МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание различных категорий девиантного поведения

    диск-жокеев, спортивных кумиров и модельеров, газетных, журнальных,

    телевизионных и радиокомментаторов, обозревателей и ведущих программ и т.

    п.

    Печатной периодике молодежь уделяет значительно меньшее внимание. Тиражи

    большинства современных газет и журналов невелики. По охвату аудитории они

    намного уступают электронным СМИ. В условиях современного мегаполиса

    воздействие СМИ на человека многократно возрастает, т.к. в информационный

    процесс включается множество дополнительных факторов, усиливающих

    пропагандистское воздействие.

    Какие газеты и журналы читает московская молодежь?[6]

    |Название |% | |Название |% |

    |"Московский |14,3 | |"FUZZ" |1,8 |

    |комсомолец" | | | | |

    |"Аргументы и факты" |12,8 | |"Российская газета" |1,7 |

    |"Комсомольская |8,2 | |"Труд" |1,5 |

    |правда" | | | | |

    |"Афиша" |5,4 | |"Штучка" |1,5 |

    |"Коммерсант" |5,1 | |"Советская Россия" |1,4 |

    |"ОМ" |4,6 | |"Неон" |1,4 |

    |"Независимая газета" |3,9 | |"Тусовочка" |1,3 |

    |"Птюч" |3,9 | |"Российские вести" |1,2 |

    |"YES!" |3,8 | |"Студенческий |1,2 |

    | | | |меридиан" | |

    |"Молоток" |3,6 | |"Сегодня" |1,0 |

    |"Известия" |2,7 | |"КТО?" |0,9 |

    |"COOL GIRL" |2,6 | |"Завтра" |0,8 |

    |"Криминал" |2,4 | |"Башня" |0,8 |

    |"COOL" |2,4 | |"Твое время" |0,6 |

    |"Совершенно секретно"|2,3 | |"Красная звезда" |0,4 |

    |Газеты |2,2 | |"Правда" |0,4 |

    |административных | | | | |

    |округов | | | | |

    |"Вечерняя Москва" |1,8 | |"Правда Москвы" |0,1 |

    Пропагандистская кампания молодежных СМИ, касающаяся борьбы российских

    войск с бандитскими и ваххабитскими группировками в Чечне направляла свои

    удары на войска, находившиеся в районе боевых действий, смакуя "жестокости"

    российских солдат, демонстрируя их "беспомощность и непригодность",

    "безграмотность" руководства, одновременно компрометировались действия

    нового Президента России В. В. Путина, рисовался образ нового диктатора,

    пришедшего к власти в России, параллельно с этим обильно давалась

    информация негативно рисующая Российскую Армию вообще - развал, коррупция,

    не боеспособность, огромная численность, груды устаревшего оружия, взрывы

    на складах и т. п., при этом упор делался на разложение солдат и офицеров,

    "ужасы дедовщины", убийства и самоубийства, мародерство, чтобы вызвать у

    тех, кто должен призываться в армию и у родителей призывников активное

    неприятие службы в армии, панический страх перед ней. Дезертиры, предатели,

    уклонисты от службы в армии объявлялись чуть ли не героями. ОРТ, НТВ, ТВЦ,

    даже государственная РТР, словно соревнуясь друг с другом, клеветали на

    Российскую Армию, Российского Президента, искажали реальные события,

    превознося чеченских террористов, делая из них героев-патриотов,

    сражавшихся с "оккупантами". Их примеру следовало большинство печатных СМИ.

    Та же картина, та же методика прослеживается на примере пропаганды

    наркотиков, алкоголя, преступности, сексуальной распущенности в молодежной

    среде. На страницах молодежных изданий можно прочитать о том, чем

    отличаются одни наркотики от других, каковы "достоинства" и "недостатки"

    слабых и сильных наркотиков, как и в каких количествах их употреблять, как

    обращаться со шприцем и как разводить, можно найти технологии изготовления

    наркотиков в домашних условиях и адреса, места их распространения в городе.

