МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развивающие игры и упражнения на уроках технологии

    Использование игровых элементов на уроке.

    Урок – игра.

    Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

    Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму

    проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует

    познавательную деятельность.

    Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка

    мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать

    повышению эмоционального фона урока.

    Обязательна констатация результата игры.

    Компетентное жюри.

    При использовании игровых форм обучения главное – уважение к личности

    ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его,

    не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

    Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения

    нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения,

    своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы

    собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие

    результаты.

    Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют

    большей подготовки учителя.

    Например, их можно применить в седьмом классе при изучении темы

    «Построение чертежа халата на основе ночной сорочки». Урок можно построить

    так, что каждый ребёнок побывает в роли конструктора-модельера в известном

    доме моды.

    Для этого надо внести небольшие изменения в обстановку класса. Урок

    начинается со стихотворения:

    Добрый день, добрый час,

    Как я рада видеть Вас!

    Друг на друга посмотрели

    И тихонько, дружно сели.

    - Сегодня мы с Вами находимся в известном доме моды «Burda», а Вы – все

    конструкторы-модельеры и пришли не на урок, а на своё рабочее место.

    Сегодня перед Вами стоит задача – построить чертёж халата на основе

    ночной сорочки. Опыт в построении чертежей у Вас уже есть и, поэтому Вы

    будете работать по инструкционным картам (см. приложение №2), которые

    лежат перед Вами.

    - Можете приступать к работе.

    В конце урока, проверив и оценив работу, подводится итог, делается

    вывод о том, кто лучше всех справился. Лучший конструктор-модельер

    награждается грамотой (см. приложение №3)

    3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Влияние

    игры на развитие подростка.

    Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает

    все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство

    тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим

    анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности

    приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество.

    Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все

    эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в

    форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с

    ее напряжением, с её радостью, с ее шуткой и забавой.

    У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в

    процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка

    происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное

    самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности

    подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период

    характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что

    ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.

    Учёба в школе занимает большое место в жизни подростка. В этом

    возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной

    перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.

    Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая

    обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место

    среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются

    специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных

    знаний.

    Важным стимулом к учению является притязание на признание среди

    сверстников. Овладение учебным материалом требует от подростков высокого

    уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик,

    и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания

    материала, логики его построения, выделение существенного.

    Большое значение приобретает теоретическое мышление, способность

    устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.

    В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное

    мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной

    ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь

    общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, он

    может действовать в логике рассуждения.

    Обсуждая особенности учебной деятельности в отрочестве, мы брали

    предметом анализа возможности этого возраста верхнюю планку развития

    мышления. Однако в действительности многие подростки продолжают оставаться

    на уровне конкретного мышления.

    Для подведения их к более высокой ступени развития мышления необходимо

    использовать развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном

    процессе.

    И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след

    в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание

    их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.1

    В последнее время в психологии, так же как во многих других областях

    науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё

    более широкое распространение получают различного рода игры. Активное

    внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих

    социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной

    культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесно в рамках уже устоявшихся

    традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции:

    огромным потокам информации, коллективным формам творчества, резкому

    увеличению круга общения.

    Поэтому, в центре внимания ученых оказываются критические точки

    индивидуального и социального развития, пути преодоления кризисов, способы

    переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаются продуктивные попытки

    установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся между технологией

    и этикой, индивидуальным и коллективным вкладом в творчество,

    дифференциацией знаний и междисциплинарным характером проблем,

    традиционными нормами и условиями научно-технической революции.

    По всей видимости, распространение игр объясняется именно тем, что

    они являются традиционными формами выработки и закрепления, различных

    социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построения

    ролевых и межличностных отношений.

    В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности

    мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы

    авторов «Формирование мотивации учения», где достаточно подробно

    рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.

    Мотивы самообразования, активное стремление подростка к

    самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам

    научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется

    социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).

    Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и

    сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого

    сотрудничества в учебном труде. Подростку доступны самостоятельная

    постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких

    целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах

    деятельности.

    Таким образом, чем старше школьники, тем большее значение

    приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или

    открыто ставится цель познать новое, то есть правильно организованная игра

    по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личностных

    качеств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и

    товарищества.

    4. Теоретические выводы.

    Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет большое значение

    в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка,

    поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, формирует

    волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.

    Ценность игры заключается и в том, что она обладает наибольшими

    возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать

    детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр

    является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений между

    детьми.

    Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой

    хорошо раскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: «Хорошая игра похожа

    на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу…»

    Хорошая и правильно организованная игра, способствует формированию

    психологических качеств личности ребёнка, становлению трудовой

    деятельности, чувства коллективизма, товарищества.

    В педагогической литературе существуют различные виды игр, и каждая

    имеет свою характеристику и классификацию.

    Наиболее важными играми в учебно-воспитательном процессе являются

    дидактические, ролевые, подвижные.

    Каждая игра должна быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме

    и носить целенаправленный характер.

    Игра может быть отличным дополнением к учебному процессу в развитии

    личностных качеств ребёнка.

    Они индивидуальны и требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку,

    но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и

    минусы, требует чувства меры и осторожности.

    Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические

    требования.

