Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка
социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над
эгоистическими мотивами.
Другая важнейшая задача воспитания растущих детей – это формирование
их устойчивых учебно-познавательных интересов.Полноценное воспитание
предполагает развитие у детей познавательной потребости ,которая направлена
не только на содержание учебных предметов ,но и на всю окружающую их
действительность. Ребенок должен насвоем личном опыте убедиться ,что мир
познаваем , что человек , т.е. он сам может открывать законы , управляющие
окружающим миром , предсказывать события и проверять ,произойдут ли они на
самом деле ,находить единую скрытую основу , казалось бы разнородных
явлений. Эта радость познания , радость собственного творчества превращает
первоначальное любопытство в любознательность , присущую ребенку ,делает ее
более устойчивой. Познавательная потребность находится в непосредственной
зависимости от развития речи ребенка.
В нашем исследовании применялись следующие методики :
1. Тест -опросник родительского отношения (А.Я.Варга , В.В.Столин
2. Составлена карта демографического среза семьи.
3. Анкета «Речевое развитие детей в ДОУ».
4. При изучении взаимодействия ребенок-взрослый использовался тест. «Моя
семья» .
2.2. Результаты исследования Диагностическое
исследование проводилось
на базе Начальной школы –детского сада №36 г. Новокуйбышевска.
Испытуемые – родители детей старшей логопедической группы с диагнозом
«заикание» в возрасте 5-6 лет.
Тест- опросник родительского отношения
| |Тип отношения |Отношение |
| | |ребенка к |
|Инициалы | |родителям |
|родителей | | |
| | | | | | | | |
| |Принятие |Кооперация|Симбио|Авторитарная |Маленьки|Эмоцион|Негат|
| |отвержения | |з |гиперсоциализа|й |ально.б|ив-но|
| | | | |ция |неудачни|лагопол|е |
| | | | | |к |учное |отнош|
| | | | | | | |ение |
| | | | | | | | |
|Ч.С. |+ |- |+ |+ |- |+ |- |
| | | | | | | | |
|Р.А. |+ |- |+ |+ |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|С.А. |+ |- |+ |+ |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|Л.Д. |- |- |+ |+ |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|П.Д. |- |- |+ |- |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|А.А. |- |- |+ |+ |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|Л.В. |- |- |+ |- |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|М.Ю. |- |- |+ |- |+ |+ |- |
Карта демографичского среза семьи
|№ п\п|Показатели |Количество | |
|1. |Общее количество семей |8 | |
| |из них: | | |
| |семья с одним ребёнком |3 | |
| |семья с двумя детьми |4 | |
| |семья с тремя детьми |1 | |
| | | | |
|2. |Типы семей: | | |
| |полные |4 | |
| |воспитывает одна мать |0 | |
| |потеря кормильца |0 | |
| |в разводе |2 | |
| |мать одиночка |2 | |
| |воспитывает один отец |0 | |
| |мать и отчим |0 | |
| |отец и неродная мать |0 | |
| |ребёнок в семье опекуна |0 | |
| | | | |
|3. |Уровень образования родителей | | |
| |количество семей , где: | | |
| |оба родителя имеют высшее образование |0 | |
| |высшее только у мамы |1 | |
| |высшее только у папы |0 | |
| |оба имеют средне-специальное |3 | |
| |образование | | |
| |средне-специальное образование имеет |1 | |
| |мать | | |
| |средне-специальное образование имеет |1 | |
| |отец | | |
| |среднее образование у обоих родителей |2 | |
| | | | |
|4. |Режим работы: | | |
| |родители работают оба |4 | |
| |работает одна мать |3 | |
| |работает один отец |1 | |
| |родители пенсионеры оба |0 | |
| |мать на пенсии |0 | |
| |отец на пенсии |0 | |
| | | | |
|5. |Малообеспеченные семьи |6 | |
| |Обеспеченные семьи |1 | |
| |Имеющие средний доход |1 | |
| | | | |
| | | | |
2.4.Выводы по диагностической части
Проведенное диагностическое исследование \по опроснику родительского
отношения Д.А.Варга , В.В Столина\ позволяет увидеть следующие результаты:
В семьях Ч.С. ,Р.А. , С.А. ребенок нравится таким ,какой он есть.
