МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте

    психические и физические состояния, свои действия и поступки, их мотивы и

    цели, обобщать данные этого анализа и делать из них необходимые выводы.

    Роль такого взрослого взяла на себя я и решила провести исследования

    детей 10-11 лет, так как именно в этот период у подростка начинает более

    активно проявляться интерес к себе, к особенностям своего характера.

    Исследования проводились на дому посредством групповой работы с

    элементами тренинга. В занятиях участвовало 4 человек (две девочки и два

    мальчика). Было проведено 8 занятий по 90 минут.

    Были поставлены следующие задачи:

    - создать атмосферу и условия для самораскрытия личности каждого

    ребенка;

    - обеспечить школьников средствами самопознания;

    - повысить представления школьника о собственной значимости;

    - преодоление отрицательных эмоций по отношению друг к другу.

    Чтобы процесс самораскрытия развивался постепенно и естественно, без

    давления, курс занятий был разделен на три этапа:

    1. Налаживание контакта с детьми.

    2. Сплочение плюс первые элементы самораскрытия.

    3. Более глубокое самораскрытие и самопознание личности каждого ребенка.

    Примерная структура каждого занятия была такой:

    1. Разогревающие игры, упражнения, направленные на налаживание контактов

    друг с другом, на создание положительной эмоциональной атмосферы;

    2. Беседа в кругу о предыдущем занятии, обсуждение результатов

    письменных тестов, заданий каждого ребенка, сделанных на прошлом занятии,

    мое объективное мнение о характере каждого ребенка, советы над чем надо

    работать.

    3. Двигательные игры, упражнения на сплочение.

    4. Психодиагностика (рисуночные тесты, опросники, методики, сочинения),

    выполнение устных заданий, направленных на самораскрытие личности.

    5. Обратная связь.

    Продолжительность каждого занятия - 90 минут.

    3. 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

    Одной из наблюдающихся в психологии тенденций является комплексное

    применение ряда методических приемов в рамках одного исследования. В ходе

    работы использовались сочинения, различные методики, опросники, рисуночные

    тесты, наблюдение, беседа, упражнения.

    Основными методами в моем исследовании были:

    - наблюдение

    - психодиагостика

    - доверительная беседа

    - обратная связь

    Такие методы, как двигательные упражнения, упражнения на сплочение

    использовались как вспомогательные, в совокупности с другими методами, хотя

    применялись на всех этапах и на всем протяжении исследования.

    - Наблюдение.

    Этот метод является одним из основных методов психологического

    исследования на этапе получения эмперических данных. Невмешательство

    психолога в ситуацию выступает важной характеристикой метода и очень важно,

    чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в

    противном случае может исчезнуть естественность их поведения.

    3. 2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики.

    3. 2. 1. Социометрический срез, анкета и опросник “Мой класс”.

    Социометрический срез, анкета и опросник были использованы в начале

    занятий для сбора первичных данных. Метод социометрического среза помог в

    изучении структуры личных отношений в группе учащихся, в определении

    социального статуса каждого ученика. Социометрический срез позволяет

    определить популярность одних учащихся и непопулярность других, выявить

    наличие малых групп и характер внутрегрупповых и межгрупповых отношений.

    Выяснилось, что класс разделен на две группы по половому признаку:

    группа мальчиков и группа девочек. И в группе мальчиков, и в группе девочек

    есть три человека вокруг которых и строятся отношения в классе.

    Взаимоотношения между полами напряженные и конфликтные. Мальчики избегают

    девочек, а девочки мальчиков.

    Результаты этого исследования конечно будут учитываться в дальнейшей

    работе, однако этот метод дает лишь общее представление о структуре

    отношений в классе, способствует первоначальной ориентировке исследователя.

    Социометрический статус школьника не может полностью отразить его

    социальный статус. В определении социометрического статуса возможен

    субъективизм или поверхностная оценка личности сверстника, что как раз

    характерно в младшем подростковом возрасте.

