МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вольдорские школы

    вальдорфских школах.

    Глубокое понимание развития в детстве и юности показывает, что это не

    просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знании и умении. Этот

    процесс отчетливо расчленен в связи с тем, что в ребенке происходят

    метаморфозы, в результате которых он приобретает новое отношение к миру;

    прежние доминанты учебы и развития отходят на задний план, уступая место

    новым. Это происходит наиболее отчетливо на седьмом году жизни и в возрасте

    от 12 до 14 лет. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет три фазы развития

    с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами воспитания. В

    отличие от многократно критикуемой теории фазного развития, вальдорфская

    педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит по заранее

    заданной, генетически детерминированной программе. Хотя указанные перемены

    и находятся в тесной связи с возрастом ребенка, однако, на каждой ступени

    необходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание и

    преподавание.

    Организация преподавания

    Школа, которая желает воплотить идеал широкого и целостного человеческого

    образования, должна при организации преподавания следить за тем, чтобы

    учебный материал не становился выше человека. Тиранией учебного материала

    можно очень легко ограничить и деформировать развитие человека. Основное

    условие состоит к том, чтобы преподавание проходило, по возможности, в

    более тесном контакте между учителем и учениками. Если учитель строит свои

    уроки с учетом душевных особенностей, индивидуальных способностей и

    слабостей своих учеников и предпринимает необходимые шаги для развития

    учеников, стараясь при этом постоянно вновь и вновь духовно проникать в

    материал, то у учебников не остается никакой функции. Учебники, как

    правило, слишком бедны по содержанию и в них нет отношения к конкретной

    педагогической ситуации. Задача учебника — дать некий усредненный объем

    знаний. Если это преобладает в преподавании, то школа погружается в

    бесцветную монотонность. Напротив, учитель в вальдорфской школе постоянно

    заново разрабатывает материал, работая с разнообразными источниками. То,

    что обсуждается и изучается в процессе преподавания, находит отражение

    затем в рабочих тетрадях и в «тетрадях эпох» учеников. Начиная со средних

    классов, эти работы все больше становятся собственно домашними работами и

    обобщениями учеников.

    Ежедневная организация преподавания, соответствующая внутреннему строю

    жизни подрастающего человека, исходит из различных особенностей предметов

    обучения. Те предметы, в которых изучается одна замкнутая специальная

    область (например, родной язык, история, география, математика,

    человековедение, естествознание, физика, химия) даются в форме так

    называемых эпох. В течение всего срока 12-летнего обучения, (а по

    возможности и на 13-м году обучения при подготовке к выпускному экзамену)

    ежедневно с самого начала утренних занятий, на сдвоенном уроке в течение 3-

    4 недель обсуждается определенная тема. Занятие одной темой продолжительное

    время позволяет сконцентрировать обучение, что достигается только тогда,

    когда на следующий день повторяют, углубляют и продолжают пройденный

    накануне материал. Это даст возможность при большом диапазоне способностей

    учеников старательно работать над расширением знаний, созреванием

    способностей и углублением силы переживания. Опасение, что в связи с такой

    организацией преподавания ученики затем забудут пройденный материал, не

    подтверждается практикой. В действительности опыт показывает, что в начале

    новой эпохи материал аналогичной эпохи, пройденной несколько месяцев назад,

    быстро восстанавливается. Как известно, лучше всего усваивается тот

    материал, которым человек интенсивно и с интересом занимался, с которым он

    был связан. Таким образом, преподавание эпохами соблюдает принцип экономии,

    концентрации и плодотворного перерыва.

    Оно одновременно является основой для гигиенической организации учебного

    дня. Своим содержанием оно обращается к таким качествам в ученике, как

    восприятие и мыслительное проникновение в материал, т.е. к тем духовно-

    душевным силам, которые особенно свежи и подвижны в утренние часы. В

    течение дня к преподаванию по эпохам примыкают предметы, которые требуют

    постоянной тренировки и упражнений. Это уроки иностранного языка,

    искусства, музыки, эвритмии, живописи, пластики, ручного труда. Эти

    предметы, составляющие так называемое «специальное преподавание», даются

    на простых и сдвоенных уроках. Те уроки, которые требуют применения

    физических сил (садоводство, ремесло, физкультура) проводятся, по

    возможности, во второй половине дня или перед обедом. Сначала умственная

    деятельность, затем — всё, что требует упражнений и занятий искусством, и

    затем — телесная волевая деятельность. Это дает осмысленную

    последовательность активизации всего человека.

