МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле

    образов и последовательности переживаний, вызывающих образ». Сарычев также

    считает, что символ всегда отражает действительность. В Литературном

    энциклопедическом словаре встречаем высказывание о том, что категория

    символа указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие

    смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. В

    Философской энциклопедии - определение символа как неразвернутого знака.

    Теперь мы легко можем установить взаимосвязь между символом и мифом. Во-

    первых, структурную. Именно строение в первую очередь сближает символ и

    миф. Сами символисты акцентировали на этом внимание. Брюсов в статье «Смысл

    современной поэзии» утверждает, что большая часть мифов построена по

    принципу символа, мало того иные символисты даже любили называть свою

    поэзию «мифотворчеством», созданием новых мифов.

    Говоря о мифе, мы отмечали нераздельность в нем формы и содержания, то же

    наблюдается и в символе: образ и значение, форма и содержание неразрывны. В

    Литературном энциклопедическом словаре находим тому подтверждение:

    «...мифический образ...содержательная форма, находящаяся в органическом

    единстве со своим содержанием, - символ». Лосев также подчеркивает, что миф

    не схема или аллегория, а символ, в котором встречающиеся два плана бытия

    неразличимы и осуществляется не смысловое, а вещественное, реальное

    тождество идеи и вещи.

    Известно высказывание Барта о том, что миф разрабатывает вторичную

    семиологическую систему, не желая ни раскрыть, ни ликвидировать понятие, он

    его натурализует. Символ у символистов, с его «верностью земле», также

    натурализует понятие, в котором, однако, смысл не исчерпывается самой

    «вещественностью». Леви-Строс считает, что именно своей неизменной

    структурой миф выполняет свою символическую функцию. Известно также

    множество высказываний, сближающих понятия символ и миф, указывающих на

    символическое значение мифа. Подобное встречаем у Кассирера, трактующего

    миф как замкнутую символическую систему (миф - символическая форма,

    посредством которой человек упорядочивает окружающий его хаос); вообще

    символическая школа трактовала мифы как символы, в которых древние жрецы

    запрятали свою мудрость; Барт в своих работах по мифологии утверждает, что

    миф имеет символическое значение; Мелетинский, говоря о литературе

    двадцатого века, замечает, что мифология в ней воспринимается как

    прелогическая символическая система, отмечая тем самым, что мифология

    исконно символична.

    Связь мифа и символа усматривается нами и в самих функциях мифа и

    символа: миф и символ передают чувства, то, что нельзя «изречь».

    Подтверждение тому находим у Барта: «...в мифическом понятии заключается

    лишь смутное знание, образуемое из неопределенно-рыхлых ассоциаций», то же

    справедливо можно отнести и к символу; «...обыкновенно миф предпочитает

    работать с помощью скудных образов, где смысл уже достаточно обезжирен и

    препарирован для значения, - таковы, например, карикатуры, пародии, символы

    и т.д.».

    Если рассматривать миф и символ с точки зрения соотношения в них общего и

    единичного - тоже можно найти сходство. По мнению Шеллинга, мифология

    создает в особенном всю божественность общего, символ же - это синтез с

    полной неразличимостью общего и особенного в особенном.

    Последний пункт сходства объясняет все предыдущие: миф и символ связаны

    не только структурно, семантически, функционально, но и генетически. Многие

    исследователи обращали на это свое внимание. Например, Потебня говорит о

    метафорической (символической) природе мифа, Сарычев утверждает: «Символ

    неизбежно приводит к мифу, миф вырастает из символа. Символическое

    искусство обязательно искусство мифотворческое», Ильев также соглашается с

    тем, что символизм мифологии изначален: «Миф прорастает из символа. Символ

    - ядро мифа. Эмблематический ряд не только ведет читателя к символу, но и

    творит миф, опираясь на подсознание читателя». Этого же мнения

    придерживаются сами символисты: «В круге искусства символического символ

    естественно раскрывается как потенция и зародыш мифа. Органический ход

    развития превращает символизм в мифотворчество» (В. Иванов). Природа

    символа и мифа одна - это субъективное переживание реальной

    действительности. Такая тесная природная взаимосвязь не может не привести к

    функциональной зависимости символа и мифа: только в процессе развертывания

    символического ряда реализуется миф, но символ может осуществиться только в

    русле мифа. Из этого следует, что «в искусстве символизма категория символа

    и мифа - две универсальные категории, без которых немыслимы...конкретные

    произведения».