Родители уважают его индивидуальность , симпатизируют ему , стремятся
проводить с ребенком много времени , одобряют его интересы и планы. Однако
не позволяют ребенку проявлять самостоятельность , стремятся удовлетворить
все его потребности , оградить от трудностей и неприятностей жизни .
Постоянно ощущают тревогу за ребенка.
В семьях Л.Д. , П.Д. , А.А. ,Л.В. ,М.Ю. родители стремятся к симбиотическим
отношениям с ребенком . Они ощущают себя с ребенком единым целым ,
стремятся удовлетворить все его потребности , оградить от трудностей и
неприятностей жизни . Постоянно ощущают тревогу за ребенка . Он кажется
родителям маленьким и беззащитным . Они не позволяют ребенку проявлять
самостоятельность . В этих семьях преобладает также стремление приписать
ребенку личную и социальную несостоятельность . Ребенок воспринимается
неприспособленным , открытым для дурных влияний .
Во всех семьях , кроме П. Д. , Л. В. , .М. Ю. Просматривается авторитаризм
по отношению к детям . Родители хорошо знают своего ребенка , его привычки
, мысли и чувства .
Таким образом тип отношений родителей к детям – смешанный .
Исследуя детей старшей логопедической группы на взаимоотношения «родитель-
ребенок» \рисуночный тест «Моя семья» \ ,прослеживается ,что во всех
представленных рисунках , дети изображены рядом со взрослыми .
В основном дети использовали для рисования ЖЕЛТЫЙ , ЗЕЛЕНЫЙ , КРАСНЫЙ цвет
.Рисунки детей радостные , веселые , Это говорит об эмоционально-
благополучных связях детей с родителями .
Также в нашу задачу входило выявление условий для речевого воспитания в
семье. В результате опроса и обработки полученной информации установленно,
что у 75% семей созданы условия для речевого развития ребенка ,но этот
показатель не является основополагающим ,даже несмотря на то, что 54% семей
читают художественную литературу детям , 20% семей проводят беседы по
содержанию произведений,30% принимают участие в разучивании стихов с детьми
и 79% родителей прислушиваются к рекомендациям специалистов.
Домашние задания с детьми выполняют только 75% родителей.
Результатом такого подхода и является тот факт, что только 20% семей
приобретают специальную литературу по речевому развитию.
Таким образом напрашивается вывод- специалистам необходимо дать
рекомендации родителям по приобретению специальной литературы для речевого
развития детей.