    При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст

    играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры,

    распределение ролей, роль учителя.

    Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в

    создании условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей.

    Игра учителем-педагогом используется не только в учебной деятельности,

    но и во внеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы

    организации.

    Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее важное значение в

    жизни ребёнка, формирование его личностных качеств, в развитии и

    воспитании, а также имеющая свои особенности в организации и использовании

    в учебно-воспитательной работе.

    Итак, роль развивающих игр в образовании и психологии чрезвычайно

    важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего

    обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы,

    самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, известный

    отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение этой

    технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной

    активности учащихся, формирования у них навыков участия в развивающих

    играх. О результатах применения развивающих игр в целом свидетельствуют

    многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают,

    что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3

    раза.

    Практическая часть.

    Исследования проводились на базе Сенгилеевской средней

    общеобразовательной школы № 2 в 5 «б» и 8 «а» классах.

    Списочный состав классов.

    |5 «б» класс |8 «а» класс |

    |Кошелева Ангелина |Аниськина Валя |

    |Мозанова Настя |Васильева Катя |

    |Патрикеева Марина |Волошина Таня |

    |Солдатова Лена |Ермохина Маша |

    |Бродягина Ирина |Карпеева Катя |

    |Каштанкина Оля |Кузьменко Настя |

    |Козлова Надя |Парамонова Лена |

    |Кузорева Маша |Сафарова Эльмира |

    |Бурханова Марьям |Толстякова Марина |

    |Богданова Настя | |

    |Гулящева Люба | |

    1. Констатирующий этап.

    На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

    Выявить уровень развития мыслительных процессов у учащихся в

    данных классах.

    Наметить наиболее эффективные пути их совершенствования.

    С этой целью в пятом классе были проведена методика «Оценка мышления»

    (см. приложение № 4)

    При обработке полученных ответов каждая задача, в зависимости от

    того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Если

    ребёнок не успел или пропустил задачу, то она отмечается знаком «0». Затем

    данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.

    Итоговая ведомость.

    Оценка мышления учащихся 5 «б» класса.

    Таблица № 1.

    |Ученик |Номер задачи |Всего |

    |Аниськина Валя|8 |4 |4 |8 |2 |

    |Васильева Катя|8 |3 |6 |7 |3 |

    |Волошина Таня |7 |8 |9 |6 |3 |

    |Ермохина Маша |12 |8 |8 |6 |4 |

    |Карпеева Катя |9 |6 |3 |6 |1 |

    |Кузьменко |8 |4 |6 |7 |4 |

    |Настя | | | | | |

    |Парамонова |11 |5 |6 |8 |3 |

    |Лена | | | | | |

    |Сафарова |9 |4 |5 |5 |2 |

    |Эльмира | | | | | |

    |Толстякова |10 |5 |9 |7 |3 |

    |Марина | | | | | |

    Исходя из полученных данных можно составить диаграмму отражающую

    степень развития мыслительных процессов.

    Диаграмма №2.

    Проанализировав данную диаграмму, можно сделать такой вывод:

    большинство детей (Карпеева Катя, Аниськина Валя, Васильева Катя, Волошина

    Таня, Сафарова Эльмира) имеют проблемы с продолжением числовых рядов. Это

    говорит о незнании некоторых детей таблицы умножения и о недостаточном

    уровне развития мыслительных процессов (аналогии, обобщении). В связи с

    этим они не могут найти правила, по которому построен тот или иной ряд.

    По итогам проведённой работы видно, что в 5 классе на невысоком

    уровне развития находится способность детей классифицировать. В 8 классе у

    большинства детей возникли проблемы с продолжением числовых рядов.

    В связи с этим возникает необходимость развивать у учащихся 5 «б»

    класса умения выделять структурную общность различных задач и способность к

    анализу. А учащихся 8 «а» класса необходимо обратить внимание на развитие

    способности анализировать, обобщать, умения выявлять закономерности и

    расширение кругозора.

    2.Формирующий этап.

    На формирующем этапе были поставлены следующие цели:

    1. В 5 «б» классе применять игры направленные на развитие

    способности анализировать, умения выявлять закономерности и

    расширение кругозора.

    2. В 8 «а» классе использовать игры и упражнения направленные на

    развитие способности анализировать, обобщать и умения выявлять

    закономерности.

    С данными целями на формирующем этапе исследовательской работы,

    опираясь на результаты, полученные на констатирующем этапе, была применена

    система игровых моментов, приёмов и форм, направленная на развитие

    мыслительных процессов.

    В пятом классе были использованы следующие упражнения с целью

    развития способности к обобщению и выделению существенных признаков.

    Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными

    упражнениями. На их выполнение даётся 20минут. Жюри проверяет работы и

    определяет победителя, которому вручается медаль.

    1. Сгруппируй слова по смыслу.

    А) 0,7; обтачать; шов; ширина.

    Б) утюжить, проутюжильник, вода, изделие.

    Подбери подходящий по значению термин.

    пояс

    карман

    обтачать притачать подшить

    обтачать

    стачать

    притачать

    Выбери слова, относящиеся к теме «Изготовление юбки»

    Бретели, пояс, карман, задняя половинка, нагрудник.

    Исключи лишнее, объясни почему.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.