    На страницах печатных изданий, по молодежному радио и телевидению

    молодежь, зачастую слышит горделивые признания рок-звезд и кинокумиров о

    том, какие наркотики они употребляют и как это "круто", как это

    способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряет

    чувства. А после этого исполняется "хит сезона" - песня о наркотических

    галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности, намеки,

    логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, шутки на

    эту тему - все это стало обычным явлением на телевидении, радио, в прессе.

    Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительную

    воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и

    прибыли наркомафии.

    Во многих печатных и электронных средствах массовой информации,

    ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть печатных

    площадей, эфирного времени предоставляется откровенной или скрытой

    пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет. Реклама всех сортов пива

    буквально заполонила все СМИ. Результатом этого является рост детского и

    молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет, так называемый,

    пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде.

    Романтизация, героизация преступного мира вообще характерная черта

    социальной действительности больших городов последних 10-15 лет. Как

    элемент этого явления - усиленная трансляция в массы быта, нравов,

    "героики" уголовной среды, творческих опытов "лагерной культуры" средствами

    массовой информации, эстрадой, театром, кинопроизводителями и кинопрокатом,

    литературой и, конечно, журналистикой.

    Сексуально-эротические отношения, буквально, эксплуатируются всеми

    подростково-молодежными СМИ - газетами, журналами, радио, телевидением.

    Многие из них становятся более похожими на медицинские учебники по

    гинекологии и урологии. Особенно отличаются в этом смысле такие издания,

    как "COOL", "COOL GIRL", "ОМ", "Птюч", российский вариант "Плейбоя" и целый

    ряд других изданий. На телевидении в реальное шоу "За стеклом", где с

    помощью самых совершенных телекамер, встроенных во все уголки телеквартиры,

    зрители всех возрастов - от мала до велика с утра и до ночи могут наблюдать

    за тем, как едят, пьют, говорят глупости, моются в душе, совокупляются,

    испражняются шестеро отобранных на основании конкурса молодых бесстыжих

    идиотов. Более тупого и бессмысленного зрелища, кажется, придумать трудно.

    Таким образом многие современные СМИ представляют себе свои задачи по

    воспитанию подрастающих поколений. После сказанного выше остается только

    удивляться, что еще остаются молодые люди с нормальным, не девиантным

    поведением, с желанием быть инженерами, учителями, врачами, психологами.

    Поэтому более пристальное внимание к репертуару наших СМИ, как мне

    кажется, также один из путей воспитания молодежи. Чтобы своим тлетворным

    влиянием не подталкивало «трудных» дальше по пути скатывания на социальное

    дно и не калечило еще не испорченных.

    Практическая психотерапия или протяни падающему в пропасть руку!

    В последнее время в нашей стране большое развитие получила практическая

    психология, которая в западных странах функционирует давно . Возникают

    многочисленные психологические службы – семейные, психолого-педагогические,

    медико-психологические, проф-ориентационные. Практические психологи

    сотрудничают с учителями, психиатрами, наркологами.

    Одной из важнейших задач является психологическая коррекция отклонений

    детского поведения и вневрачная помощь трудным детям, которые доставляют

    окружающим немало хлопот.

    Трудно себе представить то количество внешних и внутренних факторов,

    которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его

    переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и

    поступками. А ребенку с неблагоприятными особенностями психического

    развития справляться с ними наиболее трудно.

    Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых

    разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно.

    Часто при этом у него происходит ломка многих представлений и установок,

    изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается

    доверие к другим.

    Не только родителям и учителя оказывают влияние на формирование личности

    ребенка, но и сам ребенок (в частности особенности его темперамента)

    оказывает явное влияние на формирование родительского поведения. Очень

    часто отклонения в развитии личности ребенка возникают из-за нарушенных

    взаимодействий в семье, виновными в которых оказываются все ее члены.

    Многие родители склонны видеть только недостатки своего ребенка и не

    замечать ошибок в собственном поведении, да и многие учителя в классе не

    всегда умеют найти правильный подход к отстающему ученику.

