МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

    рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им

    к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые

    скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или

    опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать

    сам автор Аникин В.П. [6,c.26].

    По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации

    Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:

    1) песни диалогические;

    2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);

    2) песни с припевом;

    4) песни-перегудки.

    Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы

    О.И., Науменко Г. [62,c.58].

    Все образцы были разделены на III раздела.

    I – Календарный фольклор

    II – Потешный фольклор

    III – Игровой фольклор

    I. Календарный фольклор

    В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с

    природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.

    Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки,

    веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор

    – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К

    последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят

    собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той

    или иной степени связаны только с природой.

    Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических

    страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию

    окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского

    труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения

    за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь

    порой до высот истинной поэзии.

    Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него

    по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен

    магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и

    обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего

    игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство

    календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду,

    одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.

    В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета,

    таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

    В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные

    образцы, сходные с детскими дразнилками.

    В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как,

    например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но

    есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно –

    егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

    Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и

    праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких

    обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни

    про березку поют, не связывая их с праздником.

    К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского

    календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям

    природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки

    далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит

    обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и

    обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как

    к живым существам является отголоском древней традиции.

    Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки,

    представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым,

    растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к

    улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб

    новым и крепким.

    Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен,

    естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют

    быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими

    детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать

    говорком [62,c.63].

    II. Потешный фольклор

    Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие

    самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить,

    потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое

    событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

    Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных

    связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь

    по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным

    миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные

    взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в

    небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные

    эмоции.

    Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них

    точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В

    каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

    Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего

    рода ритмизованные сказочки.

    Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к

    рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы,

    дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым

    словообразованиям.

    Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и

    увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются

    созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются

    звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету

    птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом)

    [62,c.68].

    III. Игровой фольклор

    Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно

    представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным

    кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра,

    не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего

    естественного и социального окружения” [62,c.72].

    Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы:

    драматические, спортивные, хороводные.

    Основой драматических игр является воплощение художественного образа в

    драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и

    движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического

    действа.

    Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель –

    победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков.

    В них нередко исполняются игровые припевы.

    В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.

    По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и

    шествия.

    Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”,

    имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный

    фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка

    дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями

    отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями

    [84,c.25].

    1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

    Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе

    воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в

    воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского

    возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.

    Фольклор является действенным средством воспитания национального характера

    мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне

    возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения

    остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения,

    призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью

    должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку.

    Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького

    ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные

    песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это

    своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев

    слова и поэтические образы.

    «Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов,

    весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия

    передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели

    содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской

    эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].

    Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную

    воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки,

    прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа,

    его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-

    психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы,

    игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы

    просто сеяли»).

    Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую

    школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того,

    считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие

    смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [67,c.39].

    В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный

    характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся

    детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые

    песни.

    Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по

    тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру

    исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет.

    Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов),

    которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло,

    хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в

    хороводе, в сопровождении народных инструментов

    [67,c.47].

    Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их

    исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы

    делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста,

    начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют

    комплексный подход к процессу обучения.

    Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе

    синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии,

    народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

    Особое многообразие красок произведений народной художественной

    культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в

    характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание

    предположить целесообразность использования фольклорного материала в

    процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего

    школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких

    оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху —

    превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического

    развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных

    изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование

    этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

    Приведем характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:«... Это

    не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие

    В сказке идет речь о «темной ночи», о «белом свете», о «красном солнышке»,

    о «синем море», о «белых лебедях», о «черном вороне», о «зеленых лугах».

    Таков и весь фольклор» (32,c.357(.

    Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в

    эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в

    песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни

    дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они —

    участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических

    композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе

    школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные

    образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем

    развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и

    увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс

    назидательности [44,c.13].

    Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную

    нагрузку:

    — познавательную;

    — физического развития личности;

    — импровизационно-творческую;

    — организационно-деятельную.

    Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и

    умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка

    физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают

    пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра —

    в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок

    перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя,

    воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках

    изобразительного искусства он воссоздает своих героев; занимается лепкой,

    рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. Игра

    превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В

    качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни

    различных жанров — плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки

    [44,c.14].

    Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные,

    коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным

    педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно

    создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли»

    или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам

    способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

    Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам

    возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы,

    способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по

    игре.

    Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его,

    вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается

    воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца –

    в едином синтезе.

    Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления

    и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего,

    эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических

    чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к

    сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и

    младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

    В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно

    ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для

    всестороннего развития личности: нравственного, эстетического,

    интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности

    индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в

    каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания,

    овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения

    одновременно.

    Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к

    сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди

    постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились

    вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое

    нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего

    детства.

    Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и

    комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в

    групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим.

    Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе

    отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и

    коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления

    традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется

    традицией [44,c.15].

    Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения

    воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа,

    путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий.

    Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном

    слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое

    различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».

    В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.