекты. Информация,
содержащаяся в этих классификаторах технико-экономическая и социальная информация,
служит для информационного обеспечения в следующих областях:
-
экономика;
-
статистика;
-
таможенное дело.
Разработано свыше 37
классификаторов, но еще применяются общесоюзные.
Основная цель разработки
классификаторов связана с реализацией государственной программы перехода России
на международные системы (учета, статистики). Данная программа была принята в
1992 г. Классификаторы оформляются в виде альбомов и есть машиночитаемый
вариант. Свод всех классификаторов, а также нормативно-методические документы,
составляют классификации и кодирования информации.
Основные задачи:
1) упорядочение и унификация технико-экономической и социальной
информации;
2) обеспечение однозначности и сопоставимости данных;
3) создание условий для автоматизированной обработки данных;
4) создание банков данных классификаторов, применяемых на
территории конкретной страны, а также международных делах.
Все классификаторы делятся на 3
группы:
1) классификаторы информации об управленческой документации,
видах деятельности экономических и социальных показателей;
2) объединяет классификаторы информации об организационных
словарях;
3) классификаторы информации о населении и кадрами.
Каждый классификатор имеет свое
условное обозначение.
8. Функциональная стркутура ИПС.
Представляется в виде абстрактной кибернитической машиты. Котора
состит из следующих узлов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|