МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вольдорские школы

    Вольдорские школы

    Удмуртский Государственный Университет

    Курсовая работа по предмету:

    Педагогические теории, системы, технологии

    Выполнил:

    Принял:

    Студент группы 17-31

    Люкшин А. А.

    Ижевск 1999

    … Нам осталось менее десяти лет до конца столетия. И сейчас целые народы,

    может быть все человечество в целом, пытаются осознать кошмар этого

    столетия (тоталитаризм, мировые войны, экологическое безумие, этическая

    деградация и т.д., и т.п.), пытаются, как бы очнуться от его ужасов,

    стряхнуть их с себя и придти к чему-то новому. Наивно было бы думать, что

    силы, вызывавшие все это, более не действуют. Эти силы, коренящиеся в нашем

    сознании, весьма активны—и вспышки чудовищного национализма или же

    безудержной политической агрессивности суть лишь некоторые из их

    проявлений. Но можно почувствовать, что появляются и новые, нежданные и

    свежие силы. С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф

    Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы».

    Современная антропософия, в своем живом и постоянно обновляющемся существе,

    имеет глубокую внутреннюю связь с этим духом Свободы конца столетия.

    А Пинский.

    Введение

    Свободная школа — требование современности. Опыт, полученный в нашем

    столетии в условиях различных политических систем, остро ставит вопрос о

    роли школы и воспитания в современном обществе. Школа, содержание и методы

    преподавания которой определяются государством, часто ставилась на службу

    тоталитарным режимам. Но и при демократии в государственных школах

    педагогическая ориентация зависит от господствующих политических

    направлений. Школа, находящаяся под влиянием политических или экономических

    интересов, хотя и может направить развитие человека по определенному руслу,

    но способна лишь в ограниченной степени учесть собственные условия и законы

    этого развития. Таким образом, школа, находящаяся под управлением

    государства, в исторических условиях нашего столетия стала весьма

    проблематичной структурой.

    Это относится к государственным школам и в демократическом государстве. И

    здесь царят деформирующие влияния, возникающие в результате слияния роли

    государственного служащего и воспитателя. Как можно воспитать молодежь в

    духе свободы и ответственности, если школа с помощью своей бюрократической

    структуры управляет учителями через различные инструкции и мелочно опекает

    их в их педагогической деятельности?

    Создание независимых от государства, свободных школ чрезвычайно

    актуально. Но преобразование школьной системы от срощенной с государством в

    свободную требует большего, чем просто отказ от государственного управления

    и его бюрократии. Оно требует создания педагогики, ориентированной на

    человека. Свободная школа была бы лишь туловищем без головы, если бы она

    сохранила старое содержание и старые методы преподавания, принятые в

    государственных школах, старые формы подготовки учителей

    Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы.

    Вальдорфские школы своим примером показывают, что преподавание и

    воспитание могут развиваться в смысле всестороннего образования человека,

    только если школа является свободной и самоуправляемой. В 1919г. Рудольф

    Штейнер писал: «Здоровые отношения между школой и социальным организмом

    возможны лишь тогда, когда в последний постоянно вливаются люди с

    задатками, сформировавшимися через ничем не скованное развитие. Это

    произойдет, если школа и система образования будут поставлены на базу

    самоуправления внутри социального организма. Государственная и

    хозяйственная жизнь должны принимать в себя людей, образованных в сфере

    свободной духовной жизни; но они не должны предписывать ход обучения,

    согласно своим потребностям. То, что человеку необходимо знать и уметь в

    определенном возрасте, должно определяться только его природой. Государство

    и экономика должны быть сформированы в соответствии с требованиями

    человеческой природы".

