Реферат: Курс лекций по бухгалтерскому учету
При хоз. способе засгройщик своими
силами осущ. СМР, организует 6aзy механизации, приобретает соотв-щие машины,
обор-ие. При подрядном способе застройщик передает выполнение кап. работ
подрядчику на основании договора.
Кап. работы могут осущ-ся только при
наличии проектов и смет. Проект - это комплекс тех. док-ции, необходимой для
осущ-ния КВ. Смета - это предельная ст-ть объекта, опр-щая лимит финансирования
объекта. Оценка КВ. Существует сметная стоимость, плановая ст-ть,
факт. ст-ть и инвентарная ст-ть. Сметная ст-ть рассчитывается согласно устан-ым
нормам. ценам, тарифам и расценкам, сложившимся за период кап. стр-ва или
составления сметы. План. ст-ть отличается от сметной ст-ти на сумму плановых
накоплений и заданий по снижению ст-ти, т.е. пр-ие, планируя будущие затраты
учитывает и собственные ресурсы. План. ст-ть используется для определения
внутрипроизв. резервов. Факт. ст-ть - это сумма затрат, факт. произведенных
застройщиком. Этот показатель используется при оценке КВ, созданных эастройщиком
при хоз. способе. При подрядном способе этот показатель не используется.
Инвентарная ст-ть вкл. полные затраты на все виды работ и приобретении по
каждому объекту. Этот показатель формируется у подрядчика и вкл. факт ст-ть
выполненных работ и прибыль, полученную подрядчиком. Этот показатель исп-ся для
законченных объектов стр-ва при вводе их в эксплуатацию. т.е. при принятии
объекта на баланс застройщика. Сч. 08 «Вложения во внеобор. активы» исп-ся для
учета затрат в постатейном разрезе.
08/1 – приобретение зем. участков;
08/2 – приобретение объектов природопользования; 08/3 - стр-во объектов ОС;
08/4 – приобретение отдельных объектов ОС; 08/5 – приобретение НМА и др.
Сальдо отражает величину КВ орг-ции
внезаверш. стр-во. При продаже, передаче КВ их ст-ть списывается в Д91.
Финансирование КВ осущ-ся и за счет
заемных источников. Если при этом исп-ся ср-ва целевого финансирование, то при
невыполнении обяз-ств ср-ва изымаются.
Поступление мат. ценностей на стр-во
объектов организуют по сальдовому методу учета, то есть аналит. учет осущ-ся в
карточках складского учета по местам хранения. Объекты, полученные в
результате стр-ва оформляются актом по форме ОС-1 «акт приемки-передачи основных средств». При этом делаются
проводки: Д01,04 К08 или Д58 К08. В этом случае все объекты оцениваются по
инвентарной ст-ти. Синт. учет ведется в бухгалтерии в ж-о 16 (сч.
08,07,11). К ж-о открываются ведомости №18 «затраты по текущим КВ» (не
законченным), №18a "Затраты ио законченным КВ (это сводная ведомость по
всем затратам).
При осущ-ии кап. затрат возможны
целевые поступления или субсидии от Прав-ва, к-рые необх. отличать от помощи.
Так в соотв-ии с МСФО 20.
Правительственная помощь - действие Прав-ва, направленное на
обеспечение эконом. преимуществ пр-ию или группе пр-ий, отвечающих опр.
критерию. Правительственные субсидии - такая правительственная помощь,
к-рая предоставляется в виде передачи пр-ию ресурсов в обмен на его согласие
выполнить какие-либо условия, связанные с деят-тью пр-ия. В УП необходимо
открыть какой метод применяется для учета субсидий, хар-р, размер, субсидий,
невыполненные условия и обяза-ства, к-рые помешали выполнить условия,
существует ли какая-либо правит-ая помощь. Устан порядок учета правит.
субсидий: прав субсид не признается в учете до тех пор, пока нет обоснованной
уверенности, связанной с ее получением. Способ получения правит. субсидий не
влияет на выбор метода ее учета. Все правов субс разд на 2 гр: относящ к
активам и относящ к доходам.
1.19 основная процедура
бу, ее этапы.
Процедура БУ - логически выдержанная строгая
последовательность выполнения бух. действий по отражению инф-ции в процессе
рег-ции, накопления и обработки учетных данных с целью формирования ФО и
управленческих сводок. По мнению проф. Соколова, процедура предусматривает сл.
