МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание различных категорий девиантного поведения

    Воспитание различных категорий девиантного поведения

    МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

    РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По курсу: «ПЕДАГОГИКА»

    Тема: “Воспитание различных категорий девиантного поведения. ”

    Проверил: к. пед. н. доцент

    Лузгин С. А.

    Рязань 2002 г.

    План

    Введение 3

    Девиантное поведение – что это такое? 4

    СМИ – причина девиантного поведения? 8

    Практическая психотерапия или протяни падающему в пропасть руку! 13

    Центры психологической реабилитации 18

    Заключение 22

    Литература 23

    Введение

    К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно

    пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы

    пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной

    реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь»,

    «Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение

    подростков», «Смысложизненные предпочтения подростков», «Внимание:

    беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской

    проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в

    Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных

    «круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен

    заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

    Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается,

    если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице.

    Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут

    спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная

    система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ,

    трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год

    от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут

    быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания,

    подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного

    поведения» знает только по наслышке. Да, он читали или где-то слышали о

    рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде

    неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и

    как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения

    проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть

    только одно место - тюрьма».

    Однако, всегда ли это будет единственное и правильное решение? Поломать,

    покалечить начинающуюся судьбу так легко. Еще проще, наверное, чем

    надломить деревце, растущее у оживленной дороги. Неудачно развернулся рядом

    неуклюжий грузовик, и хрупкое деревце, бывшее только что зеленым и

    стройным, сломалось. Как его потом выправить, вылечить, чтоб росло дальше,

    выше и чтоб росло без изъяна?

    В этой работе я постараюсь рассмотреть варианты воспитания лиц

    девиантного поведения именно с точки зрения не «сломать» неудачно

    начинавшуюся жизнь, а «помочь вернуться» из своих заблуждений в реальный

    мир, но уже без злобы, на правах равного.

    Девиантное поведение – что это такое?

    Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) – это:

    1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным

    или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и

    ожиданиям;

    2. Социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых

    формах человеческой деятельности, не соответствующих официально

    установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и

    ожиданиям.[1]

    К основным формам девиантного поведения принято относить алкоголизм,

    проституцию, наркоманию, самоубийство, преступность.

    Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет

    собой группу повышенного риска. Почему?

    Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста. Во-

    вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-

    третьих, противоречия, обусловленные перестройкой организмов социального

    контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и

    послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие

    сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

    Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится

    сталкиваться учителям и родителям?

    Злоупотребление алкоголем. Эта опасность распространена у нас широко. По

    данным опроса спиртные напитки употребляли 75% подростков в возрасте 13-14

    лет и 95% в возрасте 17-18 лет. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше

    ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его

    потребность в нем.

    Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленным

    стремлением подростка преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Если

    строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве

    сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения,

    человеку трудно совместить эти противоречивые установки.

    Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток

    стремится погасить характерное для него состояние тревожности и

    одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

    Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы

    юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из

    признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует

    отрицательный пример родителей.

    Употребление наркотиков. Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с

    психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и

    переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей

    впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания

    узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают

    обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое

    явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90%

    наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников,

    собирающихся в определенных местах.

    Более точно распределение можно проследить по данным социологического

    опроса.

    Причины употребления наркотиков молодыми людьми (в %)[2]

    |1 |Под влиянием других людей, компаний |85,5 |

    |2 |Из-за употребления спиртных напитков |7,6 |

    |3 |От безделья, отсутствия занятий |57,7 |

    |4 |От незнания всех последствий употребления |15,7 |

    | |наркотиков | |

    |5 |Из-за стремления к удовольствию |59,2 |

    |6 |Желание выглядеть взрослым |23,3 |

    |7 |Чтобы забыть плохое |35,1 |

    |8 |Отсутствует контроль взрослых |13,8 |

    |9 |Ради интереса к «запретному плоду» |54,1 |

    |10 |От неумения контролировать себя |22,6 |

    |11 |По принуждению |7,9 |

    |12 |Чтобы стать «своим» |43,2 |

    Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были

    характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и

    жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую

    без правил) за сферы влияние между разными группами подростков, и так

    называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно

    невинных, посторонних людей.

    «Харьков, заводской район, квартал типовых пятиэтажек. В одном из этих

    домов, прямо на лестничной площадке, компания семнадцатилетних ребят ногами

    и палками насмерть забила молодого инженера. Повод был ничтожный: кто-то

    кому-то что-то не так сказал…»[3]

    Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и

    пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и

    несправедливостей (бросил отец, плохие оценки в школе, отчислили из спорт

    секции и т. п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы

    гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности

    свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них

    – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки:

    меня все считают слабым, а я все могу! Подростковые и юношеские акты

    вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль

    каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная

    ответственность устраняется («А я что? Я – как все!»). Совместно

    совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой

    солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которое

    потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут

    объяснить.

