Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности
ребенку автоматически. В настоящее время разрабатывается и внедряется ряд
программ по повышению социальной и эмоциональной компетентности,
направленных на развитие самосознания (распознавание собственных чувств),
эмпатии, самокритики, коммуникативных навыков, уверенности в себе, умения
разрешать конфликты и др.
Известно, что развитие ребенка осуществляется во взаимосвязи со
взрослым. Взрослый своим поведением может как способствовать, так и
препятствовать развитию умения осознавать свои эмоциональные реакции и
состояния.
С точки зрения авторов статьи «Эмоциональные механизмы личностного и
творческого развития» межличностное общение между ребенком и взрослым
выступает в качестве механизма личностного и творческого развития тогда,
когда его содержанием являются эмоциональные реакции и состояние ребенка.
Так, важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных
реакций и состояний является их называние взрослым; как известно,
вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние
может как адекватно отражать состояние ребенка – и тогда оно способствует
осознанию ребенком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем
самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым
препятствуя осознанию ребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя
развитие индивидуальности.
Для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний
важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний.
Принимая эмоциональные реакции и состояние ребенка, взрослый признает за
ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще
большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.
Другим существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных
реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая
эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на
данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную
ситуацию. Но взрослый может также и отвергать эмоциональную реакцию
ребенка, т.е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее
адекватной в данной ситуации.
Осознание ребенком своей индивидуальности, предполагает ее выражение.
Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение
эмоциональных реакций и состояний. Средства выражения индивидуальности (по
мнению Яковлевой) – это то, что позволяет выразить свое эмоциональное
состояние, т.е. экспрессивные средства.
Поскольку это средства выражения своей индивидуальности другому и для
другого, то они по своей природе коммуникативны; а как известно, все
человеческие коммуникативные средства культурно обусловлены. Ребенок
обучается владению ими в ходе онтогенетического развития; в роли носителя
этих форм выступает взрослый. Значит, способам выражения собственных
эмоциональных состояний необходимо обучаться. Взрослый представляет
ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность
этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую
взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать эти
средства для выражения своих эмоциональных состояний.
Таким образом, основным условием осознания и проявления ребенком
индивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым его
эмоциональных проявлений. (54).
В последнее время все возрастающее внимание исследователей привлекает
связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет
понятие «эмоциональной креативности»; в этом подходе сама эмоция
рассматривается как творческий акт (54). Общепринятыми критериями
творческости являются новизна, эффективность и аутентичность. Эмоциональная
креативность определяется как развитие эмоциональных синдромов, которые
являются новыми, эффективными и аутентичными. Аутентичность эмоциональной
реакции понимается как соответствие её потребностям, ценностям и интересам
субъекта.
1.6. Эмпатия и её виды
По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя
развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой,
неживой), явление, т.е. эмпатии.
Эмпатия ( от греч. cmpathtia – сопереживание) – постижение
эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания
другого человека.
Различают:
эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания
моторным и аффективным реакциям другого человека;
когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение,
аналогия и т.д.);
предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать
аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют:
сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний,
которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;
сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу
чувств другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других
видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и др.),
является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках
непосредственного эмоционального опыта. (Рефлексия (от лат.reflexio –
обращение назад) – способность сознания человека сосредоточиться на самом
себе).
Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом
жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения
детей возможно на базе развития творческого воображения. (44).
1.7 Воображение. Понятие.
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания
новых образов путем переработки материалов восприятия и представления,
полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно
позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой
другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико-
синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования,
сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем
сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и
обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение
каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как
типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и
воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности
различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не
воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов,
говорят о творческом и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия
сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и
непреднамеренное воображение. (37; 38; 46).
Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о
творческом и воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание
образов, соответствующих описанию.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за
кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и
стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит
перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний
и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с
низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство
детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и
некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в
младшем дошкольном возрасте. (Л.С. Выгодский).
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения
общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только
для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте (Григорьева)
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения
общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только
для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте (Григорьева).
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного
возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко
разрушается. Ребенка привлекает сам процесс комбинирования, создания новых
ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.
На первых порах воображение неразрывно связано с предметом,
выполняющим функцию внешней опоры. Постепенно необходимость во внешних
опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух
планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в
действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета,
придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без
реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане
представления.
В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В
возрасти пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко
неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный
отклик.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную
деятельность, направленную на преобразование окружающую мира. Опорой для
создания образа теперь служит не только реальный объект, но и
представления, выраженные в слове.
Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии
умения создавать замысел и планировать его достижение. О возрастании
целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно
сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и туже
тему, а также по устойчивости ролей.
С возможностью планирования прямо связано умение создавать целостные
произведения (О.М. Дьяченко).
Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до
начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они начинают план
достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое
оборудование.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под
влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А
затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации.
Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх,
продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с
использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности
действий ее участников.
Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной
деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные
предметы и внешние действия.
Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя
гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для
объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.
Детский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым,
кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок
просто пытается найти чему-то разумное объяснение…».
Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник
затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту
действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как
подчеркивал Л.С.Выгодский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».
Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а
воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач,
позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем
становится творческим процессом.
Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания,
оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не встречавшихся в
обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный,
эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать
окружающее, природную, предметную и социальную действительность.
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего.
Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с
действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник
образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное
творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей
характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того,
что может быть и чего не может. Реалистический подход к фантастике в сказке
возникает в дошкольном возрасте.
Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети
создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные
характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.
В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция
воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные
проблемы, неосознанно избавиться от тревожных воспоминаний, восстановить
психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом
происходит становление психологической защиты.
Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют
способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной
деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в
дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто
преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования
действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются
на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.
При создании образов дети используют прием антропоморфизации –
одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании
сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает
агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы,
несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к
преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к
созданию оригинальных образов.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы
сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая
необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и,
как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную
содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все
более оригинальными.
Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и
сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный,
наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в
объекте.
Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными,
пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.
«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает
его воображение». Педагогический вывод из этого заключается в необходимости
расширять опыт ребенка…Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем
больше он знает и усвоил… тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет деятельность его воображения. (10). Для развития воображения
важно «…приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества…включить
психику ребенка в ту общую мировую работу, которую предлагало человечество
в течение тысячелетий…»(10).
Эмоциональная связь действительности и воображения проявляется
двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные
образы, т.е. эмоции, как бы подбирает себе соответствующие впечатления,
мысли и образы.(11). Впечатления, которые реально не имеют никакой связи,
могут объединиться на основе общего эмоционального сходства, привнесенного
нашим настроением. «Однако существует еще и обратная связь воображения с
эмоцией», когда образы воображения порождают чувства.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
-воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание
замысла, его планирование и реализацию;
-оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
-ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
-воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в
наглядной опоре для создания образов.
1.8 Обогащение жизненного опыта ребенка через ознакомление с
произведениями искусства – как средство развития творческого воображения и
эмпатии
1.8.1. Влияние цвета; роль музыки
Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент,
когда был замечен и сам цвет. В первобытные времена и в древности окраска
служила для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на них
акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность,
духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была
рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в
боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы –
восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|