МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

    Теперь о технологии педагогического процесса по воспитанию дисциплины. Единых предписаний здесь нет. Безрукова В.С. [3, С.270] указывает на то, что на сегодня апробированы лишь отдельные компоненты этих технологий.

    Один из таких компонентов – диагностика уровня развития дисциплинированности учащихся. Сама диагностика – уже есть метод воспитания. Ее результаты помогают в проектировании индивидуальной работы с учащимися. Любая форма воспитания дисциплины строится на диагностике.

    Другой компонент – развитие воспитательной мобильности учащихся как их готовности и способности взаимодействовать с педагогом и адекватно реагировать на воспитательные отношения. Воспитательная мобильность определяет позицию личности в педагогическом процессе. Без готовности учащихся как исходной позиции невозможно формировать дисциплинированность: возникает разве что противодействие учащихся педагогу, взаимное непонимание. Воспитательная мобильность есть в известном смысле воспитуемость и обучаемость учащихся.

    Еще один компонент любой формы воспитания дисциплинированности – непременное использование народной педагогики, опора на обычаи, нравы, привычки, нормы, вкусы, авторитеты, мораль, религию. Это та платформа, на которой легче «укладываются» современные и не всегда гуманизированные средства дисциплинирования, если они взаимно согласуются. Народная педагогика может служить критерием ожидаемой эффективности новых методов и средств воспитания.

    Мощным компонентом технологии дисциплинирования будущих солдат могут быть правила, методические рекомендации, инструкции, доводимые до учащихся в процессе изучения содержания основ ОБЖ. С их помощью формируется правовое сознание, сдерживающее недисциплинированность. Неплохо использовать  экономические способы воздействия опять же через инструкции, т.е. правовые акты.

    Большую роль в технологии воспитания дисциплины играет оценка поведения каждого учащегося или группы учащихся в целом. Эта оценка не зависит от успеваемости и определяется с учетом возможности ученика действовать соответствующим образом.

    Оценка поведения складывается из оценки прилежания, оценки отношения к учебе и труду и оценки способности к сотрудничеству. Ученые рекомендуют вовлекать учащихся в процесс оценивания и самооценивания, ибо через это тоже происходит усвоение норм поведения.

    Оценивание поведения осуществляется не через отметку, а через характеристику. Только в ней можно раскрыть развитие личностных проявлений в течение длительного времени, выделить наиболее типичные элементы поведения, отметить силу педагогического воздействия, наметить перспективные линии развития поведения учащегося и дать советы, как исправить недостатки.

    При проектировании форм воспитания дисциплины учащихся следует помнить о компенсаторных тенденциях в их поведении. Для учащихся  призывного возраста это очень характерно

    Наконец, следует упомянуть о постоянно вводимых в любую форму воспитания различных компонентах, ломающих, разрушающих стереотипы, ликвидирующих барьер между прежними представлениями о допустимых нормах дисциплины и новыми требованиями к ней. Иными словами, в любую дисциплинирующую форму организации педагогического процесса следует включать компоненты перевоспитания как средство преодоления недисциплинированности.

    Большими возможностями в выработке у школьников представлений и понятий о сознательной дисциплине располагают все предметы и в том числе ОБЖ.

     

    2.3.     Методы организации деятельности по воспитанию

     дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП

    Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности, для формирования его дисциплинированности и ответственности.

    Как основа здорового образа жизни деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения.

    Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью учащихся.

    Отечественной педагогической наукой обнаружен ряд общих закономерностей, обусловливающих методы педагогического руководства деятельностью и формированием опыта общественного поведения школьников или сознательной дисциплины.

    1.                  Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными воспитывающими возможностями. Однако один вид деятельности не может заменить все остальные. Поэтому в воспитании целесообразно использовать комплекс видов деятельности.

    2.    Деятельность может не повлиять положительно на воспитуемого, если не имеет для него «личностного смысла» (А.Н.Леонтьев).

    3.    В итоге воспитательных воздействий у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата, его опережающим отражением (П.К.Анохин), цель человека является той силой, «которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен  подчинять свою волю».

    4.    По отношению к формированию личности школьника деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения и сознательной дисциплины, а в итоге дисциплинированность как интегративное качество личности.

    Рассмотрим конкретные педагогические методы по формированию ответственности и дисциплинированности.

