Реферат: Аудит реализованной продукции
2.
Оценка состояния бухгалтерского учета и СВК на предприятии.
2.1 Общие сведения о предприятии и
технико-экономическая хар-ка.
Государственное
предприятие "Дорожно-строительное управление №1" (в дальнейшем
именуемое "Предприятие") создано в соответствии с Законом РСФСР
"О предприятиях и предпринимательской деятельности" и является
правопреемником Дорожно-строительного управления №1 зарегистрированного
решением Исполкома Советского Района Совета Народных Депутатов г. Краснодара №
151/22 пр. 08 от 10 апреля 1991 года.
Предприятие
осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР "О
предприятиях и предпринимательской деятельности", законодательством и
нормативными актами Российской Федерации и Уставом.
Целями создания
Предприятия являются выполнение работ, производство продукции, оказание услуг и
целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Для достижения указанных
целей Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:
- содержание, ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных
дорог общего пользования краевого значения и внутрихозяйственных автодорог,
мостов и других объектов производственного и социального назначения;
- работы по добыче и переработке
строительных материалов и полу фабрикатов, производству товаров народного
потребления и оказание платных услуг населению;
- производство и сбыт
сельскохозяйственной продукции;
- организация творческих и
производственных мастерских, объектов общественного питания и торговли;
- благотворительная деятельность;
- торговля, маркетинг, лизинг,
реклама, посредничество, брокерские операции, оказание иных коммерческих,
правовых и других услуг;
- направление на стажировку и
обучение специалистов для изучения опыта работы в российских и иностранных
учебных заведениях, организациях, на предприятиях и фирмах;
- ремонт и обслуживание автомобилей;
- выполнение работ и услуг в других
областях деятельности, не запрещенных российским законодательством.
Источником формирования
финансовых ресурсов предприятия являются:
- прибыль, полученная от реализации
продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной и
внешнеэкономической деятельности;
- амортизационные отчисления;
- средства от продажи ценных бумаг;
- паевые и иные взносы членов
трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан;
- кредиты и другие поступления, не
противоречащие закону.
Предприятие реализует
продукцию, работы и услуги, оказываемые предприятиям и населению по ценам и
тарифам, устанавливаемым Предприятием в соответствии с действующим
законодательством.
Бухгалтерский
учет на предприятии ведется согласно Положению о бухгалтерском учете и
отчетности в РФ и другим нормативно- инструктивным документам с учетом
последующих дополнений и изменений в них.
Бухгалтерский учет
ведется с применением журнанльно - ордерной формы учета. Ответственность за
организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия.
Бухгалтерский учет в
ДСУ-1 осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Главный
бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах всех хозяйственных
операций, предоставление оперативной и результативной информации в
установленные сроки по схеме документооборота.
Предприятием, в
соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря
1998года №60н, разработана учетная политика. На 1998г. учетная политика
принята Приказом по предприятию №1 от 4.01.98.. Она в полном объеме
раскрывает способы веления бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку
и принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности; а именно: способ
погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценка
производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции,
признание прибыли от реализации продукции и другие способы, без знания о
применении которых пользователем бухгалтерской отчетности невозможна
достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота и
результатов деятельности предприятия.
Но в учетной политике
существует и ряд недостатков .Согласно разделу II ПБУ 1/98 (7) в ней должен быть утвержден рабочий план
счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета,
необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями
своевременности и полноты учета и отчетности. Такой рабочий план счетов не
указан в учетной политике предприятия.
Также нет четкого
распределения служебных обязанностей между рабочими бухгалтерии, утвержденного
руководителем, необходимого для правильной организации бухгалтерского учета и
повышения ответственности работников за выполнением своих обязанностей..
В учетной политике
оговорено наличие схемы документооборота, однако на самом деле график
документооборота, служащий основой учета, не составлен для сдачи в бухгалтерию
документов материально-ответственными лицами.
На предприятии некоторые
области бухгалтерского учета автоматизированны. На компьютерах ведется учет
заработной платы, основных средств, материалов, учет кассовых и банковских
операций , что позволяет говорить о повышенном контроле и достоверности результатов
в этих областях учета.
