МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности

    ребенку автоматически. В настоящее время разрабатывается и внедряется ряд

    программ по повышению социальной и эмоциональной компетентности,

    направленных на развитие самосознания (распознавание собственных чувств),

    эмпатии, самокритики, коммуникативных навыков, уверенности в себе, умения

    разрешать конфликты и др.

    Известно, что развитие ребенка осуществляется во взаимосвязи со

    взрослым. Взрослый своим поведением может как способствовать, так и

    препятствовать развитию умения осознавать свои эмоциональные реакции и

    состояния.

    С точки зрения авторов статьи «Эмоциональные механизмы личностного и

    творческого развития» межличностное общение между ребенком и взрослым

    выступает в качестве механизма личностного и творческого развития тогда,

    когда его содержанием являются эмоциональные реакции и состояние ребенка.

    Так, важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных

    реакций и состояний является их называние взрослым; как известно,

    вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние

    может как адекватно отражать состояние ребенка – и тогда оно способствует

    осознанию ребенком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем

    самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым

    препятствуя осознанию ребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя

    развитие индивидуальности.

    Для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний

    важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний.

    Принимая эмоциональные реакции и состояние ребенка, взрослый признает за

    ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще

    большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.

    Другим существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных

    реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая

    эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на

    данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную

    ситуацию. Но взрослый может также и отвергать эмоциональную реакцию

    ребенка, т.е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее

    адекватной в данной ситуации.

    Осознание ребенком своей индивидуальности, предполагает ее выражение.

    Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение

    эмоциональных реакций и состояний. Средства выражения индивидуальности (по

    мнению Яковлевой) – это то, что позволяет выразить свое эмоциональное

    состояние, т.е. экспрессивные средства.

    Поскольку это средства выражения своей индивидуальности другому и для

    другого, то они по своей природе коммуникативны; а как известно, все

    человеческие коммуникативные средства культурно обусловлены. Ребенок

    обучается владению ими в ходе онтогенетического развития; в роли носителя

    этих форм выступает взрослый. Значит, способам выражения собственных

    эмоциональных состояний необходимо обучаться. Взрослый представляет

    ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность

    этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую

    взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать эти

    средства для выражения своих эмоциональных состояний.

    Таким образом, основным условием осознания и проявления ребенком

    индивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым его

    эмоциональных проявлений. (54).

    В последнее время все возрастающее внимание исследователей привлекает

    связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет

    понятие «эмоциональной креативности»; в этом подходе сама эмоция

    рассматривается как творческий акт (54). Общепринятыми критериями

    творческости являются новизна, эффективность и аутентичность. Эмоциональная

    креативность определяется как развитие эмоциональных синдромов, которые

    являются новыми, эффективными и аутентичными. Аутентичность эмоциональной

    реакции понимается как соответствие её потребностям, ценностям и интересам

    субъекта.

    1.6. Эмпатия и её виды

    По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя

    развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой,

    неживой), явление, т.е. эмпатии.

    Эмпатия ( от греч. cmpathtia – сопереживание) – постижение

    эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания

    другого человека.

    Различают:

    эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания

    моторным и аффективным реакциям другого человека;

    когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение,

    аналогия и т.д.);

    предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать

    аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

    В качестве особых форм эмпатии выделяют:

    сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний,

    которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;

    сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу

    чувств другого.

    Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других

    видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и др.),

    является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках

    непосредственного эмоционального опыта. (Рефлексия (от лат.reflexio –

    обращение назад) – способность сознания человека сосредоточиться на самом

    себе).

    Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом

    жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения

    детей возможно на базе развития творческого воображения. (44).

    1.7 Воображение. Понятие.

    Под воображением понимают психический познавательный процесс создания

    новых образов путем переработки материалов восприятия и представления,

    полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно

    позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой

    другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико-

    синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования,

    сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем

    сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и

    обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение

    каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как

    типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и

    воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности

    различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не

    воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов,

    говорят о творческом и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия

    сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и

    непреднамеренное воображение. (37; 38; 46).

    Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о

    творческом и воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание

    образов, соответствующих описанию.

    Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за

    кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и

    стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит

    перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний

    и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с

    низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство

    детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и

    некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в

    младшем дошкольном возрасте. (Л.С. Выгодский).

    Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения

    общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только

    для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте (Григорьева)

    Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения

    общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только

    для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте (Григорьева).

    До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного

    возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко

    разрушается. Ребенка привлекает сам процесс комбинирования, создания новых

    ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

    На первых порах воображение неразрывно связано с предметом,

    выполняющим функцию внешней опоры. Постепенно необходимость во внешних

    опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух

    планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в

    действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета,

    придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без

    реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане

    представления.

    В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В

    возрасти пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко

    неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный

    отклик.

    Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную

    деятельность, направленную на преобразование окружающую мира. Опорой для

    создания образа теперь служит не только реальный объект, но и

    представления, выраженные в слове.

    Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии

    умения создавать замысел и планировать его достижение. О возрастании

    целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно

    сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и туже

    тему, а также по устойчивости ролей.

    С возможностью планирования прямо связано умение создавать целостные

    произведения (О.М. Дьяченко).

    Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до

    начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они начинают план

    достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое

    оборудование.

    Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под

    влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А

    затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации.

    Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх,

    продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с

    использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности

    действий ее участников.

    Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной

    деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные

    предметы и внешние действия.

    Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя

    гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для

    объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

    Детский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым,

    кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок

    просто пытается найти чему-то разумное объяснение…».

    Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник

    затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту

    действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как

    подчеркивал Л.С.Выгодский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

    Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а

    воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач,

    позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем

    становится творческим процессом.

    Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания,

    оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не встречавшихся в

    обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный,

    эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать

    окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

    Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего.

    Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с

    действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник

    образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное

    творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей

    характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того,

    что может быть и чего не может. Реалистический подход к фантастике в сказке

    возникает в дошкольном возрасте.

    Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети

    создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные

    характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

    В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция

    воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные

    проблемы, неосознанно избавиться от тревожных воспоминаний, восстановить

    психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом

    происходит становление психологической защиты.

    Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют

    способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной

    деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в

    дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто

    преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования

    действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются

    на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

    При создании образов дети используют прием антропоморфизации –

    одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании

    сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает

    агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы,

    несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к

    преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к

    созданию оригинальных образов.

    В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы

    сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая

    необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и,

    как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную

    содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все

    более оригинальными.

    Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и

    сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный,

    наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в

    объекте.

    Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными,

    пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.

    «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает

    его воображение». Педагогический вывод из этого заключается в необходимости

    расширять опыт ребенка…Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем

    больше он знает и усвоил… тем значительнее и продуктивнее при других равных

    условиях будет деятельность его воображения. (10). Для развития воображения

    важно «…приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества…включить

    психику ребенка в ту общую мировую работу, которую предлагало человечество

    в течение тысячелетий…»(10).

    Эмоциональная связь действительности и воображения проявляется

    двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные

    образы, т.е. эмоции, как бы подбирает себе соответствующие впечатления,

    мысли и образы.(11). Впечатления, которые реально не имеют никакой связи,

    могут объединиться на основе общего эмоционального сходства, привнесенного

    нашим настроением. «Однако существует еще и обратная связь воображения с

    эмоцией», когда образы воображения порождают чувства.

    Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

    -воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание

    замысла, его планирование и реализацию;

    -оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

    -ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

    -воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в

    наглядной опоре для создания образов.

    1.8 Обогащение жизненного опыта ребенка через ознакомление с

    произведениями искусства – как средство развития творческого воображения и

    эмпатии

    1.8.1. Влияние цвета; роль музыки

    Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент,

    когда был замечен и сам цвет. В первобытные времена и в древности окраска

    служила для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на них

    акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность,

    духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была

    рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в

    боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы –

    восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.