Тематический план работы образовательного учреждения Начальной школы
–детского сада №36 с
родителями , имеющего ребёнка с нарушением речи
|Наименование мероприятий |Цель |
|Сентябрь |Дать представление о видах |
|Тема: «Речевые нарушения и |речевых нарушений |
|причины их возникновения» . | |
|\лекция\ | |
|Октябрь |Обучить родителей приемам работы|
|Практический семинар на тему: |с рукой по методике |
|«Обучение родителей речи с |Л.З.Андроновой |
|руукой».\методика | |
|Л.З.Андроновой\ | |
|Ноябрь |Познакомить родителей с работой |
|День открытых дверей |образовательного учреждения |
|Декабрь |Познакомить родителей с |
|Тема: «Психологические |особенностями развития личности |
|особенности детей с |заикающегося ребенка |
|заиканием».\круглый стол с | |
|участием социального педагога | |
|психолога ,учителя-логопеда | |
|врача-невропатолога\ | |
|Январь |Рекомендовать родителям |
|Тема: «Как мы встречаем |соблюдать речевой режим в период|
|праздники».\лекция\ |праздников |
|Февраль |Научить использовать |
|Тема: «Нетрадиционные формы |разнообразные обучающие игровые |
|работы с ребенком в процессе |упражнения и задания в процессе |
|домашних заданий и игоровой |общения с ребенком |
|деятельности» .\клубный час\ | |
|Март |Познакомить родителей с видами |
|Тема: «Подвижные игры в системе |коррекционных игр , привлечь |
|коррекционной работы».\открытое |родителей к участию |
|мероприятие\ | |
|Апрель |Дать представление о ключевых |
|Тема: «Психологическое здоровье |звеньях , входящих в термин |
|ребенка» \конференция\ |«здоровье» . Познакомить со |
| |статистикой уровня здоровья |
| |воспитанников образовательного |
| |учреждения .Организация вопросов|
| |и ответов по данной теме . |
|Май |Рекомендовать родителям наиболее|
|Тема: «Психологическая |приемлемую организацию летнего |
|готовность ребенка к обучению в |отдыха с использованием заданий |
|школе.\встреча родителей со |для подготовки к школе. |
|специалистами и учителями\ | |
Заключение:
На основе курсовой работы можно с уверенностью сказать , что родители
играют очень важную роль в воспитании и становлении личности ребенка. Их
активная заинтересованность, участие в общественной жизни, помогают
вырастить ребенка.
Применение либеральных, демократических методов и стилей семейных
взаимоотношений приводят к результатам, которые удовлетворяют моральным и
нравственным стандартам общества, в котором предстоит жить уже взрослому
человеку.
Несомненно, что помочь правильно воспитать ребенка сегодня, когда
вокруг столь много отрицательных тенденций может именно ДОУ, как
образовательное учреждение, в задачу которого также входит воспитание. В
ДОУ опытный воспитатель может обратить внимание на проблемы, а точнее на их
симптомы, проявляющиеся в характерных чертах поведения ребенка, возникающие
в семье. Воспитатель, педагог и наставник могут помочь справиться с ними.
Конечно, это в идеале, но при правильной постановке вопроса, можно многого
добиться, и особенно избежать проявлений психологических затруднений в
отношениях между родителями и детьми. Ранняя диагностика, а точнее ее
своевременное осуществление помогает предотвратить массу проблем ребенка.
Гипотеза курсовой работы подтвердилась, но необходим более
продолжительный срок для работы с родителями. Однако я считаю, что мне
удалось цели и решить задачи, которые я поставила перед собой в начале
курсовой работы.
Мне было очень интересно работать над этой темой поскольку, как мне
кажется, ее актуальность в наше время не представляет сомнений.
Работа не является законченной, так как в дальнейшем я хотела бы
продолжить теоретическое и практическое изучение данной темы.
Список литературы:
Абелева И.Ю. В помощь взрослым заикающимся.- М.,1969
1. Андронова Л.З. Способ лечения заикания. Авт. Свидетельство №1337085
2. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками.-М.,1959
3. Волкова Л.С. и др. Логопедия .Книга1.-М.Просвещение .,1995
4. Власова Н.А., БеккерК.П. Заикание.-М.,1983
5. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников.- М.,1984
6. Жинкин Н.И. механизм заикания./тезисы докладов конференциипо речевым
расстройствам/.- М.,1957
7. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических
расстройствах //Педагогические пути устранения речевых нарушений у
детей/.- Л.,1976
8. Кальчин В. Если ребенок заикается.СПб:Питер Ком.1998
9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.-М.,1968
10. Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков.-М.,1969
11. Поварова И.А. Практикум для заикающихся.-СПб.: Союз,1998
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании
13. Родина Л.И .,Воронова Л.И. и др. социальный педагог в
образовании//Учебно-методическое пособие/.Самара,2001-202 стр.
