Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Крымский экономический институт
Киевского национального экономического университета
Кафедра общественных дисциплин
Курсовая работа
По дисциплине «Методика преподавания экономики»
На тему: «Сущность процесса обучения и особенности преподавания
экономических наук».
Выполнил:
Студент группы 43
Цырульников А. И.
Научный руководитель:
Доцент Гужва Г. А.
Симферополь
2000
Оглавление.
Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24
Заключение
27
Список использованной литературы
29
Введение.
Проблема высшего образования вообще и экономического в частности
многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее
подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство
гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы
общественного развития. В значительной мере это относится и к
экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых
обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И
эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер
перемен ни в самой системе образования, ни в украинском обществе в целом.
В настоящее время в Украине все актуальнее становится проблема
методики преподавания экономики. Мы становимся свидетелями реформирования
системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной
работе. Заметны также и другие тенденции.
Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.
1.Основы методики преподавания.
1. . Методика обучения: потенциал преподавателя и студента.
Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом
определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных
методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением
студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в
непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и
эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия
звена преподаватель—студент.
В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно
избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты
натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их
экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач.
Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и
реальных экономических процессах.
Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная
работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении
рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность
деятельности кафедр трудно переоценить.
Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший
эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный
процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем
раздвигаются и в пространстве, и во времени.
Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться
самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного
стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на
одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как
альтернативные стороны одного общего предмета изучения.
Применение зарубежных моделей обучения достигает цели тогда, когда в
аудитории учитываются национальные и культурные традиции основной массы
студентов, когда в стандартных теоретических ситуациях умело, анализируются
явления национальной экономики в целом или отдельного региона.
1.2.Сущность и содержание методики преподавания.
Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь
исследования, теория, учение.
Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической
науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету
(предметам).
Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в
полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена
великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке.
В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах
обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как
сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет
свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким
же, как к любой другой науке.
Зададимся вопросом — каков предмет методики преподавания как науки?
Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его
закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и
субъективных) закономерности методика разрабатывает, с одной стороны,
средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса;
с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.
Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности
методики.
Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический
процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения
педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)
Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и
воспитания, закономерностях обучения.
Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по
изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).
Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика
преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы
дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.
Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание
общего, особенного и единичного.
Вместе с тем, роль и значение методики в современных условиях не
только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом
факторов.
Во-первых, практически любой специалист с высшим образованием
выступает не только исполнителем, но и творцом: следовательно, он должен
уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и
коллег.
Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько
переплелись в современной жизни, что очень важно уметь выделять и
разрабатывать экономические задачи и проблемы
В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания,
информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить,
что убедить — значит уже увлечь за собой.
В-четвертых, экономическая практика на переломном этапе (как никогда
прежде) нуждается в теоретическом обосновании и практическом подкреплении
теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из
важнейших задач педагогики, а в частности - методики.
Наконец, в-пятых, право преподавать должно подкрепляться
соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т.
ч. такими учебными дисциплинами, как: основы психологии и педагогики;
психология деятельности: коммуникационные процессы обучения; методика
преподавания экономики.
Таким образом, методика — не просто наука и учебная дисциплина, но и
актуальный рычаг постижения актуальной экономической реальности.
1.3. Предмет методики.
Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и
воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения
определенной учебной дисциплины. Ее задача заключается в изучении
закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных
требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть
совокупность определенных методов, через которые реализуются требования,
предъявляемые к преподаванию.
Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий
теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и
доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов,
методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее
методологией.
На многих примерах можно наглядно проследить взаимосвязь методологии и
методики преподавания. Так, например, не разработанность методики неизбежно
и самым отрицательным образом сказывается на методологическом уровне лекций
и семинаров, и наоборот.
Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой
часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей весь
комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же
выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим
предметом образование, обучение и воспитание людей.
Частные методики преподавания отдельных дисциплин являются звеньями
общей системы педагогических наук. Они включают в себя и используют
основные принципы педагогики и дидактики применительно к особенностям
преподавания конкретных дисциплин.
Методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той
или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней,
можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения
и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики,
ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.
B методике преподавания общественных наук следует различать общее,
особенное и частное.
Преподавание всех общественных наук ведется на основе общих
методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук
необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной
науки.
Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и
общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук,
выступая как особенная по отношению к методике преподавания всех
общественных наук, в то же время является общей применительно к частным
методикам.
Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:
связи теории с практикой;
систематичности и последовательности в подготовке специалистов;
сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;
соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в
коллективе;
сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;
прочности усвоения знаний;
доступности научных знаний;
единства обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.
Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной
работы.
В вузовской учебной практике сложились вполне оправдавшие себя
следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции,
самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации,
зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы.
Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной
заменить другие. Поэтому с методической точки зрения нельзя признать
правильным, когда некоторые кафедры встают на путь искусственного
разъединения отдельных звеньев учебного процесса, необоснованно заменяя их
другими.
Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи,
взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы
работы оказывает существенное влияние на другую.
Следует иметь в виду, что количественное соотношение и роль различных
методов обучения могут изменяться. Так, на старших курсах возрастает роль
семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. На методы обучения
влияют и такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет
учебным планом, обеспеченность современными техническими средствами
обучения и оборудование ими учебных аудиторий и т. д.
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции.
Лекция (от латин.) lectio — чтение) — специфическая форма устного
общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний.
Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в
частности:
— она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной
дисциплины;
— вооружает студентов методологией изучения данной науки;
— лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие
современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними
данными наук;
— органично сочетает обучение с воспитанием;
— нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные
ее направления.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее
экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из
наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,
средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию
одновременно.
Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе
впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и
ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».
Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может
совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она
обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору;
наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние
лектора на конкретного обучаемого.
Эта неоднозначность не раз приводила не только к острым дискуссиям о
роли и месте лекций, но и к периодическим запретам на нее.
Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что-
— во-первых, курс лекций по предмету передает основное его содержание;
— во-вторых, именно лекции определяют не только содержание, но и
идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного
процесса:
— в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность
других форм учебного процесса
Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не менее 50% времени
каждой экономической дисциплины.
Современные учебные лекции принято делить на три вида обзорные,
проблемные и предметные. Если обзорная лекция направлена на восстановление
прежних знаний или знакомство с каким-то еще не изученным или мало знакомым
материалом для формирования целостного знания, то проблемная — подает
материал как проблему, комплекс проблем, палитру разнообразных точек зрения
на ту или иную сторону современной экономической жизни, при этом — готового
выхода из проблемы нет. его надо искать вместе и преподавателю, и
студентам.
Предметная лекция является обычной составной частью лекционного курса,
хотя вполне может нести в себе как элементы проблемности, так и отдельные
крупицы обзорности.
В наибольшей мере черты обзорной и предметной лекции своеобразно
соединяются в установочных лекциях, читаемых, как правило, для студентов-
заочников Главными задачами в установочной лекции является оказание помощи
в овладении основами предмета, систематизации имеющихся у слушателей
знаний, акцентировании внимания на наиболее сложных и важных проблемах
курса, выдача рекомендаций по самостоятельной работе и наиболее
качественном литературе.
Но как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют
общие для них требования.
1 Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении
2 Лекция должна, безусловно, выходить за рамки даже самою свежего и
удачного учебника.
3 Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и
рецептов
Страницы: 1, 2
|