МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром

    устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро

    становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие.

    Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.

    Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время

    систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством

    воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида

    и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши

    видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц,

    заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это

    укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает

    желание самим заботиться о них.

    Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и

    подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме

    того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи,

    рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное

    воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.

    Основные занятия о животных и сведения об уходе за ними дети получают

    во время занятий. Однако не следует процесс ознакомления с животными

    сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за

    животными в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по

    наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за животными усиливает интерес

    детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя

    длительными наблюдениями. На занятии животное не всегда «показывает» все

    свои повадки, а в процессе систематического наблюдения за ним ребята могут

    узнать много интересного. Во время обсуждения работы и наблюдений дежурных

    воспитатель просит ребят рассказать о том, что они увидели, поощряет

    наиболее внимательных. Таким образом, педагог постоянно поддерживает

    интерес детей, не дает ему угаснуть. Помогает этому и собственный интерес

    воспитателя, его внимание к животным.

    Пример.

    Как знакомить дошкольников с земноводными и пресмыкающимися животными?

    Для детей младших и средних групп летом организуют прогулки к

    водоемам, где чаще всего можно встретить лягушку. Рассматривая ее с детьми,

    воспитатель отмечает самые характерны признаки ее внешнего вида и повадок

    (большие глаза, большой рот, кожа блестящая, серого или зеленого цвета;

    передние ноги длиннее задних, на них пальцы; лягушка сидит в траве,

    прыгает). Для более длительного наблюдения за этим животным можно поймать

    лягушонка, посадить в банку и в течение 2-3 дней наблюдать за ним: что

    делает, как прыгает, как ловит мух. После этого лягушку надо выпустить, а

    через несколько дней поймать другую, понаблюдать за тем, как она плавает в

    тазу с водой, как прыгает с камня в воду и выпрыгивает из нее.

    Рассматривание лягушек сопровождают разучиванием стихотворений, песенок об

    этих животных.

    При рассматривании водных жуков воспитатель использует прием

    сравнения: предлагает детям вспомнить, каких жуков они видели раньше, и

    сравнить их (одни летают, другие плавают), отмечает, как быстро плавает

    жук, загребая ножками, какие у него крылышки.

    Старшие дошкольники ведут наблюдения не только за лягушками, но и за

    жабами, ящерицами, черепахами; из водных обитателей рассматривают жуков и

    улиток. Животных помещают в банки на более длительный срок, за ними

    организуют длительные и систематические наблюдения. Дети старшей группы не

    только рассматривают характерные особенности внешнего вида, наблюдают за

    повадками животных, но и узнают о среде их обитания, о приспособляемости к

    ней. Например, увидев в лесу или возле водоема лягушку или ящерицу,

    воспитатель обращает внимание ребят на окраску животного и предлагает

    ответить, хорошо ли заметна ящерица среди зеленой травы, песка или хвоинок.

    Подводит детей к выводу, что окраска животных помогает им скрываться от

    врагов; обращает внимание на то, как эти животные спасаются от

    преследования: лягушки прыгают в воду, ящерица отбрасывает хвост, черепаху

    спасает панцирь.

    С детьми старшей группы можно провести занятие «Рассматривание лягушки

    и устройство террариума для нее» после наблюдения за ней в природе. Дети

    рассматривают животное, описывают его внешний вид и повадки, отмечают

    строение ног и способ передвижения; сравнивают лягушку с ящерицей, которую

    видели во время экскурсии, отмечают, что лягушка прыгает – у нее задние

    ноги длиннее передних, у ящерицы ноги одинаковой длины, она бегает. Затем

    воспитатель предлагает вспомнить, где дети видели этих животных, какая там

    была земля, трава; просит рассказать, какие условия нужны для жизни

    земноводных и пресмыкающихся. Предлагает на очередной экскурсии поймать

    лягушку и поместить ее в террариум для более детального рассматривания и

    длительного наблюдения. Но надо устроить в террариуме так, чтобы было

    похоже на водоем, создать влажный воздух, положить камешки и т.д.).

