МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • ЗАСЛУГИ ЛОМОНОСОВА ПЕРЕД РУССКОЙ ШКОЛОЙ

    ЗАСЛУГИ ЛОМОНОСОВА ПЕРЕД РУССКОЙ ШКОЛОЙ

    Кристина Узорко

    ЗАСЛУГИ ЛОМОНОСОВА ПЕРЕД РУССКОЙ ШКОЛОЙ

    Реферат по педагогике

    План

    1. Введение.

    - Наследственные и индивидуальные способности детей.

    - Взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием.

    - Преподвние на русском языке. Российская грамматика.

    2. Этапы педагогической деятельности Ломоносова.

    - Первый этап (1742-1745). Народное просвящение. Разработка учебных

    пособий на русском языке.

    -Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в

    университет!

    - Работа над новым уставом.

    - Третий этап (1750-1755). Программа организации просвящения в России.

    Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на

    пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных

    знаний, решение педагогических задач.

    - Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развития

    среднего и высшего образования в России.

    3. Принципы демократизма, гуманизма и народности.

    - Демократизм. Образование во всех слоях общества, стипендии и

    финансирование. Подразделение средней школы: российская, латинская,

    первых оснований в науках и знатнейших европейских языков;

    трехгодичный срок обучения.

    - Три факультета вуза: исторический, медицинский, философский.

    Богословское образование – прерогатива Синода.

    - Диалектика Ломоносова.

    - Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения.

    - Принцип природосообразности: подразделял природные дарования

    человека на душевные и телесные.

    - Принципы гуманизма и народности. Общечеловеческая нравственность.

    Милосердие и трудолюбие. Внимание к условиям трудовой деятельности.

    Человек должен быть счастливым - нравственность и возможность служить

    на благо отечества.

    - Оградить молодых людей от вредного валияния семьи. Рекомендации для

    гимназистов: ленность преодаливается послушанием, воздержанием,

    бдением и терпением. Основой нравственного воспитания Ломоносов считал

    родной язык.

    - Детей обучать грамоте народным способом.

    - Наукой следует овладеть всем членам общества.

    4. Особенности методики.

    - Сторонник классно-урочной системы: проверка домашних заданий,

    сообщение новых знаний на уроке. Практика.

    - Разработка специальных упражнений. В старших классах публичные

    выступления. На уроках ученикам можно помогать друг другу. Оценки.

    - Предметы. Обыкновенные и дополнительные. Поощрения и наказания.

    Порядок и дисциплина, убеждение и пример. Не позволять иностранцам

    учить детей. Во главе школы – только педагог!

    - Проблема терминалогии.

    5. Заключение.

    Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик. Этот

    великий ум проявил себя во всех сферах человеческой деятельности: в

    литературе, языкознании, истории, географии, металлургии, физике, химии, а

    также в педагогике.

    Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание

    на наследственные и индивидуальные способности каждого из них.

    Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием.

    Одна из важнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета,

    где высшее образование получали не только дворяне, но и представители

    низших сословий.

    В век преклонения французкой моде, Ломоносов ввел преподавание на

    родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея»

    Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов

    опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот

    момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних

    дней остаются неизменными.

    В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.

    Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с преподавательской

    работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи

    неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение.

    Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны

    заниматься педагогической деятельностью.

    Ломоносов разработал программу публичных лекций, которые должен был

    читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не сущуствовало

    учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться

    разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым

    уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная

    книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на

    пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел

    с латинского учебник по физике.

    Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работой

    ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность пофессора).

    Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции

    на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печатании

    перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписывалось прочесть цикл

    лекций по физике с использованием необходимых физических приборов. Первая

    лекция ученого прошла, по отзывам современников, в торжественной обстановке

    20 июня 1746 г. На ней присутствовали «сверх многочисленного собрания

    воинских и гражданских разных чинов слушателей и сам господин президент

    академии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными персонами».

    Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до

    Ломоносова все лекции читались на латинском языке.

    Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необходимости

    преобразования учебной части Академии наук.