этапы:
инвентарь, вступый б/с, журнал, Гл. книга, обор. ведомость и
заключ. баланс.
Эти этапы процедуры можно раздел. на единоразовые, выполняемые
в момент орг-ции пр-ия и инициальзации БУ, направленные на построение
вступительного баланса (т.е. инвентарь и вступит. баланс) – этапы организ-го
периода, и этапы, (остальные этапы). реализуемые и повторяющиеся из отч.
периода в период – этапы процедуры, выполняемые в кажд. отч. периоде.
Этапы организационного периода.
Инвентарь – перечень, имущества, к-рым владеет и распор-ся эконом. субъект, долгов
перед ним; обяз-в по признанным долгам, перед различными физ. или юр. лицами.
Им-во орг-ции, а также долги перед эконом. субъектом – ДЗ представляют собой ДС
в различных проявлениях и затраты, обеспечивающие буд. доходы, т.е. его
активы. Величина активов орг-ции уменьш. на размер признанных обяз-ств,
хар-ет осн. источник собств. ср-в – КС: КС=А-П. Ст-ть нетто-активов,
исчисленная по инвентарю, примен-ся при формир-ии вступ. балансов, сост-ых для
орг-ий, к-рые по каким-то причинам не вели учет с момента начала деят-ти. Также
строится восст. баланс, если пр-ие нарушило принцип непрер-ти БУ (утеря,
хищение, пожар).
Вступ. баланс согл. Принципу непрерыв-ти ведения БУ должен
строиться по регистрационному док-ту – Уставу. Вступ. баланс должен содержать
только перечень обяз-ств по взносам учр-лей в УК и перечень имущ-ва, реально
внесенного участниками на момент рег-ии Устава. Вступ. баланс строится по
формуле: Имущество реально внесенное + ДЗ участ-ов = КС (авансированный).
Этапы процедуры, выполняемые в каждом отчетном периоде.
На основании баланса на нач. периода открываются постоянные
счета с явно выраженным сальдо. По мнению амер. бухгалтеров, 1-ая, самая
важная, часть процедуры (межотчетного периода) - анализ содержания хоз.
операций с целью опр-ия, какие счета будут Дт, какие Кт и на какие суммы, чтобы
отразить ФХЖ в учетных регистрах. В росс учете этап – Журнал, на Западе – два
самост-ых этапа.
Сл. этап процедуры – это перенос в журнал записей из первич.
док-тов, служащих оправдательной основой для рег-ции данных БУ все ФХЖ рег-ся в
журнале по мере их возникновения в хрон. порядке. Рег-ция в журнале называется
хрон. записью. В журнале отраж-ся содерж-ие ФХЖ и бух. проводка – спец. запись,
указывающая сумму, Д и К счетов, на к-рые надлежит зарегистр-ть данные о
конкр-ном ФХЖ. В конце отч. периода по всем записям, зарегистр. в журнале,
подсчит итоговый оборот, к-рые имеет важное контр. значение при коллации
рез-тов обработки бух. данных за отч. период.
Гл. книга – совок-ть бух. счетов, открываемых в орг-ции в теч отч. периода, основ
часть бух. информ-ной системы, в к-рой отражаются все объекты бух. наблюдения
как обеспеч-щие произв. и фин. деят-ть, так и объекты, ее сост-щие, а также
последствия свершившихся ФХЖ. Цель этапа – систем-ть бух. записи
зарег-ные в хрон. порядке. Отраженные в системе бух. счетов записи наз.
систематическими. В конце отч. периода по всем счетам Гл. книги подсчитываются
обороты и выводится предварительный показатель кон. сальдо. Бессальдовые счета
тоже закрываются, их обороты по Дт и Кт обязательно равны, сальдо отсутствует.
Контр. знач. обор. ведомости в росс учете. Позволяет в полной мере реализовать
правило Мендеса, обоснованное им в 1803 – итог обор. по ж-о = итогу Дт и итогу
Кт оборотов по Гл. книге, реал-ия на практике контрольных ф-ий позволяет
выявить и устранить ошибки, возникающие на этапах разноски по счетам Гл. книги
и при выведении показателей кон. сальдо. На основе обор. ведомости путем
переноса в нее сальдо счетов Гл. книги составляется закл. баланс. Дт сальдо на
постоянных счетах записываются в актив баланса, Кт – в пассив. Далее опр-ся
итоговые показатели по разделам баланса и суммируется валюта баланса, к-рую
необходимо сверить с аналог. показателем в обор. ведомости.
