Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
психологического комфорта.
В течение недели детям исполнялись две-три песни, которые детьми
хорошо запоминались. На следующей неделе пели еще две-три песни, незнакомые
им. Но о колыбельных песнях, прекрасно знакомых детям, не забывали, а
исполняли в сочетании с новыми. Надо отметить, что интерес детей к
колыбельным усилился после того, как мы начали использовать их на занятиях.
Мы предлагаем ряд текстов колыбельных песен, которые применялись в нашей
работе, а также других малых форм фольклора (Приложение 8).
Кроме того, была проведена консультация с родителями на тему "Баю-
баюшки-баю…" (как укладывать ребенка спать) (Приложение 9). В папке-
раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора
для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. Родители также
привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок. С их
помощью в детском саду создан музей старинных вещей, горенка, сшиты
народные костюмы для детей, что являлось большим подспорьем в нашей работе.
Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с
детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в
процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные
режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями
детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями
воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи,
ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм
фольклора в создании речевой среды максимально.
Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь
провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и
показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.
Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей
экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень
речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу. Так, в
экспериментальной группе по завершении исследования один ребенок получил
высший балл (не было ни одного), средний балл – семеро детей (было
шестеро), детей с низкой оценкой – трое (было четверо). В контрольной
группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим.
Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5, где сравниваются
данные в начале эксперимента и после его завершения.
Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли
дать анализ значения пословицы. Так, о пословице "Труд кормит, а лень
портит" ребята говорят: "Тот, кто работает, тот трудится, того уважают";
"Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить не честно"; "За труд ему
платят деньги"; "Лень портит человека". Разбирая смысл пословицы "Май -
холодный, год - хлеборобный", дети отвечают: "Большой урожай будет".
Также много называли других малых форм фольклора, смогли составить
небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу "Как аукнется, так
и откликнется" Ваня К. составил такой рассказ: "Мы нашли чужого щенка и
взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас же есть щенок, и кто-
то может взять его, и тогда мы будем плакать". Мы видим, что ребенок
составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически
правильной форме.
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего
эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами
комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа
улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития
уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним
и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.
Таблица 3
Результаты диагностики речевых умений детей (контрольный срез).
|Группы|Имя ребенка |Номер задания |Ср. |Уровень|
| | | |арифм| |
| | | |. | |
| |Контрольная |Экспериментальная |
|Высокий |- |10% |
|Средний |80% |70% |
|Низкий |20% |20% |
Диаграмма 2
[pic]
Таблица 5
Уровни развития речевых умений детей на начальном
и конечном этапах эксперимента.
|Уровень |Группа |
| |Контрольная |Экспериментальная |
| |Констатирующий |Контрольный |Констатирующий|Контрольный |
| |Эксперимент |эксперимент | |эксперимент |
| | | |эксперимент | |
|Высокий |- |- |- |10% |
|Средний |70% |80% |60% |70% |
|Низкий |30% |20% |40% |20% |
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют
в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки,
самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм
фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с
детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к
выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей
старшего дошкольного возраста повышается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными
руководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с
использованием малых форм фольклора не только на специальных
занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для
обучения и развития речи, подтвердилась.
Заключение.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий
речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм
фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования
рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической
науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и
влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного
возраста. Нами было дано определение малым формам фольклора, которое
заключается в совокупности непрофессионально созданных народом
произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики
развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития
старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал
словесного творчества народа.
Во второй главе рассмотрены известные методики работы по
использованию малых форм фольклора, приемы и формы работы, которые
предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С.
Бухвостовой,
О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил
представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе
дошкольного учреждения "Солнышко" села Березовка Первомайского района, по
использованию малых форм фольклора в процессе развития детской речи.
Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе
экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе
формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и
экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов
экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента
свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и
приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с
низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно
количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на
двадцать процентов.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют
в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки,
самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм
фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с
детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так
как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики
работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические
аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных
условиях дошкольного учреждения "Солнышко" села Березовка Первомайского
района.
Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми
использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе
самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные
моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями
детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями
воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи,
ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм
фольклора в создании речевой среды максимально.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к
выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей
старшего дошкольного возраста повышается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными
руководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с
использованием малых форм фольклора не только на специальных
занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для
обучения и развития речи, подтвердилась.
Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, малые
формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Использование малых
форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью
разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом,
использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне
оправдывает себя.
Библиография.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:
Академия, 1999. –159с.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки,
детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной
культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и
рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
–255с.
7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего
дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988.
–328с.
9. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М.
Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
10. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк.
воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.
11. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический
защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы
современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ,
2001. –С.128-133.
12. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих
специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук.
–Барнаул: БГПУ, 2000. –183с.
13. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное
поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.
Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.
14. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.:
Университетское, 1988. – 399с.
15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под
ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.:
Акцидент, 1996. –205с.
16. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред.
О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
17. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм
// Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под
ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,
1976. –127с.
20. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и
дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.
21. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми
(подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-
С.34-35.
22. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование
в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и
научно-методических материалов. –М.: АСТ, 1997. –С.8-34.
23. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-
С.16-17.
24. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший
дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
25. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с
книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.:
Просвещение, 1967. –С.46-60.
26. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
–239с.
27. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО
"ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
28. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф.,
Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996.
–49с.
29. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой.
–М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
30. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //
Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
31. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В.
Залужской. –М.: Просвещение, 1975. –368с.
32. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение,
1987. –191с.
33. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль
Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.
34. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А.
Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.
35. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул:
БГПУ, 2000. -67с.
36. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина
–М.: Просвещение, 1984. –223с.
37. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой
активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
38. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М.
Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.
39. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду
/Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.
40. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное
поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.:
Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.
41. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит…
(малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) //
Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.
42. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в
детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.
43. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-
1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
44. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в
жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного
возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.
46. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.:
Просвещение, 1972. –78с.
47. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-
№1.-С.59-66.
48. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого
развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|