МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

    другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: "А что такое пословицы?" Путают

    между собой: "Пословиц я не знаю, а поговорки знаю" и назвала поддевки

    (Настя Д.). Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц,

    доказать отгадку. Дети практически не знают колыбельных песен. На вопрос,

    "какие колыбельные песни ты знаешь", поют любые песни, называя их

    "ласковыми", либо "Спят усталые игрушки…". Все это говорит о недостаточно

    организованной работе с малыми формами фольклора.

    Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм

    ("бежу" к маме), у них вызывало затруднение правильное построение

    предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться.

    Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это

    говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при

    наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося

    звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в

    дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано и с возрастными

    индивидуальными особенностями и недостаточной работой педагога по развитию

    у детей звуковой культуры речи.

    В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и

    экспериментальной группах представлено в Таблице 2. Из таблицы видно, что

    разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень

    речевого развития на десять процентов выше, что впрочем не играет особой

    роли. Наглядно это представлено в виде диаграммы (Диаграмма 1), поэтому

    можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе

    формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и

    экспериментальной группах был приблизительно одинаков.

    Таблица 1

    Результаты диагностики речевых умений детей (констатирующий срез).

    |Группы|Имя ребенка |Номер задания |Ср. |Уровень|

    | | | |арифм| |

    | | | |. | |

    | |Контрольная |Экспериментальная |

    |Высокий |- |- |

    |Средний |70% |60% |

    |Низкий |30% |40% |

    Диаграмма 1

    [pic]

    Кроме того, мы составили анкеты для родителей и воспитателей

    исследуемой группы (Приложение 2). Нас интересовало, используются ли малые

    формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и

    какие. Было опрошено двадцать родителей и два педагога. В результате

    выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего

    дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной

    колыбельной песни ("Раньше пели, а сейчас мы уже большие"), кроме "Баю –

    баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца. Это подчеркивается и в

    исследованиях О.И. Давыдовой [12, с.164]. В семьях все меньше и меньше

    знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят

    лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну "Сорока –

    белобока…".

    Что касается ответов педагогов, то они стараются использовать эти

    жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные

    считалки; на занятиях различного цикла – загадки с целью мотивации на

    предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей –

    пальчиковые игры, игры – забавы. Но также считают, что колыбельные песни,

    потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, а в

    работе со старшими это уже ни к чему. Говоря о значении малых форм

    фольклора для развития речи, называют только скороговорки.

    Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм

    фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и

    педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и

    для развития речи. Итак, мы еще раз убедились в том, что комплексная

    методика развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых

    форм фольклора просто необходима.

    Анализируя методические аспекты развития речи средствами малых форм

    фольклора, для формирующего эксперимента мы условно выделили два этапа

    работы:

    1. Подготовительный этап.

    2. Основной этап (непосредственно обучение):

    - на занятиях;

    - в повседневной жизни.

    На первом этапе мы рассматриваем методы и приемы Г. Клименко [28,

    с.35]. Она рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям

    выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой

    записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей,

    из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом –

    передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать

    к ней картинку (Приложение 3). В своей работе, следуя этой системе, в

    первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые

    формы фольклора, которые дети знали.

    Альбом – передвижку сделали по пословицам и поговоркам. Дети с

    удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они

    означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались

    данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и

    поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

    На втором этапе формирующего эксперимента, прежде всего, организовали

    работу на занятиях. Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и

    поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой,

    предлагая такие методы и приемы как:

    - разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных

    произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

    - правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети

    могут проявить при обсуждении его названия;

    - когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и

    поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию

    и идее определенной сказки [17, с.21].

    В своей экспериментальной работе мы следовали этим методам и приемам.

    Например, перед чтением сказки Х.К. Андерсена "Огниво" мы выясняли, как

    понимают дети выражение "настоящий друг". Затем предложили объяснить

    значение слов "черный день". Дети говорили, как они понимают пословицу

    "Плохи друзья, коли до черного дня". (Пословица о плохих друзьях, потому

    что они только до беды дружат, а потом бросают своего друга). После

    обобщения ответов, предложили внимательно прослушать сказку и решить, были

    ли настоящие друзья у солдата. В процессе обсуждения содержания сказки

    уточнили: "Как вы думаете, стали ли жители города настоящими друзьями

    солдата?". И подчеркнули: "Не даром в народе говорится: "Плохи друзья, коли

    до черного дня"". Затем придумали другое название к этой сказке –

    "Доверчивый солдат", "Плохие товарищи".

