МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала

    большей теме не будет уже трудным.

    Не всегда изложение учителя соответствует содержанию учебника. Скажем,

    учитель считает, что формулировка понятия фазы, данная в учебнике, плохо

    воспринимается, и он желает заменить ее другой: «Фаза показывает величину

    смещения колеблющейся точки от положения равновесия в данный момент

    времени». Ясно, что эта формулировка должна быть записана в тетрадях.

    Когда учитель разъясняет учебный материал в другом плане или приходит к

    выводу иным путем, чем учебник, он должен сразу сообщить об этом на уроке и

    план записать на доске в процессе изложения содержания урока.

    И, наконец, вследствие непрерывного развития физической науки учителю

    приходится сообщать ряд новых данный, которых нет в учебнике. Все

    дополнительные сведения записываются кратко в тетрадях. Задача состоит в

    том, чтобы текст учебника и дополнительный материал представляли единое

    целое.

    Поскольку стоит задача добиться учебного материала в основном на уроке и

    уменьшить перегрузку учащихся домашней работой, особую роль приобретает

    использование учебника при закреплении новых знаний.

    При использовании учебника на уроках усвоения нового материала

    необходимо придерживаться некоторых требований.

    При каждом обращении к учебнику ставится определенная цель, вызывающая

    интенсивную мыслительную деятельность учащихся.

    Работа с учебником должна проводиться в связи с другими методами и

    приемами, используемыми на уроке.

    Эта работа проводится систематически.

    Учащиеся подготовляются к работе с учебником. Поставленная задача

    должна быть для них посильной.

    Не только подготовка к чтению учебника, но и сам процесс работы с ним

    находятся под постоянным направляющим воздействием учителя.

    При прохождении педагогической практики в 1-й средней школе г. Орехово-

    Зуево я работала во двух 8-ых классах, один из которых и стал для меня

    экспериментальным. Перед мной стоял рад задач, а именно: построить свои

    уроки таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно приобретать,

    расширять, углублять знания, применять их на практике, чтобы развивался

    познавательный интерес к предмету.

    Особое внимание я обращала на воспитание самостоятельности в следующих

    видах деятельности:

    1. Работа с приборами.

    В экспериментальном классе больше времени, отводилось для сборки цепей,

    для самостоятельных постановок опытов учащимися.

    2. Постановка проблемных вопросов по ходу эксперимента («Почему так, а не

    иначе…», «Что будет, если…» и т.п.). в контрольном классе вопросы так

    не ставились.

    3. Умение отвечать на поставленный вопрос полностью. В контрольном классе

    в основном опрос был фронтальным, в экспериментальном — индивидуальный.

    4. Решение задач. В экспериментальном класса больше решалось задач на

    смекалку, сообразительность.

    Затем в конце пройденной темы в обоих классах был проведен итоговый

    урок-соревнование на тему «Решение задач по определению количества теплоты,

    работы и мощности электроприводов (си. Приложение II).

    И результаты оказались следующими: в экспериментальном классе учащиеся

    продемонстрировали прекрасные умения по сборке электрических цепей. В

    контрольном же классе дети выполняли те же задания, но не так быстро,

    четко, или были допущены некоторые ошибки. При устных ответах и решении

    задач у них возникали трудности. В экспериментальном классе таких

    трудностей не было: ответы и объяснения были достаточно точны и четко

    сформулированы. При решении задач моно отметить быстроту и правильность

    выполнения, нестандартные подходы к решению.

    Таким образом, воспитание самостоятельности дало положительный

    результат, что в свою очередь способствует дальнейшему развитию навыков

    коллективной работы в сочетании с самостоятельностью, умению самостоятельно

    применять знания в новой ситуации; точно, полно и четко отвечать на

    поставленные вопросы.

    Приложение I. Дидактический и раздаточный материал для организации

    самостоятельной работы учащихся (по материалам уроков)

    Опыт многих учителей подтверждает, что эффективность процесса обучения

    можно повысить, организуя систематическую самостоятельную работу на уроках

    и дома. Для самостоятельной работы используется дидактически и раздаточный

    материал.