2.3 Оценка системы внутреннего контроля
Оценка внутреннего контроля
на предприятии ДСУ-1 была проведена на основании требования стандарта «Изучение
и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»
/23/. В соответствии с этим стандартом эффективность и надежность системы
внутреннего контроля в организации можно оценить как средняя.
Во-первых, система
внутреннего контроля включает в себя надлежащую систему бухгалтерского учета.
А именно:
1) в бухгалтерии находятся документы,
регламентирующие создание и порядок ведения бухгалтерского учета
2) документы оформляются в соответствии
с требованиями законодательства. Они последовательно пронумерованы, оформляются
в момент или непосредственно после совершения операции. .
3) поступление и движение материальных
ценностей ведется не только в стоимостных, но и в натуральных измерителях, что
позволяет говорить об эффективности и достоверности бухгалтерского учета
материальных ценностей.
Во-вторых, была
проанализирована контрольная среда предприятия.
Хозяйственная
деятельность предприятия в целом соответствует требованиям действующего
законодательства.
Организационная структура
предприятия не предполагает четкого разделения обязанностей, однако
предусмотрено, чтобы работники не выполняли несовместимые функции, т.е.
существует разделение выполнения функций управления и учета активов,
осуществления хозяйственных и бухгалтерских операций. Приняты мере по
обеспечению сохранности активов и бухгалтерских записей, а именно: создание
запасных копий, защита компьютерных программ.
На предприятии была
проведена аудиторская проверка за 1996 – 1997 гг.. По ее результатам внесли
ряд существенных дополнений и поправок.
Также контрольная среда
включает в себя и эффективную кадровую политику. На ДСУ-1 кадровая политика
проводилась устаревшими способами. При подборе кадров не использовались
тестирование, анкетирование. Однако существуют и эффективные методы. Например,
предприятие отправляет на стажировку за рубеж молодых специалистов с целью их
дальнейшего трудоустройства. Это говорит о том, что предприятие готовит себе
необходимые кадры, компетентных и надежных работников.
Третьим элементом системы
внутреннего контроля являются отдельные средства контроля. Так, одной из
процедур внутреннего контроля является проведение сверок расчетов. В результате
сверок составляются акты взаимной сверки расчетов, подтверждающие
задолженности предприятий друг перед другом. Это позволяет осуществлять
эффективный контроль за достоверностью отражения дебиторской и кредиторской
задолженностей.
3.
АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЁТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ДСУ-1
3.1 План и
программа аудиторской проверки
План и программа аудиторской проверки были разработаны
в соответствии со стандартами аудиторской деятельности /21,22,24/.
Общий план
Проверяемая организация Дорожно – строительное управление №1
Период аудита 1.03.2000 – 17.03.2000
Количество человеко-часов 288 человеко - часов
Руководитель аудиторской группы Лазаренко О.С.
Состав аудиторской группы
Лазаренко О.С., Иванова И.Н.,
Петров П.П.
Планируемый аудиторский
риск 0,04%
Планируемый уровень
существенности 800 000 р.
Таблица 2.
Общий план аудиторской проверки
Планируемые виды работ
|
|
|
1 Ознакомление с
организационно-управленческой структурой ДСУ-1.
Ознакомиться с Уставом
предприятия.: основные виды деятельности, форма собственности, структура
управления, порядок формирования уставного капитала, источники формирования
финансовых ресурсов.
|
1.03.2000 |
Иванова И.Н. |
2 Изучение и оценка системы
бухгалтерского учета.
Изучить:
-
учетную
политику. Оценить, насколько полно она отражает основные моменты по ведению
бухгалтерского учета
-
распределение
обязанностей и полномочий между работниками , принимающими участие в ведении
учета и подготовки отчетности
-
форму, регистры
учета
-
порядок
предоставление отчетности
-
организацию
подготовки, оборота и хранения документов, отражающие хозяйственные операции
- роль и место вычислительной
техники в велении бухгалтерского учета и подготовки отчетности
|
1.03.2000 – 2.03.2000 |
Петров П.П., Лазаренко О.С. |
3 Проверить:
-
наличие документов, регламентирующих создание и ведение бухгалтерского
учета.
-
Порядок исполнения договоров в соответствии с Уставом и с требованиями
законодательства
-
Проводится ли инвентаризация перед составлением отчетности
-
Порядок осуществления кадровой политики. Проверить процедуру отбора,
найма и продвижения кадров.
