Рост удоя является тем
важнейшим условием, которое обеспечивает эффективное ведение молочной отрасли и
высокую конкурентоспособность молочной продукции на внутреннем и внешнем
рынках.
Одним
из важнейших параметров, от которых зависит экономическая эффективность
производства, является себестоимость продукции, определяемая с учетом ряда
затрат. Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической
эффективности сельскохозяйственного производства. В нем синтезируются результат
использования всех его ресурсов. От снижения себестоимости продукции зависит
размер прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние хозяйства и его
платежеспособность, а также возможности снижения розничных цен. Один из
основных факторов снижения себестоимости молока – повышение продуктивности
животных. При более низкой продуктивности скота затрачивается больше средства 1
ц молока. Главный же резерв повышения продуктивности коров – создание прочной
кормовой базы и организация рационального кормления скота. Обобщающим
показателем экономической эффективности производства является рентабельность.
Преодоление тенденции снижения уровня рентабельности и создание условий для
повышения эффективности производства молока должно осуществляться не только за
счет роста закупочных цен, но и в первую очередь за счет снижения себестоимости
производства молока.
Размеры отдельных из
них, связанных с производством молока, приведены в таблице 3.
Таблица 2.3. Затраты
на производство молока по регионам республики
Область
Прямые затраты труда, чел-час на 1 ц
молока
Расход кормов на 1 ц молока, ц к.ед.
Себестоимость 1 т молока, тыс. руб
2006г.
2007г.
2008г.
В % к 2006г.
2006г.
2007г.
2008г.
В % к 2006г.
2006г.
2007г.
2008г.
В % к 2006г.
Брестская
4,3
3,8
3,3
76,7
1,18
1,2
1,18
100
389,8
444,4
570,3
146,3
Витебская
5,6
5,3
4,7
83,9
1,5
1,45
1,36
90,7
421,6
488
586
139,0
Гомельская
4,8
4,4
3,9
81,3
1,43
1,44
1,37
95,8
389
441,8
579,8
149,0
Гродненская
3,9
3,7
3,3
84,6
1,1
1,09
1,15
104,5
376,2
438,2
573,6
152,5
Минская
3,9
3,8
3,5
89,7
1,24
1,22
1,2
96,8
407,4
375,1
597
146,5
Могилевская
4,5
4,2
3,7
82,2
1,42
1,36
1,3
91,5
370,2
420
529,3
143,0
За исследуемый период
произошло сокращение затрат труда на получение 1 ц молока. В Брестской области
они снизились на 23,3% и составили в 2008 г. 3,3 чел-час. В тоже время во всех
регионах наблюдается снижение трудозатрат при производстве молока, что
свидетельствует о росте отраслевой производительности труда и является хорошей
предпосылкой к ее дальнейшему повышению. Важнейшим обобщающим стоимостным
показателем, отражающим эффективность использования генетического потенциала
молочного скота, эффективность производства и использования кормов и других
ресурсов, и характеризующим в целом эффективность производства молока, является
его себестоимость. Себестоимость производства молока во всех областях
республики возросла. В Гродненской области – на 52,5%, Минской на 46,5%,
Брестской – на 46,3%, Витебской – на 39%, Гомельской – на 49%, Могилевской – на
43% по сравнению с 2006 г. и составила 573,6 тыс. руб., 597 тыс. руб., 570,3
тыс. руб., 586 тыс. руб., 579,8 тыс. руб. и 529,3 тыс. руб. соответственно. Самая
низкая себестоимость наблюдается в Могилевской области. Это обусловлено
достаточно высокими годовыми удоями коров (4536 кг) и использованием
относительно дешевых кормов. Самая высокая себестоимость молока в минской
области.
Для получения более
полного представления о современном состоянии молочного скотоводства необходимо
рассмотреть экономические показатели, такие как выручка от реализации молока,
прибыль, среднереализационную цену (таблица 4).
Таблица 2.4. Экономическая
эффективность производства молока по областям Беларуси
Область
Выручка от реализации молока, млрд.
руб.
Прибыль в расчете на 1 голову, тыс.
руб.
Среднереализационная цена 1 т молока,
тыс.руб.
2006г.
2007г.
2008г.
В % к 2006г.
2006г.
2007г.
2008г.
В % к 2006г.
2006г.
2007г.
2008г.
В % к 2006г.
Брестская
349,8
400
618
176,7
225,2
248
535,6
237,8
455
516
720
158,2
Витебская
224,2
266
427
190,5
51,2
78,5
339
662,1
441
513
711
161,2
Гомельская
191,3
231
397
207,5
89
123,8
365,8
411
420
486
712
169,5
Гродненская
287,5
328
537
186,8
137,5
174,9
523,1
380,4
414
490
711
171,7
Минская
392,5
465
719
183,2
122,7
115,2
400,7
326,6
447
515
707
158,2
Могилевская
198,1
237
351
177,2
262,4
342,2
527,7
201,1
448
522
683
152,5
Средняя цена реализации
1 т молока является показателем, величина которого в значительной степени определяется
государством вследствие контроля над закупочными ценами на молока и дотационной
поддержки производителей молока. Сельскохозяйственное предприятие может
повлиять на уровень реализационной цены в основном через качество реализуемого
молока и путем выбора наиболее выгодных каналов реализации. Различия в средней
цене реализации 1 т молока по регионам составляют в среднем 5% (683 тыс. руб/т
в Могилевской области и 720 тыс. руб/т в Брестской областях, в других областях
она колеблется в пределах 710 тыс. руб/т. С ростом средней цены реализации 1 т
молока увеличилась выручка от реализации 1 т молока, а, следовательно, и
прибыль на 1 ц молока. Позитивные факторы производства в развитии молочного
скотоводства наряду с ростом закупочных цен создали основу для прибыльного
ведения отрасли: почти 13% хозяйств имеют рентабельность производства молока
свыше 30%.