МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка

    недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в

    межполушарных отношениях.

    Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для

    раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе

    коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей.

    Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало,

    что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция.

    Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня

    автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но

    различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как

    только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение

    составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные

    акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют

    произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную

    задачу, требующую произвольного контроля.[16,c.33]

    Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей

    инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны

    явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

    Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью

    клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-

    психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный

    характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность,

    замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и

    оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

    Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций

    психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на

    какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи

    заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

    1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение; 2) рождение

    замысла высказывания во внутренней речи;

    3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой

    деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и

    не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит

    сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что

    заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего

    коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения

    говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает

    включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь

    произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и

    энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой,

    завершающей фазе.

    Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной

    вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.

    В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство,

    которое является результатом сшибки нервных процессов в коре головного

    мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия,

    расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса,

    дыхания, артикуляции).

    В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся

    результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально

    возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

    В третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство

    речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и

    дисгармоничного развития личности.

    В четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических

    изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в

    любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и

    психологического характера, составляющие единство.[12,c.71]

    Причины заикания

    Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг,

    гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной

    речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание

    свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено.

    Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и

    биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь

    толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.

    Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах

    воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное

    воспитание.

    Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания

    выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию

    организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910);

    косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при

    переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

    Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и

    эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И.

    Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман).

    В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие

    («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические

    факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно

    вызывать его.

    К предрасполагающим причинам относятся следующие:

    невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и

    соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции

    центральной нервной системы); невропатические особенности самого

    заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность,

    эмоциональная напряженность);

    конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной

    системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая

    подверженность психическим травмам);

    наследственная отягченность (заикание развивается на почве врожденной

    слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в

    качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать

    роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с

    неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

    поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием

    многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;

    постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические

    нарушения при различных детских заболеваниях.

    Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической

    и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым

    расстройствам и способствуют развитию заикания.

    К неблагоприятным условиям относятся:

    физическая ослабленность детей;

    возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного

    мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту

    оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга.

    Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и

    поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее

    созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более

    выраженную неустойчивость их нервной системы;

    ускоренное развитие речи (3—4 года), когда ее коммуникативная,

    познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием

    общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение

    слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

    скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на

    почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием

    среды и степенью его осознания;

    недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и

    ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне

    разрешается заиканием;

    недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных

    движений.

    При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий

    достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы

    вызвать нервный срыв и заикание.[15,c.142]

    В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические,

    психические и социальные.

    Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с

    энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые,

    нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при

    которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

    истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и

    других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф,

    рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;

    болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного

    аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

    Психические и социальные причины: кратковременная — одномоментная —

    психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая

    травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье:

    избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание

    «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные

    отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или

    неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая

    психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие

    острую аффективную реакцию; состояние ужаса, чрезмерной радости;

    неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение,

    нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка

    детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту

    усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная

    конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте

    разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

    подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции:

    пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь

    заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося; переучивание

    леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать

    высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и

    психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное

    отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение

    расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.[5,c.17]

    Симптоматика заикания

    Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических

    позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины

    заикания физиологические и психические моменты,первичными считают

    расстройства физиологического характера.

    На основе физиологических расстройств формируются психологические

    особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание.

    Психологические изменения нередко выступают на первый план.

    Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе

    И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные

    возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А.

    Гиляровский, Н. П. Тяпугин, С, С. Ляпидевский и многие другие. В настоящее

    время условно выделяются две группы симптомов, находящихся в тесной

    взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные

    (психологические).

    К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и

    физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевые

    запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на

    дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.[10,c.3]

    Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого

    акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд

    до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются

    по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации

    (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

    Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:

    экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со

    всхлипыванием и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом

    слова).

    Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

    смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно

    разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая

    или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или

    толчкообразный гласный звук («а. а. а.»); размыкательная(голосовая щель

    остаётся открытой , при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная

    речь);вокальная,свойственная детям(впервые выделена Сикорским И.А.).Дети

    протягивают гласные в словах.

    В артикуляционном аппарате различаются судороги губные,язычные и мягкого

    нёба.Чаще и резче они проявляюся при произношении согласных взрывных

    звуков(к,г,п,б,т,д); реже и менее напяжённо щелевых.На звонких,как более

    координационно сложных, судороги проявляются чаще,чем на глухих,особенно

    при их сочетании с гласными,а также в начале слова ,возглавляющего

    фразу,синтагму или абзац.Следовательно, помимо затруднений ,обусловленных

    фонетической природой самих трудных звуков ,большую роль играют

    грамматические факторы: положение слова во фразе , структура текста. При

    этом надо учитывать содержание высказывания,так как известно ,что заикание

    усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения

    произносимого:заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных

    вещах,чем при трудных рассуждениях и спорах.Ученики меньше при перессказе

    хорошо подготовленного учебного материала.Известное значение в отношении

    частоты заикания имеет ритм речи.

    В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические,

    лексико-грамматические нарушения.Распространённость фонетико-фонематических

    нарушений заикающихся дошкольников составляет 66,7%.Среди заикающихся

    дошкольников, помимо нарушений звукопроизношения, в 34% случаев отмечаются

    отклонения в развитии речи , в сроках проявления слов , формирования

    фразовой речи

    Нарушаются словесное ударение,интонация,ритм.Речь прерывиста,с

    необоснованными паузами , повторениями, изменяется громкость и темп

    произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерениеи,

    эмоциональным состоянием заикающегося.

    Изучение нестабильной частотности пароксизмов заикания позволяет обосновать

    понятие о сохранённых участках правильной речи, об определени уровня

    сохранной речи в зависимости от разной степени сложности речевой

    деятельности и речевых ситуаций.Выявление уровня сохранной речи имеет

    определяющее значение для основных коррекционных задач на каждом этапе

    последовательной логопедической работы.

    В проявлении заикания характерными являются также различные речевой и общей

    моторики,которые могут быть насильственными (речевые судороги,тики,

    миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками.К уловкам относятся

    вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы облегчить

    свою трудную речь.

    Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или

    двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость,

    переключаемость.Некоторые исследователи указывают на связь заикания с

    леворукостью.[4,c.160]

    Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что«специфической

    основой заикания» является то психическое состояние на основании которого

    возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А.

    Флоренская, М И. Пайкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, II

    И. Жинкин и другие также отмечали усугубляющую роль зафиксированного

    внимания заикающихся на своем дефекте;

    Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое

    расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше

    фиксируется больным внимание на своём болезненном симптоме, тем более

    упорным он становится. Так образуется тот порочный круг, из которого

    больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его

    фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом ещё

    усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин,

    рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает,

    что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере

    произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая

    саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в

    патологический условный рефлекс и возникнет все чаще, теперь уже перед

    началом речи. Процесс стано-вится циркулярным, так как дефект на приеме

    усиливает дефект на выходе.

    Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают

    разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое,застревающее,

    навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем,

    разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.