МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

    приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу

    в специфических социальных ситуациях.

    В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую

    особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в

    самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных

    характеристиках, которые к этому не предполагают.

    Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать

    как:

    -психологическое явление;

    -индивидуальную психологическую особенность личности;

    -склонность человека к переживанию тревоги;

    -состояние повышенного беспокойства.

    В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх»,

    «беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.

    Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании

    человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

    Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога

    в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так

    как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

    Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства

    Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности.

    Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

    Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни

    тревожности.

    Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная

    (реактивная).

    Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных

    обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

    Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на

    какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

    А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте

    тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные

    проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства

    происходит становление личности.

    А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

    -с процессом обучения – учебная тревожность;

    -с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

    -с общением – межличностная тревожность.

    Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое

    строение.

    И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий

    необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает

    дискомфорт человека в окружающем его социуме.

    Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с

    деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

    Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные

    формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое

    сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального

    выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были

    выделены открытые и закрытые формы тревожности.

    Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и

    компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

    Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В

    качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость;

    апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

    Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-

    эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когни-

    тивную.

    Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с

    повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному

    поведению, эмоциональным нарушениям личности.

    Так, какой он, тревожный ребёнок?

    Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную,

    завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в

    общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического

    характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему

    свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих

    механизмов, минимальная самореализация.

    Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как

    указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские

    отношения.

    Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по

    данной проблеме.

    К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес-

    кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным

    избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня

    запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей,

    неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию

    низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в

    социальной адаптации.

    С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская

    гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и

    агрессивности детей.

    П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к

    ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с

    неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-

    заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и

    равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие,

    сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

    И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в

    семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния;

    чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край

    эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной

    слабости ребёнка.

    В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о

    том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и

    запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза,

    навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания

    и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию

    истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и

    отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как

    этиологический фактор неврастении.

    Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее

    воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной

    возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно

    защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и

    зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу

    поведения с яркими аффективными реакциями.

    Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители

    порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто

    копируют модель воспитания их собственных родителей (29).

    Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других

    указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к

    ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач,

    содержания, форм, методов воспитания ребёнка.

    С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка

    шестилетнего возраста является то, что:

    а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также

    процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В.

    Запорожец).

    б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,

    осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку

    взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н.

    Поддъяков).

    в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).

    Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в

    сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка.

    Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности

    родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили

    воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие

    эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним,

    незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.

    Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать,

    как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.

    1.3.Подходы к коррекции тревожности у детей

    в системе детско-родительских отношений

    По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И.

    Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С.

    Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна

    коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в

    развитии личности.

    Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление

    недостатков психологического развития или поведения человека с помощью

    специальных средств психологического воздействия.

    Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена

    на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в

    обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие

    потенциальных творческих резервов человека.

    Психологическая коррекция различается по видам и формам.

    По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;

    личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.

    По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная;

    директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная;

    специальная.

    Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах

    коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому,

    что один человек пытается помочь другому.

    Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских

    отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность

    родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и

    особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей

    общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в

    качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

    Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и

    программы видеотренинга.

    Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому

    проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря

    психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет

    увеличить эффективность занятий.

    А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских

    отношений – социально-психологический тренинг.

    Под социально-психологическим тренингом понимается практика

    психологического воздействия, основанная на активных методах групповой

    работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения

    знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.

    Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения

    и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного

    группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в

    сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется

    принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы

    В процессе социально-психологического тренинга применяются различные

    методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём),

    ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.

    Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на

    рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных

    детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением

    родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие

    на его самосознание через уровень его развития.

    Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия,

    упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня,

    питание, прогулки, достаточный сон.

    Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на

    стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных

    защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и

    т.д.).

    Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в

    образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики:

    рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так

    далее.

    По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп»,

    в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в

    воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным

    представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его

    психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к

    нарушениям в системе детско-родительских отношений.

    Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских

    отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушен-

    ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На

    современном этапе сложилась система работы с родителями или формы

    сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры

    родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и

    индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся:

    собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным:

    консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

    В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников

    широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы

    семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в

    спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на

    выставки), посещение природы и т. д.

    Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений,

    наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению

    знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные

    клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по

    воспитанию детей).

    Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских

    отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-

    психологический).

    Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных

    исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.

    Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много исследований

    зарубежных и отечественных психологов и педагогов (А.В.Петровский,

    А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие).

    Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку,

    поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей

    восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

    Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека,

    невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного

    типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

    Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но

    впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела

    личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о

    психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах,

    методах воспитания.

    Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами

    проведен констатирующий этап исследования.

    ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ

    ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

    Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в

    семье

    Задачи:

    1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах,

    содержании и методах воспитания детей.

    2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

    3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.

    Методику исследования составили две группы методов. Первая группа

    методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.

    При работе с детьми мы использовали следующие методы:

    - рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);

    - методика «Неоконченные предложения».

    Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о

    ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

    При работе с родителями нами были использованы следующие методы:

    -анкетирование;

    -тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

    Исследование проводилось на базе МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское. Нами

    было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

    Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест

    Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».

    Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами

    ребёнка);

    -выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

    Методика проведения:

    Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие:

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.