Реферат: Бухгалтерский учет товаров и их реализация в оптово-розничном предприятии
а)
Дебет 45 Кредит 41 - |
списание
себестоимости отгруженных товаров; |
б)
Дебет 50 (51, 60) Кредит 46 - |
отражается
выручка по поступлении денежных средств либо по совершении зачета в счет
оплаты полученных по бартеру товаров; |
в)
Дебет 46 Кредит 68 - |
отражается
задолженность по НДС; |
г)
Дебет 46 Кредит 45 - |
списание
себестоимости отгруженных товаров на счета учета реализации. |
Возврат товаров на склад
отражается сторнировочными записями по счетам учета товаров и их реализации.
В отдельных случаях
организации могут произвести обмен товарами без их оплаты, так называемый
бартер.
Бартер – это безвалютный,
но оцененный и сбалансированный по стоимости обмен товарами, оформляемый единым
договором (контрактом).
В бухгалтерском учете
бартерные сделки отражаются в следующем порядке:
а)
Дебет 62 Кредит 46 - |
отгружены
товары, по которым счета предъявлены к оплате; |
б)
Дебет 46 Кредит 41 - |
списание
себестоимости отгруженных товаров; |
в)
Дебет 46 Кредит 68 - |
отражается
задолженность по НДС; |
г)
дебет 10 (12, 19, 41…) Кредит 60 - |
поставлены
на учет ценности, полученные по бартеру; |
д)
Дебет 60 Кредит 62 - |
произведен
взаимозачет задолженностей. |
Товары, переданные для
переработки другим организациям, не списываются со счета 41 "Товары",
а учитываются на счете 41 обособленно.
Как уже было отмечено
выше, в случае получения торговой организацией товаров для продажи на условиях
торговой комиссии (консигнации) товары учитываются на забалансовом счете 004
"Товары, принятые на комиссию" по стоимости, установленной в
договоре.
При реализации товаров на
условиях торговой комиссии (консигнации) схема проводок зависит от формы
участия организации в расчетах.
При условии участия
организации в расчетах в учете делаются следующие записи (комиссионное
вознаграждение определяется как разница между продажной стоимостью товаров и
задолженностью поставщику):
Приход
на счет 004 - |
получены
товары для реализации; |
Дебет
46 Кредит 60 - |
отражается
задолженность за полученные для реализации товары согласно расчетным
документам поставщиков; |
Дебет
62 Кредит 46 - |
отражается
продажная стоимость реализованных товаров; |
Списание
со счета 004 - |
товары
реализованы; |
Дебет
46 Кредит 44 - |
списываются
издержки обращения комиссионера; |
Дебет
46 (80) Кредит 80 (46) - |
отражен
результат по сделке; |
Дебет
60 Кредит 51 - |
погашена
задолженность собственнику товаров, принятых на реализацию, за вычетом суммы
комиссионного вознаграждения и других расходов (включая налоговые платежи,
предусмотренные договором). |
1.2.3 Учет
потерь товаров.
Потери товаров возникают
в процессе их транспортировки (перевозки) до склада, хранения и реализации.
В соответствии с
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации,
утвержденным приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170, убыль ценностей в
пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке,
списывается по распоряжению руководителя организации на издержки обращения.
Недостача ценностей, а
также их порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех
случаях, когда виновники нес установлены или во взыскании с виновных лиц
отказано судом, убытки от недостачи и порчи списываются на издержки обращения.
Потери товаров могут быть
вызваны их естественной убылью, результатом бесхозяйственности или
обстоятельствами непреодолимой силы.
Наряду с этими потерями
по отдельным видам товаров, требующим переработки до момента их отпуска в
торговлю для продажи, потери возникают также и на этой стадии.
Результат переборки,
сортировки, калибровки товаров по каждому их виду отражается в специальном акте
о их переборке, который подписывается членами комиссии, утвержденной для этой
цели руководителем организации.
В акте показывается
количество товара (продукции), отпущенного в переборку, допущенного к
реализации и негодного к использованию. Акт составляется в двух экземплярах –
один для бухгалтерии, другой – остается у материально-ответственного лица.
Акт составляется на
каждый вид товара (продукции). Акт фиксирует на дату переборки физическое
состояние отдельных товаров и служит для контроля за правильным оформлением
выбытия товаров и списания их стоимости с подотчета материально-ответственного
лица.
Потери товаров на всех
стадиях их движения подразделяются на нормируемые потери и ненормируемые
(сверхплановые) потери.
К нормируемым потерям
товаров относятся их потери в пределах норм естественной убыли, произошедшие по
различным причинам при перевозке, хранении и продаже, связанные с изменением их
физико-химических свойств (распыл, усушка, раскрошка, утечка, разлив и т.п.).
Нормы установлены в
процентах к продажной стоимости товаров и дифференцированы по видам товаров,
временам года их использования, климатическим зонам, срокам и условиям
хранения.
При списании товаров в
пределах норм естественной убыли необходимо руководствоваться рядом нормативных
документов Минторга СССР (в части промышленных товаров – от 2 декабря 1988 г.