    Воспитатель вместе с детьми выбирает на участке место, где поставить

    террариум. В конце занятия педагог дает детям задания по уходу за

    террариумом (опрыскивание – частое или редкое, чистка террариума, кормление

    животного и т.п. ) и наблюдению за животными: как едят, как подходят к

    кормушке, когда прячутся в домике и т. д.

    При ознакомлении с земноводными и пресмыкающимися воспитатель

    подчеркивает, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней

    – вредителей садов и огородов. В процессе наблюдения и ухода за животными

    дети убеждаются в правоте слов воспитателя: скажем, лягушки, жабы съедают

    много насекомых (особенно прожорлива жаба). Задача педагога и в том, чтобы

    воспитывать у ребят бережное, заботливое отношение к живым существам

    (нельзя их мучить, для наблюдения поймать только одно животное и через

    некоторое время отпустить его и т. д.). Вместе с тем следует учить детей

    соблюдать меры предосторожности в обращении с животными: после того как

    подержали в руках лягушку или жабу, нужно вымыть руки; слизь на коже этих

    животных безвредна для кожи человека, но если она попадет на слизистую глаз

    или рта, может вызвать раздражение.

    После длительного (в течение 1-2 недель) наблюдения за животными можно

    провести повторное занятие, например сравнить лягушку и жабу, отметить

    признаки различия и сходства между ними, или показать, как лягушка плавает

    (передние ноги прижаты, в плавании участвуют только задние: помогают

    передвижению животного в вод перепонки между пальцами задних ног).

    На повторном занятии воспитатель спрашивает детей о том, что они

    видели в процессе наблюдений и ухода за животными, поощряет наиболее

    наблюдательных. На этом же занятии воспитатель подводит ребят к выводу о

    пользе животных и необходимости бережного отношения к ним.

    Таким же образом детей знакомят с черепахой: отмечают ее внешний вид,

    повадки; делают вывод: панцирь помогает черепахе защищаться от врагов.

    Пойманных в водоемах улиток и жуков дети помещают в аквариумы или

    банки, ухаживают и наблюдают некоторое время за ними. Замечают, как плавают

    жуки, как они поднимаются к поверхности. Воспитатель рассказывает,

    например, почему водные жуки плавунец и водолюб так называются.

    Рассматривая улиток, видят, как улитка «теркой» счищает налет со стенок

    аквариума, как движется, через лупу рассматривают ее глаза, рот, рожки.

    Дети подготовительной к школ группы, кроме перечисленных животных,

    наблюдают за тритонами и водными личинками, за их своеобразными повадками,

    узнают о размножении некоторых животных: лягушки и улитки откладывают икру;

    ящерицы и черепахи откладывают в прогретую землю яйца. Получают некоторые

    сведения о сезонной жизни животных (весной лягушки и тритоны перемещаются к

    водоему, на зиму некоторые животные засыпают в норах, под корягами, на дне

    водоемов).

    Кроме методов непосредственного ознакомления с животными, для

    дополнения знаний детей воспитатель использует чтение рассказов и

    стихотворений о животных, предлагает ребятам нарисовать или вылепить

    особенно понравившихся.

    Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные

    ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят

    любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное

    отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.

    5. Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников

    средствами природы.

    ПРОЦЕСС ПОЗНАНИя МИРА чЕЛОВЕКОМ НАчИНАЕТСя С ПОМОЩЬЮ ОРГАНОВ чУВСТВ И

    САМЫМ ВАЖНЫМ СРЕДИ НИХ яВЛяЕТСя ЗРЕНИЕ. МИР, ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА,

    РАЗНОЦВЕТЕН. РАЗНОЦВЕТНА ПРИРОДА. ОГРОМЕН ПЕРВОНАчАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС РЕБЕНКА К

    ЭТОМУ МИРУ ВООБЩЕ И ПРИРОДЕ В чАСТНОСТИ. ВОТ ПОчЕМУ НАМ ПРЕДСТАВЛяЕТСя

    ВОЗМОЖНЫМ НАчАТЬ ЭСТЕТИчЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ НА ОСНОВЕ

    ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА К РАЗНОЦВЕТНОЙ ПРИРОДЕ. ЕСТЕСТВЕННО, чТО В ПРОЦЕССЕ

    ПОЗНАНИя МИРА УчАСТВУЮТ ВСЕ ОРГАНЫ чУВСТВ, НО В ВОЗРАСТЕ ПяТИ-СЕМИ ЛЕТ

    ОСНОВНЫМ У НИХ яВЛяЕТСя ЗРЕНИЕ.

    Благотворное влияние природы необходимо соединить со систематическим,

    глубоко продуманным педагогическим влиянием.

    Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей

    развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения,

    т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

    Таким образом, важным путем эстетического воспитания является

    организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает

    углубить эстетические впечатления.

    Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту

    разнообразных, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него

    откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок,

    экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы,

    их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и

    бережное отношение к ней.

    В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми

    обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать

    красивое самому, приучают к активной деятельности. Эстетическую радость

    дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского

    сада, а осенью, любуясь плодами своего труда.

    Общение с природой, методически правильно организованный труд,

    эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое

    развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития

    личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную

    чистоту и физическое совершенство.

    Разработанная нами система занятий, методические приемы по развитию у

    дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные

    результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детских

    садах. Мы считам, что разработанная система занятий может быть полезна

    воспитателям ДОУ, учителям начальных классов и учащимся педагогических

    вузов.

    Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее

    нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир

    природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы

    он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам

    чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Вот что говорит по

    этому поводу опытный педагог:

    «Как-то весной на нашем участке появились небольшие бугорки - это

    муравьи начали свою работу. Не успела я с детьми расставить игрушки на

    веранде, как Катя протягивает мне помятых, безжизненных муравьишек. Зову

    всех к муравейнику, рассказываю об этих маленьких тружениках. Долго

    наблюдаем за ними: один тащит соломинку, другой - крошку. Помогают друг

    другу, своей работой приносят пользу растениям, землю рыхлят (она

    становится мягче), удобряют ее. Нельзя их обижать, про таких говорят: "мал

    да удал".

    Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными.

    Вышли ребята на прогулку и сразу заметили на земле коричневые

    маленькие чешуйки. Это ночью ветер сдул с тополей чешуйки от почек.

    Наклоняю осторожно веточку, предлагаю рассмотреть ее. Рассказываю детям,

    как спали зимой в теплых шубках маленькие блестящие листики. Проснулись они

    от теплого солнца, начали быстро расти. Тесно им стало в домиках, сбросили

    они чешуйки-шубки и потянулись навстречу солнцу, "заулыбались", заблестели.

    Чешуйки сделали свое дело, сберегли листики от холода, а теперь легкий

    весенний ветерок играет с ними.

    В следующий раз рассказываю о весеннем солнышке. Трудится оно с утра

    до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, и деревья от зимнего сна.

    Радует солнышко и птичек, и людей. После этого читаю детям стихотворение А.

    Бродского "Солнечные зайчики". Утром, на прогулке, я не упускаю случая

    обратить внимание на красоту, которая нас окружает. Солнце своими лучами

    разбудило природу, раскрасило небо в красные, желтые, розовые цвета.

    Проснулись птицы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому

    в природе. Вечером на прогулке наблюдаем, как садится солнышко за тучу,

    закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое

    просыпается. В траве дети заметили блестящую на солнце паутинку. Зовут

    меня, подхожу, предлагаю понаблюдать. Кто же здесь живет? Чуть трону

    паутинку стебельком. Сразу же выбегает паучок. Рассказываю, что он сделал

    паутинку - сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит,

    лучше понаблюдать, как он будет плести еще паутинку.

    Начинаются летние грозы. Малыши боятся грома, сидят на веранде

    притихшие. Стараюсь доступно объяснить им это явление природы. Помогают мне

    в этом стихотворение "Тучи" В. Орлова.

