Курсовая работа: Анализ финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства на примере ЗАО "Племзавод-Юбилейный Ишимского района"
По данным
табл. 3.15 можно сделать вывод, что рентабельность предприятия увеличивается,
т. к. увеличивается рентабельность имущества на 0,7%, собственных средств – на
0,5%, производственных фондов - на 1,12%, перманентного капитала – на 0,78%.
Рентабельность продаж показывает, что на 1 рубль проданной продукции приходится
0,38 руб. чистой прибыли на начало 2009 г. и 0,41 руб. на конец 2009 г. Этот
показатель увеличился, значит увеличилась доходность реализуемой продукции.
Изменение уровня рентабельности продаж могло произойти в результате изменение
цен на реализованную продукцию и изменения себестоимости реализованной
продукции. В целом предприятие рентабельно (получает прибыль от своей
деятельности).
По данным
проведенного экспресс-анализа предприятия ЗАО «Племзавод - Юбилейный» можно
сделать следующие выводы: все показатели финансовой устойчивости и ликвидности
соответствуют нормативам; некоторые показатели деловой активности снижаются,
некоторые увеличиваются. В целом ЗАО «Племзавод - Юбилейный» является финансово
устойчивым, платежеспособным и рентабельным. Финансовое состояние предприятия
можно оценить как устойчивое.
3.2
Диагностика вероятности банкротства предприятия и имитационное моделирование
оптимальной структуры финансовых ресурсов
Банкротство –
это признанная арбитражным судом или объявленная должником его неспособность в
полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и
по уплате других обязательных платежей.
В качестве
критериев для диагностики риска банкротства используются показатели оценки
структуры баланса. Для целей признания сельскохозяйственных организаций
неплатежеспособными анализируется структура бухгалтерского баланса за последний
отчетный период:
1.Коэффициент текущей
ликвидности (К ТЛ);
2.Коэффициент
обеспеченности собственными оборотными средствами (К ОСОС);
3.Коэффициент
восстановления (утраты) платежеспособности (К В (У) П).
По балансу
организации коэффициент ликвидности (К1) определяется как отношение
фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия (организации)
оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных
средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (раздел II
актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде
краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и кредиторской
задолженности:
К1 = II А стр.
290 : V П стр. (690 – 640 – 650), где
II А стр. 290 – итого
по разделу II "Оборотные активы";
V П стр.
690 – итого по разделу V "Краткосрочные обязательства";
стр. 640 –
доходы будущих периодов (раздел V "Краткосрочные обязательства");
стр. 650 –
резервы предстоящих расходов и платежей (раздел V "Краткосрочные
обязательства");
Коэффициент
обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) определяется:
К2 = (III П
стр. 490 + IV П стр. 590 - I А стр. 190 ) :
II А стр.290, где
Ш П стр. 490
– итого по разделу Ш "Капитал и резервы";
1V П стр. 590
– итого по разделу IV "Долгосрочные обязательства";
I А стр. 190
– итого по разделу I "Внеоборотные активы";
II А стр. 290
– итого по разделу II "Оборотные активы".
В том случае,
если коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными
оборотными средствами (хотя бы один) имеют значение ≤ 2 и ≤ 0,1,
рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный
6 месяцам.
В том случае,
если коэффициент текущей ликвидности ≥ 2 и коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами ≥ 0,1, рассчитывается коэффициент
утраты платежеспособности за период, равный 3 месяцам.
Коэффициент
восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, свидетельствует
о наличии реальной возможности у организации восстановить свою платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение менее 1,
свидетельствует о том, что организация в ближайшее время утратит свою
платежеспособность.
Коэффициент
восстановления (утраты) платежеспособности (КЗ) определяется с учетом
коэффициентов текущей ликвидности, рассчитанных по данным на начало и на конец
года:
КЗ = [К1Ф + У
: Т (К1Ф – К1Н)] : К1 НОРМ., где
К1Ф - фактическое
значение коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное по бухгалтерскому
балансу на конец года;
К1Н - значение
коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное по бухгалтерскому балансу на
начало года;
К1 НОРМ. -
нормативное значение, равное 2;
Т - отчетный
период, равный 12 мес.;
У - период
восстановления, равный 6 мес. (утраты – 3 мес.) [14, с. 109].