№196, от 28 декабря 1988 г. №213, от 27 ноября 1991 г. №94, от 24 сентября 1991
г. №68 и др.; в части продовольственных товаров – от 2 апреля 1987 г. №88, от
18 августа 1988 г. №150 и др.), Госснаба СССР (в части продовольственных
товаров – от 5 декабря 1978 г. №66, от 21 октября 1988 г. №12 и др.; в части
промышленной продукции – от 5 сентября 1985 г. №97, от 6 апреля 1987 г. №37 и
др.), Минторга РСФСР (в части продовольственных товаров – от 21 мая 1987 г.
№085 "О нормах естественной убыли продовольственных товаров в
торговле", от 22 февраля 1988 г. №45 и др.) и другими документами, с
учетом отраслевых особенностей.
Нормы являются
предельными для списания потерь на издержки организации и применяются только
при наличии фактических потерь товаров.
Списание естественной
убыли товаров может производиться только после их инвентаризации на основе
соответствующего расчета.
Приведем общую схему
расчета суммы убыли товаров:
Расчет убыли по товарам с
1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г.
1. Естественная убыль на
остаток товаров по описи предыдущего учета на 1 января 1996 г.:
2. Начислено естественной
убыли на поступившие товары:
3. Всего начислено вместе
с остатком (стр.1 + стр.2):
4. Всего исключено, в том
числе:
а) начислена естественная
убыль по документам на выбывшие товары:
б) начислена естественная
убыль по инвентаризационной описи товаров на 1 июля 1999 г.:
5. Сумма естественной
убыли к списанию на реализованные товары (стр.3 – стр.4):
Нормы естественной убыли
могут также устанавливаться в процентах на отчетный год к товарообороту
организации.
Нормы естественной убыли
применяются к товарам, отпущенным со склада за период между двумя
инвентаризациями одних и тех же товаров с учетом срока их хранения.
Если учет товаров на
складе ведется по сортам, то для определения размера естественной убыли
необходимо рассчитывать средний срок хранения товара на складе.
Недостача товаров в
пределах установленных норм естественной убыли списываются с
материально-ответственных лиц по тем ценам, по которым товары были
оприходованы.
Отнесение товарных потерь
на издержки обращения производится по покупным ценам. Разница между покупными и
продажными (розничными) ценами относится за счет торговых скидок.
1.3 Инвентаризация имущества
предприятия
При проведении внутреннего
аудита широко используется инвентаризация ценностей – физическая проверка –
осмотр и подсчет аудитором материальных активов (производственных запасов,
денежных средств, основных фондов и др.), а также инвентаризация расчетов и
обязательств и других статей баланса.
Предписано, что порядок
проведения инвентаризации на каждом отдельном предприятии должен быть
предусмотрен Учетной политикой предприятия как основополагающим методом
проверки наличия на его балансе активов и обязательств. Наличие такого порядка
обусловлено спецификой работы отдельно взятого предприятия.
Кроме того, Законом
предусмотрено, что все организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и
обязательств в порядке и сроки, предусмотренные и установленные руководителем
организации за исключением приведенных ниже случаев, когда проведение инвентаризации
обязательно.
Участие специалистов
внутреннего аудита в составе инвентаризационных комиссий наряду с
представителями администрации предприятия, работниками бухгалтерской,
инженерной, технологической и других служб предусмотрено Методическими
указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Поэтому они
принимают участие не только в проведении плановых и выборочных инвентаризаций,
но и в случаях когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:
- при передачи имущества в
аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или
муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой
бухгалтерской отчетности;
- при смене
материально-ответственных лиц;
- при выявлении фактов
хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случаях стихийного
бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных чрезвычайными
условиями;
- при реорганизации или
ликвидации организации;
- в других случаях,
предусмотренных законодательством Российской федерации.
Сплошная или полная
инвентаризация имущества и финансовых обязательств предприятия обязательно
проводится в конце года перед составлением годового бухгалтерского баланса.
Обязательная периодичность
проведения полных инвентаризаций в зависимости от вида имущества предусмотрена
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Так, инвентаризация сырья и
материалов должна проводиться ежегодно, основных средств – один раз в три года,
библиотечных фондов – один раз в пять лет.
В районах, расположенных на
Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и
материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Правила проведения
инвентаризаций регламентированы Методическими указаниями по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств. Специалист внутреннего аудита перед
инвентаризационным процессом обязан проверить наличие на предприятии в составе
Учетной политики порядка проведения инвентаризации как этого требует Закон,
проверить содержание этого порядка на соответствие требованиям Методических
указаний.
В соответствии с этими
указаниями на предприятии приказом или распоряжением руководителя создаются
рабочие и постоянно действующие инвентаризационные комиссии. Задачи рабочих
инвентаризационных комиссий:
- инвентаризация имущества и
денежных средств предприятия;
- участие в определении
результатов инвентаризации;
- разработка предложений по
упорядочению хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- оформление
инвентаризационных описей и протоколов результатов обследования
инвентаризируемых объектов.