    Глубинное сходство мифа и символа привело даже к утверждению (см.

    Литературный энциклопедический словарь), что существует опасность полного

    размывания границ между мифом и символом.

    Тем не менее границы между мифом и символом пока существуют. Мифический

    образ не означает нечто, он есть это «нечто», символ же несет в себе

    знаковость, следовательно, нечто означает. Именно условный характер символа

    отличает его от мифа. Идейно-образная сторона символа связана с

    изображаемой предметностью только в отношении смысла, а не

    субстанционально. Миф вещественно отождествляет отображение и отображаемую

    в нем действительность. Этой точки зрения придерживается такой авторитетный

    ученый как Лосев: «...все феноменально и условно трактованное в аллегории,

    метафоре, символе, становится в мифе действительностью в буквальном смысле

    слова...»

    Вторая причина, по которой символисты используют миф, своими корнями

    уходит глубоко в философию символизма как миропонимания. Одной из ведущих

    идей символистов является идея всеединства (почерпнутая в философии Вл.

    Соловьева). Под «всеединством» у символистов подразумевалось «братское

    общение, непрерывный духовно-прибыльный обмен, осуществление «истинной

    жизни» в «другом как в себе». Посредником такого братского общения между

    символистами и народом являлся миф. Символисты хорошо осознавали

    оторванность культурного слоя от народа и пытались преодолеть ее. Их мечтой

    было создание народной символической поэзии. Наверное поэтому символ

    заговорил о «неличном», в том числе о начале «соборном», о приобщении к

    народной душе, а миф, диалектически связанный с символом и близкий народу,

    стал орудием этого приобщения. Попытки учиться у народа истинам

    иррационального познания (мы уже говорили о том, что миф способен выражать

    заложенные в коллективном подсознании «идеи») тоже существовали. Например,

    Вячеслав Иванов в свое время выдвинул практическую программу мифотворчества

    и возрождения «органического» народного мироощущения с помощью

    мистериального творчества. Таким образом, ясно, что миф становится как бы

    связующим звеном: во-первых, между поэтом и народом (ведь «важнейшая

    функция мифа и ритуала состоит в приобщении индивида к социуму, во

    включение его в общий круговорот жизни...»); во-вторых, между народом и

    поэзией («народ именно через миф становится создателем искусства»). В этом

    как раз и заключается тот духовно-прибыльный обмен, о котором мечтают

    символисты, в этом должна была отчасти проявиться идея «всеединства» Вл.

    Соловьева.

    Использование мифа также обусловлено стремлением символистов выйти за

    социально-исторические и пространственно-временные рамки ради выявления

    общечеловеческого содержания. Переосмысливая события недавнего прошлого

    Брюсов в статье «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии» пишет о том, что

    стремление символистов к идеям «общечеловеческим в период расцвета

    углубляло и усложняло эту поэзию». Символисты пользуются мифом как способом

    выражения своих идей, подобно тому как мифы были способом выражения идей в

    эпоху «детства человечества» (миф как своего рода иероглифический язык).

