МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

    4. Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка.

    5 Лекция должна быть яркой и убедительной.

    Таковы самые главные черты учебной лекции как ведущей формы учебного

    процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.

    Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент лекция

    является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его

    содержание. Лекция должна дать главным образом основные установки на

    самостоятельную работу или подытожить самостоятельное изучение темы

    студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать полученные на

    основе самостоятельной работы знания, систематизировать накопленную

    информацию и на ее основании сделать определенные выводы.

    1.5. Сущность и место в учебном процессе практических занятий.

    Термин семинар имеет своим корнем древнее выражение «Seminarium» —

    рассадник знаний.

    Специфику и место семинара как формы в системе учебного процесса можно

    определить такими обстоятельствами:

    во-первых, на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3

    до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;

    во-вторых, из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее

    благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории,

    выработки самостоятельного творческого мышления у студентов;

    — в третьих, семинары — это та учебная форма, с которой начинается

    педагогическая деятельность молодых преподавателей;

    - в-четвертых, успех семинара зависит не только и не столько от

    преподавателей, сколько от студентов.

    Исходя из этого, вопрос о функциях семинара, практического занятия и

    даже об их субординации и сегодня является дискуссионной проблемой для

    педагогов, методистов и психологов.

    Нам представляется, что основные функции семинара (в порядке

    приоритетности) могут быть обозначены так.

    1. Учебно-познавательная функция — закрепление, расширение, углубление

    знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

    2. Обучающая функция — школа публичного выступления, развитие навыков

    отбора и обобщения информации.

    3. Побудительная функция — побуждение на основе анализа состояния

    подготовки к более активной и целеустремленной работе.

    4. Воспитывающая функция — формирование мировоззрения и убеждений,

    воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.

    5. Контролирующая функция — контроль за уровнем знаний и качеством

    самостоятельной работы студентов. Скажем откровенно, многие педагоги и

    методисты именно эту функцию считают первоочередной.

    Исключительно многообразны формы проведения семинарских, практических

    занятий. В ряде работ по методике их выделяют до 15. Рассмотрим наиболее

    распространенные.

    Контрольно-обучающий семинар — это семинар, в ходе которого

    осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы.

    Главная цель — максимальный охват обучаемых контролем.

    Обучающий семинар — это семинар, на котором в центре внимания

    самостоятельные выступления студентов, расширяющие и дополняющие лекционный

    материал. При этом темы для выступлений могут быть розданы и распределены

    заранее — «фиксированные выступления». Это лишь усилит информативность

    семинара и повысит его теоретический уровень.

    Творческий семинар — это семинар, максимально обеспечивающий

    творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-

    конференции, диспута, публичной защиты рефератов.

    Наконец, практическое занятие. Оно может проводиться по изучению

    конкретного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с

    помощью персонального компьютера, экскурсии или встречи с учеными,

    практиками, преподавателями и студентами других вузов.

    Хотелось бы в заключении вопроса подчеркнуть, что каждая из

    перечисленных форм имеет свои достоинства; вместе с тем проведение каждой

    из них сопряжено с определенными трудностями.

    Успех и эффективность любой из форм семинара достигается только

    упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к семинару включает в

    себя как подготовку преподавателя, так и подготовку слушателей.

    Подготовка преподавателя объединяет теоретическую и методическую

    области. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить

    план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, посетить лекции

    (если он их не читает), отработать для себя лично наиболее важные и сложные

    моменты темы.

    С точки зрения методической он обязан тщательно разобраться как с

    общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями

    предстоящего. Кроме того, на ею «совести» лежит не только доведение плана

    семинара до обучаемых, но и выдача им таких методических рекомендаций,

    которые обеспечат и эффективность, и качество занятия.

    Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знакомстве с

    темой и планом семинара, уяснении его замысла и методических особенности,

    сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем

    студенты приходят на консультации (групповые и индивидуальные) к

    преподавателю.

    Таким образом, практическое занятие или семинар является результатом

    самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной

    обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное.

    В свою очередь успех семинара заложен в его тщательной, всесторонней

    подготовке.

    1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы

    студентов.

    Самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности

    характеризует:

    Во-первых, он связан со всеми формами планового учебного процесса.

    Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так и по многообразию

    методических приемов.

    В-третьих, руководство самостоятельной работой требует от

    преподавателя не только теоретических знаний и методических умений, но и

    организаторских качеств.

