Реферат: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина
По
своему существу это ситуации свободного выбора. Ученики в них ставятся перед
необходимостью выбирать определенное решение из нескольких возможных вариантов:
воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать,
сказать правду, сказать «не знаю». В поисках выхода из созданной учителем
ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое
поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменившимися
условиями деятельности и общения.
Анализируя
внутренние противоречия воспитания и развития детей, А.С.Макаренко установил,
что « в эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то
предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для
реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения» [15,
С.507]. Так возникают критические, конфликтные ситуации. Как результат
столкновения отношений личности и общественных норм поведения людей конфликтная
ситуация не может быть обойдена воспитателем. Если ее происхождение и условия
тщательно проанализированы, она может стать гибким и действенным средством
разрушения «дефектных» и утверждения здоровых взаимоотношений, единства внешних
требований и внутренних устремлений личности.
В
период проведения военных сборов создаются благоприятные условия для реализации
воспитывающих ситуаций. Так, при изучении темы «Воинские коллективы» в условиях
школы это остается за гранью реальной жизни, ибо после занятий учащиеся
расходятся по своим семьям, а в условиях сбора они на протяжении целой недели
живут плечо к плечу и здесь как никогда проявляется и как нигде проявляется
чувство коллективизма, внутриколлективные отношения, способность прийти на
выручку, проверяется психологическая совместимость людей, так важная в реальной
воинской службе. Посещение учащимися воинской части позволяет в беседе как с
группой военнослужащих так и с отдельными солдатами подтвердить важность
коллектива и следовательно создается реальная воспитывающая ситуация для
формирования и ответственности и дисциплинированности личности будущего
солдата.
Методы
стимулирования поведения и деятельности
Стимулировать
– значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях
подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов
применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее употребительны
соревнование, поощрение.
Ознакомление
учащихся с основными профессионально важными качествами военнослужащих
некоторых видов Вооруженных Сил и родов войск позволяет уже на школьной скамье
целенаправленно готовить себя к службе в данном виде или роде войск.
Так,
учащийся мечтающий попасть служить в Военно-Морской Флот, должен знать, что он
умеет поддерживать высокую работоспособность в длительных переходах; уметь
снимать нервное напряжение; проявлять устойчивость к действию неблагоприятных
факторов: перегревания, охлаждения, температурных перепадов, изменения
воздушной среды, качки и непогоды; быстро восстанавливать работоспособность;
уметь сноровисто действовать в борьбе за живучесть корабля. Конкретные приемы
такой тренировки следует давать индивидуально и вести персональное наблюдение
за их ходом проведения. Хорошим стимулом укрепления данной мечты могут служить
кинофильмы о буднях и действиях в экстремальных ситуациях моряков.
Соревнование
Как
метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного
социально-психологического фактора, что детям, подросткам и юношам в высшей
степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету
первенства, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших
результатов в труде и общественной деятельности, соревнование поднимает
отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности,
инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
В
настоящее время соревнование по успеваемости учащихся не проводится. Это
связано с индивидуальными особенностями процесса усвоения школьниками знаний,
умений и навыков. У каждого человека и у детей в том числе различные «зоны
актуального и ближайшего развития». Однако полностью исключать соревнование из
наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно.
Опыт показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается
возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное
отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например,
вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашнее задание, работать
прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятный внешний вид, опрятные
школьные принадлежности, выполнять школьный и домашний режим дня и т.д. В
старших классах среди юношей можно объявить соревнование на подтягивание и
отжим, например, через месяц, чтобы создать ситуацию самостоятельно
позаниматься в домашних условиях.
Соревнования
бывают коллективными и индивидуальными, а по времени действия различаются
длительные и эпизодические.
В
процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать принцип
гласности, сравнимости результатов, педагогического такта.
Соревнование
как метод формирования дисциплинированности и ответственности учителями ОБЖ
используется очень широко как в процессе теоретических занятий, так и на
практических, особенно в период военных сборов. Соревнование стимулирует
чувство коллективизма, активизации личности в целом. Примером может служить
военизированная эстафета, где царит дух товарищества, четкая слаженность в
действиях, а тем самым проявление ответственности и дисциплинированности.