    Одна из особенностей учебного плана вальдорфских школ состоит в раннем

    начале преподавания иностранных языков. Как раз первые школьные годы — это

    время высокой языковой пластичности. Уроки английского и французского

    языков начинаются уже с первого года обучения. В некоторых вальдорфских

    школах вторым языком является не французский, а русский. Сначала дети

    изучают иностранный язык в форме маленьких диалогов, стихотворений, песен и

    пьесок. Когда затем на четвёртом году обучения начинаются письмо и

    грамматика, дети, как правило, уже владеют немного устной речью. Этот путь

    избавляет от многих проблем, которые возникают, когда дети одновременно

    должны обучаться устному владению языком, чтению и грамматике.

    Труд и искусства в вальдорфской школе.

    В последние десятилетия школа все в большей и большей степени

    ограничивалась лишь областью научных рассмотрений, которые к тому же

    необходимо было свести до уровня ребенка или подростка. При этом было

    упущено из виду, что наука может пролить свет только на уже существующие в

    мире структуры и законы, да и то лишь в ограниченных частных аспектах.

    Созиданию мира и жизни она способствует весьма незначительно. Особенно это

    относится к человеку. Но через эстетический анализ не вырастают

    художественные способности; религиозное чувство развивается не через

    философию религии. Также на деле обстоит и в практических областях. Сама по

    себе наука обеднила бы жизнь, особенно при ее аналитических методах. И

    школа, ориентированная на научное рассмотрение мира, не может пробудить

    задатки, заложенные в ребенке, полностью раскрыть их истинно человеческим

    образом. Поэтому преподавание в вальдорфской школе с самого начала

    расширено за счет обучения искусству и ремеслу. Дети и подростки все 12 лет

    посещают уроки живописи, рисования, пластики (особенно начиная с 9-го года

    обучения), музыки (вокал, инструмент), эвритмии и художественной речи. Силы

    художественного творчества стимулируются уже в младших классах благодаря

    тому, что на занятиях искусством отказываются от чисто внешнего отображения

    предметов в пользу упражнений и работы с элементами соответствующего вида

    искусства. Простые цветные композиции и цветные гармонические сочетания в

    младших классах, помимо умения обходиться с красками, развивают чувство

    существа цвета, взаимной гармонии цветов.

    Так, молодой человек через работу в саду, обработку дерева, гончарное

    дело (начиная с 9-го года обучения) и простую обработку металла (начиная с

    9-го года обучения) достигает осознанной дифференциации своей воли и

    реализма в мышлении. Добиться этого можно только точной и предметной

    работой с исключением всех игровых элементов, т.е. настоящим ремеслом, а не

    любительским развлечением. Уроки труда имеют различные цели до 11-го и 12-

    го года обучения, где, например, при переплетении книг должны развиться

    максимальная тщательность и точность в сочетании с творческой образностью.

    Часто утверждают, что специфика вальдорфских школ заключается в уроках

    искусства и труда, а также в таких особенностях, как общие уроки рукоделия

    и ремесла для мальчиков и девочек или в том, что мальчики учатся прядению,

    ткачеству или даже шитью. Это близорукий взгляд на проблему. Речь идёт об

    ориентации преподавания на внутренние законы развития подрастающего

    человека и об учебном плане, соотнесенном с человеком в целом.

    Дошкольное воспитание

    Первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста

    определяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннему

    самосознанию; они гораздо теснее, чем в дальнейшем, связаны с процессами

    телесного развития. Сознание ребёнка и его переживания зависят от того,

    какие впечатления из физического окружения он воспринимает своими

    чувствами. Решающую роль в его научении при овладении прямостоянием и

    речью, развитии сил переживания и фантазии, интеллекта и мышления играют

    примеры из окружающего мира. Основная форма научения в этот период жизни —

    скачала непосредственное, затем косвенное подражание. Побуждением к

    подражанию служит то, что ребенок видит и слышит. Воспринимаемое в

    ощущениях или в образах, действует непосредственно, нерефлектированного и

    ведет к соответствующим движениям и жестам. Таким образом, отдача ребенка

    своему окружению ведет к деятельности. Эта подражательная деятельность

    сильно влияет на характерное для раннего детства формирование органов.