    Педагогическое требование.

    «Школа, - писал А.С.Макаренко, - должна с первого же дня предъявлять к ученику твердые, непререкаемые требования советского общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо» [17, С.398]. В требовании наиболее отчетливо обнаруживается действие той закономерности воспитательного процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности,  но и переходить в требования воспитуемого к самому себе.

    Содержание педагогических требований определяется нравственными нормами, действующими в обществе Уставом общеобразовательного учреждения, Правилами для учащихся.

    Требование может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Требование может вскрыть внутренние противоречия в процессе воспитания, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе и на уроке, вносят дух организованности в деятельности и поведении учащихся.

    По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Особенно велико значение прямого, беспрекословного, «негнущегося» требования на первоначальном этапе работы педагога с коллективом, когда актив еще только складывается. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения. Мысль о том, что воспитание должно использовать косвенные способы воздействия, возникла в педагогике давно, но наиболее полно она была реализована в опыте А.С.Макаренко, который справедливо считал, что, поскольку ученик не любит подвергаться специальным воспитательным процедурам, воспитатель не должен выдвигать сущность своей педагогической позиции на первый план, а, наоборот, должен скрыть ее от воспитанника.

    Существенно и то, насколько соблюдает учитель меру в предъявлении требований к учащимся. По этому поводу К.Д.Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повиноваться 2-3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться…» [34, С.390-391].

     Общественное мнение.

    Воспитатель всегда стремится к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода воспитания.

    Диспут «Нужно ли добровольно идти в армию» с участием родителей

    Школьный коллектив воссоздает систему общественных отношений, ту объективную основу, на которой у учащихся формируется соответствующий тип сознания, поведения и деятельности. Достигая в своем развитии идейного, интеллектуального, эмоционально-волевого и организационного единства, коллектив оказывается способным к самоуправлению, важнейшим фактором которого является общественное мнение. Так коллектив становится субъектом воспитания, ближайшей опорой и надежным союзником педагога.

    Для формирования здорового общественного мнения учитель привлекает воспитанников к коллективному принципиальному обсуждению всех явлений и событий в жизни класса, школы и общества. Если учащиеся в своей основной массе активно участвуют в коллективной деятельности, переживают радость совместных успехов, критически относятся к имеющимся недостаткам и стремятся к их преодолению, это свидетельствует о том, что в коллективе складывается достаточно зрелое общественное мнение. И наоборот, отсутствие авторитетного общественного мнения создает почву для круговой поруки, взаимопрощения  и нетребовательности, процветания узкогрупповых интересов.

    После изучения на уроке темы «Воинская обязанность» учащиеся должны усвоить ее структуру: воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе; призыв на военные сборы. Можно в качестве домашнего задания попросит учащихся выяснить общественное мнение родных и близких о рассмотренном вопросе и составить устный  или письменный ответ. Предложить сочинение на тему: «Общественное и мое личное мнение  о воинской обязанности». Анализ сочинений на данную тему позволяет сделать вывод, что для большинства учащихся далеко не безразлично мнение окружающих и особенно девушек. Вот выдержки из сочинений:  «Я выполню свой гражданский долг перед Отечеством в память о своем деде, чтобы не стыдно было смотреть в глаза отца и своей девушки». «Я не считаю нужным придерживаться общественного мнения, ибо мы живем в рыночных условиях и каждый должен думать прежде всего о себе. Пребывание в армии не окажет существенного влияния на мое интеллектуальное развитие, быстрее на оборот. Этой позиции придерживаются мои родители и целый ряд моих знакомых, в том числе и одноклассников». «Моя мама считает, что пусть государство сначала обеспечит безопасность пребывания солдат в армии, а потом их набирает. Я боюсь дедовщины, так как за все годы своего существования никого не ударил и не оскорбил, хотя я занимаюсь регулярно спортом и многие парни знают мои физические данные». «В СМИ ведутся постоянно дебаты работниками военкоматов и военных о воинской обязанности, и в то же время на практике мы видим безразличие к молодым солдатам как людям,  личностям. Иначе как понимать события с призывниками осенью 2003г. в Магадане?»