    В идеале свободной системы образования лежит намерение построить

    цивилизацию на таком образовании человека, которое будет освобождено от

    чуждых его сути ограничений. В школьной системе, управляемой государством,

    учитель стоит в основании иерархии. Его труд в значительном объеме

    определяется инструкцией, а не пониманием и инициативой. Предписания,

    которым он должен следовать, составляются, как правило, людьми, которые не

    видели и не знают конкретных детей. Они направляют преподавание на основе

    либо устаревших знаний, либо исходя из педагогической теории.

    Передача школы во власть государственного управления была в прошлом

    необходимым шагом. С образованием первой вальдорфской школы был сделан

    следующий шаг. Преподавание и воспитание были поставлены на фундамент,

    позволяющий учителю действовать на основе понимания сущности подрастающего

    ребенка с полной ответственностью и инициативой. К внутренним условиям

    жизни вальдорфской школы относится то, что работающие в ней учителя должны

    постоянно расширять свое понимание человека; живое конкретное познание

    человека должно быть источником преподавания.

    В целом для работы в вальдорфских школах важно как можно более

    разностороннее сотрудничество родителей и учителей. Только истинная

    кооперация может преодолеть изоляцию между родительским домом и школой и

    обеспечить участие родителей в жизни и развитии школы. Эта кооперация

    выражается в различных формах и на различных уровнях. Родители и учителя

    отдельных классов много раз встречаются в течение школьного года на

    классных родительских вечерах. Здесь учителя рассказывают о классе и

    обучении по различным предметам, чтобы родители имели представление о

    содержании преподавания, педагогических взглядах и учебе класса, а также об

    отдельных учениках. Наряду с посещениями семей классным учителем, классные

    родительские вечера являются местом встреч родителей и учителей,

    объединенных общей заинтересованностью в воспитании детей. Большинство

    вальдорфских школ устраивают для родителей общешкольные вечера и доклады по

    самым разным темам — от специфических задач школы (новое строительство,

    расширение учебного плана и пр.) до общих вопросов педагогики. При этом

    почти во всех вальдорфских школах предлагаются разнообразные курсы для

    родителей: курс по специальным педагогическим вопросам, курс по искусству

    (например, живопись, лепка и эвритмия), курс по практическому рукоделию и

    ремеслу. Таким образом, школы становятся центрами образования.

    Часть инициатив в жизни вальдорфской школы исходит от родителей или

    совместного совета родителей и учителей. В вальдорфских школах существуют

    органы консультаций и инициатив («Родительско—учительский совет»,

    «Родительско— учительский круг», «Круг доверия родителей»), в которых

    обсуждаются наиболее важные вопросы жизни и развития школы. Таким образом

    родители участвуют в делах школы. Интерес родителей к жизни школы сильно

    возрос за последние десять лет. Во многих местах образование вальдорфских

    школ связано с активной и поистине жертвенной деятельностью родительских

    групп.

    Вальдорфские школы всегда являются плодами сотрудничества учителей и

    родителей. Такое сотрудничество, возможно, только если коллектив учителей

    свободен от ограничений бюрократической школьной администрации и способен

    принимать независимые решения. И как каждое отдельное школьное сообщество

    создаст свои индивидуальные формы сотрудничества между родителями и

    учителями, так же оно развивает и соответствующие формы участия учеников

    старших классов в жизни школы.

    Вальдорфские школы являются общеобразовательными (едиными) школами. Но по

    сравнению с появившимися гораздо позже интегрированными комплексными

    школами имеются принципиальные различия. 0бщим является цель — преодолеть

    царящие в традиционной школьной системе антипедагогическую и антисоциальную

    селекцию и создать равные условия для учеников с различными способностями и

    социальным происхождением. Однако интегрированная комплексная школа

    основана, как и школы старого типа, на примате интеллектуальной учебы

    Содержание и методы в принципе остались прежние.

