Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им
к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые
скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или
опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать
сам автор Аникин В.П. [6,c.26].
По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации
Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:
1) песни диалогические;
2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
2) песни с припевом;
4) песни-перегудки.
Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы
О.И., Науменко Г. [62,c.58].
Все образцы были разделены на III раздела.
I – Календарный фольклор
II – Потешный фольклор
III – Игровой фольклор
I. Календарный фольклор
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с
природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.
Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки,
веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор
– заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К
последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят
собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той
или иной степени связаны только с природой.
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических
страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию
окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского
труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения
за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь
порой до высот истинной поэзии.
Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него
по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен
магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и
обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего
игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство
календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду,
одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.
В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета,
таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные
образцы, сходные с детскими дразнилками.
В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как,
например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но
есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно –
егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.
Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и
праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких
обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни
про березку поют, не связывая их с праздником.
К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского
календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям
природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки
далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит
обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и
обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как
к живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки,
представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым,
растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к
улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб
новым и крепким.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен,
естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют
быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими
детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать
говорком [62,c.63].
II. Потешный фольклор
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие
самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить,
потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое
событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных
связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь
по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным
миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные
взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в
небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные
эмоции.
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них
точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В
каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего
рода ритмизованные сказочки.
Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к
рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы,
дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым
словообразованиям.
Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и
увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются
созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются
звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету
птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом)
[62,c.68].
III. Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно
представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным
кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра,
не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего
естественного и социального окружения” [62,c.72].
Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы:
драматические, спортивные, хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в
драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и
движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического
действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель –
победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков.
В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.
По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и
шествия.
Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”,
имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный
фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка
дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями
отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями
[84,c.25].
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе
воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в
воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского
возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.
Фольклор является действенным средством воспитания национального характера
мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне
возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения
остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения,
призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью
должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького
ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные
песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это
своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев
слова и поэтические образы.
«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов,
весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия
передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели
содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской
эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].
Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную
воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки,
прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа,
его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-
психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы,
игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы
просто сеяли»).
Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую
школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того,
считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие
смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [67,c.39].
В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный
характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся
детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые
песни.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по
тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру
исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет.
Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов),
которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло,
хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в
хороводе, в сопровождении народных инструментов
[67,c.47].
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их
исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы
делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста,
начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют
комплексный подход к процессу обучения.
Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе
синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии,
народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Особое многообразие красок произведений народной художественной
культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в
характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание
предположить целесообразность использования фольклорного материала в
процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего
школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких
оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху —
превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического
развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных
изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование
этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.
Приведем характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:«... Это
не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие
В сказке идет речь о «темной ночи», о «белом свете», о «красном солнышке»,
о «синем море», о «белых лебедях», о «черном вороне», о «зеленых лугах».
Таков и весь фольклор» (32,c.357(.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в
эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в
песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни
дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они —
участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических
композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе
школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные
образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем
развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и
увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс
назидательности [44,c.13].
Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную
нагрузку:
— познавательную;
— физического развития личности;
— импровизационно-творческую;
— организационно-деятельную.
Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и
умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка
физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают
пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра —
в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок
перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя,
воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках
изобразительного искусства он воссоздает своих героев; занимается лепкой,
рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. Игра
превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В
качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни
различных жанров — плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки
[44,c.14].
Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные,
коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным
педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно
создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли»
или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам
способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.
Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам
возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы,
способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по
игре.
Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его,
вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается
воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца –
в едином синтезе.
Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления
и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего,
эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических
чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к
сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и
младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.
В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно
ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для
всестороннего развития личности: нравственного, эстетического,
интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности
индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в
каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания,
овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения
одновременно.
Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к
сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди
постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились
вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое
нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего
детства.
Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и
комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в
групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим.
Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе
отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и
коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления
традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется
традицией [44,c.15].
Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения
воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа,
путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий.
Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном
слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое
различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».
В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|