    Как видим из сочинений учащихся общественное мнение на формирование ответственности перед Отечеством играет далеко не последнюю роль и учителю необходимо проводить серьезную просветительскую работу  как среди учащихся, так и среди родительской общественности. С этой целью проводятся специальные тематические родительские собрания общешкольного и классного уровня.

    В современных условиях развития нашего государства действенность общественного мнения, его социально-политическая направленность во многом определяется той ролью, какую играют в его становлении родительская общественность класса в целом и каждая семья в отдельности.

    Приучение

    Приручение представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий в целях превращения их в привычные формы общественного поведения.

    Привычка важна не сама по себе. В определенных условиях  она может и должна стать устойчивым свойством или качеством личности. Привычка есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностью и мысль переходит в дело. Воспитание, строящее свое здание на привычках, строит его прочно.

    Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на  ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем быстроты. Метод приучения предполагает контроль за способом выполнения действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся.

    Метод приучения варьируют в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Учитель в этом случае так организует деятельность детей, чтобы, с удовольствием выполняя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкли к нужной форме поведения. Иногда возникает необходимость открыто поставить перед  школьниками задачу научиться вести себя определенным образом, например, быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. В отдельных случаях необходимо вызвать у учащихся стремление воспитать в себе сначала то или иное качество личности (скромность, выдержку, самообладание и т.д.). Это стремление побуждает учеников овладевать соответствующими привычками.

    Формы общественного поведения, ставшие для воспитанников привычными, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в разных обстоятельствах, принимая соответствующие этим обстоятельствам конкретные способы действия.

    Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. Отсутствие разумного, последовательно осуществляемого режима, законных пределов для поступка не может быть возмещено никакой словесной мудростью. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формирует он динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек.

    Для будущего воина имеет большое значение привычка заниматься физической подготовкой.  Это направление деятельности учителя ОБЖ является постоянно в поле внимания, но он не всегда может дать утвердительный ответ на систематические занятия физической культурой в свободное от занятий время. Эту проблему необходимо начинать решать с детского сада. В настоящее время многие школы поддерживают идею преемственности между детским садом и школой. Встречи с родителями дошкольников, с работниками детского сада позволяют составить систему физических упражнений  с учетом данного возраста. Затем на уровне начальной школы и так далее. В работе учителя ОБЖ по привитию привычки заниматься физической культурой большое место отводится работе с родителями, которые могут в условиях дома поддерживать начинания ребенка заниматься спортом.

    Привычки по выполнению домашнего задания – яркий пример ответственности и дисциплинированности ученика.

    Упражнение

    «Наше поведение, - писал А.С.Макаренко, -  должно быть сознательным поведением… но это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию… Настоящая широта, этическая норма становится действительной только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро т точно…» [16, С.435-436].  Это достигается благодаря упражнению, которое находится в широких и многосторонних связях с приучением. Если в основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операционной структуры как упражнение в правильном поступке.

    Основное назначение упражнения как метода воспитания сознательной дисциплины – практический опыт коллективных отношений, необходимых для формирования качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий как устойчивой основы общественного поведения. При этом оно не имеет ничего общего с механической выучкой и тренажом в духе поведенческой психологии: стимул – реакция – подкрепление.

    Упражнение в широком смысле – это такая организация жизни и деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. «Нельзя, - говорил А.С.Макаренко, - воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости…  волю,  мужество, целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе» [14, С.424-425]. 

    Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают школьников жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к общественным делам. Но эту роль поручения выполняют далеко не всегда. В школе еще встречаются ученики, которые, взявшись с жаром за какое-либо дело, не заканчивают его или, выполнив одно поручение добросовестно, к другому относятся халатно. Причина этого явления кроется в том, что учащиеся, зная нормы и принципы общественной морали, мало упражняются в деятельности, формирующей единство сознания и поведения.

    Привлекая воспитанников в выполнению поручений, необходимо управлять мотивами их общественной активности. Без понимания тех внутренних сил, которые побуждают школьника поступать определенным образом, нельзя успешно руководить его социальным и  нравственным развитие, упражнять его в правильных поступках.

    Создание воспитывающих ситуаций

    В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно возникают ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений. Создать такую ситуацию, обнаружить заключенный в ней конфликт, возникающую или уже назревшую проблему по плечу любому вдумчивому педагогу. Такие специально организованные педагогические условия называются воспитывающими ситуациями.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.