14. Селиверстов В.И. Заикание у детей. М.,1979
15. Тяпугин И.П. Заикание.М.,Просвещение.1966
16. Хватцев М.Е. Логопедия. М.,1969
17. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников.-М.,1965
18. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения
логоневрозов.// руководство по психотерапии /М.,1974
19. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся в общеобразовательной
школе.- М.,1980.
Опросник родительского отношения
С помощью этого теста вы можете определить характер своего отношения к
ребенку, те способы поведения, которые предпочитаете в общении с ним,
особенности своего восприятия и понимания его личности и поступков.
Обработка результатов
Авторы теста (Я. А. Варга, В.В. Столин) выделяют пять типов отношения к
своему ребенку: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная
гиперсоциализация, маленький неудачник. Степень выраженности каждого из
типов зависит от количества положительных ответов, данных вами на
соответствующие вопросы. Ниже приведены номера вопросов для каждого из
типов отношения.
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26,
27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51. 52, 53, 55,
56,60.
2. Кооперация: б, 9, 21. 25, 31. 33, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11,13, 17, 22, 28, 54. 61.
Подсчитайте количество положительных ответов по каждому показателю и
обратитесь
к следующим описаниям.
1. Принятие-отвержение
Если вы получили высокое значение (11 баллов и выше) по этому
показателю, можно 'сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он
есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь
проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.
Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю,
то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным,
неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за
низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете
к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяете ему и не
уважаете его.
2. Кооперация
Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно
предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы
стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете
интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство
гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка,
стараетесь быть .с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на
его точку зрения в спорных вопросах.
Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности
такого типа отношения.
3. Симбиоз
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю можно считать,
что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что
вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все его
потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно
ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам маленьким беззащитным. По своей
воле вы никогда не позволяете ему проявлять самостоятельность.
Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии
межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима
в любом взаимоотношении между людьми.
4. Авторитарная гиперсоциализация
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем
отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители
обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в
состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему
свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за
социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой
сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и
чувства.
Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия
авторитаризма в отношении к ребенку.
5. Маленький неудачник
При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем
родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать
ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его
инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы,
увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными.
Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний.
Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В
связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго
контролировать его действия.
При низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к
минимуму.
Обратите внимание на то, что приведенные описания касаются крайних
случаев. Чаще всего вы можете обнаружить у себя только склонность вести
себя тем или иным образом, например контролировать ребенка, считать его
неуспешным или глупым. Но и этого уже достаточно для того, чтобы
постараться по-новому осмыслить свои с ним отношения, осознать, что причина
конфликтов или непонимания не только и не столько в ребенке, сколько в
принятом вами стереотипе поведения, который, может быть, уже не актуален,
поскольку дети обладают способностью расти, развиваться и становиться
вполне самостоятельными личностями.
Вопросы:
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от
нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем,
если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку расположение.
7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему
реальную пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения,
ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастит
хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку липнет все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компаниях знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что
мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне
взрослее и по и по суждению.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время-
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью
вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось
в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать
этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство,
все остальное - приложится.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка-
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и
сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от
него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся
его родителям.
Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию анкету на тему: "Речевое
развитие детей вне ОУ". Заранее благодарны!
|Вопросы |часто |иногда |редко |
|Чтение художественной литературы | | | |
|Беседы по содержанию рассказа или | | | |
|картинки. | | | |
|Рассматривание книг | | | |
|иллюстраций, сюжетных картинок. | | | |
|Заучивание стихов. | | | |
|Беседы во время прогулки. | | | |
| | | | |
|Просмотр познавательных развивающих| | | |
|телепередач | | | |
|Развитие воображения /придумывание | | | |
|сказок-рассказов и т.д./ | | | |
|Выполнение домашних заданий | | | |
|Прислушиваетесь ли Вы к | | | |
|рекомендациям специалистов | | | |
| | | | |
| | | | |
|Приобретение специальной литературы| | | |
|по развитию речи и психических | | | |
|процессов. | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|