    Под раздаточным материалом мы понимает различные физические тела,

    свойства которых изучаются, приборы, различные предметы, которые могут быть

    розданы всем учащимся класса на уроке с той или иной целью.

    Работа с раздаточным материалом — очень важный вид самостоятельной

    работы учащихся. Она обеспечивает более полное восприятие учащимися того

    или иного предмета, явления, способствует конкретизации представлений

    учащихся о свойствах материалов, восприятие в этом случае является более

    полным, всесторонним. Работая с раздаточным материалом, учащиеся учатся

    анализировать, наблюдать, при этом развивается их внимание.

    Применение дидактического и раздаточного материала на уроке дает

    возможность использовать разнообразные методы обучения и тем самым

    активизировать деятельность учащихся и до некоторой степени

    индивидуализировать обучение.

    § 1. Обучение учащихся измерению электрических величин.

    Измерительные умения относятся к числу таких, которыми учащиеся

    пользуются при изучении всех предметов естественного и математического

    циклов. Они необходимы каждому современному человеку, поскольку к ним

    приходится прибегать не только в производственных условиях, но и в

    повседневной жизни. Измерения выполняются и в процессе учебных наблюдений и

    опытов, на основе которых изучаются новые понятия и закономерности. Поэтому

    от уровня их сформированности зависит усвоение программного материала и

    результаты самостоятельно проведенных наблюдений и экспериментов.

    В соответствии с ныне действующими программами первоначальные

    измерительные умения учащиеся получают на уроках математики: здесь они

    определят линейные размеры тел, площади плоских фигур, производят

    вычисления объемов. Затем на уроках природоведения измеряют температуру, на

    уроках физической географии выполняют измерения на местности, атмосферного

    давления; в классе на уроках физики знакомятся с измерением массы и веса

    тела, плотности жидкости, силы и т.д.

    При ознакомлении учащихся с электрическими приборами и измерениями

    электрических величин приучать школьников придерживаться следующей

    последовательности выполнения операций при работе с измерительными

    приборами:

    1. Установить, для измерения какой физической величины применяется данный

    прибор?

    2. В цепях какого тока (постоянного, переменного) его можно использовать?

    3. На какое максимальное значение может быть использован, рассчитан

    прибор?

    4. Какова цена деления его шкалы?

    5. Каков класс точности приборов?

    6. Какова абсолютная погрешность измерений, выполненных с его помощью?

    7. Каково значение измеряемой величины?

    В таблице 5 приведена инструкция о школьном лабораторном вольтметре.

    Аналогичные инструкции составлены к другим электроизмерительным

    устройствам.

    Таблица 5.

    |Что нужно знать о приборе |Ответ |

    |Как отличить вольтметр от других |На его шкале знак «V». |

    |электроизмерительных приборов? | |

    |Назначение |Для измерения напряжения постоянного тока|

    | |(на шкале знак «—»). |

    |Тип |Вольтметр, магнитоэлектрической системы —|

    | |на шкале знак [pic] |

    |Пределы измерения |От 0 до 6 В (см. шкалу). |

    |Класс точности |( от верхнего предела шкалы (на шкале |

    | |знак) |

    |Цена деления |0,2 В (1 В, 5 делений). |

    |Условное обозначение на схеме | |

    |Правила пользования |Рабочее положение горизонтальное (на |

    | |шкале знак). |

    | |Включать параллельно нагрузке или |

    | |источнику тока. |

    | |Соблюдать полярность клемму, помеченную |

    | |знаком «+», соединялась с «+» источника. |

    | |Не включать в цепь с напряжением более 6 |

    | |В. |

    В этой инструкции даются примерные ответы, которые являются

    своеобразной «обучающей» формой для самостоятельной работы учащихся по

    приобретению навыков обращения с прибором. С этой целью кроме измерений в

    цепях электрического тока учащиеся выполняют работы с комплектами рисунков

    шкал различных приборов с разными показаниями стрелок. Во время

    самостоятельных занятий каждый ученик получает рисунок такого типа, как,

    например, рис. 7, 8, и отвечают по нему на поставленные вопросы. При этом

    работу можно индивидуализировать — менее подготовленным ученикам дать

    рисунок таких приборов, где отсчет выполнить легче.