    После чтения нанайской сказки "Айога" обратились к детям: "Скажите

    коротко, о чем сказка? Вспомните пословицы, которые бы подошли к ней". Дети

    называли: "Как аукнется, так и откликнется", "Сам себя губит, кто других не

    любит", "Что посеешь, то и пожнешь".

    Кроме того, знакомили детей с рассказами Б.В. Шергина, в каждом из

    которых раскрывается смысл пословицы. "Пословицы в рассказах" – так

    определил их автор [49]. В доступной для детей форме он повествует о том,

    как старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, как они украшают

    нашу речь, в каких случаях их употребляют. Дети познакомились с новыми

    пословицами и поговорками и узнали каким образом можно по ним составлять

    рассказы. Это позволило перейти к работе на занятиях по развитию речи, где

    дети сами пытались составить определенные рассказы по пословице или после

    составления какого-либо рассказа вспомнить и подобрать ту пословицу,

    которая бы подошла к этой истории. Данные приемы предлагают Н. Гавриш, М.М.

    Алексеева, В.И. Яшина. Они способствуют более глубокому пониманию значения

    пословиц, и формирует у детей умение соотносить название текста с

    содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром и т.д.

    Н. Гавриш также предлагает на занятиях проиллюстрировать с детьми ту

    или иную пословицу (поговорку). Умение передать художественный образ в

    рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по

    пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.

    Кроме того, проводилась еще и работа по обогащению речи детей

    фразеологизмами, где в качестве средств выступали пословицы и поговорки. В

    своей работе вслед за Н. Гавриш, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Казюк,

    А.М. Бородич и др. старались помочь детям осознать переносное значение слов

    и словосочетаний. Ознакомление детей с элементами русской фразеологии

    относится к содержанию словарной работы. "Фразеологические обороты –

    устойчивые, неразложимые словосочетания, своеобразные выражения, не

    переводимые дословно на другой язык. Они служат средством создания

    эмоциональной, выразительной речи, средством оценки каких-то явлений или

    событий." [6, с.197]

    Детей дошкольного возраста, особенно старшего следует приучать

    воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и

    использовать, отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из

    народно – разговорной фразеологии (пословицы и поговорки). Детям трудно

    усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла

    слов, его составляющих ("на седьмом небе" и т.п.). Поэтому педагог должен

    включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при

    определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: "вот

    тебе и раз", "капля в море", "мастер на все руки", "водой не разольешь",

    "держать себя в руках" и т.п.

    В своей экспериментальной работе учили детей рассматривать прямой и

    переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из

    жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и

    переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу,

    выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняли детям,

    что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол,

    нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие

    слова в одном выражении ("Заруби на носу"), то они будут иметь совсем

    другой смысл. "Зарубить на носу" – значит запомнить. Или такое выражение –

    "Повесить голову". Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?

    Анализировали с детьми несколько выражений типа "Водить за нос",

    "Дать волю рукам", "Нос повесить". После делали обобщение: чтобы верно

    понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо

    подумать, о чем здесь идет речь. Есть такая пословица "Сказать – узлом

    завязать". Мы объясняем детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить,

    крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие

    люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память

    на платочке завязывали (демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не

    делают, а пословица осталась.

    Таким образом, у детей формируются лексические умения. Они учатся

    понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки

    близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети поняли, что

    фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица,

    которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами,

    то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

    Г. Клименко рекомендует один раз в неделю во второй части занятия по

    родному языку планировать работу с пословицами, при чем формы и методы

    работы должны быть самыми различными. Например, игры – соревнования по

    рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра "Продолжи пословицу":

    воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы

    произносит один ребенок, а другой ее заканчивает [21].

    Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а

    они называют подходящую пословицу (Приложение 4). Затем предложить детям

    подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т.д.

