Развивающие игры и упражнения на уроках технологии
Использование игровых элементов на уроке.
Урок – игра.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму
проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует
познавательную деятельность.
Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка
мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать
повышению эмоционального фона урока.
Обязательна констатация результата игры.
Компетентное жюри.
При использовании игровых форм обучения главное – уважение к личности
ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его,
не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения
нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения,
своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы
собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие
результаты.
Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют
большей подготовки учителя.
Например, их можно применить в седьмом классе при изучении темы
«Построение чертежа халата на основе ночной сорочки». Урок можно построить
так, что каждый ребёнок побывает в роли конструктора-модельера в известном
доме моды.
Для этого надо внести небольшие изменения в обстановку класса. Урок
начинается со стихотворения:
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть Вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонько, дружно сели.
- Сегодня мы с Вами находимся в известном доме моды «Burda», а Вы – все
конструкторы-модельеры и пришли не на урок, а на своё рабочее место.
Сегодня перед Вами стоит задача – построить чертёж халата на основе
ночной сорочки. Опыт в построении чертежей у Вас уже есть и, поэтому Вы
будете работать по инструкционным картам (см. приложение №2), которые
лежат перед Вами.
- Можете приступать к работе.
В конце урока, проверив и оценив работу, подводится итог, делается
вывод о том, кто лучше всех справился. Лучший конструктор-модельер
награждается грамотой (см. приложение №3)
3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Влияние
игры на развитие подростка.
Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает
все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство
тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим
анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности
приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество.
Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все
эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в
форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с
ее напряжением, с её радостью, с ее шуткой и забавой.
У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в
процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка
происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное
самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности
подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период
характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что
ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.
Учёба в школе занимает большое место в жизни подростка. В этом
возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной
перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.
Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая
обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место
среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются
специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных
знаний.
Важным стимулом к учению является притязание на признание среди
сверстников. Овладение учебным материалом требует от подростков высокого
уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик,
и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания
материала, логики его построения, выделение существенного.
Большое значение приобретает теоретическое мышление, способность
устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.
В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное
мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной
ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь
общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, он
может действовать в логике рассуждения.
Обсуждая особенности учебной деятельности в отрочестве, мы брали
предметом анализа возможности этого возраста верхнюю планку развития
мышления. Однако в действительности многие подростки продолжают оставаться
на уровне конкретного мышления.
Для подведения их к более высокой ступени развития мышления необходимо
использовать развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном
процессе.
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след
в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание
их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.1
В последнее время в психологии, так же как во многих других областях
науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё
более широкое распространение получают различного рода игры. Активное
внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих
социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной
культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесно в рамках уже устоявшихся
традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции:
огромным потокам информации, коллективным формам творчества, резкому
увеличению круга общения.
Поэтому, в центре внимания ученых оказываются критические точки
индивидуального и социального развития, пути преодоления кризисов, способы
переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаются продуктивные попытки
установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся между технологией
и этикой, индивидуальным и коллективным вкладом в творчество,
дифференциацией знаний и междисциплинарным характером проблем,
традиционными нормами и условиями научно-технической революции.
По всей видимости, распространение игр объясняется именно тем, что
они являются традиционными формами выработки и закрепления, различных
социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построения
ролевых и межличностных отношений.
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности
мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы
авторов «Формирование мотивации учения», где достаточно подробно
рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.
Мотивы самообразования, активное стремление подростка к
самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам
научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется
социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).
Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и
сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого
сотрудничества в учебном труде. Подростку доступны самостоятельная
постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких
целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах
деятельности.
Таким образом, чем старше школьники, тем большее значение
приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или
открыто ставится цель познать новое, то есть правильно организованная игра
по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личностных
качеств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и
товарищества.
4. Теоретические выводы.
Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет большое значение
в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка,
поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, формирует
волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.
Ценность игры заключается и в том, что она обладает наибольшими
возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать
детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр
является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений между
детьми.
Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой
хорошо раскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: «Хорошая игра похожа
на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу…»
Хорошая и правильно организованная игра, способствует формированию
психологических качеств личности ребёнка, становлению трудовой
деятельности, чувства коллективизма, товарищества.
В педагогической литературе существуют различные виды игр, и каждая
имеет свою характеристику и классификацию.
Наиболее важными играми в учебно-воспитательном процессе являются
дидактические, ролевые, подвижные.
Каждая игра должна быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме
и носить целенаправленный характер.
Игра может быть отличным дополнением к учебному процессу в развитии
личностных качеств ребёнка.
Они индивидуальны и требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку,
но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и
минусы, требует чувства меры и осторожности.
Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические
требования.
При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст
играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры,
распределение ролей, роль учителя.
Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в
создании условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей.
