МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

    психологического комфорта.

    В течение недели детям исполнялись две-три песни, которые детьми

    хорошо запоминались. На следующей неделе пели еще две-три песни, незнакомые

    им. Но о колыбельных песнях, прекрасно знакомых детям, не забывали, а

    исполняли в сочетании с новыми. Надо отметить, что интерес детей к

    колыбельным усилился после того, как мы начали использовать их на занятиях.

    Мы предлагаем ряд текстов колыбельных песен, которые применялись в нашей

    работе, а также других малых форм фольклора (Приложение 8).

    Кроме того, была проведена консультация с родителями на тему "Баю-

    баюшки-баю…" (как укладывать ребенка спать) (Приложение 9). В папке-

    раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора

    для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. Родители также

    привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок. С их

    помощью в детском саду создан музей старинных вещей, горенка, сшиты

    народные костюмы для детей, что являлось большим подспорьем в нашей работе.

    Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с

    детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в

    процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные

    режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

    - во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями

    детей, отборе материала;

    - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями

    воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи,

    ознакомление с природой, различные игры);

    - в-третьих, активного включения детей;

    - в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм

    фольклора в создании речевой среды максимально.

    Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь

    провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и

    показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

    Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей

    экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень

    речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу. Так, в

    экспериментальной группе по завершении исследования один ребенок получил

    высший балл (не было ни одного), средний балл – семеро детей (было

    шестеро), детей с низкой оценкой – трое (было четверо). В контрольной

    группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим.

    Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5, где сравниваются

    данные в начале эксперимента и после его завершения.

    Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли

    дать анализ значения пословицы. Так, о пословице "Труд кормит, а лень

    портит" ребята говорят: "Тот, кто работает, тот трудится, того уважают";

    "Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить не честно"; "За труд ему

    платят деньги"; "Лень портит человека". Разбирая смысл пословицы "Май -

    холодный, год - хлеборобный", дети отвечают: "Большой урожай будет".

    Также много называли других малых форм фольклора, смогли составить

    небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу "Как аукнется, так

    и откликнется" Ваня К. составил такой рассказ: "Мы нашли чужого щенка и

    взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас же есть щенок, и кто-

    то может взять его, и тогда мы будем плакать". Мы видим, что ребенок

    составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически

    правильной форме.

    Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего

    эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами

    комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа

    улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития

    уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним

    и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

    Таблица 3

    Результаты диагностики речевых умений детей (контрольный срез).

    |Группы|Имя ребенка |Номер задания |Ср. |Уровень|

    | | | |арифм| |

    | | | |. | |

    | |Контрольная |Экспериментальная |

    |Высокий |- |10% |

    |Средний |80% |70% |

    |Низкий |20% |20% |

    Диаграмма 2

    [pic]

    Таблица 5

    Уровни развития речевых умений детей на начальном

    и конечном этапах эксперимента.

    |Уровень |Группа |

    | |Контрольная |Экспериментальная |

    | |Констатирующий |Контрольный |Констатирующий|Контрольный |

    | |Эксперимент |эксперимент | |эксперимент |

    | | | |эксперимент | |

    |Высокий |- |- |- |10% |

    |Средний |70% |80% |60% |70% |

    |Низкий |30% |20% |40% |20% |

    В процессе работы были замечены такие изменения:

    - у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют

    в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки,

    самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

    - у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм

    фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с

    детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

    Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к

    выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей

    старшего дошкольного возраста повышается, если:

    - педагоги дошкольного образования будут заинтересованными

    руководителями процесса речевого развития;

    - будет организовано специальное обучение родной речи с

    использованием малых форм фольклора не только на специальных

    занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

    - малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для

    обучения и развития речи, подтвердилась.

    Заключение.

    Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий

    речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм

    фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования

    рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической

    науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и

    влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного

    возраста. Нами было дано определение малым формам фольклора, которое

    заключается в совокупности непрофессионально созданных народом

    произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики

    развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития

    старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал

    словесного творчества народа.

    Во второй главе рассмотрены известные методики работы по

    использованию малых форм фольклора, приемы и формы работы, которые

    предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С.

    Бухвостовой,

    О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

    Анализ теоретических положений и методических выводов позволил

    представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе

    дошкольного учреждения "Солнышко" села Березовка Первомайского района, по

    использованию малых форм фольклора в процессе развития детской речи.

    Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе

    экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе

    формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и

    экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов

    экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента

    свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и

    приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с

    низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно

    количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на

    двадцать процентов.

    В процессе работы были замечены такие изменения:

    - у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют

    в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки,

    самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

    - у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм

    фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с

    детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

    Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так

    как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики

    работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические

    аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных

    условиях дошкольного учреждения "Солнышко" села Березовка Первомайского

    района.

    Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми

    использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе

    самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные

    моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

    - во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями

    детей, отборе материала;

    - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями

    воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи,

    ознакомление с природой, различные игры);

    - в-третьих, активного включения детей;

    - в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм

    фольклора в создании речевой среды максимально.

    Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к

    выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей

    старшего дошкольного возраста повышается, если:

    - педагоги дошкольного образования будут заинтересованными

    руководителями процесса речевого развития;

    - будет организовано специальное обучение родной речи с

    использованием малых форм фольклора не только на специальных

    занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

    - малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для

    обучения и развития речи, подтвердилась.

    Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, малые

    формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Использование малых

    форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью

    разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом,

    использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне

    оправдывает себя.

    Библиография.

    1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

    родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:

    Академия, 1999. –159с.

    3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки,

    детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

    4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной

    культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

    5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и

    рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.

    6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

    –255с.

    7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего

    дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

    8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988.

    –328с.

    9. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М.

    Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.

    10. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк.

    воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.

    11. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический

    защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы

    современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ,

    2001. –С.128-133.

    12. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих

    специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук.

    –Барнаул: БГПУ, 2000. –183с.

    13. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное

    поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.

    Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.

    14. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.:

    Университетское, 1988. – 399с.

    15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под

    ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.:

    Акцидент, 1996. –205с.

    16. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред.

    О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

    17. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм

    // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

    18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под

    ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

    19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,

    1976. –127с.

    20. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и

    дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.

    21. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми

    (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-

    С.34-35.

    22. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование

    в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и

    научно-методических материалов. –М.: АСТ, 1997. –С.8-34.

    23. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-

    С.16-17.

    24. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший

    дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

    25. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с

    книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.:

    Просвещение, 1967. –С.46-60.

    26. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.

    –239с.

    27. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО

    "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.

    28. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф.,

    Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996.

    –49с.

    29. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой.

    –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.

    30. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //

    Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.

    31. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В.

    Залужской. –М.: Просвещение, 1975. –368с.

    32. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение,

    1987. –191с.

    33. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль

    Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.

    34. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А.

    Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.

    35. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул:

    БГПУ, 2000. -67с.

    36. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина

    –М.: Просвещение, 1984. –223с.

    37. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой

    активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

    38. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М.

    Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.

    39. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду

    /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.

    40. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное

    поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.:

    Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.

    41. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит…

    (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) //

    Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.

    42. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в

    детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.

    43. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-

    1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.

    44. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в

    жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.

    45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного

    возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

    46. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.:

    Просвещение, 1972. –78с.

    47. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-

    №1.-С.59-66.

    48. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого

    развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.