Т.о. учетный цикл эконом. субъекта предполагает сл. этапы
процедуры:
1) Анализ содержания ФХЖ по оправдательной док-ции, их
ст-стная оценка, идентификация по времени и класс-ция в номенклатуре ПС; 2)
Регистрация в журнале хрон. записи; 3) Разноска бух. записей из журнала на
сч-а Гл. книги; 4) Пробный баланс (обор. ведомость); 5) Закл. баланс.
1.20. Класс-ция счетов по
структуре и назначению.
По назначению сч-та бывают основные (на к-рых отражаются осн.
показ-ли, хар-щие объекты бух. наблюдения) и регул-щие (уточняющие оценку на
осн. счетах и употребляемые только в паре с осн. сч-ми, к-рые они рег-ют).
1. Осн. сч-та делятся на ресурсные и операционные.
Ресурсные делятся на:
1) имущественные: а) неден. имущества – немонет. им-ва
(нач. и кон. сальдо Дт явно выраженное – сч-та активные. По Дт поступление мат.
и немат. ценностей, а по Кт расход или их выбытие. Кт сальдо указывает на
ошибки допущенные в учете), б) денеж – монет им-ва ( им-ют всегда Д сальдо, по
Д поступ ден ср, по К их расход, выдача или перечисление);
2) расчетные – отраж-т опер-ии по взаиморасчетам между
орг-циями и лицами, а также по полученным кредитам и ссудам. Дт сальдо
переходит в Кт сальдо и наоборот. В Дт возникает ДЗ, погашение КЗ или зад-ти по
ссудам, на Кт погашение ДЗ, возникновение КЗ или полученые ссуды;
3) фондовые - для учета фондов пр-ия, резервов, нач. и
кон. сальдо Кт.
Операц. счета делятся на:
1) распорядительные для накопление отдельных видов затрат и
распр-ия их по отч. периодам:
а) распределит-ые по периодам для отнесения ранее
понесенных затрат в расходы отч. периода или издержек пр-ва, а также для вкл.
части незаработанных доходов в доходы отч. периода (нач. и кон. сальдо Дт) или
распр-ия резервов на неск-ко периодов (Кт сальдо);
б) собират.-распред. - для накопления издержек,
подлежащих распр-ию, здесь учитываются показатели, относ. только к тек. отч.
периоду (нач. и кон. сальдо отсутствует, счет открывается в нач. периода, а
закр. в кон.);
2) калькуляционные - для обобщения издержек в теч. отч.
периода и форм-ия показатателей кальк-ия себ-ти (Дт кон. сальдо переносится в
баланс как сводная статья;
3) сопостовляющие: а) контр.-сопоставл. –
учитываются операции требущие спец. контроля (в кон. отч. периода закр., сальдо
отсутствует);
б) операц.-результ. (90,91) - на Дт и Кт отражаются
одни и теже ФХЖ, но в разных оценках (пример, К – по ценам реал-ии, Дт – факт.
себ-ть реал. ТП). Путем сопоставления Дт и Кт оборотов выявить результат и
перенести его на фин.-результ. счет (сальдо отсутствует); в) оцен-результ,
предназначены для обобщения инф-ии о результатах переоценки ценностей, относ. к
ср-вам в обороте, а также данные об отклонениях ст-ти этих ценностей в тек.
ценах от ст-ти, опр-ся на имуществ. сч-ах (нач. и кон. сальдо на этих сч-х
отсутст-ет);
г) фин.-результ. предназначены для учета П и У (нач. и
кон. сальдо нет, в промежут. отчетах – Д(У), К(П).
2. Регулирующие - уточняют оценку показателей на осн. счетах и употреб.
только в паре с основными. Делятся на:
1) доп., регулятив нах на той же стороне, что и
уточняемый пок-ль на осн сч-те;
2) контрарные – регулятив располагается на стороне счета,
противоположной к показателю на осн. счете: (контраактивные и контрпассивные).
1.21. бухгалтерская (ФИН.)