    В отличие от этого, вальдорфская школа основана на глубоком знании

    законов развития ребенка. Ориентация образования на так называемые

    интеллектуальные функции рассматривается здесь как односторонний подход к

    ребенку. Ведь существо человека охватывает не только науку, но искусство и

    практику, мораль и религию. Подход к человеку как единому целому является

    главным педагогическим принципом на всех стадиях учебного плана

    вальдорфской школы. Учитывается, например, и тот факт, что молодой человек

    нуждается в определённом объеме общего образования и по наступлении половой

    зрелости. Способность к самостоятельному суждению и личное отношение к

    миру, вопросы строительства собственной жизни — все это становится

    актуальным при достижении половой зрелости и не может развиваться и

    формироваться как следует ни в узком русле профессиональной подготовки, ни

    при ранней специализации на методах и содержании современной науки (см гл.

    «Педагогика и возраст», «Преподавание после 14 лет»).

    Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями

    ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни

    ребенка ко второму и от второго — к третьему.

    Учебный план учитывает особенности, связанные с возрастом ребенка.

    Поэтому учеников никогда не оставляют на второй год. Как известно,

    педагогический эффект от второгодничества весьма сомнителен. К тому же

    низкие успехи—это часто не проблема одарённости, а проблема мотивации и

    зачастую вызванного самой школой нарушения мотивации. Здесь вальдорфская

    педагогика видит необходимость индивидуализации преподавания. Но она

    заключается не в разделении учеников согласно их одаренности по различным

    потокам. Индивидуализация должна реализовываться учителем при его

    подготовке к уроку. Классный учитель должен стремиться продвинуть вперед в

    первую очередь именно более слабых учеников. При этом часто могут помочь

    занятия искусством и трудом. Способности, которые ученик развивает в

    искусстве или при исполнении практической работы, благотворно влияют и на

    остальную учёбу и на волю к успеху в целом.

    Каждое достижение ученика — это манифестация всей его сущности, его

    способностей, его интересов, его прилежания. В каждом успехе можно видеть

    шаг, пусть небольшой, по пути развития. И как таковой его и надо оценивать.

    В балльной системе отметок вальдорфские школы видят лишь унижение

    достоинства и искушение ложного тщеславия. Она создает видимость

    объективной оценки, за которой стоит необходимость из суммы оценок

    узаконить правовой акт перевода в следующий класс или получения аттестата.

    С педагогической точки зрения она является дефектом, внутренне присущим

    современной системе образования. Вместо оценок в вальдорфской школе приняты

    свидетельства—характеристики, в которых по возможности наиболее подробно

    описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности и прилежание,

    слабости и прогнозы. Только одно не должно следовать из такого

    свидетельства — пессимистическое отречение от ученика. Характеристика

    положения ученика, в какой—то момент времени должна учитывать возможность

    дальнейшего развития (см. гл. Организация преподавания»).

    Необходимость приспособиться к содержанию и нормам государственной школы

    появляется только в выпускном классе вальдорфской школы в связи с

    необходимостью пройти госэкзамены для получения аттестата. Учебный план

    вальдорфской школы включает 12 лет обучения. Часть учеников получает после

    12-го или 13-го года обучения либо аттестат зрелости, либо так называемый

    «абитур», дающим право на поступление в высшую школу (университет).

    Количество абитуриентов среди выпускников вальдорфских школ довольно

    велико. В среднем за последние десять лет 34,9 % всех учеников выдержали

    государственный экзамен («абитур»). Вальдорфские школы исходят из того, что

    все ученики должны иметь возможность получить 12-летнее образование.

    Поэтому этот экзамен, как правило, можно сдавать только в 12-ом классе.

    Иначе подготовка к нему могла бы серьезно помешать преподаванию в более

    младших классах. Учащиеся почти без исключения посещают вальдорфскую школу

    до конца 12-го года обучения.

    Подробное исследование биографии бывших учеников вальдорфских школ

    показало, что 12-летнее школьное образование имеет важное значение в

    биографии как раз для тех учеников, которые начинают свой профессиональный

    путь с учебы. Большая часть их освоила вторую профессию, и многие занимают

    высокие руководящие посты, многие избрали своей сферой деятельности

    педагогику.