Таблица 3.16
Оценка
структуры баланса
Показатели |
На начало 2009 года |
На конец 2009 года |
Норматив коэффициента |
1.Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ)
2.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
(КОСОС)
3. Коэффициент восстановления платежеспособности (Квп) сроком на
6 месяцев
4. Коэффициент утраты платежеспособности предприятия (УУП)
сроком на 3 месяца
|
40,84
0,46
-
Х
|
46,85
0,45
-
24,18
|
не менее 2,0
не менее 0,1
более 1,0
более 1,0
|
Коэффициент
текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными
средствами выше нормативных значений, следовательно, структура баланса
является удовлетворительной. Рассчитанный коэффициент утраты платежеспособности
принимает значение более 1, это свидетельствует о том, что предприятие в ближайшие 3 месяца не
утратит свою платежеспособность.
Одним из
перспективных направлений восстановления платежеспособности предприятия
является мобилизация резервов хозяйственной деятельности в целях увеличения
доходности и, соответственно, прибыли. Имитационное моделирование
осуществляется путем составления двух моделей – «Прибыль» и «Баланс».
1)Коэффициент
текущей ликвидности во всех прогнозных вариантах должен быть более 2;
2)Сумма
заемного капитала во всех вариантах остается неизменной;
3)Прибыль
направляется на пополнение только оборотного капитала.
Рост в
динамике коэффициента текущей ликвидности может быть
достигнут
двумя путями:
- за счет
увеличения текущих активов;
- за счет
уменьшения текущих пассивов.
Таблица 3.17
Имитационная
модель «Прибыль», тыс. руб.
Показатели |
2009г. |
1
вариант |
2
вариант |
Выручка |
1111707 |
32504477 |
32593149 |
Себестоимость |
817285 |
817285 |
899014 |
Прибыль (убыток) |
294422 |
31687192 |
31694135 |
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) |
46,85 |
46,86 |
46,87 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
(КОСОС) |
0,45 |
0,98 |
0,98 |
Коэффициент восстановления платежеспособности (КВП) |
х |
х |
х |
Коэффициент утраты платежеспособности (КУП) |
24,18 |
23,43 |
23,43 |
Таблица 3.18
Имитационная
модель «Баланс», тыс. руб.
Актив |
2009г |
1 в. |
2 в. |
Пассив |
2009г |
1 в. |
2 в. |
ОС |
1702984 |
1702984 |
1702984 |
СК |
2149482 |
33542252 |
33549195 |
Об.С |
1140769 |
32533539 |
32540482 |
ЗК |
694271 |
694271 |
694271 |
Баланс |
2843753 |
34236523 |
34243466 |
Баланс |
2843753 |
34236523 |
34243466 |
1 вариант
Величина
текущих активов на конец отчетного периода составляет 1140769 тыс. руб.
Увеличим Ктл до величины 46,86 посредством увеличения величины текущих активов
= 46,86 х 694271 = 32533539 тыс. руб.
Таким
образом, прибыль предприятия в первом варианте должна составить не менее
32533539-1140769 = 31392770 тыс. руб., а для 1 варианта сумма прибыли составит
294422+31392770 = 31687192 тыс. руб.
Себестоимость
в 1 варианте не изменяем.
Выручка
составит 31687192+817285 = 32504477 тыс. руб.
Собственный
капитал 2149482+31392770 = 33542252 тыс. руб.
Произведем расчет коэффициентов:
Косос = (2149482+31392770-1702984)/32533539
= 0,98
Куп =
(46,86+3/12(46,86-46,85))/2=23,43
Таким
образом, по результатам расчетов предприятие не потеряет свою платежеспособность
в течение ближайших 3 месяцев.
2 вариант
Текущие активы предприятия на конец отчетного
периода составили 1140769 тыс. руб., следовательно, чтобы достичь запланированного значения
Ктл = 46,87 нужно увеличить текущие активы до величины 46,87 х 694271= 32540482 тыс. руб.
