Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты
Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность
прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность
изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение
деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к
другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого
ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных
отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где
ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в
центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и
родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах
взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из
членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от
родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку
деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из
родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное
выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через
использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через
прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы,
оскаленный рот и т.д.
Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-
родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).
В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя
в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми,
счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё
это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.
На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и
ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка
прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье
комфортно и уютно.
К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей
(50 %). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал
всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще
отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что
ребёнку не очень комфортно в этой семье.
К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей
(20 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил
только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о
чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную
позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на
рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок
не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.
После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов,
ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей
тревожность в системе детско-родительских отношений:
-физическое наказание;
-отсутствие общения с родителями;
-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
-общение с ребёнком на повышенных тонах.
Результаты теста представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Условные обозначения:
- высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)
- средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)
- низкий уровень детско-родительских отношений ( 6 детей)
По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех
семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В
основном они носят переменный характер.
Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в
семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.
В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей
не устраивают взаимоотношения с родителями.
Методика «Неоконченные предложения».
Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и
детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.
Методика проведения:
Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного
обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы
первое, что придёт в голову (Приложение 1).
Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к
родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).
Так, Света В. ответила: «Мой папа очень весёлый», «Моя мама и я любим
стряпать»; Серёжа А.: «Моя мама добрая», «Мой папа и я играем в
конструктор»; Стас В.: «Моя мама целует меня».
Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).
Так, Вадим К. ответил: «Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь
Р.:
«Моя мама ругается»; Артём А.: «Я чувствую себя счастливым, когда мой
папа уезжает».
В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье.
Так, Аня С. пояснила: «Мой папа и я никогда не играем», «Мы с мамой любим
гулять».
Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис
П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.
Так, Денис П. сказал: «Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю»;
Катя П.: «Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят».
В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или
с одним из них. Руслан М.: «Когда я шумно играю, папа кричит на меня»; Аня
К.: «Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком»; Игорь
Р.: «Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один».
По результатам нашего исследования нами были выявлены причины,
вызывающие тревожность у ребёнка:
-боязнь физического наказания;
-страх остаться дома одному;
-отсутствие родительской ласки;
-крики родителей за проступки.
Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у
15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У
6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях
тревожность не наблюдалась.
По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих
семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними
нет взаимопонимания.
Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов
(Приложение № 2).
Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании
ребёнка шестилетнего возраста.
Методика проведения:
Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам
выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30
родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании
детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно
воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с
ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.
Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют
ту или иную сторону в его воспитании.
У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его
воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что
говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.
Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают
достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о
формах, способах, методах воспитания.
Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-
опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый
вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить
уровень родительских отношений.
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских
отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского
поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает
чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятель- ность,
старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и
«маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с
реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от
трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип
родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализа-ция».
Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от
него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к
ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину
родительского отношения к детям:
Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях
(33 %).
К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).
Родительские отношения, которые носят отрицательный характер,
проявляются в шести семьях (20 %).
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют
неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности
у детей.
Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на
обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях
к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на
проявление тревожности.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя
полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в
семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас
явились:
- детские отношения к родителям;
- знания родителей о воспитании ребенка;
- родительские отношения к детям.
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и
представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя
комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы
и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и
самостоятельность.
Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и
представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают
взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не
предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей.
Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную
тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку
раздражительность и обиду.
Результаты обследований представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Условные обозначения:
- высокий уровень (9 детей)
- средний уровень (15 детей)
- низкий уровень (6 детей)
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и
низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое
внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие
нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у
детей, является то, что:
- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен
своим положением в семье);
- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
- в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-
родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на
их коррекцию.
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Цель коррекционной программы:
- создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у
детей через коррекцию детско-родительских отношений;
- апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на
повышение педагогической грамотности.
Задачи:
1. Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка
шестого года жизни.
2. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.
3. Коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
Коррекционная программа была направлена на работу с родителями и
детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:
- пропедевтический;
- вводный;
- развивающий;
- контрольно-оценочный.
На формирующем этапе в исследовании приняло участие 20 родителей и
20 детей (содержание коррекционной работы указано в таблице 1).
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
| | |
| |ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
|ЭТАПЫ | |
| | | |
| |РОДИТЕЛИ |ДЕТИ |
| | |
|1.Пропедевтический этап. |Совместные детско-родительские занятия |
|Цель: | |
|- снятие тревожности и напряженности в|Знакомство с родителями и детьми в круге: |
|отношениях между родителями и детьми; |Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому |
|повышение уверенности в собственных |назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём |
|силах; |другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.). |
|устранение отрицательных эмоций. |Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию. |
|(одно занятие). |(«Комплименты», «Волшебный клубок»). |
| | |
| | |
|Вводный этап. | |
|Цель: повысить психолого-педагоги- |1.Изучение психолого-педагогической 1.Проведение этических бесед на темы:|
|ческую грамотность родителей; | |
|развивать умения, направленные на |литературы: (Мухина «Шестилетний «Семейные праздники», «Как быть |
|общение детей с родителями. |ребёнок»). |
|(три занятия). |вежливым». |
| |2.Просмотр видеофильма: «Шестилет- 2.Рисунки детей, отражающие семью |
| |ка, каков ты?» и каждого |
| |родителя в отдельности. |
| |3.Родительское собрание на тему: 3.Составление рассказов о |
| |семье. |
| |«Мы и наши родители. Семейные |
| |линии». |
| | |
| | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|