    Именно в этом и состоит значение первого этапа жизни для дальнейшего

    развития биографии человека.

    Это значение давно признано вальдорфской педагогикой. Почти при всех

    вальдорфских школах есть детские сады, в которых развитие детей в возрасте

    от 4 до 7 лет стимулируется силами подражания. Учитывается индивидуальность

    детей: от них не требуется определенного поведения, все оформление детского

    сада, а также деятельности воспитательницы, направлены на побуждение детей

    к подражанию. Так происходит обучение в детском саду. Игровой материал

    подчеркнуто прост. Это способствует пробуждению фантазии. На игру ребенка

    не оказывается никакого давления. Ежедневное рассказывание и образные игры

    проводятся воспитательницей так, что они через сопереживание и соучастие

    ребенка одновременно стимулируют развитие речи. Дети знакомятся с

    различными видами деятельности (часто в связи с временами года). Через то,

    как детям преподносятся эти виды деятельности и как они соучаствуют в них

    (например, от сеяния семян, сбора урожая, молотьбы до выпечки хлеба),

    происходит наглядное проникновение в жизненные взаимосвязи. Так различными

    путями, соответствующими возрасту, стимулируется развитие интеллекта и

    мышления. Сюда относятся и многочисленные занятия искусством —от рисования

    до хороводов, игр и эвритмии, соответствующей возрасту ребенка. Все это

    может проводиться только в маленькой группе (примерно 25 детей) и так,

    чтобы начинания, исходящие от воспитательницы, приносили пользу всем детям,

    без какого—либо даже скрытого принуждения. Подготовка воспитателей

    вальдорфских детских садов осуществляется в специальных учебных заведениях

    многих стран.

    Педагогика возраста от 7 до 14 лет. (1- 8 год обучения)

    В развитии ребенка седьмой год жизни означает глубокое изменение его

    телесно—душевной формы. Внешне это проявляется в первом изменении

    телосложения ребенка и смене зубов. По многим признакам физического

    развития можно заметить, что силы, которые в раннем детстве действовали в

    формировании тела, с этого момента больше не действуют в нем. Теперь они

    становятся доступными ребенку душевно как две тесно взаимосвязанные

    способности: как способность к образной фантазии, к произвольным

    воспоминаниям в образах, и как способность творческого образного созидания

    и переживания. Тем самым ребенок становится способен знакомиться с миром и

    понимать мир в образах. По сравнению с прежней связанностью сознания с

    чувственным восприятием это означает начало формирования самостоятельной

    внутренней жизни. Постигать, изучать и понимать — эти способности

    реализуются в отделившемся от внешнего мира душевно—внутреннем процессе.

    Образ означает больше, чем внутреннее представление ощущаемого. В образах

    фантазии ребенок может схватывать не только отдельное, но и события и

    взаимосвязи, не только явление, но и внутренние закономерности, значение и

    суть. Значение образа состоит и в том, что образ своей наглядностью в

    отличие от абстрактного характера понятий активно вызывает сопереживание

    через чувство. Он оживляет и расширяет жизнь чувств.

    Ребенок еще не может самостоятельно постигать связи и закономерности.

    Поэтому он хочет узнавать и учиться понимать их при помощи учителя.

    Учитель, способный преподавать образно, т.е. неинтеллектуально, а,

    возбуждая фантазию и чувство ребенка, становится для него авторитетом.

    Образное преподавание — одно из самых универсальных средств воспитания.

    Образы сказок и легенд, мифологии, саг и биографий оказывают сильное

    воздействие на развитие души, установок характера и совести. Образы не

    принуждают как поучения или авторитарно преподанные ценности. Они

    возбуждают в ребенке углубление душевной жизни и собственную нравственную

    волю.

    Образное преподавание помогает детям обучаться письму и чтению так, что

    это не является только овладением некой культурной техникой. Занятия

    искусством развивают чувство формы; культура речи формирует чувство языка и

    звука. На этой основе буква становится для ребенка образом соответствующего

    звука, усвоение письма и чтения – результатом более широкого

    образовательного процесса. Подобным образом дети подводятся к пониманию

    чисел и операций с числами.

