Курсовая работа: Диагностика финансового состояния организации и пути его улучшения (на примере торгового объединения ОАО "Импра")
Для оценки состояния основных средств и их влияния
на торгово-производственные процессы исчисляют следующие показатели:
1)
долю активной
части основных производственных средств (Dакт) в общей их стоимости Со.ф..
Таблица 2 – Доля активной части основных
производственных средств (Dакт) в общей их стоимости
Период
Сакт
Со.ф..
Dакт
На начало
года
6,9
20,7
33,3%
На конец года
7,0
20,9
33,4%
Дакт=(Сакт*100%)/Со.ф..,
где
Сакт-стоимость активной
части основных фондов,
Со.ф..-общая стоимость
основных фондов,
Dакт-доля активной части
основных производственных фондов.
Данный показатель характеризует общий
технический уровень торговых предприятий и как видно из расчетов, которые
проводились по данным таблицы 1, показатель вырос. Следовательно за отчетный
год интенсифицирована работа по улучшению технической оснащенности, что позволило
увеличить производительность труда и товарооборот.
2)
коэффициент
физического износа основных средств Кизн , определяемый отношением
суммы износа Sизн к первоначальной или
восстановительной их стоимости Со.ф.
Таблица 3 – Расчет коэффициента физического
износа основных средств Кизн
Период
Sизн
Со.ф.
Кизн
На начало года
9,2
20,7
0,44
На конец года
9,3
20,9
0,44
Для более оптимального режима работы необходимо понижать
данный показатель, постоянно заменяя техническую базу торгового процесса на новое
оборудование.
3)
коэффициент
обновления Кобн, рассчитываемый отношением суммы вновь поступивших
основных средств Sпост. о.с. за год к их остатку на конец года Sост. о.с 1.
Таблица 4 – Расчет коэффициента обновления Кобн
Sпост. о.с
Sост. о.с. 1
Кобн
1,3
20,9
0,062
Кобн= Sпост. о.с/ Sост. о.с. 1
Данный показатель характеризует долю
новых основных средств в общем их объеме.
4)
коэффициент
выбытия Квыб, определяемый отношением выбывших основных средств Sвыб за год к их остатку на начало года Sост. о.с. 2;
Таблица 5 –
Расчет коэффициента выбытия Квыб
Sвыб
Sост. о.с. 2
Квыб
1,1
20,7
0,05
Для оптимального развития предприятия
необходимо добиться, чтобы Квыб< Кобн
5)
показатель
фондовооруженности труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимости
основных производственных средств к среднесписочной численности торговых
работников;
Таблица 6 – Расчет фондовооруженности
Периоды
Среднегодовая стоимость основных производственных средств Со.ф.,
млн.руб
Среднесписочная численность работников, чел.
Показатель фондовооруженности Пф
Базисный год
21,1
467
0,045182
Первый год
21,2
463
0,045788
Второй год
15,2
454
0,03348
Третий год
17,8
455
0,039121
Четвертый год
20,7
458
0,045197
Пятый год
20,9
459
0,045534
За
последние пять лет фирма пережила кризис, который связан был и с общей экономической
ситуацией в стране. Но на данный момент наблюдается интенсификация развития,
показатель фондовооруженности растет.
Важным
показателем для развития товарооборота является специализация магазина. В
универсамах, а у торговой фирмы «Импра» это все магазины самообслуживания,
обеспечивается комплексное предложение продовольственных товаров повседневного
спроса, что сокращает затраты времени покупателей на совершение покупок. По
данным таблицы 7 доля универсамов составляет в торговом предприятии «Импра»
59,3% (16*100%/27) в общей площади всех продовольственных магазинов торговой
организации, хотя их численность не достигла рекомендуемых размеров 63%
(17*100%/27), так как в отчетном году один из магазинов перешел на работу по
традиционным методам торговли. Отклонение от плана составило 3.7% (63%-59.3%).
Удельный
вес магазинов самообслуживания в общей торговой площади всех магазинов
составляет 62% (4189*100/6758), хотя планировалось 65,6%. Отклонение от плана
составило 3,6% (65.6-62).
Сравнивая
розничный товарооборот торговой фирмы, приходим к выводу, что 62,8% общего его
количества приходится на магазины самообслуживания (6265*100/9976), планировалось
66,1% (6298*100/9528).
Розничный
товарооборот по магазинам самообслуживания на один кв. метр. торговой площади
составляет 101,4% (1496*100%/1476) от общего его количества по всем магазинам
торговой сети.
По
приведенным выше показателям очевидна экономическая эффективность магазинов
самообслуживания по сравнению с магазинами, работающими по традиционным методам.
Сравнение
показателей представлено в таблице 7. Как видно из таблицы отрицательное
отклонение показателей по сравнению с фактом прошлого года наблюдается в
удельном весе магазинов самообслуживания в общем числе магазинов; торговой
площади магазинов самообслуживания; объеме товарооборота торговой фирмы,
приходящегося на магазины самообслуживания. Для увеличения объемы
товарооборота, одного из основных экономических показателей, предлагается
уменьшить долю площади, занятой оборудованием, увеличить число разновидностей
реализуемых товаров. Первый вопрос планируется решить за счет покупки более
современных холодильных устройств, занимающих в два раза меньшую площадь, что
освободит площадь торгового зала. По второму необходимо проводить более
тщательные маркетинговые исследования, изучать потребительский спрос. Планируется
создать на предприятии несколько дополнительных вакансий маркетологов.
Показателями эффективности
использования материально-технической базы на розничных торговых предприятиях
(в том числе и в магазинах самообслуживания) помимо объема товарооборота на 1 м2 торговой площади является фондоотдача (размер товарооборота на один рубль всех
основных производственных средств или активной их части), фондоемкость (размер
основных средств на один рубль товарооборота). Анализ данных показателей
проводят в динамике.
Фирма имеет следующие данные по
использованию основных, производственных средств (табл. 8).
•Таблица
7 - Информация о развитии самообслуживания по торговой фирме
факт
Отчетный год
Отклонение от плана
в % к прош
Показатели
за прошлый год
план
фактически
% выполнения плана
от плана
от прошлого года
лому году
Всего магазинов на конец года
В том числе магазинов самообслуживания
Торговая площадь всех магазинов на конец года, м2
В том числе магазинов самообслуживания
Розничный товарооборот торговой фирмы в действующих ценах,
млн р.
В том числе магазинов самообслуживания
Удельный вес магазинов самообслуживания, %•• в общем числе
магазинов
в торговой площади всех магазинов
в объеме товарооборота торговой фирмы Объем розничного
товарооборота на один м2 торговой площади, тыс. р.