При
проведении праздника, посвященного «Дню Защитника Отечества», учащиеся
самостоятельно готовили команде противника вопросы и задания не только из
программного материала, но и на общую эрудицию.
Поощрение
Поощрение
– способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности
отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем,
что в нем содержится общественное признание того образа действий, который
избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения,
школьник испытывает подъем энергии, уверенность в собственных силах.
Нельзя
полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное
значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только
результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить
более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик
ждет награды за малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые,
неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с младшими
школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков
и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю
необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появились ученики захваленные и
обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения
зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном
мнении коллектива.
В
последние годы все чаще возникает вопрос о соответствии между выполненным
делом мерой удовлетворенности поощрением. Часто не только дети, но и взрослые,
испытывают неудовлетворение от высказанного поощрения учителем или
руководителем. Если поощрение соответствует ожидаемому удовлетворению личности,
то оно стимулирует закрепление данных навыков деятельности и тем самым
формирует сознательную дисциплину и дисциплинированность, но если не возникает
соответствия между ними, то это может оказать самое негативное влияние на
процесс формирования дисциплинированности как качества личности. Это очень
серьезная проблема, психолого-педагогический и методический механизм
функционирования которой в полном объеме еще не изучен.
В
практической деятельности учителя ОБЖ метод поощрения для формирования
ответственности и дисциплинированности можно применять практически на каждом
занятии, но при этом необходимо соблюдать меру похвалы и ее целесообразность.
Поощрение должно быть за весомые дела и поступки. Так, учащийся самостоятельно
подготовил доклад на тему: «Личная дисциплинированность воина» и показа ее
историческое, социальное и нравственное значение со времен Александра
Македонского до наших дней заслуживает не просто отличной оценки, а самой
серьезной похвалы перед учащимися класса и даже сообщение родителям данного
ученика о его успехах.
Наказание
Отношение к
наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной
мере под влиянием свободного воспитания в первые годы работы советской школы
наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного
из методов воспитания, А.С.Макаренко писал: «Разумная система наказания не
только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому
характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое
достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их» [17, С.399].
Наказание – это такое воздействие на личность школьника,
которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.
Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и чем он
ошибается, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда.
А.С.Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это
состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но
наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания – ни
физического, ни морального. В наказании нет подавленности, а есть переживание
отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.
Может применяться такая форма наказания, как изменение
отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Умелое
применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного
мастерства.
Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и
условий, породивших тот или иной поступок. В тех случаях, когда ученик нарушил
правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым
упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением
коллектива. Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению.
По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут
привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.
Воспитание по своему определению не стремится к угнетению,
принуждению, к прагматическому, безудержному, по искусственно завышенным
стандартам потребительству. Его цель – сформировать свободную, ответственную,
дисциплинированную личность. Исходя из молчаливого признания несовершенств
реального человека, любых общественных отношений, воспитание готовит ребенка к
преобразованию самого себя, к достижению духовного и физического совершенства,
а не к ролевому, конформистному прозябанию в мещанско-обывательской рутине.
Воспитание в отличие от внешнего приспособления к данному
социуму, есть формирование средствами ненасилия, в сочетании с
предопределенными законами природы и социума педагогически целесообразным,
принудительным воздействием, духовного «ядра» личности, ее нравственной
свободы. Воспитание направлено на развитие личности, способной в негативных
социальных условиях и экстремальных ситуациях быть самим собой, оставаться
инакомыслящей, готовой к самостоятельным ответственным решениям и действиям.
«Только воспитание как вечный, объективный, изначально присущий обществу
механизм передачи подрастающим поколениям опыта общественной жизни, а отнюдь не
социализация, представляющая собой субъективное изобретение охранителей
социального расслоения, готовит личность к борьбе с валюнтаристским
политическим, нравственным, социальным, эстетическим насилием» - писал
Б.Т.Лихачев [11, С.59].