    Опросник “Мой класс” использовался для выявления уровня сплоченности,

    конфликтности и удовлетворенности детей своим классом. При анализе данных

    был сделан вывод, что большинство учащихся довольны своим классом, но

    считают его достаточно конфликтным и не очень сплоченным. Можно

    предположить, что это происходит оттого, что им не с чем сравнивать свой

    класс. Они там учаться с первого класса, уже приспособились друг к другу и

    не представляют себя в какой-либо другой группе сверстников.

    3. 2. 2. Рисуночные тесты.

    В своей работе для изучения личности пятиклассника использовалось 3

    рисуночных теста: автопортрет, несуществующее животное, семья. Эти тесты

    выявляют яркие индивидуальные отличия детей и позволяют наиболее глубоко

    понять душевное состояние человека, его видение мира, социальную

    ориентацию. Я использовала эти методики не только для того, чтобы изучить

    личностные особенности и отклонения детей, но и для того чтобы рассказать

    им какие у них проблемы, над чем им надо работать в дальнейшем. То есть

    после интерпретации с ними проводилась беседа и ознакомление их с

    анализом их рисунков, что дает стимул к дальнейшему их самовоспитанию.

    Рисуночный тест “Несуществующее животное” помогает в основном в

    выявлении степени тревожности, агрессивности, демонстративности.

    Большинство рисунков действительно отразили эти показатели. Так как у

    животных были и клыки и шипы и острые когти. Очень часто встречалась

    неровность линий, как будто они проводились дрожащей рукой. Это говорит

    уже об органических отклонений в психике. Были и животные, уподобленные

    человеку. Это свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости.

    Большинство демонстративных рисунков встречалось у девочек. Длинные ресницы

    говорят о заинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и

    манерой одеваться, придание этому большое значение. Многие рисунки были

    выполнены на весь лист. Поэтому было сложно определить уровень самооценки.

    Рисуночный тест “Семья” выявляет внутрисемейные отношения. Позволяет

    определить как ребенок субъективно оценивает свою семью, какое место в ней

    занимает, какие отношения у него с другими членами. После интерпретации

    выяснилось, что очень мало рисунков с благополучными семьями. Очень часто

    испытуемый отделяет себя от семьи, то есть рисует себя дальше от остальных

    членов семьи. Один мальчик нарисовал себя и маму без глаз. Причем у мамы

    достаточно грозный вид: широкие плечи и кулак. Себя он нарисовал одного

    роста с мамой и тоже с широкими плечами. Из этого можно сделать вывод, что

    этот мальчик пытается “быть ее мужем”, он не дает вести ей личную жизнь. А

    мама против этого и поэтому атмосфера в семье очень напряженная. Другой

    мальчик всех своих родственников нарисовал очень маленькими, без туловища и

    без носа. Это говорит об агрессивном настрое этого ребенка. Одна девочка

    нарисовала не своих родителей и отказалась объяснить почему. А другая

    вообще отказалась рисовать свою семью.

    Рисуночный тест “Автопортрет” очень полезен для практического изучения

    особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности.

    С первого взгляда на рисунках было заметно, что дети рисуют очень

    большую голову или вообще одну голову без туловища. Это свидетельствует о

    больших интеллектуальных претензиях, или о недовольстве своим интеллектом.

    Девочки нарисовали очень большие глаза, что говорит о подозрительности и о

    чувствительности к общественному мнению. Один мальчик нарисовал очень

    большую голову, одно большое ухо и маленькое туловище. Это свидетельствует

    об очень низкой самооценки, о чувствительности к критике.

    Рисуночные тесты дали мне очень много информации о личности ребенка, о

    его отношениях с другими людьми.

    3. 2. 3. Тесты на самооценку, самоотношение.

    Для выявления самооценки и самоотношения использовались разные методики:

    методика “Кто я?”, сочинение о себе.

    “Кто я?” Цель этой методики состоит в выявлении социальной роли

    ребенка, особенностей его характера, жизненных перспектив. Я проводила эту

    методику, что бы понять, кем они себя считают, какие суждения ставят на

    первое место, какие на последнее.

