МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности

    Такое же положение сохраняется и в психологических теориях эмоций ХХ в. «В

    советской литературе способность эмоций оценивать отраженные явления

    подчеркивается П.К.Анохиным (1964), П.В.Симоновым (1960), С.Х.Раппопортом

    (1968), А.Н. Леонтьевым (1971) и рядом других авторов». (54).

    Связь эмоций с познанием особо отмечается в современных когнитивных

    теориях эмоций. Типичный представитель социально-когнитивного направления

    Р.Плутчик рассматривает эмоции как адаптивные механизмы, способствующие

    выживанию индивида на всех уровнях, т.е. эмоция определяется как

    зафиксированная телесная реакция, соответствующая одному из базовых

    адаптивных биологических процессов.

    Другой аспект связи эмоций с познанием подчеркивается в так называемых

    теориях Я: чем больше познание связано с сердцевиной Я, тем в большей

    степени задействованы эмоции. Когда образ Я подвергается агрессии со

    стороны других людей, человек испытывает страх; когда он ими поддерживается

    – интерес и радость. Теории Я подчеркивают важность чувственного опыта.

    В ряде современных теорий эмоция рассматривается как особый тип

    знания. Р.Бак, цитируя высказывание Гегеля, «Все, что реально,

    рационально», выдвигает положение о том, что на самом деле все, что

    реально, - эмоционально; рациональна лишь последующая лингвистическая

    проработка этой реальности. Р.Бак говорит об «эмоциональных фильтрах»,

    приписывающих событиям эмоциональное значение; одни из них сформировались в

    ходе эволюции, другие – в ходе индивидуального развития. В связи с той

    исключительной ролью, которую эмоции играют в человеческой жизни, по

    аналогии с широко используемым понятием «социальная компетентность»

    (способность эффективно взаимодействовать с другими людьми), Р.Бак

    выдвигает понятие «эмоциональная компетентность», которое он определяет как

    способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний. Р.Бак

    указывает, что эмоциональная и социальная компетентность взаимно

    поддерживают друг друга; точное эмоциональное общение с окружающими

    усиливает способность действовать как с другими людьми, так и со своими

    чувствами и желаниями.

    Практически в настоящее время общепризнанным является то, что эмоция

    представляет собой результат оценки людьми своего окружения.

    В литературе неоднократно отмечалась функция эмоций как адаптивного

    механизма, прежде всего их связь с потребностями.

    С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что в эмоции представлено целостное

    отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним

    происходит) его потребностям. «Чувство человека – это отношение его к миру,

    к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного

    переживания».(42).

    С адаптивной функцией эмоций тесно связана их побуждающая функция, на

    которую указывал Рубинштейн: «...эмоции или потребности, переживаемые в

    форме эмоций, являются вместе с тем побуждением к деятельности».(42).

    «Из того, что человеческие эмоции отражают потребности, становятся

    мотивами и указывают на степень или возможность удовлетворения

    потребностей, логически следует, что они являются для человека носителями

    смысла. Как указывает В.К.Вилюнас, «обе системы терминологии –

    «эмоциональная» и «смысловая» – описывают в психологии одни и те же явления

    и поэтому в большой степени взаимозаменяемы»».(54).

    Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к

    человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный

    интеллект». Общеизвестно, что показатели интеллекта не позволяют

    прогнозировать жизненный успех. В настоящее время намного более

    существенная роль приписывается эмоциям: «Эмоциональная способность – это

    метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать

    все свои остальные навыки, включая интеллект».(54).

    На основе предложенных Г.Гарднером понятий «личностный интеллект» и

    «межличностный интеллект» П.Соловей разработал понятие «эмоционального

    интеллекта», которое охватывает следующие способности: 1) распознавание

    собственных эмоций; 2) владение эмоциями; 3) самомотивация; 4) понимание

    эмоций других людей. С понятием «эмоциональный интеллект» тесно связано

    представление об «эмоциональной грамотности», т.е. целенаправленном

    повышении социальной и эмоциональной компетентности детей.

    В области физиологии эмоции наиболее значительным событием последних

    лет стало открытие Дж. Леду относительно роли миндалевидного ядра в

    эмоциональных процессах. Традиционно считалось, что входные сенсорные

    сигналы направляются в таламус, оттуда – в кору больших полушарий, где

    осуществляется их смысловая обработка, и уже из коры больших полушарий

    сигналы направляются в лимбический мозг, откуда подается «команда» на то

    или иное реагирование. Он обнаружил, что помимо этого существует и другой

    путь, напрямую соединяющий таламус миндалевидным ядром. Наличие этого более

    прямого и короткого пути позволяет миндалевидному ядру получать часть

    входных сигналов непосредственно от органов чувств и начинать реагировать

    ещё до того, как сигналы полностью обработаны корой больших полушарий.

    Это означает, что детерминируя эмоциональные реакции, миндалевидное

    ядро не зависит полностью от неокортекса. Оно может побуждать нас к

    действию, пока чуть более медленный – но полнее информированный –

    неокортекс вырабатывает свой более тщательный план реагирования. В

    миндалевидном ядре могут сохраняться воспоминания и реакции, которые

    человек реализует, не понимая, почему он это делает, но это происходит,

    потому что они сформировались помимо неокортекса. Эмоциональная реакция

    опережает когнитивную, так что бессознательное «предъявляет нашему сознанию

    не сущность того, что мы видим, но наше мнение об этом. Наши эмоции имеют

    свой собственный разум, который может функционировать независимо от нашего

    рационального разума».(54).

