Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле
приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими
школьниками литературно-художественного произведения.
Для выбора методов и приемов работы с художественно-исторической
литературой необходим учет психологических возможностей и особенностей
усвоения исторических знаний младшими школьниками.
Необходимо отметить, что психологические процессы младших школьников
характеризуются динамичностью: “запоминание и запечатление превращается в
деятельность заучивания, восприятие - целенаправленного и организованного
наблюдения, мышление приобретает формы связного логического рассуждения”.
Младшим школьникам присущи особенности протекания психологических
процессов, без учета которых невозможно правильно организовать
педагогический процесс усвоения исторического опыта предшествующих
поколений. Для них характерна свежесть, эмоциональность, но малая
диффиренцированность восприятия, неумение проводить целенаправленный анализ
наблюдаемого, выделять главное, существенное в воспринятом, организовать
процесс систематического наблюдения.
Психологи отмечают слабость, неустойчивость внимания. Лучше развито
непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое,
наглядное, внимание к второстепенным деталям.
Преимущественное значение имеет и наглядная, образная память. Дети
младшего школьного возраста не умеют еще достаточно хорошо перерабатывать
материал логически. Не умея выделить существенное, расчленить текст,
составить общую схему материала, дети заучивают текст дословно.
Склонность детей запоминать конкретные образы, подмечать детали и
частности, прочно усваивать события и даты создают тот фундамент
фактических знаний, который является необходимой основой для дальнейшего,
более глубокого усвоения системы исторических знаний.
Воображение живое, яркое, с характерными чертами необузданной
фантазии. Постепенно развивается воссоздающее воображение (что особенно
важно для изучения истории), оно становится более реалистичным.
Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого
опыта ребенок может создать необходимые образы.
Необходимо отметить новый характер интересов: в играх младших
школьников появляются исторические лица и события общественной жизни.
Основой этого интереса - вопрос “как было раньше?”. Старинные вещи,
рассказы взрослых, кино- и видеофильмы о прошлом вызывают интерес, будят
воображение.
Ребенка младшего школьного возраста интересует история своей семьи,
города, улицы. Появляется осознание себя как социального существа, своего
места в системе общественных отношений, в социальных ролях “ученик”,
“одноклассник”...
Особенностями восприятия исторического материала младшими школьниками
являются:
* модернизация исторического материала. Младшие школьники нередко
используют при характеристике прошлого современные представления (вместо
винтовок учащиеся используют термин “ружья”; говорят о рюкзаках, а не о
котомках; подвалах - а не о крестьянских избах и т.д.);
* односторонний подход к оценке исторического события, явления,
исторического деятеля. Младшим школьникам присуще размежевание доброго и
злого; хорошего и плохого; справедливого и несправедливого. Дети проводят
резкое разграничение: “наши - не наши”; “мы - они”; “свои - не свои”;
* обобщение единичных фактов. Учащимся младшего школьного возраста иногда
свойственно стремление строить обобщение на основе единичного факта. Эта
особенность не только психологического порядка, но и следствие
недостаточной осведомленности школьников по истории. На уроках учитель
должен помочь школьникам делать обобщения;
* склонность к заучиванию материала. При заучивании не бывает достаточно
глубокого усвоения материала. Необходимы задания, требующие размышления,
творческого воображения;
* неустойчивость внимания, рассеянность, стремление отвлечься у отдельных
школьников можно объяснить однообразием приемов, которыми пользуются
учителя, ведущие урок, а также сложность материала
Свойственная ребенку дошкольного и младшего школьного возраста
способность персонифицироваться, т.е. умение вставать на место того или
иного персонажа произведения, наиболее ярко проявляется в игре.
Раскрепощенность, фантазия, яркие эмоции, возникающие у ребенка в игровой
деятельности, помогают ему исполнять любую роль, а, следовательно,
проникать в мир художественных образов, созданных писателем.
Для того, чтобы процесс воспитания личности искусством способствовал
эстетическому отношению к действительности и самому себе необходимо
“опираться на самопознание: на познание самого себя благодаря способности
персонифицировать себя в образах и ступать в диалог с создателем образов”.
З.И.Романовская отмечает, что особый вид деятельности, которым
является восприятие художественного произведения, “надо рассматривать как
длительный, постоянно расширяющийся и углубляющийся процесс, в котором
отражаются развитие, духовный рост читателя”. В исследовании
З.И.Романовской, посвященном особенностям восприятия и понимания младших
школьников художественных произведений, критерием полноценности протекания
этих процессов выступает уровень понимания и восприятия образной
конкретности и образного обобщения, представляющих единство в
художественном произведении.
Наивно-реалистическое восприятие, свойственное дошкольникам,
динамично, способно совершенствоваться в процессе обучения. Было выделено 4
основных уровня восприятия и понимания литературы младшими школьниками:
1. репродуктивный, имеющий два подуровня: фрагментарный и сюжетно-
логический;
2. эмоционально-сюжетный;
3. интуитивно-художественный;
4. элементарный осознанно-художественный.