Игра учителем-педагогом используется не только в учебной деятельности,
но и во внеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы
организации.
Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее важное значение в
жизни ребёнка, формирование его личностных качеств, в развитии и
воспитании, а также имеющая свои особенности в организации и использовании
в учебно-воспитательной работе.
Итак, роль развивающих игр в образовании и психологии чрезвычайно
важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего
обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы,
самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, известный
отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение этой
технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной
активности учащихся, формирования у них навыков участия в развивающих
играх. О результатах применения развивающих игр в целом свидетельствуют
многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают,
что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3
раза.
Практическая часть.
Исследования проводились на базе Сенгилеевской средней
общеобразовательной школы № 2 в 5 «б» и 8 «а» классах.
Списочный состав классов.
|5 «б» класс |8 «а» класс |
|Кошелева Ангелина |Аниськина Валя |
|Мозанова Настя |Васильева Катя |
|Патрикеева Марина |Волошина Таня |
|Солдатова Лена |Ермохина Маша |
|Бродягина Ирина |Карпеева Катя |
|Каштанкина Оля |Кузьменко Настя |
|Козлова Надя |Парамонова Лена |
|Кузорева Маша |Сафарова Эльмира |
|Бурханова Марьям |Толстякова Марина |
|Богданова Настя | |
|Гулящева Люба | |
1. Констатирующий этап.
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
Выявить уровень развития мыслительных процессов у учащихся в
данных классах.
Наметить наиболее эффективные пути их совершенствования.
С этой целью в пятом классе были проведена методика «Оценка мышления»
(см. приложение № 4)
При обработке полученных ответов каждая задача, в зависимости от
того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Если
ребёнок не успел или пропустил задачу, то она отмечается знаком «0». Затем
данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.
Итоговая ведомость.
Оценка мышления учащихся 5 «б» класса.
Таблица № 1.
|Ученик |Номер задачи |Всего |
|Аниськина Валя|8 |4 |4 |8 |2 |
|Васильева Катя|8 |3 |6 |7 |3 |
|Волошина Таня |7 |8 |9 |6 |3 |
|Ермохина Маша |12 |8 |8 |6 |4 |
|Карпеева Катя |9 |6 |3 |6 |1 |
|Кузьменко |8 |4 |6 |7 |4 |
|Настя | | | | | |
|Парамонова |11 |5 |6 |8 |3 |
|Лена | | | | | |
|Сафарова |9 |4 |5 |5 |2 |
|Эльмира | | | | | |
|Толстякова |10 |5 |9 |7 |3 |
|Марина | | | | | |
Исходя из полученных данных можно составить диаграмму отражающую
степень развития мыслительных процессов.
Диаграмма №2.
Проанализировав данную диаграмму, можно сделать такой вывод:
большинство детей (Карпеева Катя, Аниськина Валя, Васильева Катя, Волошина
Таня, Сафарова Эльмира) имеют проблемы с продолжением числовых рядов. Это
говорит о незнании некоторых детей таблицы умножения и о недостаточном
уровне развития мыслительных процессов (аналогии, обобщении). В связи с
этим они не могут найти правила, по которому построен тот или иной ряд.
По итогам проведённой работы видно, что в 5 классе на невысоком
уровне развития находится способность детей классифицировать. В 8 классе у
большинства детей возникли проблемы с продолжением числовых рядов.
В связи с этим возникает необходимость развивать у учащихся 5 «б»
класса умения выделять структурную общность различных задач и способность к
анализу. А учащихся 8 «а» класса необходимо обратить внимание на развитие
способности анализировать, обобщать, умения выявлять закономерности и
расширение кругозора.
2.Формирующий этап.
На формирующем этапе были поставлены следующие цели:
1. В 5 «б» классе применять игры направленные на развитие
способности анализировать, умения выявлять закономерности и
расширение кругозора.
2. В 8 «а» классе использовать игры и упражнения направленные на
развитие способности анализировать, обобщать и умения выявлять
закономерности.
С данными целями на формирующем этапе исследовательской работы,
опираясь на результаты, полученные на констатирующем этапе, была применена
система игровых моментов, приёмов и форм, направленная на развитие
мыслительных процессов.
В пятом классе были использованы следующие упражнения с целью
развития способности к обобщению и выделению существенных признаков.
Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными
упражнениями. На их выполнение даётся 20минут. Жюри проверяет работы и
определяет победителя, которому вручается медаль.
1. Сгруппируй слова по смыслу.
А) 0,7; обтачать; шов; ширина.
Б) утюжить, проутюжильник, вода, изделие.
Подбери подходящий по значению термин.
пояс
карман
обтачать притачать подшить
обтачать
стачать
притачать
Выбери слова, относящиеся к теме «Изготовление юбки»
Бретели, пояс, карман, задняя половинка, нагрудник.
Исключи лишнее, объясни почему.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|