    Туча тучу повстречала,

    Туча туче прокричала:

    "Прочь с дороги, уходи!

    Прочь с дороги, дай пройти!"

    Отвечала туча туче:

    "Ты меня не трогай лучше,

    Если тронешь, проучу

    И тебя поколочу!"

    Туча тучу лбом, лбом!

    А по небу гром, гром!

    Бились тучи целый час,

    Слезы сыпались из глаз.

    Дети улыбаются и каждый раз в непогоду говорят: "Тучи ссорятся, а

    небо недовольно ссорой, хмурится". Во время дождя замечаем, что птички не

    поют, спрятались от дождя, прислушиваемся, как шумит дождь, как стучат его

    капли по крыше веранды.

    Осенью собираем разноцветные листья, рассматриваем резные листья

    клена, березы. Сушим цветы, очень красиво выглядят зимой в букетах сурепка,

    пастушья сумка, кукушкины слезки, полевые злаки. Шишки, семена деревьев и

    трав тоже пригодятся для поделок. В свободное время составляем с детьми

    панно из сухих листьев и цветов. Дети внимательно смотрят, дают советы, как

    лучше расположить цветы, а то и сами берутся за дело.

    Зимой наблюдаем с детьми за птицами, какие птицы прилетели, какие

    улетели, чем кормятся птицы зимой, делаем им кормушки. Рассказываю детям о

    том, какие птицы улетают первыми и почему, какие последними, куда улетают?

    Ходим с детьми на прогулки в парк, любуемся красотой зимнего парка.

    Для того, чтобы помочь детям понять, как им следует вести себя,

    чтобы не причинить вреда всему, что их окружает: другим людям, животным,

    воде, воздуху я рассказала детям экологическую сказку: "О чем шепчет

    ручеек".

    - Ручеек был очень чистый и очень веселый. Он радовался солнцу, чистому

    небу, пению птиц и весело журчал. У ручейка было много друзей: зайцы бегали

    с ним наперегонки, медведи и лисы спасались от жары, отдыхая на его

    прохладных берегах; синицы, скворцы и зяблики шутили и смеялись вместе с

    ним. И горы без него не могли обойтись: весной он помогал им освободиться

    от талых вод. А еще ручеек любил людей, любил, хотя его матушка Земля не

    раз говорила ему: "Люди коварны, они способны на предательство, помни об

    этом!" Но ручеек верил, что люди добрые и на добро отвечают добром. В одно

    прекрасное утро к ручейку прилетела сорока и рассказала ему о том, что люди

    в долине остались без воды - родник, который поил все живое, высох. Притих

    ручеек, призадумался. И решил помочь людям. Что есть сил побежал вниз, в

    долину. И тогда в поселке наступил долгожданный праздник: люди радовались

    воде как чуду. А ручеек был счастлив и горд.

    Прошло несколько дней. Люди перестали обращать внимание на своего

    спасителя, а ручеек все чаще стал задумываться: почему люди так жестоки,

    почему они не берегут природу, почему позволяют себе превращать в мусорную

    кучу то место, где они живут? Вскоре ручеек стал задыхаться, из кристально

    чистого и прозрачного превратился в мутный, грязный. Ручеек заплакал, и

    тогда его вода стала соленой. Он понял из-за чего родник покинул долину.

    Поздней ночью ручеек ушел из деревни. Тяжело было у него на душе, и

    лишь одна мысль его согревала: он скоро встретиться с настоящими своими

    друзьями, которые никогда не продадут: горами, деревьями, лесными жителями.

    И еще он все время думал, неужели матушка Земля была права?

    После чтения сказки задаю детям вопросы:

    - А как вы считаете?

    - Что каждый из вас может сделать, чтобы реки, ручьи и озера никогда не

    покидали нас?

    С этой же целью хочу провести викторину "Жизнь прекрасна". На

    викторине я прочту детям рассказы, стихи, загадаю загадки. Тот, кто

    правильно ответит на вопросы, получает красивые цветы, а в конце викторины

    - значки Почетного защитника природы.