    На стремление молодого человека к честному труду, вальдорфская школа

    отвечает преподаванием разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь с

    личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его

    духовно-творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в

    таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки,

    образование человека в этом возрасте будет недостаточным.

    На этой художественной основе можно в дальнейшем переходить к живописному

    изображению различных тем (ландшафт, растение, настроение в природе и

    т.д.). В музыке все дети, помимо пения, участвуют в игре, по крайней мере,

    на одном музыкальном инструменте. В младших классах все играют на флейтах.

    Затем по степени одаренности и наклонностям обучение игре дифференцируется

    на несколько инструментов. Тогда с учениками можно создать оркестр. Здесь,

    как и в школьном хоре, разучивают произведения великих композиторов. От

    тесной и активной связи с музыкой исходят эффективные воздействия на

    углубление действующих в душевной жизни сил. Аналогичное значение имеет

    декламирование, хоровое художественное чтение, которое практикуется во всех

    классах. Поэзия полностью раскроется лишь перед тем, кто не только читает

    стихи про себя, но и постигает поэзию с ее речевой, звуковой стороны. В

    эвритмии, новом виде искусства, созданном Рудольфом Штейнером, школьники

    учатся выражать в художественном движении силы, действующие в языке и

    музыке.

    Если дети и подростки занимаются искусством, они учатся работать из

    живого творческого духа. При любой художественной работе, даже если она

    весьма проста, ребенок так обрабатывает материал, что в нем выявляется

    нечто существенное. Искусство всегда означает процесс одухотворения. Это

    относится и к самому подрастающему человеку. Ведь творческая работа требует

    упражнений и повторений, ведущих к росту творческих сил и творческого

    переживания. Переживание и деятельность приобретают характер

    духовно—закономерного действия. Молодой человек развивает способности,

    благодаря которым он не просто узнает, какие закономерности заложены в

    вещах, но и может придать материалу духовную выразительность. Так искусство

    приводит школьников к пониманию творческой природы человека.

    Также и преподавание ремёсел школы имеют в своем учебном плане по чисто

    педагогическим причинам. Оно начинается для мальчиков и девочек в возрасте

    12 лет (6-ой год обучения) с садоводства и работах в мастерских. Это время,

    когда молодой человек, в связи со вторым изменением телосложения и

    связанным с этим разрушением гармонических детских движений, индивидуально

    должен достичь дальнейшего выражения своих волевых сил. Здесь ремесло

    играет важную роль. Так различные способы обработки дерева учеником с по

    мощью инструмента (обработка рашпилем, резание, пиление, строгание) требуют

    от него строгой деловитости и учат дифференцированному, тонкому управлению

    волей. Сначала дети изготавливают что-нибудь простое, причём, большое

    значение уделяется пригодности и полезности, чтобы исключить все ни к чему

    не обязывающие действия. Если потом ученик на 9-ом или 10-ом году обучения,

    например, должен изготовить простой предмет мебели, это потребует от него в

    эскизе ясного практического осмысления, чувства эстетической формы, а в

    реализации - дифференцированного умения обращаться с инструментом и

    материалами.

    Система воспитания в вальдорфской школе

    Педагогика вальдорфских школ построена на познании растущего ребенка и на

    учете условии и законов развития человека. Воспитание и обучение всегда

    должны основываться на науке о человеке. В связи с этим принципом возникает

    вопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычной

    сегодня антропологии — под этим мы понимаем все научные дисциплины,

    занимающиеся изучением человека — исследуют непосредственно только

    физическое тело, а духовное и душевное начала — лишь в той степени,

    насколько они проявляются через физическое тело. Но при этом особенности

    воспитания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из поля

    зрения. Р. Штейнер создал методы непосредственного изучения душевной и

    духовной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежат

    в основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей в

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.