    Приведу пример. Подросток с задержкой развития попадает в новый класс.

    Он учится плохо. К тому же учитель записал его в разряд «неуспевающих»,

    «махнул на него рукой» - вследствие чего ребенок оказался обойденным

    вниманием учителя (как положительным, так и отрицательным). В такой

    ситуации он стремится к компенсации доступными ему средствами. Обычный

    способ – это демонстративно плохое поведение. В таких случаях ребенок сам

    не работает в классе и мешает работать другим детям. Теперь внимание

    учителя пусть даже негативное, неизбежно приковано к ребенку. Таким образом

    он нашел путь компенсации. Это негативное внимание учителя невольно

    стабилизирует плохое поведение ребенок привыкает компенсировать чувство

    неуспеха асоциальными поступками. Для ребенка разрабатывается программа

    обучения, учитывающая его реальные способности. Эффективным является

    простой прием: перестать обращать внимание на плохие поступки и хвалить за

    малейшие успехи. В результате ребенок сам исправится.

    Показательным, с моей точки зрения, примером удачной психотерапии,

    является следующий случай:

    «Однажды в лагерь привезли девочку девяти лет, которая страдала

    клептоманией – воровала все, что могла украсть. Украденные вещи, чаще всего

    случайные, она раздавала другим детям.

    Что же с ней делать? Объявить общий бойкот? Подговорить детей, чтобы с

    презрением отталкивали руку, протягивающую краденное?

    Но заведующий лагерем собрал воспитателей и сказал:

    Болезнь этой девочки – социальная. Возможно в детстве она получила слишком

    мало любви. Вот она и добывает вещи, как может, и отдает другим детям,

    надеясь на подарки купить их любовь. Дайте ей любовь даром, и болезнь

    пройдет.

    Воспитатели поверили ему – девочку перестали ругать, ее кражи «не

    замечали», к ней относились как к самому лучшему ребенку на земле. И

    действительно, через несколько недель она перестала брать чужое».[7]

    Основную помощь психотерапевтам должны оказывать самые близкие для

    подростка с девиантным поведением – семья и школа. Но с этой стороны подчас

    возникают серьезные проблемы.

    Несколько десятилетий тому назад на учет в милицию чаще всего попадали

    те подростки, о которых с полным правом и уверенностью можно было сказать:

    «Яблоко от яблони недалеко падает.» Дети пьяниц, алкоголиков, матерей-

    одиночек, ведущих аморальный образ жизни, дети, родители которых побывали

    или находятся в заключении.

    Сейчас положение изменилось. Недавние подсчеты показали, что на долю так

    называемых аморальных семей, где процветают пьяные скандалы и драки, запои

    родителей, их развратный образ жизни, т. е. полностью отсутствуют условия

    для воспитания, приходится всего одна четвертая часть всех стоящих на учете

    в милиции. Конечно, в таких семьях с детьми каждую минуту может случиться

    беда.

    Но следует повторить, что дети из таких семей – лишь часть стоящих на

    учете в милиции. Основную массу составляют так называемые внешне

    благополучные семьи. С виду здесь все «как у людей»: родители – труженики,

    здоровая атмосфера, правильный образ жизни. Но просчеты и промахи в

    воспитании велики, управление детьми ведется по телефону.

    В воспитательном арсенале таких семей господствуют крайности. Например,

    из-за недостатка времени на ласку и внимание родители применяют жестко

    авторитарный тип руководства. Ребенок подвергается тирании требований и

    запретов. Ему практически «все нельзя». Взрослые за него все решают.

    Несостоятельность такой «педагогики» обычно проявляется в подростковом

    возрасте. Выросший «невольник» вступает в борьбу за свои права. Родители в

    ответ на это еще более усиливают контроль и опеку. Не нравящихся приятелей

    сына или дочери могут бесцеремонно выставить за порог. Постепенно такая

    жизнь может стать для подростка невыносимой. Зачастую из-под гнета

    навалившихся проблем подросток пускается в бега.