    Используя в своей работе данные методы и приемы, мы заметили, что

    постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в

    нужной ситуации.

    Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи А.С.

    Бухвостова, А.М. Бородич и другие методисты рекомендуют использовать

    специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Скороговорка – трудно

    произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми

    звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и

    увлекательна.

    В своей работе мы придерживались методики А.М. Бородич. Прежде всего

    подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их

    по трудности. Автор рекомендует заучивать одну – две скороговорки в месяц –

    это восемь – пятнадцать на учебный год [6, c.158].

    Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе,

    отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаем ее несколько раз,

    негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив

    перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как

    произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее

    очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее

    (если текст очень легкий, этот момент опускается).

    Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью

    и дикцией. Перед их ответом повторяется указание: говорить медленно, четко.

    Затем скороговорка произносится хором, всеми, а также по рядам или

    небольшими группами, вновь отдельными детьми, самим воспитателем. На

    повторных занятиях со скороговорками, если текст легкий и дети сразу им

    овладели, мы разнообразили задания: произнести заученную скороговорку

    громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми

    детьми менять и темп.

    Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Постепенно

    эти занятия разнообразились следующими приемами. Повторять скороговорки "по

    заявкам" детей, роль ведущего поручать разным детям. Повторять скороговорку

    частями по рядам: первый ряд: "Из-за леса, из-за гор…"; второй ряд: "Едет

    дедушка Егор!". Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно

    повторять по ролям – группами. Первая группа: "Расскажите про покупки".

    Вторая группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про

    покупки, про покупочки мои!" Все эти приемы активизируют детей, развивают

    их произвольное внимание.

    При повторении скороговорки детей периодически вызывали к столу,

    чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивая ответы, указывали

    на степень отчетливости произношения, иногда обращали внимание на качество

    движений губ ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей.

    С.С. Бухвостова предлагает использовать занимательные упражнения на

    изменения в тексте места логического ударения. Выполняя такие упражнения,

    дети начинают хорошо чувствовать динамику смыслового содержания одной и той

    же фразы в зависимости от изменения психического ударения [7, c.238].

    Используя в своей работе данный метод, мы увидели, что дети легко, свободно

    и с удовольствием выполняют такие задания. Вполне оправдывают себя и другие

    упражнения. Они имеют своеобразную форму диалога, построенного по типу

    "вопрос - ответ". Например. Вопрос: "Ткач ткет ткани на платок Тане?"

    Ответ: "Ткач ткет ткани на платок Тане."

    Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и

    первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка. Это

    упражнения по технике речи. Но по мере того как дети усваивают содержание

    самих текстов, овладевают умением произносить их четко, с изменением темпа

    и силы голоса, С.С. Бухвостова рекомендует предлагать им задание все более

    и более творческого характера. Передать, например, свое отношение к

    содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания или

    намерения. Например, перед ребенком поставлена задача выразить огорчение

    ("Проворонила ворона вороненка"), удивление ("На горе Арарат растет крупный

    виноград"), просьбу, нежность или ласку ("Наша Маша маленька, на ней шубка

    аленька").

    Мы в своей работе с этой целью использовали не только скороговорки,

    но и пословицы, потешки. Например, содержание такого текста, как

    "Дон – дон – дон – дон,

    Загорелся кошкин дом" –

    обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события.

    Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения С.С.

    Бухвостова также рекомендует использовать упражнения на звукоподражание.

    Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки,

    слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или

    выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям

    предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи,

    более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать

    какое-либо намерение. Например,

    "Наши уточки с утра:

    Кря – кря – кря!…"

    Педагогическая задача при воспроизведении данного текста – привлечь ребенка

    к звукоподражанию, имитировать голоса птиц. Мы обращали внимание детей на

    различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси

    тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и гуси, но не столь громко

    и т.д. Таким образом, мы в своей работе старались использовать все

    возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой

    культуры речи ребенка.

    Параллельно нами была организована работа по развитию у детей навыков

    речи – доказательства и речи – описания посредством загадки. Данную

    методику предлагает Ю.Г. Илларионова [19]. Приемами построения речи –

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.