    После анализа данных я сгруппировала определения по следующим признакам:

    1. Социальная позиция в обществе, то есть в основном первые определения

    были такого содержания: человек, мальчик (девочка), школьница, ребенок,

    имя.

    2. Положение и отношения в семье: дочка (сын), сестра (брат),

    племянник, внук.

    3. Личностные качества: веселая, умная, помощница, нормальная,

    счастливая, самая лучшая, добрая.

    4. Увлечения: баскетболист, хористка, танцовщица, спортсмен, футболист,

    металлист, хоккеист, музыкант, скрипачка, гитаристка, пианистка и т.д.

    5. Внешние данные: молодая, красивая, у меня светлые волосы, голубые

    глаза, я блондин и т.д.

    Дети начинали определения с местоимения Я. И все отвечали не на вопрос

    “Кто я?”, а на вопрос “Какой я?”. Это происходило потому, что им было очень

    трудно отвечать на поставленный вопрос 20 раз, и они решили таким образом

    выйти из трудного положения.

    Сочинение о себе. Перед сочинением я дала такое задание: “напишите

    несколько слов о себе, о своем характере”. Цель этого задания - выяснить

    как оценивают себя школьники, о каких сторонах характера больше упоминают,

    о сильных или о слабых, а затем выяснить как хорошо они друг друга знают

    (после написания самохарактеристик они вслух зачитываются, и все должны

    понять, кто его написал).

    В итоге оказалось, что дети писали в основном о своих отрицательных

    чертах характера (вспыльчивый, нервный, драчун и т.д.). После моего

    вопроса, почему они пишут о себе только плохое, они отвечали, что такими их

    видят одноклассники. И действительно, когда я зачитывала характеристики они

    узнавали друг друга. Это говорит о зависимости самооценки подростка от

    мнения сверстников, о неспособности к самостоятельной рефлексии.

    3. 2. 4. Идеал

    На выявление идеала и желаемого “Я” подростков использовалось два

    метода: письменное описание идеала, рисуночный тест “Я желаемое”.

    1.После анализа работ оказалось, что действительно идеал младших

    подростков выступает в качестве конкретных реальных людей, в основном

    одного с ними возраста, редко старше. Подростков в основном привлекают

    внешние качества идеалов и внутренние, которые связаны с какими-либо

    действиями (“она добрая, потому что всем помогает”). Например: “Я хочу быть

    как Ю. Клинских потому, что он забивает много голов, хороший футболист, он

    бьет по мячу с выкрутасами”. Или: “Мой идеал - Бенни Хилл, потому что он

    смешной”; “Я хочу быть как Ира К. потому что она спокойная”. У многих детей

    в качестве идеалов выступают певицы, певцы, актриссы, актеры и т.д.

    2.Что касается рисунков “Я желаемое”, то тут прослеживается у подростков

    стремление к тому, что составляет эталон мужественности и женственности.

    Мальчики рисуют себя обычно с широкими плечами, с мышечными рельефами, а

    девочки с необычной прической, с сережками, в макияже.

    - Доверительная беседа

    Доверительное общение наряду с другими своими функциями может выступать

    в качестве исходной внешней формой познания личности самой себя, своих

    черт, особенностей, переживания. Доверительная беседа, тема которой

    является личность одного из партнеров, позволяет одному партнеру более

    глубоко осмыслить те или иные свои поступки, характерные черты,

    стимулирующие процессами познания.

    Доверительная беседа проводилась в середине занятий в два этапа:

    1. Обсуждение результатов заданий детей, сделанных на предыдущем

    занятии. То есть я даю им информацию, стимул к размышлению.

    2. Выполение устных заданий, направленных на самораскрытие личности

    каждого ребенка.

    Таким образом, можно предположить, что самоанализ и самопознание

    являются в значительной степени продуктом доверительного общения личности

    со значимыми другими.

    - Обратная связь.

    После проведения каждого занятия пятиклассники писали самоотчеты, в

    которых отмечали, что дали им занятия, как они их оценивают. Эта информация

    очень важна для исследователя, так как дает ему возможность

    сориентироваться, внести изменения в следующее занятие, вовремя исправить

    свои ошибки. А также положительная оценка занятиям поддерживает ведущего.