    «Из дома убежала, совершила кражу и без оглядки пустилась в дальнее

    путешествие десятиклассница Оля, отличница, ласковая, тихая девочка. Ходила

    на подготовительные курсы в университет, мечтала стать математиком …

    Оля выросла в крепкой семье, родители никогда ее не баловали,

    воспитывали в строгости. Из боязни дурного влияния из дому никуда не

    пускали.

    Накануне побега у Оли произошел конфликт в школе. Семиклассница

    пожаловалась, что Оля избила ее в туалетной комнате. Свидетелей не было. С

    Олиным обликом это никак не вязалось, но ее с урока вызвали к директору.

    Там присутствовали еще два завуча и целая группа девочек, вступившихся за

    семиклассницу. Олю заставили извиниться. Сказали, что за такое в милиции на

    учет ставят. А уж хорошей характеристики после десятого класса она теперь

    точно не получит. Велели, чтобы в субботу явилась в школу мать.

    Короче говоря, в директорском кабинете в один миг рухнули все светлые

    Олины планы на дальнейшую жизнь. Дома родители добавили еще. «Я от злости

    себя не помнила, - рассказывала потом мать. – За голову взяла, к полу

    пригнула. Кричала на нее. Мол, валяйся в ногах у той девочки, но чтобы в

    школу меня не вызвали. Не то задушу своими руками. Вечером «выдал девочке

    свое» и пришедший с работы отец.

    На другой день Оля написала на листке, вырванном из тетрадки: «Господи,

    спаси и сохрани. Господи, умоляю, сделай так, чтобы не вызывали родителей.

    Господи, прошу тебя, мне не на кого больше положиться, господи, пожалуйста,

    спаси меня, господи, я же не верю в тебя!!!»

    Никому из своих близких записку эту она не адресовала.

    В сложной системе воспитания рядом с любящими родителями и

    руководствующимися исключительно благими намерениями учителями юному

    человеку, кроме как на бога, положиться, оказалось, совершенно не на кого.

    Спасительным для неокрепшей личности в такой ситуации всеобщего отвержения

    является поведение по типу «чем хуже, тем лучше». Вот так девочка-отличница

    стала «трудным» подростком. Оля уехала из города, попала в компанию

    «педагогически запущенных несовершеннолетних».

    Но в этом случае все закончилось хорошо. После долгих поисков ее нашли

    на вокзале, на другом конце страны, с высокой температурой. Олина жизнь

    висела на волоске. Вскоре отец с матерью увезли ее домой. При встрече никто

    не сказал ни слова. Все плакали. Однако не слишком ли дорогой ценой

    добилась она наконец родительского тепла и внимания?»[8]

    И здесь же приведу другой случай:

    «Молодой педагог пришел к родителям своего ученика пожаловаться на его

    поведение в классе и на занятиях спортивной секции. Но мать Бориса,

    воспользовавшись тем, что отец мальчика вышел к соседям, попросила учителя

    не говорить ничего плохого о мальчике, предполагая, что тот будет жестоко

    наказан отцом. Педагог понял ситуацию и, когда отец вернулся, похвалил

    мальчика за старание, успехи в учебе и спорте. Тревожное ожидание

    неприятностей прошло. На лице Бориса отразились изумление и радость. На

    следующий день это был другой человек – дисциплинированный и

    внимательный».[9]

    Приведенные случаи ярко характеризуют, как легко можно испортить или

    исправить поведение «нестандартного» ребенка. И здесь главное не ошибиться,

    правильно выбрать решение проблемы, чтобы подросток не стал отверженным.