Наказание как метод очень «тонкий» инструмент в руках
учителя. Следует на практике в период посещения воинской части обсудить данный
вопрос с военнослужащими. Наказание должно быть, ибо в противном случае начнет
проявляться безответственность, вседозволенность, не соблюдение воинской
дисциплины. Какими могут быть последствия уснувшего дневального, часового на
посту и т. д.
2.4. Методы контроля, самоконтроля и
самооценки
в воспитании дисциплинированности и
ответственности
Управляемость
целостного педагогического процесса невозможна без обратной связи, которая
несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Чтобы
оценить эффективность воспитательного процесса по формированию
дисциплинированности учащихся, необходимо изучать деятельность и поведение
воспитуемых. О людях судят прежде всего по их действиям.
О показателях воспитанности и в том числе
дисциплинированности школьников можно судить по степени их участи во всех
основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной,
трудовой, общественной и др. – и результатам этого участия.
Важным показателем воспитанности школьников являются общение
и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и
поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных
влияний на личность.
К показателям воспитанности личности необходимо отнести также
ее информированность, прежде всего в области морально-политической, культурной,
эстетической и др.
Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по
себе, так как нельзя разделить сознание, действия и поведение, общение
личности. Всякое подразделение их носит условный характер и применяется лишь в
целях более детального и поэлементного изучения общего уровня дисциплинированности
и воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения
соответствующих методов воспитания и оценки эффективности.
Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки
его результативного компонента и процессуального, отражающего характер
протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей,
правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого или стиля общения,
взаимодействия, их влияния на развитие инициативы и самодеятельности учащихся.
Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает
изучение воспитания объективным.
К основным методам контроля относятся: педагогическое
наблюдение за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности,
опросы (анкетные, устные и пр.), анализ результатов деятельности, выполнение
поручений, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
Охарактеризуем данные методы. Педагогическое наблюдение
характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения
личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды
наблюдения – непосредственное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное,
монографическое и узкое и пр.
Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения
дисциплинированности и ответственности личности, надо вести его с конкретной
целью, владеть программой изучения личности, признаками и критериями оценки ее
воспитанности вообще и дисциплинированности и ответственности в частности.
Наблюдения должны носить систематический характер. Важно
хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник
наблюдений, в карту наблюдений и др.).
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень
информированности учащихся в области идейно-нравственных проблем, норм и правил
поведения, выяснить причины отклонения от выполнения этих норм, когда они
наблюдаются. Одновременно учитель фиксирует мнения, высказывания учеников,
чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к
другу, их симпатии, антипатии и т.п.
Так в процессе теоретических занятий учитель фиксирует
отношение учащихся к выполнению домашнего задания, выполнению обязанностей
дежурного, отношение к выполнению творческих индивидуальных заданий.
Аналогично, в период весенних полевых сборов ведется фиксация фактов соблюдения
дисциплинированности и ответственности учащихся. По результатам наблюдений
можно вести конкретную воспитательную работу с учеником с целью выявления
причин данных отклонений от норм поведения. Причиной таких явлений может служить
формальное усвоение темы «Права и обязанности военнослужащих», не знание
содержания общевойсковых уставов и т.п.
Все чаще в классных коллективах применяются психологические
опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские
привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его.
Такие опросники позволяют своевременно выявить возникающие противоречия и
принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.
Для изучения результатов общественной деятельности учащихся
необходимо проводить беседы и опросы не только их самих, но и членов классного
коллектива.
О результативности воспитания сознательной дисциплины
свидетельствуют такие показатели как: сформированность мировоззрения, усвоение
норм морали, соблюдение законов, а также Правил для учащихся, общественная
активность, инициативность, самостоятельность, умение оценит события, происходящие
в нашей стране и за рубежом.