    Краткое описание характера и поведения детей.

    Терехова Ира.

    Она любит учиться, ходить в школу, хотя в общении с одноклассниками у

    нее часто возникают проблемы: девочки на нее все время кричат и жалуются.

    Очень любопытна и этим раздражает одноклассников. Но в общем она достаточно

    застенчивый, мягкий и добрый человек. Себя она оченивает достаточно высоко,

    любит и жалеет себя. Она единственный человек в группе, который считает

    себя еще ребенком. Ира очень интересуется своим внутренним миром, своей

    психологией. Она с удовольствием выполняла все задания, даже те, при

    которых надо было раскрываться в присутствии людей. В конце занятий она

    написала следующее:

    “Мне очень понравилось заниматься и я бы хотела, чтобы занятия еще были.

    Я узнала какой у меня характер и побольше узнала своих одноклассников. Я

    поняла, какие у меня недостатки и постараюсь их исправить. Мне кажется, что

    цель занятий - узнать себя и других побольше”.

    Тимонин Артем.

    Мне он очень запомнился своими рисунками. Рисунок “Несуществующее

    животное” отражает очень скрытую сексуальную агрессию, причем на достаточно

    низком уровне. Рисунок семьи достаточно открыто говорит о проблемах в

    семье. Артем сначала очень долго отказывался нарисовать свою семью,

    говорил, что это для него очень сложно, а потом все-таки он нарисовал себя

    и маму, но без глаз. Причем у мамы достаточно грозный вид: широкие плечи и

    кулак. Себя он нарисовал одного роста с мамой и тоже с широкими плечами.

    Мне кажется, что этот мальчик пытается “быть ее мужем”, и достаточно

    ревностно относится к ее личной жизни. Мама против этого и поэтому

    атмосфера в семье очень напряженная. Был еще рисунок “Я глазами других”.

    Артем нарисовал жуткую картину: он сидит на шипах и держит в одной руке

    учебник, а в другой нож, направленный к себе в рот и смотрит на здоровый

    кулак, который вот-вот его ударит в лицо. Рисунок “Я реальный” тоже очень

    интересный. Он нарисовал себя очень маленьким, сморщенным старичком с

    грустным взглядом.

    Скачков Андрей.

    Основная его проблема - маленький рост. В классе его называют

    “таракан”, хотя он вызывает симпатию у многих из класса. Общаясь с ним и

    разбирая его работы, у меня возникло подозрение, что на его состояние

    влияют органические нарушения (возможно - родовая травма). Когда он пишет,

    у него часто происходит “залипание”, то есть он пишет несколько раз подряд

    одно и то же слово, очень часто делает грубые ошибки. Его рисунки тоже

    могут сказать многое, даже на первый взгляд: рисуя семью, он изобразил три

    очень маленькие головы без туловища, без носа, ушей, а глаза без зрачков,

    причем он и его папа улыбаются, а у мамы опущенные губы; он нарисовал двое

    несуществующих животных, у которых контур очень неровный, волнистый, как

    будто у него дрожали руки, когда он рисовал, и эти животные стоят не прямо,

    а под наклоном, как будто бы падают. Рисунок “Я - реальный” отражает его

    комплекс по поводу маленького роста, но не так как рисунок “Я - глазами

    других”. Потому что во втором случае он изобразил себя более бесформенно и

    в три раза меньше, чем в первом.

    Суслова Саша.

    Выглядит она как нормальный, и даже жизнерадостный ребенок. В анкете

    написала, что ей нравиться ходить в школу и учиться. Но она очень

    неспокойный ребенок, она не может долго сидеть на одном месте, не может

    долго слушать и молчать, часто обижает детей, чем и раздражает своих

    одноклассников. Учителя жалуются на ее поведение, плохую учебу. Ее идеал

    - Бенни Хилл, она хочет быть такой же смешной.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Исходя из накопленного в психологической литературе опыта, сформулируем

    положение, на котором основывается наше исследование.