    Перед выполнением первых лабораторных работ по электричеству учащимся

    предложить самостоятельно тренировочные упражнения в определении цены

    деления шкалы школьных лабораторных амперметров и вольтметров, верхнего и

    нижнего пределов измерения, а также в отсчете показаний приборов:

    Использование таких заданий перед выполнением лабораторной работы

    повышает ее эффективность.

    § 2. Решение задач на законы постоянного тока.

    Рисунки шкал электроизмерительных приборов целесообразно использовать и

    при решении задач. Это содействует сознательному усвоению изучаемого

    материала, а также закрепляет измерительные умения и навыки. Например,

    начертив на доске схему 2, ученикам раздают рисунки шкал миллиамперметра и

    вольтметра и предлагают найти сопротивление [pic] по их показаниям, при

    условии, если известно сопротивление вольтметра ([pic]= 2 кОм).

    Схема 2.

    Схема 3.

    Аналогично, изобразив на доске схему 3, ученикам выдаются рисунки шкал

    микроамперметра и вольтметра и ученики находят сопротивление цепи [pic].

    Затем предлагают определить это же сопротивление при условии, что известно

    сопротивление микроамперметра ([pic]= 100 Ом).

    На конкретных примерах ученики убеждаются в том, что в некоторых

    случаях необходимо учитывать и сопротивление измерительных приборов, т.к.

    иначе допускается значительная ошибка.

    § 3. Применение карточек-заданий на уроках.

    В условиях современной научно-технической революции перед каждым

    учителем физики стоит важная задача — добиться осознанного и глубокого

    усвоения учебного материала каждым школьником. Для этого нужно так

    организовать учебный процесс, чтобы получаемые учащимися на уроках знания и

    умения хорошо закреплялись, чтобы все ученики были вовлечены в

    самостоятельную работу.

    Эти проблемы можно решить, используя разные методы и приемы. Один из

    них — организация регулярной проверки знаний учащихся. Если учеников

    опрашивают редко, то можно уверенно сказать, что некоторые из них — не

    очень добросовестные и не очень волевые — к урокам они готовятся от случая

    к случаю. Конечно же, устный опрос незаменим, однако он требует много

    времени и приводит к активизации в основном тех учеников, которые и так

    хорошо занимаются. Он не позволяет проконтролировать за урок знания

    большинства ребят, не позволяет проконтролировать за урок знания

    большинства ребят, не дает полной информации о качестве усвоения материала

    всеми учениками.

    Рассмотрим одну из интересных и оперативных форм опроса — текстовые с

    рисунками дидактические карточки задания, они дают хороший результат. В

    каждой сформирована совокупность взаимосвязанных вопросов. В каждой

    карточке сформирована совокупность взаимосвязанных вопросов, ответить на

    которые нужно в основном путем анализа изображенного там материала. Вопросы

    составлены так, что исключаются однозначные ответы типа «да», «нет».

    Рассуждая, ученик должен обосновать свое мнение, опираясь на понятия,

    законы, теоремы. Некоторые карточки снабжены таблицами, необходимыми для

    выполнения задания.

    Карточки сделаны на плотном, перегнутом пополам листе бумаги из альбома

    для рисования. На верхнем листе крупным шрифтом написана тема, даются

    рисунки и вопросы, связанные с ними; в нем же вырезаны равного размера

    прямоугольные отверстия на белом листе — вкладыше ученик пишет ответы на

    вопросы и задания, свою фамилию и класс.

    Вот, например как выглядит такая карточка для урока в 10 классе на тему

    «Сопротивление проводников» (рис. 10).

    Во многие карточки введены задания, которые обеспечивают связь учебного

    материала с повседневной жизнью, техникой, производством. Карточки должны

    быть учащимся разобраться в смысле ряда физических закономерностей и

    понятий, должны сообщать дополняющий учебник материал, способствовать

    проведению профориентации, укреплению и расширению межпредметных связей.

