МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развивающие игры и упражнения на уроках технологии

    1. Разутюжить, приутюжить, подшить, заутюжить.

    2. Сметать, приметать, наметать, отутюжить.

    3. Стачать, пришить, обтачать, притачать.

    2. Театр моды.

    Цель: развивать способность анализировать, обобщать иумение применять

    это на практике.

    Ход проведения: на уроке идёт беседа о известных модельерах,

    анализируются модели одежды, созданные ими. После этого детям предлагается

    нарисовать свою модель: школьной формы, одежды рыбаков, туристов, учителей…

    (см. приложение №6)

    3. Слова наоборот.

    Цель: развивать у детей способность производить мыслительные операции

    анализа и синтеза.

    Ход проведения: детям говорится, что им сейчас будут зачитываться

    слова, и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в

    тетрадь получившийся результат.

    Набор слов: шов – вош

    Ножницы – ыцинжон

    Игла – алги

    Сметать – ьтатемс

    Суп – пус

    Одежда – аджедо

    Ткань – ьнакт

    Швейная машина – анишам яанйевш

    Ответы детей проверяются и тот, кто допустил меньше ошибок,

    награждается аплодисментами.

    Цель: развивать логическое мышление, способность анализировать и

    умение выявлять закономерности.

    4. Труд и человек.

    Ход проведения: на доске зарисовывается схема. В этой схеме

    зашифрована фраза в которой сказано о роли труда в судьбе человека. Сначала

    нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом – в нижней.

    Завершает фразу слог, помещённый в центральном кружке.

    КА

    Подсказка: начинать с буквы «Т» по часовой стрелке через 2 кружка.

    5. Четыре прямые.

    Ход проведения: на доске зарисовывается расположение точек.

    Необходимо перечеркнуть все точки четырьмя прямыми линиями не отрывая руки.

    6. Сосчитайте.

    Ход проведения: на доске зарисовывается фигура. Необходимо сосчитать,

    сколько треугольников в фигуре?

    7. Разруби подкову.

    Ход проведения: детям даётся задание «разрубить» подкову «топором» на

    6 частей, не перемещая частей после удара. Каждый рисует подкову и пробует

    её «разрубить» на листочке.

    8. Сколько кошек?

    Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный

    ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить

    другой желающий.

    Задание: в комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой

    кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошке по 1 кошке. Сколько всего кошек

    в комнате.

    9. Делёж.

    Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный

    ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить

    другой желающий.

    Задание: как разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый

    получил по яблоку и 1 яблоко осталось в корзине?

    10. Отгадай-ка.

    Ход проведения: детям зачитываются загадки. Тот, кто знает правильный

    ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить

    другой желающий.

    Загадки:

    Я – травянистое растение

    С цветком сиреневого цвета,

    Но переставьте ударение,

    И превращаюсь я в конфету.

    (рис – Ирс)

    Я – сборник карт; от ударения

    Зависят два моих значения;

    Захочешь – превращусь в название

    Блестящей, шелковистой ткани я.

    (тлас

    – Атлс)

    Мы – для пилильщика подставка,

    Мы – для кучера сиденье,

    Но попробуй-ка поставь-ка

    Нам другое ударение –

    Осторожней будешь с нами:

    Забодаем мы рогами.

    (Кзлы

    – Козл)

    Аналогичная работа была проведена в восьмом классе. Детям были

    предложены игры.

    Цель: развивать способность производить в уме математические

    действия, умение определять закономерности.

    Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными

    заданиями. На выполнение заданий даётся 20минут. Жюри проверяет работы и

    определяет победителя, которому вручается медаль.

    1. Подумай, какое число надо поставить в пустую клетку?

    |3 |5 |7 |9 |

    |9 |25 |49 | |

    2. Сравните четыре ряда чисел и найдите среди них ряд, не похожий на

    остальные. Чем этот ряд отличается от остальных?

    |2|5|8|11|14|

    |1|4|7|10|13|

    |3|4|5|6 |7 |

    |3|6|9|12|15|

    3. Который из этих числовых рядов лишний, то есть отличается от

    остальных? Найди не менее трёх признаков, по которым остальные ряды имеют

    сходство.

    1, 2, 4, 8, 16, 32

    3, 6, 12, 24, 48, 96

    5, 10, 20, 40, 80, 160

    2, 6, 18, 54, 162

    7, 14, 28, 56, 112, 224

    4. Ребусы.

    Цель: развивать логическое мышление, анализ и синтез.

    Ход проведения: детям показывалась карточка с ребусом. Кто первый

    догадается, должен поднять руку. За правильный ответ давался жетон.

    Набравший большее количество жетонов, объявляется победителем. (см. ребусы

    в приложении № 7)

    5. Анаграммы и логарифмы.

    Цель: развивать логическое мышление.

    Ход проведения: детям сообщается, что такое логарифмы и что такое

    анаграммы.

    Анаграммы – загадки с перестановкой букв в слове для образования

    другого слова.

    Логарифмы – загадки, в которых слово получает различное значение от

    выбрасывание или прибавление буквы.