    28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собрание «О

    привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников

    гимназии». В документе Ломоносов предложил отобрать студентов из семинарий

    и обучать их академическим упражнениям. Этим, по его мнению, можно

    приобрести «для Академии наук звание подлинного Петербургского

    университета».

    Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно

    больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные.

    Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоносова об отборе

    способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о

    широком распространении научных знаний на русском языке.

    Некогда данное предложение было опробовано Ломоносовым на практике.

    Так, еще в 1732 и 1735 годах ученики семинарий отбирались для учебы в

    академии. Из них вышли такие ученые, как С. П. Крашенинников, сам М. В.

    Ломоносов, академик-астроном Н. И. Попов, создатель русского фарфора Д. И.

    Виноградов, гравер А. Поляков, переводчики В. И. Лебедев, И. И. Голубцов,

    А. А. Барсов.

    В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек

    из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-

    Невской семинарий.

    Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новый

    регламент (устав) Академического университета. По поручению канцелярии от

    13 июня 1748 года разработкой устава занимался академик Г.-Ф. Миллер.

    Ломоносов вспоминал позже: «В Университете неотменно должно быть трем

    факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский

    оставляю синодальным училищам), в которых бы производились в магистры,

    лиценцияты и докторы. А ректору при нем не быть особливому, но все то знать

    эфору или надзирателю, что в внесенном в Историческое собрание регламенте

    на ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный командир, а

    здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Университет и Академия

    имели по примеру иностранных какие-нибудь вольности, а особливо, чтобы они

    освобождены были от полицейских должностей».

    Спустя почти полгода, 7 декабря 1748 года, Ломоносов предложил всех

    студентов разделить на три класса: «... первого класса студенты ходят на

    все лекции, для того чтобы иметь понятие о всех науках и чтобы всяк мог

    видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса

    студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука,

    третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и

    упражняются в одной науке. Сим последним должно, по моему мнению,

    определить ранг армейского прапорщика, а производить их в временные

    переводчики... а из них в адъюнкты». Это говорит о том, что Ломоносов

    стремился поднять уровень преподавания в университете. Однако устав

    утвержден не был.

    Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750— 1755) совпал

    с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем

    образовании. Позднее они были названы исследователями педагогического

    творчества ученого ломоносовской программой организации просвещения в

    России. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, много

    времени отдавал непосредственной подготовке молодых специалистов, выступил

    с идеей открытия Московского университета. В «доношении» в Сенат он

    обосновал свое предложение тем, что в Москве живет много дворян и

    разночинцев; сравнительно меньше требуется денег для обучения, так как

    «дешевые средства к содержанию» и довольно большое количество домашних

    учителей. Поэтому он заботился о том, чтобы учебные заведения, в том числе

    и университет, были открыты и для детей простого народа.

    Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функционировало

    три факультета: философский, юридический, медицинский.

    Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была

    создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую

    науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый

    состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен,

    освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.

    Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных

    идеей служения на «пользу и славу Отечества»:

    1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской

    грамматики, права, медицины);

    2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции,

    диспуты);

    3)решение педагогических задач (подготовка образованного молодого

    поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-

    воспитательным делом в учебных заведениях).

    При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в

    состав которой записалось несколько сотен человек. Это во много раз

    превышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты,

    находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее

    целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что

    явилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в

    конце XVIII в.

    Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756—1765

    годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и

    высшего образования в России.

    Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и

    народности.

    Демократизм Ломоносова выразился прежде всего в стремлении

    распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал

    мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также

    выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он

    предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о

    создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.

    Он подметил, что крестьянские дети отличаются практической сметкой, умом,

    трудолюбием: «... к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще

    всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний».

