МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема

    В положительной оценке – магическая сила, с ее помощью несложно

    обзаводиться друзьями. «Если вы хотите иметь друзей, - говорит Ларошфуко, -

    то пусть ваши друзья превосходят вас». Даже если у нужного вам человека нет

    особых достоинств, «делайте вид, что вы ниже вашего собеседника. Река ниже,

    но сильнее ручейков ее питающих». Согласно китайской пословицы, «кто мягко

    ступает – тот далеко пойдет».

    Положительной оценкой, впрочем, как и любой другой, необходимо учиться

    пользоваться смолоду. Это искусство требует терпения и времени. Такое

    искусство приравнивается к тонкому уму. Характеризуя одного из героев, Дж.

    Байрон говорит: «Он был умен, хотя еще не стар и понял, что на лесть все

    люди падки».

    А вот отрицательная оценка более доступна человеку. Именно потому, что

    она проще, примитивнее других оценок. Только что родившийся ребенок своим

    криком заявляет, что уже умеет пользоваться ею. Человечество склонно скорее

    к эмоционально-оценочным всплескам, чем к спокойному выражению убедительных

    и обоснованных оценок, отсюда берут начало нескончаемые выяснения отношений

    (даже между платонически любящими друг друга супругами), конфликты, раздоры

    и проч.

    Среди отрицательных оценок можно выделить агрессивно отрицательные,

    яростно отрицательные, отрицательные, умеренно отрицательные,

    демонстративное равнодушие. Средств для их выражения у человека достаточно:

    и суждением, и отдельным словом, и интонацией голоса, и лицом. И глазами, и

    жестом, и даже простым молчанием.

    Отрицательную оценку можно выразить также и бесцеремонностью в

    обращении с кем-то. Сравнивая отношение Чичикова к Коробочке с отношением к

    Манилову, Н.В. Гоголь замечает: «Читатель, я думаю, уже заметил, что

    Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большей свободой,

    нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». Бесцеремонность подчеркивает

    характер оценки к Коробочке.

    Н.В. Гоголя вообще восхищают оценочные оттенки в обращении русского

    человека со своими собратьями. «Надобно сказать, что у нас на Руси если и

    не угнались еще кое в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в

    умении обращаться. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его

    особенностей и различий».

    Агрессивно отрицательную оценку чаще всего можно наблюдать в

    отношениях между зависимыми друг от друга людьми, между вышестоящими и

    нижестоящими. Таких примеров можно привести десятки, сотни, если

    внимательно ознакомиться с произведениями русских классиков. А.П. Чехов

    называет таких «тяжелыми людьми» и посвящает им рассказ с таким же

    названием. Один из героев рассказа Ширяев Евграф Иванович в сложной

    ситуации так выражает внешне свою оценку: «Короткая упитанная шея Ширяева

    стала вдруг красной, как кумач. Краска медленно поползла к ушам, от ушей к

    вискам и мало-помалу залила все лицо. Он задвигался на стуле и расстегнул

    воротничок сорочки, чтобы не было душно».

    Оценочная ярость захватывает его все сильнее. Напряженное состояние

    его заметно уже в каждом из слов, которые он адресует близким: «-Берите

    все, - крикнул он не своим голосом. – Грабьте! Берите все! Душите!» Его

    состояние передается другим, в частности его сыну Петру, который тоже

    обладает тяжелой, неуправляемой оценкой. «Петром вдруг овладела

    непреодолимая злоба. Он был также вспыльчив и тяжел, как его отец и его дед

    протопоп, бивший прихожан палкой по голове». После этих слов и сцен всем

    было стыдно и больно. Мучились все, «а кто виноват, кто страдает более, кто

    менее, богу известно…», - заключает А.П. Чехов.

    Носители неумолимо отрицательных оценок отравляют жизнь и окружающим,

    и себе. У воспитанных людей такого быть не может потому, что они умеют

    побеждать в себе эту стихию. По свидетельству А.П. Чехова, он сам

    постепенно стал мягким и обходительным человеком благодаря неустанному

    самоконтролю. Между тем от природы он был, по его свидетельству,

    чрезвычайно вспыльчивым и неровным в своих оценках человеком.

    Самые простые «нет», «нельзя», «неверно», «неправильно» и проч.

    Используются воспитанным человеком осторожно, ибо он знает, что

    отрицательная оценка всегда рождает у тех, кому адресуется, ответные

    оценочные реакции адекватного типа.