    Сложность руководства и организации самостоятельной работы студентов

    объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются

    — частая смена экономических приоритетов;

    — отсутствие современных стабильных учебников и пособий по

    экономическим наукам;

    — слабость фонда библиотек по проблемам экономики;

    - специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);

    — отсутствие единства в организационных и методических требованиях к

    самостоятельной работе.

    В частности, нет законодательно установленных нормативов по

    самостоятельной работе, хотя в практике такие усредненные нормативы

    сложились.

    Основными видами самостоятельной работы студентов являются:

    конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы

    и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к

    зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных и

    дипломных работ.

    Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой

    включает в себя:

    1) обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических,

    семинарских занятий, на консультациях;

    2) управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий

    на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и

    качества работы;

    3) контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и

    опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;

    4) коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.

    Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной работы в процессе

    учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности

    учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным

    трудом и давать для него материал».

    Таким образом, только сочетание методических и организаторских усилий

    педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность

    обеспечат эффективную и качественную самостоятельную работу студентов.

    Организация самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам

    направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию,

    формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления

    студентов.

    1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.

    Одной из важных составных частей учебного процесса является текущий и

    семестровый контроль успеваемости. К основным функциям контроля можно

    отнести такие:

    — он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения

    изучаемого;

    — способствует приведению знаний в систему;

    — помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного

    курса в целом;

    — стимулирует сознательное и активное отношение к учебе, воспитывает

    чувство ответственности за достигнутые результаты;

    — помогает развитию памяти и мышления у студентов;

    — вызывает необходимость в работе с источниками, учебниками, приучает

    учиться использовать полученные знания для практической деятельности;

    — дает материал преподавателю для совершенствования содержания и

    методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.

    Наконец, анализ хода и итогов контроля дает возможность в известной

    мере судить о постановке учебно-воспитательного процесса в данном высшем

    учебном заведении.

    Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые

    требования к нему.

    ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля

    по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности

    изложения.

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную

    оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и

    индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.

    СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса

    на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие

    его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой

    каждого студента.

    СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и

    разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение

    вперед, поощрять старание.

    По видам и формам контроль подразделяется на:

    — текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие,

    контрольная работа);

    — промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен — если

    он не единственный);

    — итоговый (заключительный экзамен по предмету, государственный

    экзамен, защита дипломной работы). По методике проведения контроль бывает:

    — устным (методом устного опроса);

    — письменным (путем письменных ответов);

    — путем защиты разработанных рефератов;

    — в виде деловой игры.

    Таковы основные функции, виды, формы, методы контроля и требования,

    предъявляемые к нему.

    Правильная методика проведения контроля побуждает студента изучать

    большее количество информации и самосовершенствоваться.

    2. Современные основы преподавания экономики в высшем учебном заведении.

    2.1. Современная система высшего экономического образования.

    События последних лет в Украине привели, во-первых, к организационному

    преобразованию вузовской системы в университетскую систему и, во-вторых, к

    широкому распространению подготовки экономистов в самых различных по

    профилю учебных заведениях. Для страны это породило не одну проблему.

    Если исходить из устоявшегося содержания университетского образования,

    то, как обеспечить университетский уровень экономической подготовки во всех

    появившихся университетах, где есть или открылись экономические факультеты?

    Поскольку университетская подготовка предполагает соответствующий

    кадровый потенциал преподавательского и научного персонала, постольку важно

    выяснить – каким образом и в какие сроки возможно формирование такого

    потенциала в новых университетах.

    Фундаментальность экономического образования в университетах

    обеспечивается, как правило, основательностью изучения экономической

    теории. В этой связи следует ли считать университетской подготовку

    экономистов в “прикладных” университетах, где упор делается на отраслевые

    экономические дисциплины и по существу выпускаются специалисты узкого

    профиля.

    Международное сообщество выработало ряд критериев для университетского

    образования, включая экономическое. Если учитывать эти критерии, то каким

    образом развивать международное сотрудничество в области экономического

    образования; насколько следует учитывать наряду с американским и

    европейским азиатский опыт в этой сфере.

    Общегосударственное регулирование университетского экономического

    образования в современных условиях не исключает применения рыночных

    индикаторов для определения рейтинга университетов. Однако подобные

    процедуры не должны носить конъюнктурный или рекламный характер в своей

    основе.

    2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика.

    Во все времена существовала проблема взаимосвязи экономического

    образования и хозяйственной практики. Эта проблема особенно обострилась в

    Украине в последние годы.