    Цель первого задания — проверка знаний формулы для расчета

    сопротивления проводника. Цел второго, подразделяющего на более мелкие —

    выявить степень понимания этой формулы и умение ее применять; дается оно в

    форме рисунков, на которых изображены разные проводники. Ученик должен

    недостающие слова вывода вписать в маленькие отверстия, а в большие

    обоснования своего заключения. Вот, что, например, нужно добавить ученику в

    текст после сравнения проводников № 2 и 1 — «больше», «проводник длиннее, а

    сечение и материал те же».

    Содержание карточек рассчитано на проверку умений учеников по трем

    уровням:

    1) воспроизводить материал учебника;

    2) применять знания в ситуациях, сходных с теми, что описаны в учебнике;

    3) применять знания творчески, в новых условиях.

    Вот, например, карточка «Газовые законы» (рис. 11).

    Для выявления первого уровня усвоения ученики должны показать знания

    формулировок и формул законов, ряда понятий, умения начертить графики

    соответствующих процессов в тех координатных осях, которые приводятся в

    учебнике.

    Для выполнения второго и третьего уровней в карточку включены задания:

    определить, какие процессы идут в изображенных на рисунках установках;

    начертить графики изобарического, изотермического и изохорического

    процессов в координатных осях, отличных от тех, что расположены в учебнике.

    Карточки можно условно разделить на несколько основных типов.

    Карточки первого типа применяются для контроля теоретических знаний

    учащихся. К ним относятся, например, карточка «напряженность электрического

    поля» для девятиклассников (рис. 12). Карточки этого типа могут быть и

    другого содержания: они не могут включать заданий на объяснение явлений и

    построение графиков, количественные задачи, качественные вопросы на

    проверку правил включения и знания принципов действия измерительных

    приборов.

    Ко второму типу принадлежат карточки целиком посвященные проверке

    знания формул. Вот одна из них — на тему «Кинематика» (рис. 13).

    Третий тип — разнообразие карточки-задачи. Они могут состоять из

    подборки тренировочных упражнений (например, карточка «Рычаги», (рис. 14),

    ими пользуются при первоначальном закреплении материала; более сложных

    количественных задач для текущей проверки знаний (такова карточка для XX

    класса «Расчет электрической цепи», рис. 15); задач, направленных на

    систематизацию изученного; задач для контрольных работ. Назначение карточек

    четвертого типа — проверить знание учащимися устройств, приборов и машин,

    изучаемых в курсе физики. Этой цели служат карточки «Телефон», «Ядерный

    реактор», «Двигатель внутреннего сгорания». Они составляются, как правило,

    в повествовательной форме, с пропусками главных слов в тексте; после

    заполнения форточек получается небольшой связный рассказ.

    Карточки пятого типа тоже связаны с техникой, но их назначение

    несколько иное: проверить умение учащихся применять свои знания по физике

    для анализа принципа работы различных технических установок, схем и

    приборов.

    Урок с применением карточек строится так, чтобы выделить время для их

    проверки. Это можно сделать, дав всем учащимся какой-либо самостоятельный

    вид задания. Проверка с помощью заранее заготовленной таблицы карточек

    целого класса обычно занимает несколько минут. Затем непременно дается

    анализ выполнения работы, останавливаясь на вопросах, в ответах на которые

    допущены типичны ошибки. Обязательно необходимо спрашивать ребят, что

    нового они узнали после работы с карточкой; этим контролируется, как

    карточка выполнила свою обучающую функцию. Иногда при анализе работ по

    некоторым особо сложным карточкам на доске можно вывешивать увеличенные их

    копии, а ответы на задания пишем сами либо вызываем сильного ученика. Можно

    эти увеличенные копии с правильными ответами прикрепить к доске и закрыть

    шторкой, а затем после проверки самостоятельной работы учеников открыть для

    сравнения результатов. Полезно организовать взаимопроверку, предложив

    учащимся, сидящим за одной партой, разобрать вместе оба варианта.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.