    Нейтральные оценки человека связаны обычно с молчаливым отношением его

    к предмету разговора и никак не подчеркиваются внешними выразительными

    средствами. Если кто-то все-таки настаивает, чтобы собеседник выразил свое

    оценочное отношение к предмету разговора, последний говорит либо «не знаю»,

    либо, не желая обидеть собеседника, уклоняется от разговора на эту тему.

    Впрочем, если человек резко уклоняется от разговора или упрямо молчит, то

    здесь совершенно очевидно его отрицательное отношение к предмету разговора.

    Люди, владеющие искусством лицедейской оценки, обычно затевают очень

    сложную игру с собеседниками или зрителями, что помогает им владеть

    ситуацией и настроениями людей. Когда человек говорит женщине, что она

    похожа на цветок, а про себя думает: «Отцвели уж давно хризантемы в саду»,

    то ясно, что он лицедействует. С какой целью – это ясно пока только ему, но

    для наблюдательного человека это может проясниться очень скоро. Впрочем,

    женщина, успокоенная желаемой для себя оценкой, может так и остаться в

    неведении относительно истинной оценки и намерений этого человека.

    Лицедей подыгрывает оценкой; он использует потребность людей в нужных

    оценках и легко входит в доверие к ним. Это могут быть и положительные и

    отрицательные оценки, но чаще всего льстивые оценки. Сама по себе лесть

    основывается на оценочной зависимости – слабости одних и хитрости,

    бесцеремонности, а иногда и наглости других. Заинтересованная сторона,

    которая тонко понимает психологию людей, и которой ни гроша не стоят любые

    оценки, рассыпает их направо и налево, обеспечивая себе дорогу к цели.

    Непревзойденным мастером такой оценки был молодой Евгений Онегин:

    Как рано мог он лицемерить,

    Таить надежду, ревновать,

    Разуверять, заставить, верить,

    Казаться мрачным, изнывать,

    Являться гордым и послушным…

    Как он умел казаться новым,

    Шутя невинность изумлять,

    Пугать отчаяньем готовым,

    Приятной лестью забавлять…

    И после ей наедине

    Давать уроки в тишине!

    Оценочную игру сам Онегин называет «низким коварством», но не в силах

    отказаться от нее, поскольку она дает ему выгоду. Искусство лести – это

    искусство оценочных перевертышей, которые в любую минуту, в любой ситуации

    могут проиграть или представить вам какие угодно оценки, исходя из заранее

    поставленной цели.

    Игровыми оценками практически пользуется каждый человек с самого

    нежного возраста. Отсюда – «врунишки», «лгунишки», которые в дальнейшем

    могут стать полноценными мастерами этого дела. Все это хорошо отражено в

    фольклоре, житейских побасенках, анекдотах, прибаутках и т.п.

    Воспитываясь, человек в определенной мере отказывается от оценочной

    игры, однако на фоне существующего в обществе всеобщего лицедейства,

    отказаться от этого полностью вряд ли кому дано.

    В теперешних условиях человек без оценочного лукавства может оказаться

    таким же наивным, как князь Мышкин в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

    Человек порой не осознает, что пользуется ложными оценками и лишь

    наедине, анализируя свое поведение, начинает вполне понимать это. Читая

    дневники Л.Н. Толстого, видим, как беспощадно вытравливал он из себя

    оценочное лукавство. Например: «1851. 24 марта. Приехал Пуаре, стал

    фехтовать, его не отправил (лень и трусость).

    Пришел Иванов, с ним слишком долго разговаривал (трусость).

    Колошин Сергей пришел пить водку, его не спровадил (трусость)

    У Озерова спорил о глупости и не говорил о том, что нужно (трусость)…»

    Слабому человеку дано играть несвойственные ему оценочные роли. Одни

    осознают это, стараются избавиться от таких ролей, другие плывут по

    течению. Оценка становится жестоким испытанием для человека. Она рисует его

    портрет и в экстремальных, и в обычных житейских ситуациях, подчеркивает

    уровень его воспитанности или невоспитанности. Это касается и

    положительной, и отрицательной, и игровой оценок.

