Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала
Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала
Оглавление.
Глава I. Система самостоятельной работы учащихся 4
§ 1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы
учащихся 4
§ 2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся 9
§ 3. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие
познавательной способности учащихся (выводы) 15
Глава II. Формы организации самостоятельных работ учащихся на уроках
физики 16
§ 1. Самостоятельная работа учащихся по решению задач 16
1.1. Решение задач (качественные и количественные) 16
1.2. Работа учащихся с графиками. 21
1.3. Алгоритм рассмотрения задач. 24
§ 2.Самостоятельная работа учащихся с учебной и дополнительной
литературой. 30
2.1. Специфика усвоения знаний учащимимся в процессе работы с
литературой. 30
2.2. Самостоятельная работа учащихся с учебником физики. 32
Приложение I. Дидактический и раздаточный материал для организации
самостоятельной работы учащихся (по материалам уроков) 47
§ 1. Обучение учащихся измерению электрических величин. 48
§ 2. Решение задач на законы постоянного тока. 52
§ 3. Применение карточек-заданий на уроках. 53
Приложение II. Урок-соревнование в VIII классе на тему «Решение задач
по определению количества теплоты, сопротивления и мощности
электроприборов». 59
Заключение 64
Литература. 66
Введение.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная
и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности
и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта
задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной
важности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь
в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в
том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной
деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать
свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно
применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за
глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности
и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще
самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать
свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный
результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно
высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с
разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Глава I. Система самостоятельной работы учащихся
§ 1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
На уроках физики, как и на уроках по другим предметам, с помощью
различных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и
навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда
они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.
Под системой самостоятельных работ мы понимаем прежде всего
совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически
вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.
Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или
принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор
фактов, объектов, предметов и явлений.
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных
дидактических требований выдвинуты следующие:
1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных
дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний,
развитию у них познавательных способностей, формированию умения
самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их
на практике.
2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде
всего принципам доступности и систематичности, связи теории с
практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на
высоком научном уровне.
3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и
содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных
умений и навыков.
4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ
логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения
последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не
только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи
зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того,
как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе
работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и
других качеств.
Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию
у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные
принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность
самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами
самостоятельных работ.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является
одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее
предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится
планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и
навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются
темпы в ее выполнении.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и
содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения,
основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют
принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип
постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а
также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих
принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие
особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это
достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя
заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая
вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как
можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается
задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает
работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует
более успешному ее выполнению.
Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не
поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее
выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это
приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности
учащихся в работе.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и
побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь
нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы,
предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для
учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной
работы теоретически и практически.
3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки
самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений,
решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе
учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с
учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов
работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает
самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для
формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы
самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными
разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или
производственного характера.
4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение
которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует
применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае
самостоятельная работа способствует формированию инициативы и
познавательных способностей учащихся.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для
овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимися требуется
разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода
к учащимся.
Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель
должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение
более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно
свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в
различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или нивой закон и
научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод
такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть
своевременен. Здесь вредна излишняя торопливость, так и чрезмерно
продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в
познании нового, в овладении умениями и навыками.
6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать
интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач,
необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического
значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в
процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления,
«открывают» новые методы измерения физических величин.
7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически
включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут
вырабатываться твердые умения и навыки.
Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда
привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь
коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях
в учебных мастерских.
8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное
сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой
учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя
допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может
замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения
учащихся вперед в познании нового.
9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого виды руководящая
роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему
самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он
определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее
место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.
Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за
качеством ее, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает
их при организации самостоятельной работы.
§ 2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая
выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без
непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого
время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной
цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме
(устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.)
результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия
учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения
предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной
работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания,
умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном
процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической
цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени
самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить
на пять групп:
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно
приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических
задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в
усложненной ситуации.
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов
самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической
задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно
связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ
могут быть использованы для решения различных дидактических задач.
Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не
только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и
выработка умения применять ранее полученные знания. Взаимосвязь между
различными видами самостоятельной работы на уроках физики представлена
схемой 1.
Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической
цели.
1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно
приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником,
выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного
характера (анализ формул, установление характера функциональной
зависимости между величинами, определение единиц измерения величин на
основе анализа формул, установление соотношения между единицами
измерения физических величин и т.д. и т.п.)
2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной
системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению,
отделению существенных признаков от несущественных; по сравнению и
сопоставлению изучаемых тел и явлений и т.д.
3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью
решения задач различного вида (качественных, вычислительных,
графических, экспериментальных, задач-рисунков), решение задач в общем
виде, выполнения проектно-конструкторских и технических работ
(объяснения устройства и принципа действия приборов по схеме
электрической цепи; обнаружение и устранение неисправностей в приборе;
внесе ние изменений в конструкцию прибора; разработка новой конструкции
прибора), экспериментальных работ и т.д.
Формирование умений практического характера достигается с помощью
разнообразных работ, таких, как изучение школ измерительных приборов
(определение назначения и цены деления приборов, определение верхнего и
нижнего пределов измерения прибора), непосредственное из мерение
величин, определение величин косвенными методами, вычерчивание и чтение
электрических схем приборов и электрических цепей, сборка приборов из
готовых деталей, градуирование шкал приборов, сборка электрических
цепей и т.д.
Схема 1.
4. Формирование умений творческого характера достигается при написании
сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых
способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.
Разнообразие всех видов самостоятельной работы по физике представлено в
таблице 1, где они сгруппированы по основной дидактической цели.
В процессе обучения физике возможна организация более 30 видов
самостоятельных работ. Однако на практике используют далеко не все виды.
Чаще всего на уроках выполняют решение задач, наблюдения и опыты. Еще
сравнительно редко организуется самостоятельная работа с учебником при
изучении нового материала, работа по моделированию и конструированию
опытов.
Таблица 1.
|Группы работ |№ |Вид деятельности |
|ин|Название | | |
|д | | | |
|А |Работы, основная|1 |Работа с учебником: изучение нового, работа с |
| |цель которых — | |таблицами |
| |приобретение | | |
| |новых знаний и | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|