МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

    Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

    КАКАНОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

    Научный руководитель:

    канд.пед.наук Казаева Е.А.

    Шадринск 2002 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

    СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

    1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей

    дошкольного возраста

    2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального

    Фольклора

    1 Классификация и терминология детского музыкального

    Фольклора

    1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

    ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ

    СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

    МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

    2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего

    дошкольного возраста

    2. Организация и руководство процесса развития музыкальных

    способностей старших дошкольников

    3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего

    дошкольного возраста

    Заключение

    Библиография

    Приложение

    Введение.

    Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания

    подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые

    связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней,

    отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности,

    отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному

    фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности

    педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и

    воспитания.

    На современном этапе главная задача музыкального воспитания

    дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к

    народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются

    основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются

    способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в

    своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный

    фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы

    народной мудрости, народной педагогики. Это и послужило выбору темы нашего

    исследования: "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами

    музыкального фольклора".

    Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания

    дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

    1. потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных

    способностей и невозможностью их реализации на практике;

    2. большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным

    его использованием в практике работы с детьми.

    Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования:

    поиск психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников

    через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального

    фольклора.

    Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать

    технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами

    музыкального фольклора.

    Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей

    старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у

    детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей у детей

    старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

    1. выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;

    2. определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных

    способностей старших дошкольников;

    3. разработана технология развития музыкальных способностей детей

    старшего дошкольного возраста.

    Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи

    исследования:

    1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме

    исследования и выделить рабочее определение понятия "музыкальные

    способности;

    2) выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных

    способностей;

    3) разработать технологию развития музыкальных способностей;

    4) на основе разработанной технологии составить программу развития

    музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Научная новизна исследования состоит в разработке технологии развития

    музыкальных способностей старших дошкольников посредством заданий,

    основанных на музыкальном фольклоре.

    Методологической и теоретической основой исследования являются

    подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и

    отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В.,

    Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория

    деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория

    музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К.,

    Картавцева М.Т.)

    Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации

    понятия «музыкальные способности дошкольников»; выявлении компонентов,

    критериев, показателей, уровней.

    Опытно – экспериментальная работа проводилась с октября по март 2001

    – 2002 г.г. в три этапа:

    I Констатирующий эксперимент.

    II Формирующий эксперимент.

    III Контрольный эксперимент.

    В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:

    анализ психолого-педагогической литературы, индивидуальная беседа с детьми,

    наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, подбор диагностических

    заданий.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ

    МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

    1.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей

    дошкольного возраста

    Проблема природы человеческих способностей, их структуры и механизма

    развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия,

    волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия

    развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях

    начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида,

    Эмпедокла, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии

    взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что

    мы теперь называем "индивидуальными различиями" и "способностями", еще не

    знали таких понятий [78,C.54].

    Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон.

    Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником

    творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие,

    божественное наитие. Творить творец может тогда, когда сделается

    вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он

    не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в

    одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества

    содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма.

    Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое

    воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться

    во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию,

    но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим в

    глубь души видом искусства Платон считал "мистическое искусство" (звучание

    песен), где ритм и гармония несут благообразие. Ученый выделил две стороны

    творчества: творец, интуитивно создающий произведение искусства, и зрители,

    воспринимающие и определяющие ценность данного произведения с эстетической

    и реалистической точек зрения.

    Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался

    Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения

    искусства. С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-

    интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на

    порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого

    творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека

    [7,C.105]. Несмотря на некоторые отличия, большинство философов выделяют

    три основные составляющие творчества: опыт человека, "божественное наитие"

    (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства.

    Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание

    и творчество не сопоставимы, противоположны.

    Попытки философского осмысления человеческих способностей мы находим в

    трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн

    Сина, Аквинского Ф. Заложенное Платоном и Аристотелем учение о способностях

    как свойствах психики развивалось Ибн Аль-Хайсамом. Эти попытки древних

    ученых - понять способности человека - и сегодня представляют собой одну из

    основополагающих тем философских изысканий. Творческие же способности как

    психические свойства человека не были в поле зрения философов древности

    [7,C.245].

    Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские

    философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих

    теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам.

    Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал

    теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных

    предпосылок, считающими способности лишь средой и воспитанием.

    Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является

    проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство,

    качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы.

    Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе

    обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных

    программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И

    это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные.

    Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются

    его способности, именно способности определяют становление личности и

    обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

    Способности - это внутренние условия развития человека, которые

    формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

    «Человеческие способности, отличающие человека от других живых

    существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт

    истории, - писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется

    в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности

    человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как,

    изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п.

    формировались вместе с развитием различных видов искусства» [71,c.248].

    Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности.

    Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу

    развития способностей.

    Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов

    чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от

    рождения.

    Не следует думать, что каждой способности соответствует особый

    задаток. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах

    способностей, на их основе могут выработаться разные способности в

    зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к

    чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени

    обусловить своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или

    другой деятельности.

    Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной

    деятельности.

    Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в

    этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому

    своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в

    движении, только в развитии.

    По мнению С.Л. Рубинштейна развитие способностей совершается по

    спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного

    уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития

    способностей более высокого уровня [71,c251].

    Прихожан А.М. выделяет два уровня развития способностей:

    репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития

    способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением,

    усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по

    предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором

    уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное [71,c252].

    Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих

    областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-

    то одной области.

    Специальные способности - это способности к определенной

    деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких

    результатов.

    Специальные способности сложились в ходе развития человеческого

    общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным

    процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое

    время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств,

    и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие

    музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в

    это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

    Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт,

    обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года,

    Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Несколько позже

    проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у

    Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет [71,c257].

    Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш

    отечественный ученый Теплов Б.М. Он предложил третье из перечисленных

    определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его,

    пользуясь ссылками на работы Теплова Б.М. В понятии «способности», по его

    мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются

    индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от

    другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще

    индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к

    успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-

    третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или

    умениям, которые уже выработаны у данного человека» [63,c.375].

    Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в

    постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой

    на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только

    благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями

    такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и

    художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя

    и развиваем дальше соответствующие способности [63, c.375].

    Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно

    начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит

    творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и

    сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство

    проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет

    положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство

    удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность

    находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей

    ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что

    Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не

    находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой

    развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь

    реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то

    становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию

    новых умений и навыков[63,c.389].

    Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию

    означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную

    потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального

    научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и

    закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без

    соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие

    способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем

    быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального

    настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.