-
Существуют ли ревизионные комиссии
-
Наличие средств внутреннего контроля
-
Внесены ли исправления в бухгалтерский учет и отчетность по замечаниям
прошлого аудита
|
3.03.2000 |
Иванова И.Н.,
Лазаренко О.С.
|
4 Проверить оформления и хранения документов:
-
наличие
обязательных реквизитов
-
своевременное
отражение операций в соответствующих регистрах
|
3.03.2000 |
Петров П.П. |
5 Проверить правильность
корреспонденции счетов и соответствие первичных документов выпискам банка. |
6.03.2000 |
Иванова И.Н. |
6 Изучить обоснованность
кредитования, оформление кредитов по видам их погашения. |
6.03.2000 |
Петров П.П.
Лазаренко О.С.
|
7 Проверить состояние расчетов.
Убедиться в полноте оприходования полученных ценностей по количеству и
стоимости. |
6.03.2000 |
Иванова И.Н. |
8 Проверить соответствие списанных
расходов фактическим затратам. Сверить записи в журналах-ордерах с данными
авансовых отчетов и расходными ордерами к отчету кассира. |
7.03.2000 |
Петров П.П.
Лазаренко О.С.
|
9 Проверить правильность отнесение
сумм на конкретного дебитора и кредитора, обратить внимание на соответствие
расчетов законодательству и правильность арифметических расчетов. |
7.03.2000 |
Иванова И.Н. |
10 Проверить расчеты начислений
налогов бюджету, подоходного налога и удержаний по видам платежей. |
9.03.2000 |
Петров П.П. |
11 Проверить соответствие отпуска
материалов в производство лимитам, обоснованности цен на них, соблюдение норм
расхода материалов. Установить, соответствуют ли данные учетных регистров
данных производственных и материальных отчетов, правильно ли включены в
себестоимость отдельные виды затрат. |
9.03.2000 |
Иванова И.Н.
Лазаренко О.С.
|
12 Убедиться в полноте
оприходования основных средств по количеству и стоимости. |
9.03.2000- 10.03. |
Петров П.П. |
13 Проверить правильность и
законность оформления операций по отгрузке готовой продукции ( работ, услуг )
в первичных документах. |
10.03.2000 |
Иванова И.Н.
Лазаренко О.С.
|
14 Проверить соответствие данных,
отраженных в учетных регистрах , с данными в первичных документах. |
13.03.2000 |
Лазаренко О.С. |
15 Сверить данные аналитического
учета с записями по счетам синтетического учета. |
13.03. 2000 |
Петров П.П.
Иванова И.Н.
|
17 Проверить соответствие данных,
отраженных в журналах-ордерах, с данными в Главной книге. |
14.03.2000 |
Лазаренко О.С. |
18 Определить, какой метод учета
выручки от реализации выбрало предприятие в своей учетной политике. |
14.03.2000 |
Петров П.П. |
19 Проверить правильность
определения выручки от реализации продукции, работ, услуг. |
14.03 2000 |
Петров П.П
..
|
20 Определить правильность
формирования предприятием прибыли и выручки от реализации продукции для
исчисления авансовых платежей в бюджет. |
14.03.2000 |
Иванова И.Н. |
20 Установить, как формировались и
использовались фонды в соответствии с их назначением. Проверить наличие и
достоверность документов, обосновывающих выплаты. Проверить соответствие
создаваемых фондов законодательству , уставу. |
15.03.2000 |
Лазаренко О.С. |
21 Проверить расчеты, определяющие
размер распределяемой прибыли. Определить арифметическую правильность и
законность расчета начисления налога на прибыль. |
15.03.2000 |
Петров П.П. |
22 Проконтролировать работу
аудитора |
16.03.2000 |
Лазаренко О.С. |
23 Составление отчета по итогам
проведенной проверки. Ознакомить клиента с результатами и объявить вид
предполагаемого аудиторского заключения. |
!7.03.2000 |
Иванова И.Н.
Лазаренко О.С.
|
Программа проведения аудита на ДСУ-1
( на примере проверки учета
реализованной продукции )
Проверяемая организация Дорожно – строительное
управление
№1
Период аудита 1.03.2000 –
17.03.2000
Количество человеко- часов 288 человеко
- часов
Руководитель аудиторской группы Лазаренко О.С.