    К сожалению, до сих пор не существует полной науки об оценке, нет и

    рекомендаций по искусству оценочного самовыражения. Есть лишь предпосылки

    для их разработки, они заключены в ораторском и театральном искусстве,

    дипломатии, искусстве общения. Есть и замечательные труды, в которых

    исследуются отдельные стороны этой проблемы: М. Монтень «Опыты», Ф.

    Ларошфуко «Максимы», Я.А. Коменский «Лабиринт света и рай сердца», Ф. Рабле

    «Гаргантюа и Пантагрюэль». Сюда же можно отнести фольклор, народную

    мудрость, выдающиеся произведения всех народов, времен и эпох.

    Путь к истинной оценке и единению людских оценок, по мнению Периандра

    из Коринфа, существует. Высшая оценочная мудрость все-таки есть и именно к

    ней, по мнению Я.А. Коменского, надо стремиться каждому уже с детства.

    «Пусть приучается каждый уже с детства иметь о вещах истинное мнение,

    которое с возрастом должно укрепляться, и пусть каждый устремляется к тому,

    что правильно и избегает того, что неправильно, чтобы эта привычка

    действовать правильно обратилась у него во вторую природу…»

    Вывод. Существуют различные виды оценок. Характер оценочной

    деятельности определяется тем, к каким именно оценкам испытывает человек

    пристрастие. Это пристрастие или сочетание оценок создает совершенно

    своеобразный облик каждому человеку, придает ему черты индивидуальности и

    неповторимости.

    ОЦЕНКА – БЛАГО ИЛИ ПРОКЛЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА?

    До тех пор, пока окружающий мир враждебен человеку, последний всегда

    будет вынужденно прибегать к оценке. И хотя оценка тоже приносит с собой

    множество неудобств, иногда несчастий, в конечном счете, именно она

    помогает разобраться в окружающем мире, оберегает от множества грозящих ему

    опасностей. По словам Ф. Ницше, «ни один народ не мог бы выжить, не сделав

    сперва оценки».

    Опора на оценку превращается в повседневный тяжкий труд, связанный с

    анализом, всевозможными замерами, сопоставлениями, поиском, сомнениями,

    удачами и неудачами. Все это нелегкий путь к тому, чтобы уяснить себе, что

    хорошо, что добро и что зло. «Оценка – это драгоценность и жемчужина всех

    оцененных вещей», - образно говорит Ф. Ницше.

    Оценка накрепко связана с обобщенным понятием «ценность», единым с

    ней в этимологическом и семантическом отношениях. Оценивание – процесс,

    ценность и не ценность – результат этого процесса. Оценка ведет к этому

    результату, ищет особенности предметов, явлений, выражая их в каких-то

    ценностных показателях.

    Оценка придает слову «деятельность» необходимую смысловую окраску. С

    ее помощью идет поиск того, что имеет для человека значимость, то есть

    представляет для него ценность.

    Поиск ценностей происходит в любом случае, независимо от того. Что

    человек оценивает в данный момент: среду или самого себя.

    И в том и в другом случае он познает значимость того, что находится

    сейчас в его поле зрения. Стремление к ценностной определенности помогает

    человеку самоутвердить себя.

    Сама жизнь требует от человека оценочной интенсивности, точности,

    целенаправленности. Это и помогает ему во всех случаях сделать правильный

    выбор. «Жизнь является полем выбора ценностей», - не без основания говорит

    Лео Ворд. В словаре С.И. Ожегова зависимость между словами «оценка» и

    «ценность» подчеркнута очень ярко. Оценка, говорится там это «мнение о

    ценности», «оценить, значит высказать мнение, суждение о ценности или

    значении кого-чего-нибудь».

    Выбор ценностей на основе правильной оценки важен для каждого

    человека, и растущий человек 0 не исключение. Не учитывать этого в процессе

    воспитания детей нельзя. «Как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем

    воспитание», - утверждает все тот же Лео Ворд.

    Демонстрируя личный пример, учитель обязан систематически выражать

    себя правильным оценочным образом. Сама педагогическая деятельность – это,

    прежде всего оценочная деятельность, поэтому стихийность в этом процессе

    просто неуместна. Здесь нужен высокий профессионализм, совершенство и

    точность.

    Именно в силу точности взгляда на окружающее учитель становится для

    школьников незаменимым «пробным камнем» качественной стороны окружающего.

    Оценочный взгляд ученика при этом формируется в благоприятных условиях, без

    затраты лишних сил и времени.