    Задания:

    1. Легко дыша в моей тени,

    Меня ты летом часто хвалишь,

    Но буквы переставь мои –

    И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)

    2. Вдоль по проволоке я мчусь

    Ночи я дни,

    А с конца меня прочтут

    Тигру я сродни. (Ток – кот)

    3. Лежу я на земле,

    Прибитая к железу,

    Но буквы переставь мои –

    В кастрюлю я полезу. (Шпала – лапша)

    4. Географию со мной

    Изучают в школе дети,

    Дай порядок букв иной –

    И найдёшь меня в буфете. (Атлас – салат)

    5. Известное я блюдо,

    Когда прибавишь «м»,

    Летать, жужжать я буду,

    Надоедая всем. (Уха – муха)

    Цель: развивать логическое мышление и умение анализировать.

    6. Сколько их?

    Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный

    ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить

    другой желающий.

    Задание: мальчик имеет столько же братьев, сколько и сестёр, а у его

    сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько сестёр и сколько братьев в

    той семье?

    7. Спящий пассажир.

    Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный

    ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить

    другой желающий.

    Задание: пассажир проехал половину всего пути, лёг спать и спал до

    тех пор, пока не осталось ехать половину того пути, что он проехал спящим.

    Какую часть всего пути он проехал спящим?

    8. Найди число.

    Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный

    ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить

    другой желающий.

    Задание: найди число, которое, будучи разделено на 2 даёт в остатке

    1, при делении на 3 даст в остатке 2, при делении на 4 даст в остатке 3,

    при делении на 5 даст в остатке 4, при делении на 6 даст в остатке 5, но на

    7 это число делится нацело.

    9. Волк, коза, капуста.

    Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный

    ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить

    другой желающий.

    Задание: крестьянину нужно перевести через реку волка,козу и капусту.

    Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только

    волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой,

    то волк съест козу, а козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевезти

    крестьянину свой груз?

    10. Гусеница.

    Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный

    ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить

    другой желающий.

    Задание: в 6 часов утра в воскресенье гусеница начала вползать на

    дерево. В течении дня, то есть до 8 часов, она вползла на высоту 5м, а в

    течении ночи спускалась на 2м. В какой день и час она вползёт на высоту 9м?

    3.Контрольно-итоговый этап.

    На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:

    1. Определить результат сформированности и проанализировать уровень

    развития мыслительных процессов.

    2. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-

    итоговом этапах.

    С этой целью в пятом классе проведена методика «Исключение слов»

    (см. приложение № 8).

    При обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того,

    верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем

    данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.

    Итоговая ведомость.

    Оценка уровня развития операций мышления учащихся 5 «б» класса.

    Таблица № 3.

    |Ученик |Номер задачи |Всего |

    |Аниськина|9 |5 |4 |9 |4 |

    |Валя | | | | | |

    |Васильева|8 |3 |7 |7 |6 |

    |Катя | | | | | |

    |Волошина |8 |9 |9 |8 |5 |

    |Таня | | | | | |

    |Ермохина |12 |8 |9 |6 |7 |

    |Маша | | | | | |

    |Карпеева |10 |7 |5 |7 |4 |

    |Катя | | | | | |

    |Кузьменко|9 |4 |6 |7 |7 |

    |Настя | | | | | |

    |Парамонов|11 |6 |7 |9 |6 |

    |а Лена | | | | | |

    |Сафарова |11 |4 |5 |5 |5 |

    |Эльмира | | | | | |

    |Толстяков|10 |5 |10 |9 |8 |

    |а Марина | | | | | |

    Исходя из полученных данных можно составить диаграмму отражающую

    степень развития мыслительных процессов.

    Сопоставив результаты, полученные на констатирующем и контрольно-

    итоговом этапах видно, что эффективней работа прошла в 5 классе. На

    констатирующем этапе в 5 классе правильных ответов – 14,5%; неправильных –

    41,7%; пропущенных – 43,8%. На контрольно-итоговом правильных ответов стало

    - 60%; неправильных - 33,4%; пропущенных – 6,6%. Из этого видно, что на

    контрольно-итоговом этапе после применения развивающих игр и упражнений

    уровень развития мыслительных процессов повысился. В 5 классе уровень

    развития мыслительных процессов в среднем повысился на 40%. Высокие

    показатели обусловлены тем, что сильно снизилось количество пропущенных

    ответов. В связи с этим показатель правильных ответов увеличился на большой

    процент. В 8 классе в среднем осведомлённость повысилась на 3%, аналогия –

    4%, классификация – 6%, обобщение – 7%, числовые ряды – 8%. Это связано с

    тем, что пятиклассники в силу своего возраста более восприимчивы к игровым

    приёмам на уроках.

    Таким образом, использование развивающих игр повлияло на развитие

    мыслительных процессов в целом. Следовательно, применение игр и упражнений

    на уроках является эффективным способом развития детей.

    Так как игра способствует:

    1. Повышению уровня развития мыслительных процессов.

    2. Развитию личности ребёнка.

    3. Сплачиванию школьного коллектива.

    4. Воспитанию положительных личностных качеств.

    В связи с этим учителю необходимо:

    1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.

