Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу
в специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую
особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в
самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных
характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать
как:
-психологическое явление;
-индивидуальную психологическую особенность личности;
-склонность человека к переживанию тревоги;
-состояние повышенного беспокойства.
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх»,
«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.
Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании
человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога
в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так
как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства
Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности.
Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.
Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни
тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная
(реактивная).
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных
обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на
какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте
тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные
проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства
происходит становление личности.
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
-с процессом обучения – учебная тревожность;
-с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
-с общением – межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое
строение.
И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий
необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает
дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с
деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные
формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое
сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального
выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были
выделены открытые и закрытые формы тревожности.
Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и
компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.
Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В
качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость;
апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-
эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когни-
тивную.
Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с
повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному
поведению, эмоциональным нарушениям личности.
Так, какой он, тревожный ребёнок?
Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную,
завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в
общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического
характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему
свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих
механизмов, минимальная самореализация.
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как
указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские
отношения.
Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по
данной проблеме.
К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес-
кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным
избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня
запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей,
неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию
низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в
социальной адаптации.
С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская
гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и
агрессивности детей.
П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к
ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с
неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-
заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и
равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие,
сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.
И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в
семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния;
чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край
эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной
слабости ребёнка.
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о
том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и
запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза,
навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания
и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию
истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и
отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как
этиологический фактор неврастении.
Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее
воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной
возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно
защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и
зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу
поведения с яркими аффективными реакциями.
Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители
порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто
копируют модель воспитания их собственных родителей (29).
Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других
указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к
ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач,
содержания, форм, методов воспитания ребёнка.
С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка
шестилетнего возраста является то, что:
а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также
процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В.
Запорожец).
б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,
осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку
взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н.
Поддъяков).
в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).
Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в
сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка.
Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности
родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили
воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие
эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним,
незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.
Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать,
как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.
1.3.Подходы к коррекции тревожности у детей
в системе детско-родительских отношений
По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И.
Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С.
Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна
коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в
развитии личности.
Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологического развития или поведения человека с помощью
специальных средств психологического воздействия.
Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена
на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в
обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие
потенциальных творческих резервов человека.
Психологическая коррекция различается по видам и формам.
По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;
личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.
По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная;
директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная;
специальная.
Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах
коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому,
что один человек пытается помочь другому.
Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских
отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность
родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и
особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей
общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в
качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.
Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и
программы видеотренинга.
Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому
проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря
психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет
увеличить эффективность занятий.
А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских
отношений – социально-психологический тренинг.
Под социально-психологическим тренингом понимается практика
психологического воздействия, основанная на активных методах групповой
работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения
знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.
Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения
и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного
группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в
сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется
принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы
В процессе социально-психологического тренинга применяются различные
методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём),
ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.
Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на
рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных
детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением
родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие
на его самосознание через уровень его развития.
Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия,
упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня,
питание, прогулки, достаточный сон.
Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на
стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных
защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и
т.д.).
Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в
образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики:
рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так
далее.
По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп»,
в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в
воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным
представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его
психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к
нарушениям в системе детско-родительских отношений.
Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских
отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушен-
ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На
современном этапе сложилась система работы с родителями или формы
сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры
родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и
индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся:
собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным:
консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.
В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников
широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы
семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в
спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на
выставки), посещение природы и т. д.
Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений,
наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению
знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные
клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по
воспитанию детей).
Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских
отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-
психологический).
Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных
исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.
Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много исследований
зарубежных и отечественных психологов и педагогов (А.В.Петровский,
А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие).
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека,
невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного
типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.
Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но
впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела
личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о
психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах,
методах воспитания.
Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами
проведен констатирующий этап исследования.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в
семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах,
содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа
методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы использовали следующие методы:
- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);
- методика «Неоконченные предложения».
Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о
ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.
При работе с родителями нами были использованы следующие методы:
-анкетирование;
-тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Исследование проводилось на базе МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское. Нами
было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.
Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест
Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».
Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами
ребёнка);
-выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика проведения:
Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|