    При нарушении поведения психотерапевт чаще всего использует следующие

    универсальные методы:

    . метод «психотерапевтического зеркала», формирующий способность видеть

    свое поведение, себя самого как бы со стороны;

    . метод «рассмотрения альтернатив – метод Гуру», когда подростку образно

    показывают результат его движения «не туда» и «не затем» и обязательно

    заманчивую перспективу движения по правильному пути;

    Особенно эффективен «метод Гуру». Подростка, даже самого «трудного», не

    может оставить равнодушным перспектива его будущего, его судьба. И, по

    аналогии с известной сказкой, подростку предлагают: «Пойдешь налево -

    найдешь колонию для несовершеннолетних, пойдешь направо – найдешь

    бесчестье, пойдешь прямо – найдешь счастье». Сильное впечатление производит

    и пример преуспевающего в жизни молодого человека. Его рассказ о

    собственных заблуждениях в подростковом возрасте и том, как повернул на

    правильный путь, как добился того, что сейчас имеет производит большое

    впечатление.

    Кроме того если подросток равнодушно относится к тому, что проживет не

    90, а 70 лет, если будет пить водку и курить, но с тревогой реагирует на

    сообщение о том, что курение приводит – и очень рано – к импотенции и

    является главной причиной неприятного запаха изо рта.

    Подростку говорят: «Силы и свежесть твоего возраста можно истратить на

    сиюминутные удовольствия. Но к чему это приведет потом, не слишком ли

    дорогую цену «сломанной жизни» придется заплатить в будущем?».

    В «методе психотерапевтического зеркала» подростку предлагается обсудить

    свой неблаговидный поступок со сверстниками, но так как будто это сделал не

    он. То есть остальные не знают, что проступок совершил именно он. При таком

    раскладе подросток видит свой проступок со стороны, переживает чувство

    вины, стыда, поскольку проступок осужден сверстниками! Тут-то и приходит

    раскаяние. При анонимном обсуждении подросток может и не относить свой

    проступок к себе, не осознавать себя в осуждаемом. Но сам-то он в глубине

    себя осудит этот проступок! И вряд ли поступит подобным образом еще раз.

    Психотерапия является большим подспорьем в деле решения проблемы

    воспитания детей с девиантным поведением, недаром говорят, что:

    «Психотерапевт – учитель, берущий заблудшего за руку и выводит его на

    дорогу жизни». Поэтому ее развитие и распространение – один из главных

    аспектов в решении вопроса «трудных» детей.

    Центры психологической реабилитации

    Сложная социально-экономическая ситуация последних лет в России вызвала

    увеличение количества безнадзорных детей. По данным МВД в 1997 году

    сотрудниками органов внутренних дел выявлено 67,6 тысяч безнадзорных

    несовершеннолетних, число лиц, лишенных родительских прав, возросло за

    последние 5 лет в три раза.[10]

    Растущий человек оказывается в асоциальной, подчас криминальной среде,

    где действуют чуждые обществу требования, правила, традиции, ценности,

    асоциальные групповые нормы (клички, “общий котел”, клятвы, ритуалы,

    “прописка”, татуировки, уголовный жаргон и пр.).

    Для спасения детей от поднимающейся волны бродяжничества,

    безнадзорности, девиантного поведения стало создание Центров психолого-

    педагогической и медико-социальной помощи детям на всей территории

    Российской Федерации от Архангельска до Таганрога, от Калининграда и Пскова

    до Хабаровска.

    Основное назначение Центров - оказание конкретной помощи ребенку в

    обретении им смысла жизни через обращение педагогов к его внутреннему миру,

    его природной активности, через изучение, понимание и реализацию его

    внутренних возможностей и потребностей к самореабилитации, саморазвитию,

    самоопределению.

    В условиях Центров воспитываются несовершеннолетние с устойчивым

    противоправным поведением, совершившие деяния, предусмотренные Уголовным

    Кодексом РФ, получившие отсрочку исполнения приговора или осужденные

    условно (В большинстве случаев только благодаря вмешательству Центра в

    судьбу ребенка. В случае вынесения приговора с лишением свободы Центр

    содействует обжалованию приговора в более высокой судебной инстанции, и из

    следственного изолятора ребенок помещается в приют Центра). Существующая

    система “борьбы” с подростковой преступностью определяет помещение таких

    детей только в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа или в

    воспитательно-трудовые колонии системы МВД.