Состав аудиторской группы Лазаренко
О.С., Иванова И.Н., Петров
. П.П.
Планируемый аудиторский риск 0,04%
Планируемый уровень существенности 800000
Таблица 3.
Программа аудита
Перечень аудиторских процедур
|
Период проведения
|
Исполнитель
|
Рабочие документы аудитора
|
Примечание
|
1 Изучить учетную политику.
Оценить, насколько полно она отражает основные моменты по ведению
бухгалтерского учета |
1.03.-2.03.2000 |
Петров П.П.,
Лазаренко О.С.
|
Записи об изучении и оценке системы бухгалтерского
учета, схемы документооборота |
|
2 При проверке операций по отгрузке
готовой продукции ( работ, услуг, сопоставить даты складской расходной
накладной и пропуска на вынос (вывоз) продукции и материальных ценностей. При
выявлении расхождении дат необходимо сличать период отражения операций по
отгрузке продукции в учетном регистре и дату оплаты отгруженной продукции по
выписке банка и платежному требованию или расходному кассовому ордеру. На
обнаруженные расхождения сделать перерасчет выручки от фактической реализации
продукции и определяют размер скрытой от налогообложения прибыли. |
10.03.00, |
Иванова И.Н.
Лазаренко О.С.
|
|
Обратить внимание на правильность
отражения в учетных регистрах операций, связанных с реализацией продукции
подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств. |
3 - Проверить соответствие объемов
выпущенной продукции, указанной в журналах-ордерах, данным производственных
отчетов, а последних- данным первичных документов. - Проследить
движение материалов и готовой продукции по датам. - Сопоставить
данные накладных на отпуск продукции с сведениями об оплате.
- Изучить правильность
корреспонденции счетов по отгрузке и реализации продукции.
|
10.03.,
13.03.00
|
Иванова И.Н, Петров П.П.
Лазаренко О.С.
|
Копии ошибочно выписанных
документов; таблицы, обобщающие сведения о несоответствии данных первичных
документов и учетных регистров. |
Изучению подлежат реестры, справки
и прилагаемые к ним документы, товарно-транспортная накладная, приказы на
отгрузку, документы об отпуске продукции покупателю. |
4 В соответствии с выбранным
методом определения выручки от реализации проанализировать данные ведомости
№16 и ж/о №11. |
13.03.00 |
Петров П.П. |
Документы, свидетельствующие об
ошибках в ведомостях и журналах-ордерах |
|
5 Сверить сводные данные по
журналу-ордеру №11 и суммы по ведомости №16, а также данные по Главной книге
с данными журнала №11. |
13.03.00 |
Лазаренко О.С. |
|
|
6 Сверить данные аналитического учета с данными
синтетического:
по ведомости №16 «Движение готовых
изделий, реализованной продукции и материальных ценностей» , по ж/о №11, по
кредиту счета 46, 62, с данными, отраженными
·
в Главной книге
·
балансе
·
Форме №2.
|
13.03.00 |
Иванова И.Н, Петров П.П. |
Документы, свидетельствующие об
ан7ализе хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета. |
|
7 Проверить правильность и
законность отражения фактической прибыли от реализации продукции на счетах
бухгалтерского учета. Проверка обоснованности приведенных в Главной книге и
балансе данных о фактической себестоимости остатков нереализованной продукции
и затрат незавершенного производства. |
14.03.00. |
Иванова И.Н.
Лазаренко О.С.
|
|
|
8 Для проверки фактической выручки
от реализации продукции сверяют данные по строке 010 с данными Главной книге
счета 46. Общая сумма расхождения должна составить сумму НДС. |
14.03.00 |
Петров П.П. |
Таблица, отражающая суммы выручки
от реализации, НДС, прибыли по данным Главной книги и Формы №2 «Отчет о
прибылях и убытках» |
В случае выявленных ошибок и
несоответствий выяснить их причину. |
9 Составление отчета и
информирование клиента о найденных ошибках |
16.03.00 |
Иванова И.Н.
Петров
|
|
|
10 Составление клиенту аудиторского
заключения |
17.03.00 |
Лазаренко О.С. |
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|