    Позиция Брюсова касательно данного вопроса совпадает с позицией символистов

    в целом. Следует отметить, что Брюсов в ранние периоды творчества видел

    назначение поэзии в «исследовании тайн человеческого духа», а позднее

    заявлял, что она должна «сознательно стать выразителем переживаний

    коллективных». С этой точки зрения миф используется как инструмент, с

    помощью которого поэт проникает в историю человеческого духа, он же (миф)

    является выражением коллективных переживаний. Миф близок Брюсову и как

    своеобразная модель мира. Говоря о задачах искусства в статье «О

    искусстве», Брюсов провозглашает: «Пусть как к цели художник стремится к

    тому, чтобы воссоздать весь мир в своем истолковании».

    Миф у символистов тесно связан с современностью. Мир архаики и мир

    цивилизации объясняют друг друга. Брюсов отмечает умение символистов

    «художественно воплощать вопросы современности в фигурах истории и в

    образах народных сказаний (мифы)» (заметим, что здесь Брюсов не видит

    функционального отличия между мифологическими и историческими элементами;

    это еще раз подтверждает наше мнение о возможности рассматривать элементы

    истории не вычленяя их из элементов мифологии). Воплощая вопросы

    современности в фигурах истории и мифологии, символисты преследуют

    несколько целей:

    1. Найти образец утерянной гармонии (согласно Элиаде одна из функций мифа -

    установить пример, достойный подражания).

    2. Миф как живая память о прошлом способен излечить недуги современности.

    «...мифология способствует преобразованию мира...», - утверждает Барт. По

    всей видимости, символисты придерживаются той же точки зрения.

    Посредством воссоздания мифа в своем сознании современный человек,

    представитель «бестрепетных» времен, может убедиться, какая здоровая,

    полная жизни, первозданная почва скрывается под густым слоем его

    «цивилизации». В прообразах прошлого символисты видели будущее

    человечества. Представление о терапевтической силе памяти характерно для

    мифологического мышления. Элиаде говорит о том, что «исцеление», а

    следовательно, и решение проблемы бытия, становится возможным через

    память об изначальном действии о том, что произошло в начале». Ермилова

    говорит о восприятии символистами культуры как «живого наследия,

    способствующего переживанию событий прошлого как насущных проблем

    сегодняшнего дня, чреватых событиями будущего». Символисты обращаются к

    мифологизированию в поисках жизнестроительных мифов современности.

    Мелетинский отмечает, что мифотворчество 20 века используется как

    «средство обновления культуры и человека». Говоря об этом, мы

    приближаемся к третьей причине использования мифа. Миф помогает

    современному человеку выйти из рамок личного, встать над условным и

    частным и принять абсолютные и универсальные ценности. Стоит заметить,

    что «вспоминательная» тенденция была характерной чертой культуры 20 века

    в целом. Она заключалась в «открытиях» старого, в утверждении культуры

    как суммы достигнутых человечеством в разной мере и в разных формах

    воплощенных истин. В связи с этим вполне закономерным выглядит

    предположение, что существовали истины в форме мифологии. «Искусство

    должно видеть Вечное», - говорит Белый. «В искусстве есть неизменность и

    бессмертие...», - присоединяется Брюсов. И если в мифе сохраняется это

    «неизменное» и «бессмертное», то просто необходимо привнести его в

    поэзию, иначе она рискует встать на путь служения преходящим ценностям.

    Использование мифа - это также и поиск «нового» в «старом», его

    переосмысление: «...в этом порыве создать новое отношение к

    действительности путем пересмотра серии забытых миросозерцаний -

    вся...будущность...нового искусства...» (А. Белый). Мелетинский отмечает

    «сознательное обращение к мифологии писателей 20 века обычно как к

    инструменту художественной организации материала и средству выражения

    неких «вечных» психологических начал или хотя бы стойких национальных

    культурных моделей». В произведениях символистов миф как вечно живое

    начало способствует утверждению личности в вечности.

    3. Последнее замечание связано с именем Топорова, который определяет

    мифологизацию как «создание наиболее семантически богатых, энергетичных и

    имеющих силу примера образов действительности».

    Теперь нам кажется возможным определить функции мифа в символических

    произведениях:

    1. Миф используется символистами в качестве средства для создания

    символов.