    В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал особо

    выделить тех, кому требуется «жалованье»: «Подражая, однако, похвальному

    примеру других университетов, где любознательные юноши питаются от щедрот

    государей, мы не можем не выделить некоего числа студентов, которые,

    получая содержание из академических средств, были бы заняты только

    слушанием профессорских лекций и научной работой. И хотя, ввиду обширности

    государства и малого числа университетов, следовало бы довести количество

    студентов, содержимых на казенный счет, до нескольких сотен, однако же

    академическая казна не выдержит этого, а потому для начала достаточно

    будет, если установим число таких студентов в 40 человек». В гимназии, по

    его мнению, «число такого рода подростков должно быть по крайней мере вдвое

    больше, чем число студентов, т. е. будет 80 человек, воспитывающихся на

    академические средства. Будут, конечно, сверх того, как и ныне, такие,

    которых будут содержать сами родители».

    При составлении «Проекта регламента московских гимназий» была

    определена сумма содержания на каждого гимназиста — 15 рублей в год. Эти

    деньги предназначались для приобретения одежды, книг и письменных

    принадлежностей. Кроме того, учащиеся должны быть обеспечены пищей. Но эта

    статья расходов не входила в сумму содержания. Изменение рыночных цен

    затрудняло составление определенной сметы.

    На содержание студентов Ломоносов требовал 100 рублей на каждого в

    год. В 1763 году сумма на содержание учащегося составляла до 30 рублей в

    год. Ломоносов считал ее «весьма скудной» и просил добавить «по 12 рублев».

    Кроме того, он добился открытия общежития для гимназистов и студентов, что

    давало им возможность больше времени уделять учению.

    Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных

    искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там к правильному образу

    мышления и добрым нравам». Но академическая гимназия не совсем

    соответствовала его требованиям . Главной причиной такого положения

    Ломоносов называл «недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, в

    содержании и в произведении». Оно выражалось в засилии учителей-

    иностранцев, в отсутствии обучения на русском языке.

    Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму средней

    общеобразовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые

    подразделения:

    - российская

    - латинская

    - «первых оснований в науках»

    - «знатнейших европейских языков»

    Для каждой из них устанавливались три класса: нижний, средний,

    верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Ломоносовская программа

    образования, предусматривавшая расширение сети гимназий и школ в России,

    отвечала общественным интересам. Она оказала положительное влияние на

    развитие народного просвещения XVIII — начала XIX века. Ломоносов явился

    действительно создателем отечественной общеобразовательной школы.

    Важное место в ломоносовской программе отводилось высшему образованию.

    По мнению ученого, университеты должны быть ведущими в стране учебно-

    научными центрами, которые оказывали бы решающее влияние на развитие науки

    и распространение просвещения в России. В 1764 году в «Предположениях об

    устройстве и уставе Петербургской Академии» он глубоко рассмотрел вопрос о

    содержании высшего образования: «Для сохранения людского здоровья и для

    попечения о нем нужно основать факультет медицинский. Для увеличения

    общественного благосостояния и для создания разных жизненных благ

    необходимо устроить факультет философский. На юридическом факультете должны

    быть лекции:

    1)исторические, для ознакомления с правом народов, что в других местах

    напрасно относят к ведению факультета философского;

    2) по практической философии;

    3) по политике;

    4) по публичному и частному праву;

    5) русское право.

    На медицинском факультете должны читаться:

    1) анатомия с физиологией;

    2) химия;

    3) ботаника;

    4) практическая медицина.

    На философском факультете следует обучать слушателей:

    1) обоим красноречиям;

    2) должен быть прочитан курс всеобщей философии;

    3) также математики;

    4) должна быть изложена экспериментальная и догматическая физика;

    5) механика;

    6) астрономия».

    В отличие от западноевропейских университетов Ломоносов предложил

    изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от

    богословского факультета, так как «во всех университетах деление на

    факультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь,

    отказавшись от богословского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковые

    науки преподаются только в подведомственных ему школах...».

    Особенностью ломоносовской программы являлась ориентация на общественные

    потребности в кадрах. Поэтому он рекомендовал при установлении числа

    университетских кафедр исходить не из количества имевшихся в то время

    кандидатов, пригодных для замещения профессорских вакансий, а из

    потребностей страны. Это необходимо для того, чтобы «план университета

    служил во все будущие годы».

    Ломоносов распространил сочинения великого чешского педагога Я. А.

    Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он считал необходимым

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.