Научно
обоснованного, однозначного подхода к определению уровня сформированности у личности
такого интергативного качества как дисциплинированность и ответственность на
сегодня нет. Данную проблему ученые совместно с передовой частью учительства
решают в рамках оценки уровня воспитанности ученика. При этом следует
определиться, что понимать под воспитанностью ученика, по каким показателям
можно оценит уровень его воспитанности. Ученые считают, что уровень
воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с
его возрастными возможностями важнейших качеств личности – показателей
воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню сформированности:
высокий, средний или низкий.
Общая оценка
воспитанности ученика выводится на основе отдельных показателей воспитанности.
При этом, если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную
оценку как не соответствующая нормам нравственности, правилам поведения в
обществе или у ученика были обнаружены дурные привычки (курение, пьянство,
противоправные поступки и др.), то независимо от других оценок общая оценка его
воспитанности должна быть низкой.
Л.М.Фридман предлагает
следующие показатели воспитанности ученика [37, С.64]:
1.Поведение в семье:
проявляет ли интерес к делам семьи, к ее проблемам, переживает ли совместно с
другими ее членами невзгоды и радости, учится ли старательно полному
самообслуживанию, выполняет ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и
старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении
со своими членами семьи.
2. Поведение в
школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий учителей,
трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к успехам и
неудачам в учении, проявление чувства ответственности за порученные
общественные дела, бережное отношение к собственному и школьному имуществу,
дисциплинированное поведение на переменах.
3.
Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении
заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к
старшим при встрече и прощании.
4.
Отношение к сверстникам: активное участие в совместной деятельности и
играх, стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами,
готовность бескорыстно помогать товарищам, стремление не подвести своих
товарищей, класс.
5.
Поведение на улице и в общественных местах: соблюдение правил дорожного
движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и порядка в общественных
местах, в транспорте, на улице.
6.
Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость в одежде, обуви;
соблюдение правил личной гигиены, выполнение режима дня и утренней зарядки;
самокритичность в оценке своего поведения и отдельных поступков; правдивость,
честность, принципиальность.
Эти
показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы учащихся.
Процедура оценивания состояла из следующих этапов.
Воспитатели
(классные руководители) попросили родителей каждого ученика заполнить и
прислать или принести в школу следующую анкету с вопросами:
1.
Какие положительные качества характерны для вашего сына?
2.
Какие отрицательные вы заметили?
3. Какие
качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка и на сколько это вам
удается выполнить?
4.
Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?
5. Как
он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь,
сочувствие, защиту?
6.
Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую
инициативу он проявляет при этом?
Использование
данных показателей уровень воспитанности исследуемых качеств можно достаточно
точно спрогнозировать и тем самым содержанием учебного материала ОБЖ в процессе
теоретической и практической подготовки будущих воинов успешно сформировать и
развить.
Заключение
Проблема
воспитания подрастающей личности в теории и практике всегда была актуальной. На
ее решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы: экономические,
социально-политические, материальные и т.д.
В своей
квалификационной работе мы попытались решить данную проблему содержанием
учебного предмета ОБЖ в той ее части, которая посвящена основам подготовки к
военной службе. Рассмотрев вопрос о воспитании дисциплинированности и
ответственности в отечественной школы мы выделили методы их воспитания:
приучение, упражнение, создание воспитывающей ситуации, стимулирования
поведения и деятельности, соревнование, поощрение и наказание. Общение с
учителями ОБЖ, с классными руководителями и учителями-предметниками, а также с
учащимися и целенаправленное наблюдение за их учебной деятельностью в школе и
беседы с родителями о их мнении об уровне ответственности и дисциплинированности
ребенка позволили нам сделать следующий вывод.
Проблема
формирования дисциплинированности и ответственности у будущих воинов своими
корнями уходит в семейное воспитание. Мы считаем, что деятельность учителей
школы под руководством учителя ОБЖ совместно с родительской общественностью
класса и школы, а также воспитательное пространство района способны данную
проблему решить.
Библиографический указатель.
1.
Акулкин Э.В.,
Соловьев В.М. Расширять знания школьников о сознательной дисциплине //Советская
педагогика № 2. 1985. С.19-24.