    Что положить в основу обучения – идеальную модель рыночной экономики

    или решение реальных хозяйственных вопросов? Возможно ли сочетание того и

    другого в учебном процессе и каково должно быть их оптимальное соотношение?

    Системность экономического образования помогает всестороннему

    восприятию действительности и перспектив ее изменения. Взаимозависимость

    хозяйственных процессов, их обусловленность, с одной стороны, сложившимися

    закономерностями, а с другой – субъективными действиями реальных людей,

    объективно повышает роль фундаментальной подготовки руководителей и

    профессионалов разного уровня в иерархии управления государственных и

    негосударственных структур.

    Всеобщность рыночных принципов предполагает экономическую оценку или

    обоснование любых действий в обществе. Это означает, что существует

    своеобразная рыночная атмосфера формирования человека на всем

    образовательном пути: семья – школа – университет – работа. Важно, чтобы

    деформация рыночных преобразований в России не привела к деформации

    экономического образования.

    2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической

    политики.

    Ключевым звеном экономического образования является освоение

    экономической теории. В свою очередь важнейшим рычагом воздействия на

    хозяйственную практику является экономическая политика. Эффективность

    экономической политики зависит не только от степени реализации выводов и

    рекомендаций экономической теории.

    Современная экономическая теория – не монолит, она представляет собой

    совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание

    экономической теории должно быть системным и цельным. Именно такой подход к

    преподаванию позволяет рассчитывать о наиболее эффективном воздействии

    экономического образования на реальную экономическую политику.

    Опыт реальной экономической политики в зарубежных странах и в России

    за длительный исторический период свидетельствует о том, что наибольшая

    результативность достигается тогда, когда политика опирается не на одну

    научную школу или направление, а на их сочетание. Подобное сочетание

    различно и зависит от конкретной страны и политической ориентации

    правительства. Одним из объяснений такой ситуации выступает факт развития

    смешанной экономики во всех развитых странах.

    Кризисные явления в мировом хозяйстве в 1997-1999 годы вынуждают

    международные экономические организации искать решение многочисленных

    проблем также в сочетании различных теоретических подходов и взглядов.

    Всеобщность рыночных отношений в мире и все большее развитие глобализации

    объективно повышают роль экономической науки в формировании национальной и

    международной экономической политики на рубеже третьего тысячелетия.

    Университетское экономическое образование по своему содержанию и форме

    позволяет в наибольшей мере быть готовым к современным вызовам на различных

    уровнях хозяйствования – корпоративном, национальном, международном.

    2.4. Роль математики в экономическом образовании.

    Сегодня никого не следует убеждать в необходимости активного изучения

    и применения математики в экономическом образовании. Без математики не

    может обойтись фактически ни одна наука. Однако есть различия между

    математикой как одним из методов исследования в экономической теории и

    математикой как самостоятельной частью экономического образования вообще.

    В экономической теории имеют место различного рода абстракции –

    аналитические и математические. Первые позволяют давать качественные

    характеристики объекта анализа, вторые – больше связаны с количественными

    параметрами. Преобладание одних или других не дает полной картины и только

    использование в необходимой мере обеих раскрывает экономическое явление в

    системном виде.

    Экономика не развивается по шаблонам, хотя в хозяйственных процессах

    обнаруживается немало закономерностей, тенденций, существуют объективные

    экономические законы. Научные предпосылки анализа всегда в той или иной

    мере ограничивают объект исследования. Без подобных предпосылок не

    обходится ни одна модель, ни одна формула или функция. Важно осознавать эти

    ограничения математического подхода и не абсолютизировать его

    эффективность.

    Изучение математических дисциплин организует мышление, способствует

    развитию четкости и лаконичности в изложении доводов и аргументов,

    дисциплинирует научные исследования и создает необходимую базу для

    понимания и сопоставления исследовательских работ и учебных дисциплин

    разных стран. Язык математики – это, образно говоря, язык музыки, которые

    могут в большинстве случаев понимать все без переводчика. Проблема состоит

    в том, чтобы отобрать те математические дисциплины, которые более всего

    необходимы как экономистам-теоретикам, так и экономистам-практикам.

    2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация.

    Фундаментальность университетского экономического образования не

    исключает, а, наоборот, предполагает определенную специализацию студентов.

    Подобно тому, как в экономике продолжают образовываться новые отрасли, в

    системе экономических наук возникают новые отраслевые направления. Этот

    процесс особенно активизировался в Украине в ходе перехода к рыночным

    основам хозяйствования. Есть также специализация по страновым признакам и

    функциям тех или иных сегментов рыночного механизма.

