Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром
Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром
Устинова
Ольга
Волгоград
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………………………………..2
1. Роль природы в эстетическом воспитании………………………………………………..4
2. Понятие экологического воспитания………………………………………………………8
3. Отношение к природе в дошкольном возрасте………………………………………….12
4. Ознакомление детей с жизнью животных в природных
условиях…………………………………………………………………………………………………17
5. методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников
средствами природы………………………………………………………………………………..21
6. пример проведения занятия: роль окраски в жизни животных,
или «кто какого
цвета?»…………………………………………………………………………..26
заключение………………………………………………………………………………………………….29
список литературы………………………………………………………………………….30
введение.
Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники
воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа
- не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник
творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не
только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в
эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это
эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику
красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на
человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время
неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.
Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».
Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:
«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое
звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских
композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и
других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах
И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -
источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом
художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда
первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Уровень экономического развития общества, общественные отношения
людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные
эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,
наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.
В античный период древние греки рассматривали прекрасное как
гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался
всеобщим эстетическим свойством ее.
Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело
видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди
полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.
В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические
интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс.
Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но
особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в
детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных
изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему.
Характерная особенность этого процесса – диалектический переход
количественных изменений в качественные преобразования физических,
психических и духовных характеристик личности.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное
развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру.
Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа
личности, её нужно организовать и разумно направить.
Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что
соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не
изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется
общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту
природы вносят свой общественно-исторический смысл.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно
быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка,
совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к
природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное
значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного
воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических
чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует
физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
1. Роль природы в эстетическом воспитании.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения
единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается
лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,
человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях
с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует
постоянного общения с природой.
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с
природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в
большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь
есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь
смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что
отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается
внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.
Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и
оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать
звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут
видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.
Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,
в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких
минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так
разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть
города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,
наблюдает и красоте которых радуется.
В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,
парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:
замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и
распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и
созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,
которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и
зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному
существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,
научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите
ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте
кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если
он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы
видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение
к другим птицам, к нам самим.
Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»
окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»
животных.
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это
пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение
к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и
формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических
впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа
занимает значительное место, способствует формированию и развитию
эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в
это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,
целесообразности, единству, которые царят в ней».
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -
это сложное моральное чувство, которое органически соединено с
эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
Наиболее эффективная последовательность работы:
-непосредственное восприятие природы,
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и
экскурсий.
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время
работы на опытном участке.
В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об
охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно
знать подобающее место в системе эстетического воспитания.
Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его
увлеченности.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми
дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого
возраста.
У детей этого возраста наблюдается большое стремление к
самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.
Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по
отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять
гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за
голубями.
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную
роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность
ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность
побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную
побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая
его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной
мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -
основа наших отношений и наших чувств.
Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего
ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно
воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же
лишь в деятельности.
Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в
правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они
наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,
эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой
вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в
нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не
только направленность интересов, но и особенности этого восприятия
(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек
руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и
эстетическими принципами.
Эстетическое восприятие - это способность создавать или
воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием
реальных предметов и художественных произведений.
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с
природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В
соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,
обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину
виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,
синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но
если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского
сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен
направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю
жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его
надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как
мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и
храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной
песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»
чужой песне.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.
Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,
сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить
также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,
побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности
разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не
сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная
забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к
тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному
существу.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых
чувств, обязательных для каждого человека.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных
качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с
этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство
долга и т.п.
Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой,
перед обществом, перед собственной совестью.
2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной
педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В
основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему
(появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных).
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром
противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как
в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием
дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно
формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы
отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии
тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и
животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого,
которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка
на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение
экологических проблем невозможно без самым серьезным образом
организованного экологического образования и воспитания людей, поскольку
действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете,
определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением
к природе. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому
дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального
внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами экологического
образования и воспитания.
С психолого-педагогической точки зрения, важнейшее значение имеет
определение типа отношения ребенка к природе, поскольку в типе
зафиксированы главные характеристики этого отношения, которые дают ключ к
построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности с
ребенком.
Исследования, проведенные в рамках экологической психологии,
позволили разработать собственно психологическую типологию субъективного
отношения к природе, которая. базируется на двух его основных параметрах:
модальности и интенсивности.
Модальность это качественно-содержательная характеристика
субъективного отношения, в отличие от других его параметров, позволяющих
провести лишь формально-количественный анализ. Модальность субъективного
отношения к природе определяется двумя факторами. Во-первых, в какой роли:
Страницы: 1, 2, 3
|