    1. Чтение рассказа В. Сухомлинского "Почему плачет синичка?"

    - Как вы объяснили бы Мише, почему синичка плачет?

    - Что каждый из вас может сделать, чтобы птицы никогда не плакали?

    2. Чтение рассказа Г. Скребицкого.

    - Как бы вы назвали этот рассказ?

    - Как нужно собирать березовый сок, чтобы не навредить дереву?

    - Кто из вас знает, что мы можем сделать, чтобы воздух, необходимый всему

    живому, был чист?

    3. Провожу беседу о воде.

    - Что каждый из вас может сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и

    чтобы разумно и, значит, экономно расходовать ее?

    Игра "Продолжи предложения":

    Не умыться, не напиться без... (воды)

    Листику не распуститься без... (воды)

    И поэтому всегда всем везде нужна... (вода).»

    6. ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: РОЛЬ ОКРАСКИ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ,

    ИЛИ «КТО КАКОГО ЦВЕТА?»

    Цель: показать роль окраски в жизни животных.

    Материалы и оборудование: разноцветные бумажные «жучки», гусеницы, бабочки,

    червяки (в наиболее простом варианте это могут быть замещающие животных

    кружочки-символы), большая модель бабочки, у которой верхняя часть крыльев

    окрашена ярко, с крупными пятнами, а нижняя — однотонная, коричневатая

    (крылья должны раскрываться и складываться).

    Предварительная работа. Изготовление бумажных насекомых и дождевых червяков

    вместе с детьми. Неоднократные наблюдения за живыми насекомыми, червями на

    прогулках, во время которых воспитатель особое внимание обращает на их

    окраску, подчеркивает, заметны они или нет на окружающем фоне. Перед

    занятием в разных местах тропинки (среди листьев, на коре, на земле, на

    асфальте) разместите бумажных бабочек, жуков, гусениц, червяков. Должны

    быть представлены две ситуации: насекомое не заметно на окружающем фоне и

    насекомое сразу выделяется среди своего окружения.

    Ход занятия.

    1. Скажите детям, что сегодня на тропинке можно обнаружить необычных

    красивых бабочек, жуков и других насекомых, а также дождевых червяков. Одни

    из них спрятались, другие, наоборот, заметны издалека. Задание детям: найти

    как можно больше разных бумажных насекомых, червяков и принести их

    воспитателю. При этом нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки и

    какого цвета было их окружение. Можно ограничить игру по времени и заранее

    определить количество насекомых. Другой вариант: выделить для каждого

    ребенка отдельный участок, на котором он должен обнаружить определенное

    количество (например, 6) насекомых. Если какие-то объекты не найдены,

    обязательно покажите их детям, обсудив, почему именно их было трудно

    заметить (как правило, в таких случаях окраска моделей соответствует

    окружающему фону). После наблюдений выслушайте ребят и предложите ответить

    на вопрос: «Каких животных они замечали в первую очередь: ярких,

    выделяющихся на фоне окружающей среды, или тех, кто окрашен так же, как и

    все вокруг?» (лист, кора дерева и т.п.) Например, сразу ли дети заметили

    божью коровку? На чем она сидела? Выделялась ли по окраске? А кузнечик в

    траве? Дождевой червяк на земле? Бабочка с коричневыми крылышками на коре?

    2. Предложите детям самостоятельно спрятать бумажных насекомых и дождевых

    червяков в разных местах, а вы постараетесь их найти (другой вариант: одна

    группа детей прячет, другая ищет). Обсудите, почему именно дети положили

    зеленую гусеницу на листок, а божью коровку спрятать так и не удалось.

    Божья коровка никого не боится. Пусть дети вспомнят: если они возьмут божью

    коровку в руки, то она может выделить желтые капельки. Если после этого

    случайно сунуть палец в рот, то во рту станет очень горько. Когда какая-

    нибудь птица попытается съесть божью коровку, ей тоже будет неприятно,

    горько, и она «запомнит», что яркий, красный с черными точками жучок

    совершенно несъедобен. В другой раз эта птица, заметив божью коровку, сразу

    «вспомнит», какая она невкусная, и не станет есть ее на обед.