    Фундаментальность подготовки обеспечивается по всей вертикали

    обучения, а не означает изучение базовых дисциплин только на начальных

    курсах. В известном смысле оптимальному соотношению фундаментальной и

    специальной подготовки способствует трехуровневая система: бакалавриат –

    магистратура – аспирантура. Три уровня подготовки в экономическом

    образовании отвечают самым разным требованиям рыночной экономики.

    Бакалавриат дает базовую подготовку самому массовому кругу

    экономистов. На этом уровне подготовки специализация может происходить как

    по отраслевому принципу, так и по степени освоения и использования

    математических методов анализа экономики. При этом важно, чтобы было

    найдено оптимальное соотношение обязательных курсов и курсов по выбору. Не

    всегда обилие курсов по выбору дает наилучший результат. В свою очередь

    “усреднение” математики для всех студентов бакалавриата не позволяет иметь

    выпускников с углубленной математической подготовкой.

    Продолжение фундаментальной подготовки в магистратуре уже напрямую

    связывается с целевой специализацией, закрепленной магистерской программой.

    На этом уровне обеспечивается специализация и по базовым дисциплинам. Тем

    самым создается возможность готовить магистров-экономистов-аналитиков не

    для страны или хозяйства в целом, а для отдельных сфер деятельности в

    соответствие с прогнозным рыночным спросом на профессионалов такого уровня.

    Выпускник магистратуры при поступлении в аспирантуру углубляет свою

    специализацию уже в сфере научных исследований. Спрос на профессионалов

    такого рода имеет штучный характер в рыночной экономике. Только прочная и

    всесторонняя фундаментальная подготовка позволяет аспирантам сделать

    действительно актуальное и глубокое кандидатское исследование. Это

    обеспечивается специальной программой работы с аспирантами на факультете и

    кафедрах.

    Подготовка бакалавров и магистров имеет еще и международный аспект.

    Если исходить из всемирного распространения рыночных принципов, а также из

    целевой задачи подготовки кадров для рыночной экономики, то общей системой

    такого образования выступает именно двухзвенная подготовка: бакалавр-

    магистр.

    Заключение.

    Подводя итог проделанной работе можно сделать следующие основные

    выводы о системе высшего экономического образования в Украине и методике

    преподавания экономических дисциплин.

    1. События последних лет в Украине привели, во-первых, к

    организационному преобразованию вузовской системы в университетскую

    систему и, во-вторых, к широкому распространению подготовки

    экономистов в самых различных по профилю учебных заведениях.

    2. Эффективность образовательного процесса во многом определяется

    методикой преподавания.

    3. Методика — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности

    обучения определенному учебному предмету (предметам).

    4. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения

    определенной учебной дисциплины.

    5. На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в

    высшей школе определяющей его содержание.

    6. Практическое занятие или семинар является результатом

    самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в

    свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца

    ясное и усвоенное.

    7. Растет роль самостоятельной работы в системе высшего образования.

    Самостоятельная работа студентов по экономическим дисциплинам

    направлена на разработку системы мероприятий по обучению и

    воспитанию, формирующих экономическое образование и

    самостоятельность мышления студентов.

    роль самостоятельной работы в системе высшего образования.

    7. Качественная организация контроля – залог стимулирования студента

    на получение необходимых знаний.

    Список использованной литературы:

    1. Андреев Е. Г. Педагогика в работе лектора. М., 1974.

    2. Баранов С. П., Принципы обучения. М., 1975.

    3. Бруннер Д. Процесс обучения. Пер. с нем. М., 1962.

    4. Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанско-го, М., 1981.

    5. Зиновьев С. И. Лекция в советской высшей школе. Изд. 3-е. М., 1968.

    6. Зотов И. С. Некоторые вопросы методики чтения лекции по

    общественным наукам в вузе. М., 1971.

    7. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. М., 1984.

    8. Кожевников К. П. Методика подготовки лекции. Киев, 1988.

    9. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л-д. 1961.

    10. Методика преподавания общественных наук. / Под ред. С. Г. Луконина,

    В. В. Серебрянникова. М., 1975.

    11. Основы педагогического мастерства: уч. пособ. для пед. уч. завед. /

    Под ред. И. А. Зазюна. М., 1989.

    12. Савельев В. П., Туляков Ю. Т. Самостоятельная работа — важная

    составная часть учебного процесса. Симферополь, 1993.

    13. Совершенствование форм и методов преподавания политической

    экономии. / Под ред. М. М. Макаренко. М. 1976.

    14. Туляков Ю. Т. Основы методики преподавания. Симферополь, 1998.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.