    К концу 9-го — началу 10-го года жизни к фантазии добавляется осознанное

    понимание внешнего мира. Ребенок приходит к обнаружению двойственности себя

    самого и окружающего мира. Теперь преподавание должно открыть ребенку мир в

    различных проявлениях (от истории до природы) во всём богатстве, смысле его

    явлений и событий. Аналитическое рассмотрение может лишь воспитать в

    подрастающем человеке отчуждение от мира, а предмет преподавания может

    стать лишь внешним знанием. В вальдорфских школах учитель в процессе

    преподавания естественных наук так описывает растения и животных, что

    ученики своей фантазией и чувством могут проникнуть в их формы, поведение и

    отношение к окружающему миру, законы образования и жизни, постичь душевную

    сущность растений и животных. Предшествующие культуры и действующие в

    истории личности вообще нельзя понять, не привлекая силы фантазии.

    Образное преподавание развивает в детях мышление, которое проникает

    сквозь поверхность вглубь вещей и явлений. Оно ведет учеников к

    сопереживанию и, следовательно, к расширению мира чувств. Как известно, то,

    что усвоено через образ и то, что затронуло наши чувства, усваивается лучше

    всего. Поэтому образное преподавание имеет особое значение и для развития

    памяти. От учителя оно требует живой духовной проработки и творческой

    образной подачи интерната и во всех тех областях, которые здесь не

    упоминаются. Особое значение при воспитании имеют в первые восемь лет учебы

    также уроки искусства и труда (см. гл. «Преподавание искусств и ремёсел»).

    Процессы формирования души требуют, чтобы один и тот же учитель на

    протяжении многих лет следовал за учеником, сопровождая его развитие.

    Поэтому в течение первых восьми лет обучения основные предметы для каждого

    класса преподаёт один и тот же классный учитель. За эти восемь лет он

    ежедневно дает в своем классе по крайней мере один сдвоенный урок в течение

    двух часов. Поэтому он близко узнает каждого ученика и его особенности.

    Таким образом, преподавание и воспитание могут слиться.

    Преподавание после 14 лет (9—12 год обучения)

    Во время полового созревания и второго изменения телосложения молодой

    человек претерпевает такие же значительные изменения, как и при смене

    зубов. Благодаря сильному импульсу роста в пубертатнный период, в своих

    конечностях и в своей воле подросток вступает в более глубокую связь с

    силой тяжести; при ломке голоса появляется индивидуальный тембр; в так

    называемых вторичных половых признаках тело получает сильный душевный

    отпечаток. Эти процессы вместе с половой зрелостью являются выражением

    единого явления: молодой человек осознает свое собственное личное существо.

    При переходе от детства к юности человек начинает свободнее и

    самостоятельнее вступать в соприкосновение с окружающим миром личными

    сипами своей души, т.е. чувством и волей. Его стремление к внутренней и

    внешней самостоятельности особенно ярко выражается в новой установке —

    вырабатывать взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих собственных

    оценок.

    Личное обращение к окружающему миру позволяет молодому человеку стать

    человеком своего времени. Внутри него оживают идеалы и жизненные цели. На

    их основе и на основе приобретшего личностный оттенок чувства молодой

    человек ищет — сначала неуверенно и неумело — личную связь с миром и

    осознанное отношение к самому себе. Отсюда появляются новые требования к

    преподаванию, касающиеся как содержания, так и метода. Вместо образного

    преподавания теперь используются методы, развивающие в молодом человеке

    способность к суждению, ориентированную на разнообразие мира. Теперь в

    различных предметах (родной язык, история, естественные науки и пр.) он

    учится тщательно изучать материал, точно наблюдать за явлениями и

    экспериментами. Одна из задач учителя в этот период состоит в том, чтобы

    факты преподносились обозримым образом и так, чтобы ученик смог выработать

    на них способность ясного суждения. При выработке суждения молодой человек

    учится на феноменах выявлять в своем мышлении понятия и идеи, которое

    выражают духовные связи.

    Тем самым преподавание основных предметов приобретает более научный

    характер. Но речь не может идти о том, чтобы навязывать молодому человеку

    гипотезы и модели, т.е. мысли и аргументы других людей. Преподавание

    нуждается в преимущественно феноменологической ориентировке. Модели

    обсуждаются во вторую очередь. Когда они основываются на собственной оценке

    ученика, то теряют скрытый догматизм, парализующие действующий на людей

    этого возраста, который слепую веру выдает за научное знание.

