МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы

    Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы

    Устинова

    Ольга

    Волгоград

    Содержание.

    Введение…………………………………………………………………стр. 2

    1. Значение уголка природы в воспитании……………………….…..стр. 3

    2. Организация наблюдения в уголке природы ……………………...стр. 5

    1. Младшая группа…….……………………………………………стр. 5

    2. Средняя группа…………………………………………………...стр. 6

    3. Старшая группа…………………………………………………..стр. 10

    4. Подготовительная группа……………………………………….стр. 16

    Заключение……………………………………………………………...стр. 31

    Список литературы……………………………………………………..стр. 33

    Введение.

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой

    положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем

    лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

    В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней

    в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются

    такие качества, как реалистическое понимание явлений природы,

    любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически

    относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к

    ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и

    способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как

    патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и

    умножающих природные богатства.

    Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок

    природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые

    животные.

    Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу

    воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и

    ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают

    представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о

    том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них

    нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая

    животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у

    растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения

    животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на

    красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо

    содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у

    детей чувства прекрасного.

    В процессе систематического ухода за растениями и животными

    воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит

    внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах,

    укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в

    достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные

    условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного

    окружения.

    1. Значение уголка природы в воспитании.

    Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей

    экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений

    и животных позволяет формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых,

    систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов

    способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-

    третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает

    основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам,

    воспитывает любовь к природе. В-четвертых, красивые и здоровые растения и

    животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

    В целом при подборе объектов для живого уголка следует исходить из

    условий и возможностей детского сада и природного окружения.

    Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен

    соответствовать следующим требованиям:

    - "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов,

    но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения лучше,

    чем большое количество беспорядочно расположенных, хиреющих и погибающих

    особей;

    - при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об

    аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая

    проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо

    животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового

    уголка аллергенные объекты;

    - отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными

    признаками;

    - растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты,

    без колючек, не агрессивны и т.д.;

    - обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;

    - подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных

    особенностей детей.

    Уголок живой природы может быть общий для всего детского сада, в этом

    случае он больше выполняет эстетическую задачу и служит для проведения

    периодических наблюдений и экскурсий, а также уголок может быть организован

    в каждой группе, и тогда в нем проводятся постоянные систематические

    наблюдения и вырабатываются умения по уходу за растениями и животными. В

    групповом уголке используются, наряду с постоянными, временные объекты,

    например, срезанные ветки деревьев, выкопанное с клумбы растение, щенок ,

    котенок и т.д.

    2. Организация наблюдения в уголке природы.

    2.1. МЛАДШАЯ ГРУППА.

    Растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо

    различимыми органами. Главная задача: научить узнавать, различать и

    называть 2-3 вида растений и их части (стебель, листья, цветок); научить

    правильно поливать водой из лейки и обтирать влажной тряпочкой кожистые

    листья. Для решения этой задачи могут быть использованы растения: герань

    зональная, фуксия гибридная, бегония вечноцветущая, бальзамин султановидный

    и др., для выработки умений по уходу за растениями подойдут фикус

    каучуконосный, гибискус китайская роза, аукуба японская и т.п. Необходимо,

    чтобы изучаемых растений было по 2 экземпляра каждого вида. Помимо

    постоянных объектов в младшей группе используются и временные: выращиваемый

    на перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень укроп и

    салат. Для успешного знакомства с растениями могут быть использованы игры:

    "Найди такой же", "Найди пару", "Большие и маленькие", "Найди все цветущие

    растения", "Найди растение, похожее на травку, на дерево" и т.п.

    Животные, используемые в младшей группе, также должны иметь типичные

    признаки своего класса и различаться по форме тела, способу движения,

    условиям жизни, характеру пищи, поэтому целесообразно использовать в

    качестве постоянных объектов золотую рыбку или золотистого карася,

    канарейку, а в качестве временных - кролика, хомяка, морскую свинку и т.п.

    Дети младшей группы должны помогать воспитателю в уходе за животными

    (насыпать корм в кормушку, наливать воду в поилку, насыпать песок в

    клетку).

    Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах

    представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу

    за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц,

    поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена

    цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.

    Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель

    делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание

    к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она

    впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому:

    подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой

    и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения

    и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

    Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо

    привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их

    к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы:

    предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать,

    полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное

    комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок

    сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти

    вплотную).

    Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая,

    рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает

    неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем

    вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.

    В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных

    жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки,

    составляя из них букеты.

    Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.

    Аквариум – это модель водоема, где происходят почти все биологические

    процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдения за жизнью

    рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать

    художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения,

    ухода за живыми организмами.

    Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая

    хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении

    рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.

    В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть,

    как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок.

    Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят,

    сколько корма можно давать рыбкам.

    С первых дней ознакомления детей с животными воспитатель побуждает

    малышей к наблюдению за повадками животных : предлагает посмотреть, как

    птичка начала клевать зернышки, как плавает рыбка в воде.

    Нужно помнить о том, что интерес детей проявляется в самых неожиданных

    формах: малышу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы

    подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего она остается

    без хвоста. Поэтому следует всегда быть на стороже и вовремя останавливать

    подобные действия детей, объясняя им, что так делать нельзя, рыбка или

    птичка может заболеть.

    Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо

    кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке

    всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз

    в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.

    В ходе выполнения поручения интерес к животным у детей укрепляется,

    малыши с удовольствием наблюдают за ними. Но знания детей о животных,

    полученные в процессе эпизодических наблюдений, отрывочны, часто

    бессистемны; дети не могут выразить в речи свои впечатления, так как их

    словарный запас очень мал. Учитывая это, воспитатель на занятиях по

    наблюдению за животными не только уточняет знания, укрепляет интерес

    малышей к животным, активизирует желание детей ухаживать за животными,

    кроме того, цель этих занятий – доставить детям радость от общения с живыми

    существами.

    В начале занятий воспитатель использует такие приемы, которые помогают

    вызвать у детей интерес, привлекают их внимание к наблюдаемому. Например,

    он загадывает несложную загадку; не беда, если дети ее не отгадают, или

    назовут животное неправильно. Педагог тут же приносит в группу «живую

    отгадку», и дети видят, о каком животном шла речь.

    Вопросы детям младшей группы задают конкретные, такие, на которые они

    смогут ответить одним-двумя словами, например: «Какие уши, большие или

    маленькие? Лапки длинные или короткие?» Животное рассматривается по плану:

    сначала голова, затем туловище, лапы, хвост. Нужно дать детям целостное

    представление о живом существе, подчеркивая, что оно двигается, ест, т.е.

    обратить внимание на повадки животного. Можно предложить одному-двоим

    малышам покормить, скажем, кролика, при этом обратить внимание их на то,

    как он ест.

    Для первого наблюдения следует выбрать такое животное, которое дети

    смогли бы не только рассмотреть, но и погладить. Очень важно отношение,

    которое проявляет к животному сам воспитатель: его внимательность,

    заботливость – лучший пример для подражания.

    Занятия по наблюдению за животными вызывают у детей огромный интерес.

    На прогулке дети обычно не отходят от кролика: каждый несет ему травку,

    угощает его, гладит, называя его ласковыми именами. Но уход за

    млекопитающими животными малышам недоступен, поэтому в младших группах

    кроликов держать не следует.

    Для полного ознакомления с каким-либо животным желательно провести не

    меньше двух занятий по наблюдению за ним. Если во время первого наблюдения

    дети знакомятся с животным и получают самые элементарные представления о

    нем, то при повторном рассматривании знания детей дополняются и

    расширяются, становятся более устойчивым и интерес малышей к объекту

    наблюдения.

    Месяца через два можно провести повторное занятие по наблюдению за

    кроликом – этим же или другим (взрослым или детенышем). В начале занятия

    воспитатель использует другой пием для привлечения внимания детей:

    напоминает им о том, что они уже видели кролика, и спрашивает, хотят ли они

    посмотреть его еще раз.

    На повторном занятии воспитатель добивается от детей большей

    активности в рассматривании описании животного, больше внимания обращает

    на его повадки. Здесь можно использовать элементы сравнения, спросить:

    «Какого цвета была шерсть у кролика, которого мы рассматривали раньше?

    Который из них больше?» Можно покормить кролика другим видом корма,

    например зеленым овсом, который дети сами вырастили, капустой, салатом. При

    рассматривании детенышей уточняется их название – крольчонок, крольчата.

    Примерно таким же образом воспитатель знакомит детей с домашними

    животными – кошкой, небольшой собакой или щенком.

    Занятие по наблюдению за рыбкой можно провести в такой же обстановке:

    посадить детей в кружок, в центре которого поставить таз с водой. Начать

    занятие с известного детям приема, но можно и иначе: внести банку с водой,

    в которой находится рыбка, и пустить рыбку в таз. Примерно так же

    проводится наблюдение за птичкой.

    При первом наблюдении за животными дети в младшей группе иногда бывают

    настолько поглощены объектом наблюдения, что мало что могут рассмотреть –

    запоминают сам факт рассматривания, поэтому воспитателю не следует

    ограничиваться одним занятием. В процессе первичного наблюдения педагог

    дает детям элементарные знания о внешнем виде и повадках птички и

    обязательно говорит о необходимости бережного к ней отношения. Затем

    привлекает малышей к уходу за птичкой, наблюдая за ее повадками. С этой

    целью проводит повторно наблюдение за птичкой. Начать его можно с

    предложения рассмотреть птичку, которая живет в группе. Если воспитателю

    удалось вызвать у детей положительное отношение к животным уголка природы,

    дети очень охотно откликаются на предложение воспитателя, несмотря на то

    что птичку они видят ежедневно. Педагог на этом занятии дает дополнительные

    сведения о птичке (например, тело птички покрыто перышками; птичка клюет

    травку и т.д.).

    Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время

    систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством

    воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида

    и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши

    видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц,

    заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это

    укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает

    желание самим заботиться о них.

    Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и

    подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме

    того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи,

    рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное

    воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.

    2.2. СРЕДНЯЯ ГРУППА.

    В средней группе у детей должно формироваться умение видеть

    разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать

    различие и сходство. Главной задачей является знакомство детей не только с

    особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни, а также

    формирование новых умений по уходу за растениями (полив из мелкосетчатой

    лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой щеточкой).

    В ходе работы в уголке природы дети должны увидеть зависимость между

    способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины,

    количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить способ

    ухода -сколько влаги и света требуется данному растению (например, если у

    растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно редко, а если

    листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина, то поливать

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.