    2. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов

    и форм.

    3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.

    Заключение.

    Игра – это мир практической деятельности ребёнка, но прежде это

    средство воспитания. Существует большое разнообразие игр направленных на

    развитие интеллекта детей:

    1. предметные

    2. творческие, сюжетно-ролевые

    3. дидактические

    4. строительные, трудовые, технические, конструкторские

    5. интеллектуальные

    Используя различные виды игр учитель имеет огромный арсенал способов

    организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждая из них

    направлена на развитие интеллекта детей и повышение их способностей.

    Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к

    предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со

    взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику.

    В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность,

    организованность, развиваются творческие способности, умение работать

    коллективно.

    Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Она

    вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать

    индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную

    активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и развития

    мыслительных процессов школьников.

    Игра хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных,

    эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Традиционные формы игровой

    деятельности народов, сложившийся в культурах прошлого, практически

    выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-

    психологических процессов общения, отчуждённых людей. Существует большое

    разнообразие игр и рассчитаны они на конкретный возраст играющих, время

    года, уровень воспитанности и культуры.

    О теориях происхождения игры можно сказать, что прав был Л.Б.

    Ительсон, говорящий: «…здесь пока есть почти столько же теорий, сколько

    существует теоретиков». Прав оказался и Г.С. Спенсер, считающий,

    что игра – есть способ изживания у ребёнка излишков энергии; прав К. Гросс,

    считающий, что игра – это форма подготовки к будущей деятельности; прав Д.

    Дьюи, доказывающий, что игра – есть реализация ребёнком видов поведения,

    приобретённых на основе инстинктов подражания. Существует высокая правда Л.

    Выготского, который считал, что игра выражает из противоречия между

    социальными потребностями и практическими возможностями ребёнка, и видел в

    ней ведущее средство развития детского сознания и его функций. Правы все

    учёные, утверждающие, что игра – это важнейшее средство развития мышления

    детей.

    Игра – это развивающая деятельность и форма жизнедеятельности,

    сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между

    миром ребенка и миром взрослого.

    И всё же игра – это работа, считал Януш Корчак, в которой нет слов

    «надо» и «не надо».

    В современной школе одной из важных целей является индивидуальный

    подход к личности каждого ребёнка, особенно это важно в подростковом

    возрасте. При этом игра выступает в роли неоценимого помощника.

    Следовательно, игра является важным источником информации, и, конечно

    же, средством развития мыслительных процессов детей.

    Проделанная исследовательская работа доказывает, что использование

    развивающих игр и упражнений повышает развитие мыслительных процессов

    детей. Результаты исследования наглядно представлены в таблицах. Из которых

    видно, что в 5 классе относительно 8 класса уровень развития мыслительных

    процессов повысился несколько больше. Это свидетельствует о том, что дети

    ещё не могут привыкнуть к повышенным требованиям и нуждаются в привычной

    форме общения – игре, поэтому они во время игр более активны. Это и

    объясняет более высокие показатели.

    В 8 классе показатели развития мыслительных процессов тоже поднялись.

    Но во время игр они не внимательны, так как успели отвыкнуть от такой формы

    обучения.

    Таким образом, учителю необходимо использовать на уроках технологии

    игровые моменты, приёмы и формы. Для более высоких результатов, их

    использование необходимо начинать как можно раньше. Тем самым

    обеспечиваются более высокие темпы развития мыслительных процессов у

    учащихся. Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причём, мир

    собственноличный, суверенный, где ребёнок может делать всё, что захочет,

    всё, что ему запрещается взрослыми.

    К.Э. Цеолковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные

    многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал

    открывать истины никому неизвестные».

    Видимо это и есть путь развития интеллекта детей, а именно этому

    способствует использование развивающих игр и упражнений в учебном

    процессе.

    В связи с этим учителю необходимо:

    1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.

    2. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и

    форм.

    3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.

    Литература

    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:

    Педагогика, 1989.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

    - М.: Просвещение, 1991.

    Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии

    ребенка. // Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

    Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. – М.: 1986.

    Преодолеть пропасть. / Под.ред. Данильченко Н.И.,

    Дроздовский В.П., Спадарщ В.И. – М.: Просвещение, 1989.

    Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и

    ловушки. - М.: 1987.

    Маркова А.П. Формирование мотивации учения. - М.:

    Просвещение, 1990.

    Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа,

    1990.

    Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.:

    Просвещение, 1992.

    Изучение личности учащихся и ученических коллективов. / Под.

    ред, Каплуновича И.Я., Пушкина Т.А., Фридмана Л.М. – М.:

    Просвещение, 1988.

    11. Воспитательная система сельской школы./ Под. ред.

    Степанова Е.Н. - Псков, 1997.

    -----------------------

    1 Макаренко А.С. Соч. М., 1957

    2 Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959.

    3 Макаренко А.С. Игра. Соч. М., 1957.

    [1] С.А.Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г.,

    стр. 117.

    [2] П.И.Пидкасистый, Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии».

    М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10.

    1 Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – Избр. Произв. М., 1953

    -----------------------

    [pic]

    [pic]

    [pic]

    [pic]

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.