Таким образом, прибыль предприятия во втором
варианте должна составить не менее 32540482-1140769 = 31399713 тыс. руб., а для 2 варианта
сумма прибыли составит 294422+31399713 = 31694135 тыс. руб.
Себестоимость
увеличиваем на 10% и она составит 899014 тыс. руб.
Выручка
составит 31694135+899014 = 32593149 тыс.
руб.
Собственный
капитал 2149482+31399713 = 33549195 тыс. руб.
Произведем расчет коэффициентов:
Косос =
(2149482+31399713-1702984)/ 32540482 = 0,98
Куп =
(46,87+3/12(46,87-46,85))/2=23,43
Таким
образом, по результатам расчетов предприятие не потеряет свою
платежеспособность в течение ближайших 3 месяцев.
Таким
образом, можно сделать вывод, что наиболее лучшим вариантом прогноза условий
платежеспособности предприятия является 2 вариант, т.к. прибыль предприятия во
2 варианте является самой высокой (31694135 тыс. руб.) несмотря на увеличение себестоимости. Коэффициент
утраты платежеспособности составляет 23,43, т.е. предприятие не утратит свою
платежеспособность в ближайшие 3 месяца, но значение немного меньше, чем в
отчетном периоде.
3.3. Обобщение
и подсчет резервов повышения эффективности финансовых результатов деятельности
предприятия от реализации продукции растениеводства
В заключение
анализа производства продукции растениеводства выявленные резервы необходимо
обобщить в натуральном измерении и в стоимостном на основании таблиц 2.10 и
2.11.
Таблица 3.19
Обобщение
резервов увеличения производства продукции растениеводства
Источник резервов |
Зерно, ц |
Валовая продукция, тыс. руб. |
Улучшение структуры посевов |
545 |
173,84 |
Уборка урожая в оптимальные сроки |
5639 |
1798,67 |
Всего, ц |
6184 |
1972,51 |
В целом по
хозяйству за счет проведения всех мероприятий, перечисленных в табл. 3.19,
можно получить дополнительно 6184 ц зерна. Валовой продукции можно получить
больше на 1972,51 тыс. руб.
Основным источником резерва увеличения прибыли является
увеличение объема реализации продукции [12, с. 87].
Следует
определить резерв увеличения объема реализации продукции за счет увеличения
объема производства продукции.
Таблица 3.20
Резерв
увеличения объема реализации продукции растениеводства
Вид продукции |
Резерв увеличения производства, ц |
Возможный уровень товарности, % |
Резерв увеличения объема реализации продукции, ц |
|
|
Зерно |
6184 |
16 |
990 |
|
Р↑VРП
=Р↑VВП х Ут возм. = 6184 х 16% = 990 ц
Резерв
увеличения объема реализации продукции за счет увеличения объема производства
продукции составляет 990 ц зерна при возможном уровне товарности, равном 16%.
На основании
резервов увеличения объема реализации продукции можно подсчитать резерв роста
прибыли.
Таблица
3.21
Резерв
роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции растениеводства
Вид продукции |
Резерв увеличения объема реализации, ц |
Фактическая сумма прибыли от реализации 1 ц продукции, руб. |
Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
Зерно |
990 |
155,35 |
153,8 |
Р↑П = Р↑VРП
х П зерна ф = 990 х 155,35 = 153,8 тыс. руб.
Резерв роста
прибыли за счет увеличения объема реализации продукции составляет 153,8 тыс.
руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поиск
резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов -
одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически
использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового
экономического анализа.
Анализ
финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью
финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими
эффективность деятельности предприятия, является прибыль и рентабельность.
Как показал
анализ финансовых результатов c/х предприятия ЗАО «Племзавод – Юбилейный», в рассматриваемом
периоде оно улучшило свои финансовые результаты.
Валовая прибыль
в отчетном 2009 году увеличилась. План по валовой прибыли перевыполнен на 17,6%.