    Образование способности суждения связано с развитием личного взгляда на

    мир. Чтобы при преподавании истории искусств прийти к оценке произведения

    искусства (пластика, живопись или архитектура), молодой человек должен

    сначала вжиться в него, а у ж потом он сможет дать оценку его качества и

    сравнить с другими произведениями. Это ведет к воспитанию эстетического

    переживания. Чтобы в биологии постичь принципы живого развития и вынести

    суждение, молодой человек должен развивать способности сотворчески вникать

    в суть живого существа на разных стадиях развития. Великие произведения

    литературы откроются ему только в том случае, если будет достаточно зрелым

    его понимание человеческой судьбы, человеческих характеров и т.п. То же

    самое относится и к математике, физике и др. Таким образом способность

    суждения тесно связана с человеческой личностью и ее развитием. Важно,

    чтобы действующий в подростках и молодых людях дух не приобрел бы

    неполноценной формы ни к чему не обязывающей и повсюду одинаковой

    интеллектуальности. В вальдорфских школах учитывается внутренняя ориентация

    молодого человека на жизнь своего времени. Технология, процессы

    экономической жизни, условия жизни и труда, социальные проблемы изучаются

    точно так же, как астрономия или математика. Согласно сформированному

    Рудольфом Штейнером принципу, любое преподавание должно учить жизни.

    Заключение

    Что же лежит в основе различий между методами преподавания в обычной и

    вальдорфской школах? Прошлые десятилетия показали недостаточность

    традиционных научных объяснений и подходов во многих областях жизни.

    Аналитический, количественно ограниченный взгляд на природу и человека

    блокирует доступ к более глубоким пластам действительности. Преодоление

    этого суждения стало жизненной проблемой. Поэтому придерживаться

    господствующих в прошлом взглядов было бы фатальным анахронизмом, даже если

    инстанции школьной администрации придают ему юридическую силу. Вальдорфские

    школы стремятся посредством образного и феноменологического преподавания,

    развития фантазии и художественного понимания мира разбудить в учениках

    способности, которые выведут их за рамки упрощенной и ограниченной

    интерпретации. Речь идет о познании и поиске истины. Напротив, однозначно

    связано с мировоззрением, например, преподавание на базе позитивистских

    научных взглядов; оно приносит вред, т.к. сдерживает душевное и духовное

    развитие.

    Здесь можно найти ответ еще на один критический вопрос, обращенный к

    вальдорфским школам. Он касается христианского характера вальдорфской

    педагогики и антропософии. Этот вопрос возникает, если сузить понятие

    «христианский» до конфессиональных форм христианства. В связи с этим

    указывают на определённые антропософские взгляды (реинкарнация,

    космология). Однако попытки проверить, могут ли эти взгляды помочь глубже

    понять связь человека с Божественным, чем церковные догмы, как правило, не

    предпринимаются. Утверждение, что антропософия якобы не знает понятия

    благодати и является сомнительным предприятием по самоспасению, основано

    на недостатке информации. Стремление преобразовать собственное существо у

    всех великих личностей христианства являлось основой более глубокого

    служения Христу. Этого нельзя забывать, когда анализируется вальдорфская

    педагогика и антропософия. Вальдорфские школы убеждены в том, что

    воспитание без религии является неполным. Поэтому ученики имеют

    конфессиональные уроки религии по желанию родителей различных

    конфессиональных групп. Если они не участвуют в них, то им даётся

    представление о христианском мировоззрении на так называемых свободных

    уроках христианской религии. Последние дополняются обычными уроками,

    которые ведут к такому пониманию мира, при котором не затемняется духовное

    и божественное. Так вальдорфские школы пытаются преодолеть дилемму, которая

    возникает, когда содержание материалистической интерпретации мира в

    переживаниях учеников постоянно подвергает сомнению религиозную жизнь.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Э.М. Краних. Свободные вальдорфские школы. М: «Парсифаль» 1993.

    2. Франс Карлгрен. Антропософский путь познания. М: «Алфавит» 1991.

    Содержание

    Стр.

    Введение

    Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы

    Система воспитания в вальдорфской школе

    Заключение

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.