Данные уровни отличаются качественными изменениями в понимании
художественных произведений, показывают динамику восприятия, не зависящую
от возраста школьников. Характеризуя каждый уровень, З.И.Романовская
отмечает, что репродуктивный уровень “отражает усвоение содержания сюжетно-
событийной стороны произведения без творческой переработки воспринятого и
без проникновения”. Дети усваивают фабулу произведения, запоминая
последовательность событий в нем.
Помимо восприятия на этом уровне явилась критерием выделения в нем
двух подуровней. Первый - фрагментарный - присущ слабо читающим детям,
особенно первоклассникам. Плохо владея техникой чтения, ребенок с трудом
усваивает содержание произведений, обращает внимание лишь на отдельных
героев, запоминающиеся эпизоды, не связывая их в единое целое.
Второй подуровень - сюжетно-логический - характеризуется более полным
восприятием произведения, результатом которого является попытка детей
детально запомнить и подробно пересказать содержание прочитанного.
Эмоционально-сюжетный уровень восприятия характеризуется личностным
отношением к героям, сопереживанием и особой эмоциональностью, позволяющей
всей личности школьника активно включаться в восприятие.
Интуитивно-художественный уровень проявляется в полносте и
самостоятельности восприятия произведения, в интуитивном выборе в
произведении понравившихся фрагментов, стремлении осмыслить их
художественное содержание и высказать свое отношение к произведению в
целом.
Элементарный осознанно-художественный уровень был назван целостно-
аналитическим. На этом этапе детям приходит понимание качества
художественного изображения, его образной стороны, стремление оценить
достоинства и недостатки произведения. “На этой основе у школьников
происходит перестановка акцентов в структуре художественного восприятия -
на первый план выдвигается наряду с познавательным аспектом, наблюдением за
развертывающимися действиями, как в ответах 1 и 2 уровней, движение к
пониманию сущности художественного произведения, формированию
художественного образа, в восприятии и понимании которого проявляются
элементы анализа и синтеза”.
Восхождение учащихся к полноценному восприятию художественных
произведений является глубоко индивидуальным для каждого ребенка и
обусловлено особенностями развития волевой, интеллектуальной и
эмоциональной сферы личности в процессе ее восприятия.
2.3 Методы и приемы работы с детской книгой по формированию нравственных
представлений у младших школьников.
Опираясь на знание этапов формирования учащихся - читателей и
особенностей эстетического восприятия или литературных произведений,
организуется чтение художественно-исторической литературы для младших
школьников.
Специфические цели учебно-воспитательной работы в чтении
художественной литературы направлены на обеспечение знакомства учащихся с
разнообразными детскими книгами, освоение детьми общих свойств и
закономерностей, по которым группируют книги, овладение различными видами
деятельности с доступными книгами, что, в конечном счете, обеспечивает
возможность каждому ученику определить свой круг чтения.
Для методики начального обучения истории предлагается следующая
классификация методов:
1. метод устного изложения исторических знаний (рассказ учителя,
объяснение, сообщение учителя, беседа);
2. метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала);
3. метод наглядного обучения.
В процессе начального обучения истории до минимума сокращаются
информационно-репродуктивные методы, используя их лишь в тех случаях, когда
у учащихся отсутствует база для организации конструктивной мыслительной
деятельности, или в силу сложности материала.
Один и тот же материал может быть изучен разными методами (приемами)
и их сочетаниями. Главное в современной школе - установка на максимальное
развитие самостоятельности учащихся, на диалогичность учебного процесса.
Учитывается также принцип педагогической целесообразности. Например,
выразительное чтение имеет важное значение на этапе первоначального
восприятия текста, чтение с комментариями позволяет привлечь внимание к тем
сторонам произведения, которые при самостоятельном чтении не могут быть в
достаточной степени восприняты и поняты учащимися.
Беседа особенно плодотворна в том случае, когда в ходе ее не только
воспроизводится прочитанное, но стимулирует размышление учащихся,
сопоставление фактов и т.д.
В практике обучения младших школьников используется самостоятельная
работа учащихся по заданиям учителя: анализ текста художественно-
исторической литературы входящих и не входящих в программу. В процессе
урока по пропедевтическому курсу учащиеся наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выявляют закономерности,
выполняют творческие задания.
Действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер.
На уроках учащимся нужно создать такие условия, при которых предлагаемые
материалы и
задания выходят за рамки общепринятой учебной программы и содержат нечто
новое и оригинальное.
Доминирующими методами на уроках преподавания пропедевтического курса
истории являются эвристические методы: решение познавательных задач,
выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д. Во
втором классе можно обучать детей исследовательскому методу. Желательно
проводить уроки в основном в игровой форме с опорой на базовые знания
учащихся. Большое внимание на уроках уделяется образности, занимательности,
наполненности практической деятельностью.