    3. Попросите детей разместить всех жучков так, чтобы они «испугали» птицу,

    то есть чтобы насекомые были хорошо заметны. Птица подумает, что они

    ядовитые, несъедобные, испугается и улетит. Дети размещают всех жучков,

    бабочек, гусениц так, чтобы они контрастировали с цветом своих «домов».

    Если ребята выполнили все задания правильно, скажите им, что они помогли

    спастись своим жучкам от птицы. А птица теперь улетела искать других

    насекомых.

    4. Внимательно рассмотрите вместе с детьми модель бабочки, ее крылья с

    верхней и нижней сторон. Пусть дети выскажут свои предположения о причинах

    различной окраски крыльев сверху и снизу. Предложите им выяснить, для чего

    бабочке нужны по-разному окрашенные крылья. Скажите детям, что бабочка

    долго летала, устала и ей нужно отдохнуть. Она решила сесть на ствол

    дерева. Затем попросите детей ненадолго закрыть глаза и прикрепите бабочку

    на стволе так, чтобы была видна ее яркая окраска, крылья с кружочками-

    глазами. Сразу ли дети обнаружат бабочку? Почему? А будет ли такая бабочка

    заметна птицам? Конечно, будет. Как она может спрятаться? Многие бабочки

    научились обманывать птиц. Предложите детям снова закрыть глаза и сложите

    крылья бабочки так, чтобы она не выделялась на фоне коры. Как быстро отыщут

    бабочку дети в этот раз? Почему она не сразу видна? Теперь насекомое

    незаметно, так как крылья снизу по цвету похожи на ствол дерева. Сидит наша

    бабочка, отдыхает. Птицы пролетают мимо, не замечают ее. Но вот нашлась

    одна очень внимательная птица, которая все-таки заметила нашу бабочку.

    Возможно, потому, что бабочка шевельнулась (подвигаем модель).

    Обратите внимание детей на то, что, пока бабочка не двигалась, она

    была практически незаметной. Как только она начнет двигаться, на нее сразу

    обратят внимание птицы. Напомните детям, что когда они играют в прятки, то

    тоже стараются сидеть неподвижно (если они будут махать руками, водящий их

    сразу заметит). Так и животные, когда прячутся, стараются не двигаться.

    Итак, наша бабочка почувствовала, что рядом — враг. Что ей делать? Как

    отвлечь внимание птицы? (Пусть дети предложат свой вариант.) Она решает ее

    напугать. А как безобидная в общем-то бабочка сможет напугать хищную птицу?

    Она ведь не может зарычать или наброситься на нее, как некоторые другие

    животные. Что бы дети сделали на месте бабочки? (Выслушиваем ответы.) Когда

    птица подлетела к бабочке совсем близко, бабочка резко раскрыла свои

    крылья. (Показываем это на бумажной модели.) Что же произошло? Птица вместо

    коричневатых увидела яркие, да еще с «глазами»-кружочками крылья. Перед ней

    теперь уже сидит совсем не та бабочка, которую она пыталась съесть, а

    совершенно непонятное существо. Сначала птица удивилась, потом испугалась,

    а потом решила, что лучше уж поголодать, чем связываться с такой непонятной

    добычей. Взмахнула она крыльями и улетела искать себе обед в другом месте,

    а хитрая бабочка, отдохнув, отправилась на луг искать вкусный нектар в

    цветах (пусть дети сами отнесут бабочку на клумбу).

    5. Выберите участок, покрытый травой. Для этого задания вам понадобится

    набор одинаковых «червячков-гусениц» (или жучков-кружочков) разного цвета.

    То есть у вас должны быть два вида «гусениц»: резко отличающиеся по цвету

    от газона (красные, оранжевые) и те, которые будут незаметны на нем

    (зеленые разных оттенков).