    Большинство воспитанников Центра проживает дома, в целях преодоления

    дезадаптации детей в открытых и закрытых учебно-воспитательных учреждениях.

    После выпуска из учреждения, где несовершеннолетний проживал круглосуточно

    (спецшкола, спецПТУ, ВТК) он, как правило, не выдерживает натиска прежнего

    асоциального окружения и совершает более тяжкие правонарушения и

    преступления.

    Реальным примером такого островка помощи стал «Экспериментальный Центр

    педагогической реабилитации детей г. Хабаровска», созданный в 1992 году с

    целью реабилитации и социальной поддержки несовершеннолетних с девиантным

    поведением. Наряду с решением задач ранней профилактики и предупреждения

    правонарушений, преступлений Центр реализует функции адаптации подростков,

    находившихся в закрытых специальных учебно-воспитательных учреждениях.

    В Центре воспитывались выпускники спецшкол и спецПТУ Иркутска, Красного

    Бора (Ярославская обл.), Кривого Рога (Украина), Шушталепа (Кемеровская

    обл.), Каргата (Новосибирская обл.), Бикина (Хабаровский край). Часть

    воспитанников длительное время находились в следственных изоляторах.

    В последние годы отмечается высокий уровень девиантного поведения

    принимаемых в Центр детей. При анализе в 1998 году зафиксировано следующее:

    Состояли на учете в ОПППН или имели судимость 88%

    Употребляли алкоголь 98%

    Употребляли наркотические или токсические вещества 78%

    Сексуально-девиантное поведение с половой распущенностью 38%

    Участвовали в грабежах и вымогательствах 26%

    Участвовали в кражах 75%

    Склонность к бродяжничеству, уходам из дома 64%

    Практически каждый второй подросток - второгодник, либо не обучался в

    школе в течение 2-3 лет и более. В Центре воспитываются дети от 10 до 18

    лет, по возрастному составу свыше 50% - подростки старше 15 лет.

    Шесть лет деятельности экспериментального Центра педагогической

    реабилитации детей доказали его эффективность. Ребятам, которым не верили

    ни родители, ни учителя, ни милиция в Центре поверили и помогли взглянуть

    на самих себя с уважением и верой.

    В Центре реализуется попытка создания для ребенка с трудной судьбой

    специального жизненного пространства, защищающего его и формирующего

    культуру отношений цивилизованного человека.

    При этом подросток с девиантным поведением не отрывается от привычного

    для него окружения: создается ситуация выбора, меняются ценностные

    установки. Клептоман перестает воровать не потому что “нельзя”, а потому

    что “стыдно”.

    Ребенок, совершавший ранее общественно-опасные деяния уже не просто

    выбирает взрослого, которому можно открыть свои уже возникшие проблемы, он

    способен попросить помощи, чтобы предотвратить конфликтную ситуацию, не

    совершить противоправный поступок.

    На вопрос анкеты, определяющей отношение к Центру, воспитанники пишут:

    – “Здесь меня любят и понимают все мои проблемы”, “Здесь всегда

    помогут”, “Центр - мой второй дом, здесь меня уважают”, “Это единственное

    место, куда я могу приходить во время беды”; “Если бы не было Центра, меня

    давно не было в живых”.

    За пять учебных лет из Центра вышло 283 воспитанника. Рецидив

    (направления в места лишения свободы) составляет лишь 2-3%.

    Еще одним примером реальной помощи может стать клуб для «трудных»

    подростков в г. Ростове «ЭТО» - «Эстетика, творчество, общение».

    Руководитель этого клуба помогает «вылечить» свою жизнь несколько

    неожиданным способом при помощи карнавализации. Что же это такое?

    В разные эпохи в разных странах существовал – да и сейчас существует –

    интереснейший праздник: карнавал. Где-то он длится три дня, где-то- две

    недели. И на весь этот срок обычные законы поведения уступают место законам

    карнавальным. Что весь год нельзя – в дни карнавала можно. Все в масках,

    все на «ты». Знакомиться на улицах, танцевать на площадях, горланить песни

    и ходить обнявшись не только прилично, но и прекрасно. Люди раскованны,

    свободны, каждый в городе – хозяин.