2.
Андрианов А.Е. Воспитание сознательной дисциплины у младших школьников
//Советская педагогика. 1940. №11-12. С. 94.
3.
Безрукова В.С.
Педагогика. Екатеринбург, 1993. С.273
4.
БеспалькоВ.П. Психологические парадоксы образования //Педагогика № 5
2000. С. 15- 16.
5.
Блонский П.П. О наказаниях //На путях к новой школе. 1924. № 1. С. 61.
6.
Брюнелли Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся
//Коммунистическое просвещение. 1935. № 2. С. 73-74.
7.
Виноградова Н.Д.
Привычка – основа нравственного воспитания //Педагогика № 5. 1997. С. 91-96.
8.
Гликман И.З.
Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000. С. 22
9.
Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6 т. Т.6. М., 1979. С.377
10.
Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 27. С. 241
11.
Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием //Педагогика, № 4.
1998. С. 20
12.
Лихачев Б.Т.
Проблема целостности в воспитании //Советская педагогика № 5. 1986. С.59
13.
Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 270.
14.
Макаренко А.С.
Воля, мужество, целеустремленность //Соч. – М., 1958. Т. V. - С. 424-425.
15.
Макаренко А.С. О «взрыве» //Соч. – М., 1958. Т. V.
- С. 507.
15а. Макаренко А.С. Художественная
литература о воспитании детей //Соч. – М., Т V. –
С.363.
16.
Макаренко А.С. О
коммунистической этике //Соч. – М., 1958. Т. V. - С.
435-436.
17.
Макаренко А.С.
Проблемы воспитания в советской школе //Соч. – М., 1958. – Т. V .- С. 398.
18.
Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1958. С. 284.
19.
Макаренко А.С.
Соч.: В 7 т. Т.4.М., 1951. С.22
20. Муравский А. Как относиться к вам, дети?
Больной вопрос //Народное просвещение. 1928. № 7. С. 117.
20.
Народный учитель. 1928. № 1, 2
21.
Ожегов С. И.
Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. Чл.-корр. АП СССР
Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.: Рус. Яз., 1986, 797 с.
22.
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для
общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский.
– 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.: ил.
23.
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Учебник для общеобразоват.
учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. –
4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.: ил.
24.
Педагогика: Курс лекций. М., 1966.
25.
Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. С.9
26.
Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности
/ Сост. Б.И.Мишин. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 128 с.
27.
Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный учитель.
1929. № 1. С. 49.
28.
Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный учитель.
1929. № 1. С. 49.
29.
Середа В.З., Денисов М.Н. К вопросу о мерах поднятия успеваемости и
дисциплины //Просвещение на транспорте. 1927. № 4-5, С. 82.
30.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – 2-е изд. – М., 1975. – С.14.
31.
Тарасов В. Дисциплина и среда //На путях к новой школе. 1926. № 5-6. С.
13.
32.
Топорков И.К.
Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10-11 кл.
общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение» при участии издательства
«Покровка», 1996. – 125 с.: ил.
33.
Ушинский К.Д
Материалы к III тому «Педагогической антропологии»
//Собр. Соч. – М., 1950. – Т.10. – С. 390-391.
34.
Ушинский К.Д.
Изб. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 274
35.
Философский словарь. – М.:Политиздат. 1972. - 469 с.
36.
Фридман Л. М.
Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика № 4. 1997. С.64
37.
Цейтлин А. Вопросы дисциплины в детучреждениях в связи психологическими
особенностями ребенка //Просвещение на транспорте. 1927. № 1 . С. 201.
38.
Цейтлин А. Вопросы дисциплины в педучреждениях в связи педологическими
особенностями ребенка //Просвещение на транспорте. 1927. № 2 . С. 20.
39.
Шамахов Ф. Правильная организация педагогического процесса как путь
укрепления сознательной дисциплины в школе //Просвещение Сибири. 1933. № 3-4.
С.70.
40.
Шацкий С.Т. Кто виноват? //На путях к новой школе. 1928. № 4. С.
|