    Договоритесь с детьми, кто из них будет изображать голодную птицу и

    собирать себе на обед гусениц. Разбросайте «червячков» на траве (дети не

    должны видеть, как вы это делаете). Попросите «птицу» собрать всех гусениц.

    Собирать их нужно по одной и каждый раз, подняв с пола, отдавать

    воспитателю. Вы берете у ребенка его «добычу» и раскладываете на земле или

    асфальте гусениц в том порядке, в каком их приносит ребенок.

    Когда вся «добыча» будет поймана (собрана), обратите внимание детей на

    то, каких гусениц ребенок принес первыми, а каких — последними. Первыми

    «птица» склевала самых заметных, ярких. Их она быстро заметила и собрала. А

    самыми последними были собраны те, которые по цвету мало отличаются от

    травы и на ней почти незаметны. Такую игру можно повторить в помещении,

    разбросав модели на полу (но и в этом случае обязательно должны быть

    бумажные насекомые, незаметные на общем фоне).

    Еще раз подчеркните, что и в природе ярких насекомых легче заметить, чем

    тех, кто «прячется» и по цвету окрашен почти так же, как цветок или листок,

    на котором они сидят.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического

    воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к

    природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде

    цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по

    тропинке муравья.

    Восприятие природы помогает развивать такие качества, как

    жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему

    живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы,

    разорять гнезда, обижать животных.

    Природа способствует умственному развитию детей, их логическому

    мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при

    закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок,

    полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет

    глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими

    руками.

    Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется,

    поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном,

    виденном.

    Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство

    с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно

    нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности,

    волевых качеств.

    Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, -

    именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно

    игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое

    включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и

    детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства,

    а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

    Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания

    невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый

    человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со

    своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

    Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие

    представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего

    возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой,

    организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб,

    птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые

    элементарные трудовые навыки.

    Список литературы.

    1. Буре Р. С., Година Г. Н., «Учите детей трудиться», Москва,

    «Просвещение», 1983 г.

    2. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду»,

    Москва, «Просвещение», 1987 г.

    3. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию

    старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г.

    4. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва,

    «Просвещение», 1993 г.

    5. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления

    с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.

    6. Градобоева Т. «Создание экологической тропы и методики работы с ней».

    // «Дошкольное воспитание», № 1, 1993 г.

    7. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений

    личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.

    8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Методики диагностики и коррекции в

    экологическом воспитании», Москва, 1995г.

    9. Дмитриев Ю.Д. , Пожарицкая Н. М., «Твоя Красная книга.», Москва,

    «Молодая гвардия», 1986 г.

    10. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского

    сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985 г.

    11. Кавтарадзе Д. Н. «Природа: от охраны к заботе?» // «Знание –сила»,

    1993 г., №3.

    12. Лихачев Б.Т. «Экология личности» , // «Педагогика», №2, 1993 г.

    13. Нечаева В. Г. «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение»,

    1983 г.

    14. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей»,

    Москва, «Новая школа», 1993 г.

    15. Николаева С. Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».

    Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию., Москва, «Новая

    школа», 1996 г.

    16. Николаева С. Н. «Формирование начал экологической культуры», //

    «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.

    17. Николаева С. Ню «Программа «Юный эколог»»// «Дошкольное воспитание»,

    №9, 1994 г.

    18. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», // «Дошкольное воспитание», 1994 г.,

    №7.

    19. Рыжова Н. А., Тычина Ю. Н. «Что такое экология?» Методическое пособие

    по экологическому воспитанию и образованию дошкольников», Тамбов,

    ИПКРО, 1993 г.

    20. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва,

    «Просвещение», 1983 г.

    21. Ядешко В. И., Сахина В. А.«Дошкольная педагогика»,Москва,

    «Просвещение»,1978 г.

    22. Ясвин В. А., Дерябо С. Д. «Методика проведения эколого-

    психологического тренинга», // «Школа здоровья», №2, 1995 г.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.