    Суицидальное поведение. Проблема юношеских самоубийств многие годы была

    у нас под запретом. Поэтому распространены два ошибочных мнения:

    1. Что юношеские самоубийства в особенности совершают только психически

    больные, ненормальные люди;

    2. Что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти

    психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств.

    У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так

    называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера (в

    свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств

    среди немецкой молодежи). Следует иметь в виду, что количество суицидальных

    попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Среди

    подростков 32 % суицидальных попыток приходится на долю 17-тилетних, 31% -

    16-тилетних, 21 % - 15-тилетних, 12 % - 14 -тилетних и 4 % - 12-ти-13-

    тилетних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя

    девушки предпринимают таки попытки гораздо чаще, многие из них имеют

    демонстративных характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не

    повторяются.

    В 9 случаях из 10 юношеские покушения на самоубийство – не желание

    покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и

    юноши часто говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток

    совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может

    вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то

    конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Среди

    мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки указывают на

    различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать

    понять человеку, в каком ты отчаянии», «показать, как ты любишь другого»,

    «выяснить, любит ли тебя действительно другой», «повлиять на другого, чтобы

    он изменил свое решение» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы

    суицида несколько).

    Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны.

    Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение

    образуют единый блок, так что вовлечение юноши или девушки в один вид

    девиантных действий повышает вероятность вовлечения также и в другой. До

    некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению

    социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события,

    влияние девиантной группы подростков). Девиантное поведение в начале

    всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет

    соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (социальные

    условия, противоречивые ожидания других, недостаток материальных ресурсов,

    плохое владение нормальными способами социальной адаптации и/или

    преодоление трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его

    самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

    Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие

    девиантной группы:

    Облегчает совершение девиантных действий, если подросток к ним внутренне

    готов;

    Обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких

    действиях;

    Уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов,

    которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом

    образуется порочный круг.

    Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их

    подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая

    антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и

    т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в

    социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где

    такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают

    отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения

    девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение

    способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшат

    возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению

    девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки

    из немотивированных становятся мотивированными.

    Итак, кратко охарактеризовав что подразумевается под девиантным

    поведением, стоит перейти к рассмотрению причин его вызывающих и способов

    борьбы с ним.

    СМИ – причина девиантного поведения?

    Еще одним фактором, способствующим романтизации девиантного поведения

    среди подростков, являются наши средства массовой информации. Те, которые

    должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот способствуют

    увеличению их численности.

    В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня

    нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки),

    "Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики),

    "Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих

    "американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о

    повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для

    доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже

    отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками,

    поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей,

    где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном

    отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и

    диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер

    с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС.

    В августе-декабре 2001 г. Единым научно-методическим центром Комитета по

    культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических

    исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о

    средствах массовой информации". В нем участвовали молодые москвичи в

    возрасте 14-20 лет. Выборочная совокупность составила 754 человека. Среди

    них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких

    источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни

    молодежи, ответы распределились следующим образом.

    Источники информации о жизни молодежи

    (Здесь и далее в % от числа опрошенных)[4]

    |Из телепрограмм |27,7 |

    |Из радиопрограмм |19,1 |

    |Из газет |14,3 |

    |Из журналов |18,2 |

    |Из сети "Интернет" |12,3 |

    |Из слухов |8,1 |

    |Из других источников |0,3 |

    Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение.

    Радио в последние годы переживает период подъема, оно - на втором месте по

    своим информационным возможностям. В основном, это новые радиостанции,

    ориентированные в своей деятельности на молодежную аудиторию, чьи

    информационно-музыкальные программы пользуются большой популярностью и

    отражают как музыкальные пристрастия, так и "околомузыкальную" жизнь,

    освещают широкий спектр молодежных проблем.

    В ходе нашего исследования молодым респондентам был задан вопрос,

    сколько времени они уделяют тем или иным информационно-культурным

    источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде"

    оказались книги.

    Сколько времени Вы уделяете:[5]

    |Источник информации |1-2ч.|3-4ч. |Более 4ч.|Не уделяю|

    |Чтению газет и журналов |56,4 |20,5 |4,7 |18,4 |

    |Прослушиванию аудио- и |46,8 |22,7 |9,3 |21,2 |

    |видеокассет | | | | |

    |Видеофильмам |43,8 |24,6 |7,3 |24,3 |

    |Телепередачам |43,6 |36,8 |14,3 |5,3 |

    |Изучению специальной |36,9 |12,1 |5,1 |45,9 |

    |литературы, учебников | | | | |

    |Радиопередачам |35,5 |26,9 |14,9 |22,7 |

    |Чтению художественной |34,3 |15,7 |7,5 |42,5 |

    |литературы | | | | |

    К лидерам, формирующим мнение, представления и запросы подростков и

    молодежи можно отнести популярных артистов и певцов, музыкальные группы,

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.