Рабочие инвентаризационные
комиссии несут ответственность за:
- соблюдение сроков и порядка
проведения инвентаризаций;
- полноту и точность внесения
в опись данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных
ценностей и денежных средств и средств в расчетах;
- правильность указания в
описях отличительных свойств товарно-материальных ценностей (сорт, марка,
технические условия и др.);
- своевременность оформления
результатов инвентаризации и сдачи их в бухгалтерию предприятия.
Внесение членами рабочих
инвентаризационных комиссий в описи заведомо неправильных данных влечет за
собой ответственность в установленном законом порядке.
Наличие ценностей при
инвентаризации определяется путем пересчета, перевзвешивания, обмера, а
нематериальных активов – по документам.
По установленным правилам
инвентаризация имущества производится по его местонахождению и каждому
материально-ответственному лицу обязательно в присутствии всех членов рабочей
комиссии. Отсутствие хотя бы одного из них может в дальнейшем послужить
основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
До начала инвентаризации
специалист по внутреннему аудиту обязан:
- выяснить, как часто
проводилась инвентаризация имущества на данном объекте;
- проверить бухгалтерскую
документацию по ранее проводившимся инвентаризациям на данном объекте;
- ознакомиться с номенклатурой
и объемами товарно-материальных ценностей;
- выявить дорогостоящие
товарно-материальные ценности;
- проанализировать имеющуюся
систему учета товарно-материальных ценностей;
- выявить сильные и слабые
стороны системы учета ценностей.
В случае наблюдения или
осуществления методического руководства проведением инвентаризации (без участия
в составе комиссии) аудитору с целью обеспечения надежности средств контроля
следует:
- принять участие в проведении
контрольных измерений (взвешивании, пересчете и др.);
- установить, имеются ли
устаревшие, используемые или мало используемые товарно-материальные ценности;
- проверить, хранятся ли
отдельно ценности, принадлежащие другим юридическим и физическим лицам, и
учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых
счетах.
Непосредственно перед
началом проверки фактического наличия имущества материально ответственное лицо
обязано представить членам рабочей инвентаризационной комиссии приходные и
расходные документы о движении материальных ценностей, денежных средств или
отчеты об их движении. Все эти документы визируются председателем комиссии с указанием
даты и надписью «до инвентаризации». Это служит основанием для бухгалтерии для
исчисления остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
На оформление этих
документов обращается особое внимание. На стадии приема результатов юридической
проверки выявляется законность и достоверность совершенных хозяйственных
операций, а также наличие в них следующих реквизитов:
- наименование документа
(формы);
- код формы;
- дата составления;
- содержание хозяйственной
операции;
- измерители хозяйственной
операции (в натуральном и денежном выражении);
- наименование должностей лиц,
ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления;
- личные подписи и их
расшифровки;
- дополнительные реквизиты
исходя из характера операции, требований нормативных актов и технологии
обработки учетной информации.
Аудитору необходимо
помнить, что незаконные операции и злоупотребления могут иметь место и при
внешне правильно составленных документах. Поэтому в ходе их осмотра
рекомендуется вызывать лиц, подписавших документы, для подтверждения
подлинности подписей и фактов получения товарно-материальных и денежных
ценностей. Осмотр документов рекомендуется проводить при достаточном освещении
(лучше всего дневном). Осмотру подвергаются лицевая и оборотная стороны
документа.
Перед началом основной
процедуры у материально-ответственного лица (лиц) должна быть истребована
расписка в том, что все приходно-расходные документы сданы в бухгалтерию или
переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность,
оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Руководитель предприятия
должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического
наличия имущества (ценностей) в установленные сроки (обеспечить рабочей силой
для перевзвешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым
хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
Проверка фактического
наличия имущества производится при обязательном участии
материально-ответственных лиц.
Наименование инвентаризируемых
ценностей и объектов учета, их количество указывается в описях согласно
номенклатуре в единицах измерения, принятых в учете, с заполнением чернилами
или шариковой ручкой без помарок и подчисток.
В случае обнаружения ошибок
их исправление производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных
записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны
быть оговорены и подписаны всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и
материально-ответственными лицами.
На каждой странице описи
прописью указывается число порядковых номеров материальных ценностей и общий
итог количества, записанного на данной странице в натуральных показателях вне
зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.
В инвентаризационных описях
не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах
незаполненные строки прочеркиваются.
После подписания
инвентаризационных описей всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и
материально-ответственным лицом (лицами), в конце описи
материально-ответственное лицо (лица) дают расписку, которой подтверждают, что
проверка имущества произведена в их присутствии, отсутствие каких-либо
претензий к членам рабочей инвентаризационной комиссии и принятие
поименованного в описи имущества на дальнейшее ответственное хранение.
При смене
материально-ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в
получении, а сдавший – в сдаче этого имущества. Если инвентаризация имущества
проводится в течение нескольких дней, то при уходе рабочей инвентаризационной
комиссии помещения, где хранятся ценности, опечатываются. В этом случае, а
также в случае перерывов в работе (обеденный перерыв, время отдыха, ночное
время, по другим причинам) инвентаризационные описи должны храниться в ящике,
шкафу или сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|