    Собственно карнавал – это всеобщая разрядка, после которой легче вновь

    поднять на плечи многочисленные обязанности будней.

    Карнавал – это раскрепощенность, игра, стопроцентная самодеятельность.

    На худой конец – когда можно то, что нельзя. Не имея возможности или просто

    не умея проявить себя иначе, подростки часто цепляются за этот худой конец.

    Тайное курение, матерщина, выпивка, мелкое шкодничество, бессмысленные

    драки улица на улицу, двор на двор – вот типовые формы примитивного, но все-

    таки карнавала.

    Но есть и иные формы.

    Не психолог, не педагог, а просто писатель бросил когда-то в мир

    поразительную идею, в которой слились высокая гуманность и детская игра,

    общественная польза и тайна. Это был карнавал в самом благородном смысле

    слова – то, чем занималась компания ребят, известная всем с детства , как

    команда Тимура.

    Однако ее поспешили повсеместно внедрить и организовать. Общественная

    польза осталась, тайна ушла, карнавал кончился. Увы, благородство по

    приказу и по плану не живет…

    В клубе вся жизнь пронизана художественным творчеством. Причем

    творчеством в его необычных, игровых, карнавальных видах.

    Летом весь клуб выезжает в колхоз, в трудовой лагерь. Днем работают,

    вечера свободны. И почти у каждого вечера своя идея и душа.

    Вот, например, день Греции. Накануне вечером собирается ареопаг –

    верховная власть праздника. Заседают по возвышенным и строгим законам

    античности: пародия в точных рамках истории. Назавтра – праздничное шествие

    и театральный фестиваль. Творческие группы успевают за какой-нибудь час

    сочинить пьесу на античный манер, разучить роли, создать костюмы и

    декорации… И живет все действо один день. Сейчас сыграют – и все. Больше не

    повторится.

    А тогда стоило ли стараться ради одного вечера? Стоило!

    Ибо спектакль этот учит ценить неповторимость дня. Самодеятельное

    творчество окупает себя не тиражами, а радостью, которую дает…

    В клубе отмечаются все дни рождения, причем подарки стараются делать,

    такие чтобы праздник запомнился надолго. Вот например, парень бредил

    живописью. Родился зимой. Зима и дала идею подарка. В тот самый день весь

    клуб высыпал на улицу и стал прямоугольником: живая рама, а внутри

    чистейший снежный холст десять метров на пятнадцать. Кисти и бутылки с

    краской приготовили заранее. Именинника привели к рабочему месту: рисуй!

    Такой подарок никогда не забудешь.[11]

    В клубе никого не поучают, не воспитывают, не указывают как себя вести.

    Просто, попав в его атмосферу, само собой пропадает желание бить стекла у

    соседей или подкарауливать на улице одиноких прохожих с целью обокрасть,

    избить. Да и дополнительные допинги в виде наркотиков и алкоголя уже не к

    чему – впечатлений и так хватает. Но главное в этом клубе решается одна из

    актуальных для «трудной» молодежи - проблема общения.

    А может быть все гораздо проще? Просто в этом клубе маленькие неудачники

    становятся счастливыми своей нежностью. А хоть кто-нибудь видел счастливого

    алкоголика, наркомана или проститутку? Вот в этом, как мне кажется, и

    кроется основная удача этого клуба, в котором создано «тайное общество

    счастливых людей».

    Заключение

    Подводя итоги, вышеизложенного остается констатировать одни: девиантное

    поведение – это не приговор на всю жизнь, не клеймо. Просто вовремя не

    нашелся человек, который бы смог остановить подростка, вставшего на «тропу

    войны» с общепринятыми нормами поведения. Случаи из жизни, рассказанные

    выше, наглядно показывают, что для этого чаще всего не требуется особых

    усилий.