Только на основе такого выбора методов обучения с учетом психолого-
возрастных учебных возможностей и особенностей детей младшего школьного
возраста вероятно приблизиться к решению стоящих перед курсом задач
развивающего обучения.
Нужна активная мыслительная деятельность, самостоятельное
продумывание фактов, поступков людей и последующая их оценка. Поэтому в
учебный процесс включаются вопросы типа: а как бы вы поступили на месте
данного исторического литературного персонажа.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально
составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники
применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков
исторических деятелей, выражая свое личное отношение к ним.
Как правило, ход познания нового материала на уроках традиционно
организуется “от учителя”. Такой путь облегчает познание, но менее
эффективен для развития детей. Необходим другой путь познания - от
учеников. В данном случае на развитие учащихся влияет только их интенсивная
самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональной сферой. “Идти от
детей” в процессе познания означает организовать и направлять их поиск, то
есть вести учеников в их коллективном творческом поиске.
Вопросно-ответный метод опроса на уроках приемлем лишь с адаптацией к
младшим школьникам, так как он сковывает мыслительную деятельность ребенка.
При такой организации опроса важно ставить вопросы в общем виде, чтобы
пробудить самостоятельность мысли учащихся, а не заставлять их лишь
напрягать память.
Активизации мыслительной деятельности деятельности младших школьников
также способствуют:
* вопросы, в которых сталкиваются противоречия;
* вопросы, требующие установления сходства и различия;
* действия выбора, основанного на “взвешивании” и сопоставлении друг с
другом различных вариантов;
* задания типа “Подтверди собственным примером...”, “Докажи...”;
* задания, требующие исправления чужих логических, стилистических,
фактических и прочих ошибок...
Важным методическим моментом является самостоятельный поиск учеников,
“добывание” знаний из различных источников из списка для внеклассного
чтения.
Необходимо выделить следующие методы, направленные на стимуляцию
творческой и умственной активности детей:
1. обеспечение благоприятной атмосферы на уроках. Доброжелательность со
стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес
ребенка, что должно способствовать свободному проявлению дивергентного
мышления;
2. обогащение “окружающей среды” ребенка самыми разнообразными, новыми для
него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
3. поощрение высказывания оригинальных идей;
4. обеспечение возможности для практики. Широкое использование вопросов
дивергентного типа в самых разнообразных областях знаний;
5. использование личного примера творческого подхода к решению различного
рода проблем;
6. предоставление детям возможности свободно задавать вопросы.
Учитывая возрастные особенности (педагогические и психологические)
младших школьников, учитель должен обращать внимание на осознанность,
действенность и системность, а также прочность знаний. Знания должны быть
усвоены на репродуктивном уровне, последующем достижении конструктивного и,
по мере возможности и способности детей, творческого уровня знаний.
Достижение высоких уровней знаний возможно лишь при правильном
сочетании информационного, эвристического и исследовательского методов
познавательной деятельности.
В процессе работы с художественно-исторической литературой могут
применяться как традиционные формы обучения, так и уроки нестандартного,
нового типа, нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок
- анализ первоисточников; урок - комментарий; урок - панорама; урок -
викторина; урок - КВН; урок - историческое путешествие; экспресс - опрос и
так далее.
Учебные формы такого рода активизируют мыслительную деятельность
школьников, развивают чувство ответственности, повышают творческие
способности, побуждают к изучению дополнительного материала, развивают
межпредметные связи. Уроки нестандартного типа приучают ребят к активному
восприятию.
Творчество младших школьников способствует самовыражению, позволяет
учителю выходить за рамки учебной программы. Результаты таких уроков -
творческая активность, высокое качество знаний и умений, достигнутое в
процессе общения учеников и учителя, воспитание культуры интеллектуального
труда.
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственных
представлений младших школьников. Изучение и анализ читательских интересов
младших школьников.
3.1 Сущность и ход проведения эксперимента
В экспериментальной работе участвовали дети 9 лет, муниципальной
общеобразовательной школы №15 г. Ростова-на-Дону, 3"А" класс, классный
руководитель Просина С.И.
В классе 24 ребенка, 10 девочек, 14 мальчиков. Приняли участие в
эксперименте все дети.
Наш эксперимент преследовал следующие цели: определить уровень
нравственного опыта, складывающегося в результате изучения детьми
художественной литературы, далее на основе результатов, подготовить научно-
методические рекомендации.
В качестве исходного материала, на котором будет изучаться
нравственный опыт младшего школьника, были выбраны такие понятия, как
"ответственность" и "доброжелательность". При анализе литературы мы
определили ответственность как строгое соблюдение принятых обязательств с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|