отчетность. МСФО 1, ПБУ 4/99
ПБУ раскрывает состав, содержание и методические основы
формирования БО орг-ций, явл. юр. лицами по законодательству РФ, кроме
кредитных и бюдж. орг-ций.
Состав БО и общие требования к ней: БО состоит из баланса, ф.№2,
приложений к ним и пояснительной записки, а также ауд. заключения (если
подлежит обязат. аудиту). БО должна давать достоверное и полное представление о
фин. положении орг-ции, фин. результатах ее деят-ти и изменениях в ее фин.
положении. Достоверной и полной считается БО, сформированная исходя из правил,
установленных нормативными актами по БУ. Орг-ция должна при составлении
баланса, ф.№2 и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и
формы последовательно от одного отч. периода к др. Показатели об отдельных
активах, обяз-ствах, доходах, расходах и хоз. операциях должны приводиться в БО
обособленно в случае их существенности и если без знания о них
заинтересованными пользователями невозможна оценка фин. положения орг-ции или
фин. результатов ее деят-ти. Для составления БО отч. датой считается последний
календ. день отч. периода. Первым отч. годом для вновь созданных орг-ций
считается период с даты их гос. регистрации по 31.12 соотв-щего года, а для
орг-ций, созданных после 1.10, по 31.12 сл. года. Каждая часть БО должна
содержать сл. данные: наименование составляющей части; указание отч. даты или
отч. периода, за к-рый составлена БО; наименование орг-ции с указанием ее
орг.-правовой формы; формат представления числовых показателей БО. БО подписывается
рук-лем и гл.бух..
Содержание бух. баланса: Баланс должен хар-ть фин. положение орг-ции по
состоянию на отч. дату. В балансе активы и обяз-ства должны представляться с
подразделением в зависимости от срока погашения на краткоср. и долгоср. Активы
и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения по ним не
более 12 мес. после отчетной даты или продолжительности операц. цикла, если он
превышает 12 мес. Все остальные активы и обяз-тва представляются как
долгосрочные.
Отчет о прибылях и убытка – хар-ет фин. результаты деят-ти орг-ции за отч.
период. В ф.№2 доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные
и чрезвычайные.
Пояснения к балансу и ф.№2. Пояснения к балансу и ф.№2 должны раскрывать сведения,
относящиеся к УП орг-ции, и обеспечивать пользователей доп. данными, к-рые
нецелесообразно вкл. в баланс и ф.№2, но к-рые необходимы пользователям БО для
реальной оценки фин. положения орг-ции, фин. результатов ее деят-ти и изменений
в ее фин. положении.
Правила оценки статей БО: Данные баланса на нач. отч. периода должны быть
сопоставимы с данными баланса за период, предшествующий отч. В БО не
допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и
убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соотв-щими ПБУ. Баланс
должен вкл. числовые показатели в нетто-оценке. Статьи БО, составляемой за отч.
год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обяз-ств.
БО является открытой для пользователей. Орг-ция должна
составлять промежут. БО, к-рая состоит из баланса и ф.№2.
МСФО 1 «Представление ФО» заменяет 3 стандарта, выпущенные в 1994 г.: МСФО 1,
МСФО 5 «Инф-ия, подлежащая раскрытию в ФО», МСФО 13. Стандарт улучшил качество
ФО и представляет рук-во по структуре ФО, вкл. требования к содержанию отч.
форм. Применяется при предоставлении всех форм ФО, опр-ет порядок ее
составления отдельными орг-циями сводной ФО группы орг-ций. Опр-ет назначение
ФО и возлагает ответственность за ее составление и представление. Цель ФО
– представление инф-ции о фин. положении, фин. результатов хоз. деят-ти,
движении ДС. Полный комплект ФО вкл.: баланс, ф№2, отчет об изменении в
капитале, отчет о движении ДС, заявление об УП, поясн. примечания. Принципы
БУ (ФО): достоверность; последовательность; метод начислений; соотнесение
доходов с расходами; принцип отч. периода. Стандарт устанавливает предельный
срок состояния и представления ФО в соотв-ии с закон-вом или обычаем делового
оборота отдельных стран. Баланс – обобщает и отражает инф-цию об
активах, обяз-вах, и капитале орг-ций. Стандарт предусматривает min число статей. Деление обяз-ств на
краткосрочные и долгосрочные производится по решению самой орг-ции форма
баланса не явл. заданной.