    1. Подростковый возраст является сензитивным периодом в онтогенезе

    самосознания, когда формируются новые компоненты структуры самосознания

    личности, специфичные именно для этого возрастного этапа.

    2. Развитие способности к самопознанию как основе самокоррекции и

    самосовершенствования - важнейшая предпосылка успешного становления

    личности подростка.

    3. Целенаправленное формирование способности к самопознанию у подростков

    нуждается в обеспечении определенных психологических условий и требует

    специального руководства деятельности самопознания со стороны взрослых.

    В моем исследовании я нашла эксперементальное подтверждение гипотезы о

    том, что формирование и развитие самосознания подростков может

    осуществляться путем развития у них способности к самопознанию в процессе

    специально организованных занятий, включая приемы и методы активного

    психологического воздействия.

    В работе получило теоретическое и практическое обоснование положения о

    том, что такие занятия целесообразнее всего проводить в пятом классе,

    поскольку в этот возрастной период у ребенка начинает проявляться интерес к

    себе.

    В подростковом возрасте самосознание все в большей степени начинает

    включаться в процесс управления поведением. Непосредственным компонентом

    целостной системы управления поведением выступает саморегуляция. Основным

    внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием

    общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми самооценка в свою

    очередь начинает регулировать поведение подростка в общении с другими

    людьми. Большинство исследователей отмечают важную роль общения со

    сверстниками и взрослыми в формировании “Я-образа” подростков. В поведении

    подростков по исследованиям Белохвостовой мотив общения с другими людьми

    выражает стремления понимать других людей с целью успешного осуществления

    совместного поступка или совместной деятельности. Образ другого приобретает

    у субъекта общения мотивационное значение, определяет побуждения к

    контактам с ним лишь сравниваясь с образом Я-субъекта.

    Становление Я-образа подростков связано с формированием образа

    “другого”. Чаще всего таким другим выступает его ровесник, общение с

    которым для подростка особо значимо. В исследованиях К.Н. Платон выявлено в

    качестве общевозрастной особенности подростка преимущественно ориентация на

    сверстника как на значимого другого. Можно предположить, что чувство

    идентификации себя с кругом сверстников переживают все подростки и она

    является определенным этапом в формировании и “Я-образа”. По-видимому этот

    этап соответствует формированию у подростков чувства “Мы”, их “Мы-образа”,

    который является предпосылкой развития качественно нового “Я-образа”

    подростка, нового рождения самосознания. Анализируя филогенетический аспект

    самосознания, Боришевский отмечает, что самосознание могло возникнуть как

    коллективное самосознание, как понятие “Мы”, к которому человек относился

    как часть к целому. И только на более высоких стадиях развития общественных

    групп людей в процессе их общей деятельности стало возможным возникновение

    личного “Я”, когда уже способен осознать себя, свое “Я” как нечто

    отличительное от “Я” других людей, членов коллектива.

    В подростковом возрасте в переломный период, как показывают исследования

    многих ученых психологов, “Я-образ” ребенка становится чрезвычайно

    нестабильным. Как пишет И.С. Кон образ “Я” утрачивает в этот период свою

    целостность, индивид особо остро ощущает противоречивость,

    неупорядоченность своего “Я”, что обусловлено как неопределенностью уровня

    притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на

    самооценку. Действительно, особенностью подростка является постепенный

    отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все больше опора

    на внутренние критерии. Однако навыков самопознания, самоанализа у

    подростков нет. Таким образом, возникает противоречие между острой

    потребностью подростка в самопознании и неспособностью адекватно

    осуществить эту потребность, последствием чего и является снижение уровня

    адекватности самооценок, глубины и развернутости “Я-образа”.

    В то же время многие исследователи отмечают, что возможности для

    самопознания у подростков более скромны, чем у старших школьников, но

    восприимчивость к корректировке негативных психических стремлений в

    подростковом возрасте более обострена. Учащиеся переживают наличие у себя

    отрицательных черт и считают, что они сами виноваты во всех сложностях,

    возникших у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные

    недостатки.

    Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка.

    В подростковой возрасте на базе качественного изменения всей психической

    жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и

    самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе

    качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка

    развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к

    новому этапу психологического и социального развития.

    Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение

    подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский

    считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного

    “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты

    и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые

    феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону).

    Этот период считается критическим или даже периодом возникновения

    самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубенштейну, процесс

    формирования самосознания протекает “ от наивного неведения в отношении

    самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все

    более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе

    этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее

    внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру

    в целом”.

    Основной причиной, влияющей на появление новообразования в самосознании

    подростков является изменение социальной ситуации развития подростков,

    выдвигающей новые требования к поведению, деятельности, учению, к системе

    отношений со взрослыми.

    В подростковом возрасте сильное влияние на самосознание и становление

    личности оказывает не только семья, но и школа в лице сверстников и

    учителей. Таким образом, опыт подростка расширяется и при оценке и

    восприятии себя представляется тенденция к эмансипации самооценок от оценок

    других.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-

    та, 1983. - 144 с.

    2. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и

    юношеского возрастов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1985. - 20

    с.

    3. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его

    воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96 с.

    4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред.

    Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

    5. В мире подростка/ Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Медицина, 1981.- 293

    с.

    6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В.

    Запорожец. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.:

    Педагогика, 1984. - 433 с.

    7. Драгунова Т.В. Психологические особенности. - Сов. педагогика, 1972,

    N 8, с. 79-93.

    8. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: “Дом

    педагогики”, 1996. - 208 с.

    9. Кон И.С. Открытие “Я”.- М.: Политиздат, 1978. -367 с.

    10. Кон И.С. В поисках себя.- М.: Политиздат, 1984. -335с.

    11. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.: Просвещение,

    1965. - 316 с.

    12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до

    17 лет): Учебное пособие. -М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.

    13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во

    Моск. ун-та, 1981. - 584 с.

    14. Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к

    образцу: Автореф. дис....канд. психол. наук. М., 1978. - 20 с.

    15. Малахова А.И. Сознание и самосознание личности. - Автореф. дис. на

    соискание учен. степени канд. философ. наук. -Л., 1972. - 23 с.

    16. Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. -

    Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. философ. наук. - Л., 1975. -

    25 с.

    17. Психологический словарь

    18. Ремшмидт Х. Подросткоый и юношеский возраст: Проблемы становления

    личности: Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. _ 320 с.

    19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:

    Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

    20. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической

    диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с.

    21. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -

    288 с.

    22. Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г.

    Аракелова. - М.: Высш. шк., 1990. - 304 с.

    23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педегогической психологии. -

    М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

    24. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978.

    - 54 с.

    25. Философская энциклопедия

    26. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для стедентов/

    Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная

    педагогическая академия, 1994. - 256 с.

    27. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. М., 1966, с.

    228 - 239.

    28. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. - 144

    с.

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Социометрия.

    1. Представьте, что создается новый класс. Кого бы вы не хотели там

    увидеть из старого класса?

    2. Представьте, что с вами случилась неприятность, кого бы вы позвали на

    помощь?

    3. С кем бы вы не хотели бы сидеть за одной партой?

    4. Вы собираетесь справлять День рождения. Кого бы вы пригласили?

    Опросник “Мой класс”.

    1. Ребятам нравится учиться в нашем классе.

    2. Дети в нашем классе всегда дерутся друг с другом.

    3. В нашем классе каждый ученик мой друг.

    4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.

    5. Некоторые дети в нашем классе являются середнячками.

    6. С некоторыми детьми в нашем классе я дружу.

    7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.

    8. Многие дети в нашем классе любят драться.

    9. Все ученики в нашем классе - друзья.

    10. Некоторые ученики не любят свой класс.

    11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.

    12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.

    13. Наш класс веселый.

    14. Дети в нашем классе много ссорятся.

    15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.

    Анкета.

    1. ФИО.

    2. Сколько лет?

    3. Хотели бы вы узнать себя и своих друзей поближе?

    4. Довольны ли вы собой?

    5. Ваше отношение к школе и к учебе.

    6. Несколько слов о вашей семье (сколько человек в семье, где работают

    родители).

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.