    Мы имеем право сказать, что оценка для человека, скорее благо, чем

    проклятие. Она превращается для него в оперативное средство связи с

    окружающим миром. Оценка честно служит человеку, если он разумно пользуется

    ею. Постоянно она открывает ему глаза и на мир, и на себя. И в том и в

    другом случае она придает всему оцениваемому смысл, значит, по праву

    становится «драгоценностью» и «жемчужиной» всех оцененных вещей, фактов,

    явлений.

    По словам философа В.П. Тугаринова, «ценностный подход к явлениям

    природы и общества, то есть отбор того, что нам нужно, что мы ценим, есть

    элементарнейший акт, без которого невозможна ни деятельность, ни сама жизнь

    человека».

    Оценивать каждому человеку приходится постоянно, и надо оценивать и

    хорошо, и безошибочно. Уже смолоду необходимо стремиться к оценочному

    совершенству, а не полагаться на авось или случайную оценку. Это и должно

    стать закономерностью современного воспитательного процесса.

    Вывод. Без умения самостоятельно занять определенную оценочную

    позицию нет личности. «Человек в максимальной мере личность, когда в нем

    минимум нейтральности, безразличия, равнодушия», - подчеркивает С.Л.

    Рубинштейн.

    Необходимо настойчиво, шаг за шагом становиться мудрой « мерой всех

    вещей» (Протагор). Учиться преодолевать стихию случайностей, непродуманной

    оценки, как бы не складывались вокруг человека обстоятельства. В каких бы

    ситуациях он ни оказался, высший оценочный разум будет и украшать, и

    возвышать его.

    Суммируя выводы, подчеркнем следующие из них:

    1. Оценка всегда с человеком, но одни люди умеют ею пользоваться, другие же

    не задумываются над этим.

    2. Беда не в том, что человек видит вещь по своему, беда в том, что он не

    может совмещать свои оценки с не сходными оценками других людей, не может

    молчать, когда его оценка никому из них не нужна.

    3. Если оценка неверная и к тому же упрямая, человеку приходится тратить на

    ее защиту много сил; теряются покой и здоровье, разрушаются добрые

    отношения с окружающими. Оценка такого человека превращает его жизнь в

    сплошные сумерки.

    4. Среди людей есть немало не только с настойчивой, но и с агрессивной

    оценкой фактов, явлений, вещей и, в особенности, других людей. Таких

    нельзя избежать, к встрече с ними надо готовиться заранее: либо умело

    уходить от их оценочной ярости, либо учиться побеждать быстро решительно,

    не менее настойчиво.

    5. Характер оценочной деятельности человека определяется тем, какими

    оценками он пользуется более всего: положительными, отрицательными,

    игровыми или нейтральными. Их сочетание дает его личности определенную

    направленность, создает совершенно своеобразный облик оценщика.

    6. О чем бы ты ни говорил, всегда прислушивайся к оценкам собеседника, и ты

    хорошо узнаешь его самого. Задавай ему вопросы о нем самом, об

    интересующих его вещах и ты поймешь, кто перед тобой.

    7. Оценочный язык человека достаточно богат и выразителен. Чтобы понимать

    все его оттенки, детали, мелочи, необходимо быть наблюдательным,

    приобретать навыки систематического анализа не только его слов, суждений,

    но и языка «тела».

    8. Каждый взрослый обязан быть мудрым в оценке, воспитанного человека

    невозможно представить себе без исключительного умения все правильно и

    объективно оценивать.

    9. Человек в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности,

    безразличия, равнодушия. Без умения занять определенную позицию, нет

    личности.

    10. Человек очень сложная многообразная система; эта система нуждается в

    постоянном контроле и совершенствовании.

    О г л а в л е н и е

    Белый или черный? ………………………………………… 1

    Твоя мудрость – в твоих оценках ………………………… 4

    В твоих оценках – твой портрет ………………………….. 7

    Оценочный эгоизм человека ……………………………… 12

    Оценочные средства человека ……………………………. 16

    Язык оценки ………………………………………………... 18

    Разновидности оценок …………………………………….. 21

    Оценочная деятельность – благо или проклятье? ……….. 26

    Выводы ……………………………………………………... 28

    Заказ №21 Усл. Печ. Л. 2,5

    Тираж 150

    Участок оперативной полиграфии Приднестровского

    Государственного университета

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.