МСФО 1 и ПБУ 4/99 построены по одной схеме: 1 раздел – общие
положения, цели и направления, принципы составления ФО, состав и содержание
каждой из форм ФО. Приводятся основополагающие концепции в МСФО, принципы в
ПБУ.
1.22. Б/у тек. и кап.
ремонта. Учёт модернизации ОС. МСФО №9 «Затраты на исследования и разработку»
Тек. ремонт проводят с целью устраниения незначительных
повреждений, путём частичной замены деталей, мелкой починки. Кап. ремонт хар-ся
тем, что при его проведении заменяются на новые значительное кол-во деталей и
узлов. Ремонт может пр-ся либо самостоятельно (хоз. способ), либо сторонней
орг-цией (подрядный способ). Ремонт силами своего цеха Д03,25,26,29 К70,69.
Вспом. цех Д03 К10,70,69. После определения ст-ти ремонта: Д25,26,29 К23
Подрядный способ: На основании счетов поставщиков Д23,25,26,29 К60. Оплата:
Д60 К51. Создание рем. фонда Д03,25,26,29 К89(96) (ежемесячно) расходы на
проведение ремонта возмещены: Д96 К23. Факт. непроизведенные расходы Д89(96)
К70,69,60. При модернизации обор-ия улучшаются его конструктивные свойства,
повышается производительность, техн. и эконом. показатели. При частичной
модернизации совершенствуются наиболее важные органы машин и обор-ия, при
комплексной - многие его основные узлы и части. Так же как и на ремонт, расходы
на модернизацию группируются по видам ОС. Расходы на модернизацию вкл. в себ-ть
аналогично расходам по кап. вложениям.
МСФО №9 (95г) «Затраты на исследование и разработку». В процессе экспл-ии
активов могут возникнуть необходимость проведение исслед. работ. Исследования -
оригинальное и плановое изыскание, предпринятое с целью получения новых научных
или технических знаний. Разработки – применение научных открытий или др.
знаний для планирования или конструирования новых или улучшеных материалов,
устройств и т.д. до начала их ком. пр-ва или применения. Затраты на исслед. и
разработку должны вкл. все затраты, прямо относящиеся к деят-ти по исслед. и
разработке или те, которые обоснованно отнесены к этим видам деят-ти. Затраты,
вкл. затраты на ЗП и др. выплаты, ст-ть материалов и услуг использ. в работе; аморт-ия
ОС в той степени в к-рой активы использ. в деят-ти по исслед. и разработке,
накладные расходы (кроме общих администр. затрат), прочие затраты. Затраты
признаются расходом в том отч. периоде, когда они были понесены. Затраты по
разработке точно также, в тот период когда они были понесены признаются при сл. условии: - продукт или процесс
четко определен, а затраты на продукт или процесс могут быть установлены и
измерены; техническое осуществление процесса или продукта может быть
продемонстрирована, компания намерена производить или использовать продукт или
процесс; может быть продемонстр. наличие рынка для ТП или процесса.
Расскрытие инф-ии в ФО – УП, принятую для затрат на исслед. и
разраб: сумма затрат признанная расходом в отч. периоде, используемые методы
аморт-ии, принятые сроки полезной службы или нормы аморт-ии.
ПБУ6/97. Восстановление обьктов ОС может осуществляться
посредством ремонта. модернизации, реконструкции. Затраты на восстановление
отряжаются в БУ отч. периода к к-рому они относятся. При этом затраты на
модернизяцию после их окончания могут увеличивать первонач. ст-ть таких
объектов и относятся на ДК орг-ции.
1.23. бухгалтерский расчет
расчетных операций.
Учет расчетов пр-ий и орг-ий с контрагентами ведется на счетах
раздела VI «Ðасчеты» в ПС. Для учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками исп. сч. 60 (одновременно на отдельном субсч. формируется
инф-ия по авансам выданным). Сумму выданных авансов отраж-т: Д60 К51.
Произведен зачет ранее выданных авансов: Д60 К60. Его дебетуют на суммы оплаты
счетов (в кор-ции со счетами учета ДС). Аналит. учет по этому счету ведут по
каждому предъявленному расч. док-ту, а расчетов в порядке плановых платежей по
каждому пост-ку и подрядчику. При этом построение аналит. учета должно
обеспечить возможность получения необх. данных по поставщикам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|