    2. С помощью мифа становится возможным выражение некоторых дополнительных

    идей в произведении.

    3. Миф является средством обобщения литературного материала.

    4. В некоторых случаях символисты прибегают к мифу как к художественному

    приему.

    5. Миф выполняет роль наглядного, богатого значениями примера.

    6. Исходя из вышеперечисленного миф не может не выполнять структурирующей

    функции (Мелетинский: «Мифологизм стал инструментом структурирования

    повествования (с помощью мифологической символики)»).

    2.2 Особенности восприятия произведений художественно-исторической

    литературы детьми младшего школьного возраста.

    Прежде чем анализировать содержание и организацию ознакомления с

    древнегреческой мифологией детей младшего школьного возраста, необходимо

    рассмотреть этапы формирования детей-читателей и особенности восприятия ими

    литературных произведений.

    Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда

    закладываются “основы эстетического восприятия, эстетических чувств и

    эмоций, создающие фундамент для литературного образования”.

    Рассматривая особенности восприятия литературных произведений Л.М.

    Гурович, Л.Б.Береговая и В.И.Логинова отмечают, что понимание

    художественного произведения детьми дошкольного возраста тесно

    взаимосвязано с жизненным опытом ребенка. Если литературные ситуации

    отличны от непосредственных личных впечатлений детей, они могут быть ими

    неверно поняты. Поэтому при работе с детьми этого возраста широко

    используются иллюстрации к тексту.

    Н.Н.Светловская выделяет ведущую закономерность, регулирующую

    включение младших школьников в чтение как речевую коммуникативную

    деятельность. Она представляет собой подчинение детского чтения соблюдению

    трех аспектов подготовки младших школьников к самостоятельной деятельности

    в мире книг - это аспект раскодирования текста, аспект понимания

    прочитанного и аспект постижения значимости книги для читателя,

    необходимости сознательно выбирать и самостоятельно читать книги.

    Развивая и совершенствуя систему дел, в которых дети-читатели получают

    возможность упражняться в нравственных поступках, учитель сталкивается с

    проблемой взаимосвязи чтения и общего развития ребенка. К.Д.Ушинский в

    работе “Человек как предмет воспитания” впервые в педагогике обратил

    внимание на эту связь.

    Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в

    целом, а не только на ее отдельные стороны. З.Н.Романовская отмечает, что

    “никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно

    внутренний мир человека в его динамике, как художественная литература”.

    Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из

    прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто

    личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение.

    Размышляя о нравственном воспитании учащихся средствами

    художественной литературы, русские методисты В. и Ц. Балталон писали, что

    “Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с

    ними о морали и добродетели...

    Нравственно воспитательная задача при прочтении таких рассказов

    состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее

    переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц.

    Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей,

    то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если бы после

    чтения не последовало никакой беседы на моральную тему».

    Изменения, происходящие в душе читателя после прочтения

    художественного произведения, названные Л.С.Выготским “моральным

    последствием искусства” обнаруживаются в некоторой внутренней проясненности

    душевного мира, в некотором изживании интимных конфликтов и, следовательно,

    в освобождении некоторых скованных и оттесненных сил, в частности, “сил

    морального поведения”.

    Как известно, воздействие литературы на развитие личности

    осуществляется через восприятие. В психологической литературе термин

    “восприятие” понимается как “целостное отражение предметов, ситуаций и

    событий, возникающее при непосредственном воздействии физических

    раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с

    процессами ощущения, восприятия обеспечивает непосредственно-чувственную

    ориентировку в окружающем мире”.

    Рассматривая постижение художественного произведения, Т.Д.Полозова

    указывает об эстетическом восприятии, называя его универсальной

    человеческой способностью. “Она выражает и проявляет не только

    специфические качества, характеризующие конкретную реакцию личности на

    факты искусства и реальной жизни, но и потенциальную творческую перспективу

    ее общего развития”.

    Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.