    Скорость созревания мозговых структур в ходе онтогенеза различна. К

    моменту рождения миндалевидное ядро почти полностью сформировано, тогда как

    гиппокамп, «ответственный» за запоминание информации, и кора больших

    полушарий, «ответственная» за логическое мышление, развиты далеко не

    полностью.

    Поскольку самые ранние эмоциональные воспоминания фиксируются еще до

    того, как ребенок овладел речью, то, когда они воспроизводятся в более

    поздней жизни, человек не может осмысленно выразить свои собственные

    реакции. Человек может испытывать сильные чувства, не имея слов для их

    описания и воспоминаний об их происхождении.

    Приведенные данные свидетельствуют о том, что эмоциональная реакция

    часто предшествует рациональной, указывая на значение данного события для

    человека.

    1.4 Связь эмоциональной сферы и самосознания

    Итак, эмоции имеют адаптивную функцию, они связаны с потребностями

    человека, выполняют функции оценки и побуждения, в них представлено

    соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным

    потребностям, интересам и ценностям. В эмоциях представлено целостное

    отношение человека к миру, они тесно связаны с центральными личностными

    образованиями, самосознанием и личностной идентичностью, представляют собой

    основную мотивационную систему человека, в них представлены личностные

    смыслы. Эмоциональность признается ключевым фактором, обусловливающим

    жизненный успех, более существенным, чем интеллект.

    Поэтому предполагается, что эмоциональные реакции и эмоциональные

    состояния человека являются основной формой осознания им своей собственной

    индивидуальности. Эмоциональная реакция является безошибочным индикатором,

    указывающим на истинное отношение человека к происходящему, в том числе и к

    своему собственному когнитивному и поведенческому функционированию.

    Внутренняя жизнь человека – это прежде всего эмоциональная жизнь. При всей

    той стандартизации, которую общество вносит в образ мыслей и способы

    действия, эмоциональные реакции остаются сугубо индивидуальными. В

    двуедином процессе социализации и индивидуализации человек успешно

    поддерживает свою индивидуальность во многом благодаря своим эмоциональным

    паттернам.

    1.5 Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

    Роль взрослого в развитии эмоциональных реакций и их осознании

    ребенком

    Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни? Есть две разные точки

    зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции могут развиваться,

    поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его

    особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает

    противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека, как и

    многие другие присущие ему психологические явления, развиваются. Эти

    позиции совместимы друг с другом. Элементарные эмоции, выступающие как

    субъективные проявления органических состояний, изменяются мало. Не

    случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых

    личностных характеристик человека.

    Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение

    неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции

    развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные

    проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане.

    Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие

    их обладателя. Такое различие может идти в нескольких направлениях. Во-

    первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных

    переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых,

    по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля

    своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного

    включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести,

    порядочности, долга, ответственности и т.п.

    Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у

    него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в

    мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не

    обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно

    начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в

    предшкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном

    состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление

    иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая

    система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они

    относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам

    деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем

    фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним

    смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом

    деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более

    глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые

    мысленные обстоятельства (П.М.Якобсон). У дошкольника формируется

    эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу

    возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его

    поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно

    изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить

    положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются

    окружающие его поступку.

    Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные,

    но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном

    возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с

    помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания

    другого человека, «открыть» их для себя.

    Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено

    появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное

    предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

    Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только

    мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение

    речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они

    становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной

    степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью

    слова.

    В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками,

    появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-

    ролевой игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия,

    формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства:

    нравственные, эстетические, познавательные.

    Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими

    людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность,

    внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления

    нравственных чувств.

    Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны

    взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений,

    сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения

    также является источником развития нравственных чувств.

    Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая

    игра.

    Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять

    другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от

    простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к

    передаче их эмоционально-выразительного соде6ржания, они учатся разделять

    переживания других.

    В трудовой деятельности, направленной на достижение результата,

    полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания:

    радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от

    хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой

    работы.

    На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и

    уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и

    на собственную деятельность.(Я.З. Неверович).

    Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции

    ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают

    дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес

    ребенка.

    Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как

    желание помочь, посочувствовать, поделиться.

    Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых

    нравственных поступков.

    Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со

    становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового,

    удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают

    маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа

    особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним

    многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает

    вопрос, на который надо найти ответ.

    Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной

    художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

    Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок

    одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,

    искусстве, литературе. Н.А. Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребенка

    правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое»,

    «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды,

    добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить

    прекрасное и доброе в людях».

    Таким образом, можно выделить особенности эмоционального развития в

    дошкольном возрасте:

    ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

    изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное

    предвосхищение;

    чувства становятся более осознанными ( в чем важна роль взрослого),

    обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

    формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

    Истинные чувства часто бывают скрыты от человека, а это – разрыв

    контакта с собственной индивидуальностью – невозможность её осознания и

    выражения. Причин этому – множество; в качестве примера можно привести

    социальное научение (одни чувства испытывать «хорошо» и «приятно», а другие

    – «плохо» и «не приятно»), вытеснение нежелательных эмоций и т.д.

    Существенной причиной является также интеллектуальный характер европейской

    культуры; в процессе обучения и воспитания основное внимание уделяется

    знаниям и пониманию, тогда как чувства и переживания рассматриваются в

    основном как объект волевой саморегуляции. Вся система оценок построена на

    том, что и сколько ребенок знает и правильно ли он себя ведет; проявление

    собственных чувств рассматривается как недостаточная воспитанность,

    свидетельство недостаточного интеллектуального развития.

    Осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание

    собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на

    индивидуальное отношение к происходящему.

    Осознание собственных эмоциональных реакций и состояний не приходит к

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.