    Как бы хотелось, чтобы всегда в трудные минуты для каждого

    «нестандартного ребенка» находилась надежная поддержка – любящие родители,

    понимающие воспитатели. Только так бывает очень редко.

    Те, кто изначально успешно, главным образом при поддержке и содействии

    семьи, включился в систему под названием жизнь, открывающую светлые

    перспективы для каждого, имеют шанс жить как все окружающие. А кто не

    включился, не потянул? Увы, со временем окажется у обочины жизни. Но ведь

    именно с этого места так хочется подложить гвоздь под мчащиеся мимо

    блестящие иномарки.

    Пока кипит в них энергия, никак не хотят они оказаться «не у дел». В

    поисках ярких, сильных впечатлений они будут не только вредить

    «проезжающему транспорту», враждовать с окружающими и задирать случайно

    попавших им навстречу прохожих. Вот и подрастают «трудные» дети. Драчливые

    со сверстниками, вспыльчивые, как порох, и неуживчивые дома, непоседливые и

    невнимательные на уроках. Их либо не принимают, либо наоборот, затаскивают,

    а они убегают, прячутся.

    Как тяжело им бывает вписаться в систему цивилизованной жизни, суровой и

    враждебной к их многочисленным импульсивным срывам. Разнообразные

    социальные нормы не укладываются у них в голове. Окружающие отчаиваются

    ждать, когда «безобразники», наконец, поумнеют, уймутся. Самые «боевые»

    переступают барьер противоправного, вступают в тяжелый и затяжной конфликт

    и со своими близкими и с обществом. Да, со многими детьми нелегко. Но ведь

    это всего лишь обычные «трудные» дети. Они требуют, а лучше сказать, так

    нуждаются в особенном отношении, в особом педагогическом подходе.

    Неудобный, «тяжелый» подросток, конечно, не умрет, отрекись от него и

    семья, и школа, и все остальные. Опасность кроется в другом – в гибели

    человеческого в человеке. Поступая с детьми таким образом, близкие люди и

    должностные лица обрекают их на не менее страшную социальную смерть.

    Наркомания, токсикомания, проституция, алкоголизм, утрата жизненной

    перспективы – вот и открыта дорога бывшему человеку на свалку, иногда не в

    переносном , а в прямом смысле. Сколько маленьких бомжей живут на вокзалах

    и городских свалках? Помочь им стать равноправными членами общества – вот

    задача, достойная любого общества, считающего себя цивилизованным.

    Литература

    1. Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика, 1989.

    2. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,

    1989.

    3. Михайловская И. Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика

    антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990.

    4. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и

    подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – Санкт-

    Петербург: АО “Сфера”, 1994.

    5. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России. /

    Социологические исследования. № 10, 2002.

    6. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и

    социологическое осмысление / Научное издание. – СПб.: Алетейя, 2000.

    7. Раттер м. Помощь трудным детям. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987.

    8. Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных

    семей. / Педагогика. №1, 2000.

    9. «Количественное измерение динамики и структурных характеристик

    процесса распространения наркотиков». http: // narkotiki.ru.

    10. «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы».

    http: // www.mos.ru

    -----------------------

    [1] Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XX вв.) : тенденции

    и социологическое осмысление. – Спб, 2000. Стр. 3.

    [2]«Количественное измерение динамики и структурных характеристик процесса

    распространения наркотиков». http: // narkotiki.ru

    [3] Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика,

    1989.Стр. 15.

    [4] «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы». http: //

    www.mos.ru

    [5] «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы». http: //

    www.mos.ru.

    [6] Там же.

    [7] Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика,

    1989.Стр. 104.

    [8] Михайловская И. Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика

    антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990.Стр. 47.

    [9] Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных

    семей. / Педагогика. №1, 2000. Стр. 49.

    [10] Материалы коллегии Министерства общего и профессионального образования

    РФ от 19.05.1998 г.

    [11] Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика, 1989.

    Стр. 77.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.