Чистая прибыль увеличилась на 30%.
Прибыль от
реализации зерна увеличилась на 15472 тыс. руб., в том числе за счет увеличения
товарной продукции увеличилась на 4395 тыс. руб., за счет снижения полной
себестоимости 1 ц увеличилась на 14882 тыс. руб., за счет снижения средней цены
реализации 1 ц снизилась на 3805 тыс. руб. Большее положительное влияние
оказало снижение себестоимости 1 ц зерна. Снижение средней цены реализации
сказалось отрицательно на сумме прибыли.
Наиболее
полно, чем прибыль, окончательные результаты хозяйствования характеризуют
показатели рентабельности. Факторный анализ рентабельности зерна показал, что
рентабельность увеличилась на 29,37%, в том числе за счет снижения средней цены
реализации 1 ц зерна снизилась на 6,39%, за счет снижения себестоимости 1 ц
зерна увеличилась на 35,76%. Снижение цены реализации отрицательно сказывается
на рентабельности продукции, а снижение себестоимости – положительно.
Анализ также
показал, что на рассматриваемом нами предприятии существуют резервы увеличения
прибыли и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема производства и
реализации продукции. Увеличение объема производства может произойти за счет
улучшения структуры посевов и за счет уборки урожая в оптимальные сроки.
Используя
выявленные резервы, ЗАО «Племзавод – Юбилейный» может получить дополнительную
прибыль в сумме 153,8 тыс. руб.
В данном курсовом
проекте был проведен анализ финансовых результатов от реализации продукции
растениеводства с/х предприятия ЗАО «Племзавод – Юбилейный». Данный анализ
является ретроспективным, т.к. использована информация уже свершившихся фактов
хозяйственной деятельности; внутренним, т.е. изучалась деятельность только
одного предприятия; финансово-экономическим, т.е. его содержанием является
изучение взаимодействия экономических процессов и финансовых результатов.
По
использованной методике проведенный анализ является сравнительным и факторным.
По охвату изучаемых объектов - выборочный и тематический, т.е. рассматривались
не все стороны хозяйственной деятельности, а лишь финансовые результаты.
Данный анализ
не носит исчерпывающего характера, это продиктовано ограниченностью предоставленной
предприятием информации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый
анализ. М.:ДИС, 1997. – 343 с.;
2. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность
организации: подходы и комментарии к составлению. - М.: Бухгалтерский учет,
1997. – 403 с.;
3. Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа
хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 312 с.;
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.
Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 1995. – 401 с.;
5. Балабанов И.Т. Риск - менеджмент. - М.:
Финансы и статистика, 1996. – 298 с.;
6. Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. -
М.: Финансы и статистика, 1996. – 437 с.;
7. Большой экономический словарь. / Под ред.
Азримяна А.Н. - Институт новой экономики, 1998. – 524 с.;
8. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 1997. – 346 с.;
9. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский
учет, 1996. – 268 с.;
10. Зимин Н.Е., Солопова В. Н. Анализ и
диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: КолосС,
2007. – 384 с.;
11. Киреева, Н.В.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: в 3 ч.: учеб.
пособие / Н.В. Киреева; Урал. соц.-эк. ин-т АТиСО. – Челябинск, 2008. – 528 с.;
12. Ковалев, В.В.Ковалев
В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев. -
М.: Проспект, 2007. – 421 с.;
13. Любушин Н.П., Лещева
В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. -
М.: ЮНИТИ, 2005. - 345с.;
14. Макарьева, В.И.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и
руководителя / В.И. Макарьева. – М.: Налоговый вестник, 2006. – 256 с.;
15.Осипова Л.В., Синяева
ИМ. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. 2-у изд.перераб. и
доп.- М.: ЮНИТИ, 2005. 623 с.;
16.
Памбухчиянц
О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М: Дашков и Ко. –
2005. – 636 с.;
17.
Савицкая
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 425.
18.
Савицкая
Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. –
3-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 320 с.;
19.
Савицкая
Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М,
2008 – 288 с.;
20.
Чечевицына
Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – 2-е
изд. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 352 с.
|