МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте

    складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение

    у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным

    вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность

    ребенка.

    Семейные условия, включая социальное положение, род занятий,

    материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной

    степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного

    воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся

    внутресемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем

    эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре

    личности.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

    представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

    близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие,

    холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания

    являются внимание и поощрение, а во втором - строгость и наказание.

    Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок,

    лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение и

    устойчивый положительный образ “Я”. Жесткие родительские требования, если

    они кажутся необоснованными, вызывают у подростков протест и агрессию.

    Ослабление же родительского внимания вызывает у подростка ощущение, что

    родителям нет до него дела.

    Таким образом, существует два наиболее распространенных стиля семейного

    воспитания - демократичный и авторитарный.

    Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность,

    и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть

    самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав,

    одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на

    теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка;

    он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и

    стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит

    без особых переживаний и конфликтов.

    Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и

    не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов.

    Часто возникают конфликты при их отношении к подростку как к маленькому

    ребенку, игнорируют его потребность в самостоятельности. Они жестко

    контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне

    корректно. Дети в таких семьях обыцно замыкаются, и их общение с

    родителями нарушается. Часть подростков идет на кофликт. Но чаще дети

    авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и

    становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Сочетение безоазличного родительского отношения с отсутствием контроля -

    тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется

    делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Излишняя

    забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на

    тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности,

    несамостоятельности, трудностями в общении со сверстниками.

    Как известно, переходный возраст - период эмансипации ребенка от

    родителей, возникновение у подростка чувства взрослости, стремление к

    самостоятельности. И очень важно, чтобы родители в этот трудный для их

    детей период смогли перестроится - принять чувство взрослости своего

    ребенка.

    2.4.2. Учитель и учащиеся.

    На самосознание подростков оказывают влияние взрослые не только в

    лице родителей, но и в лице учителей.

    В начале подросткового возраста это влияние усиливается, так как при

    переходе в пятый класс появляется новый состав учителей, разных по стилю,

    требованиям. Подростку очень трудно быстро адаптироваться к новой

    абстановке.

    Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за

    отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании -

    тот, кто всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда

    не нарушает дисциплину на уроках. В противоположность образцу школьника,

    идеального во всех отношениях, существует другой: ленивый, пассивный,

    непослушный, враждебно настроенные к школе и к учителю.

    Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к

    оценке взрослыми отдельный качеств его личности, интеллекта, способностей.

    Он отличается большой ранимостью и часто болезненной реакцией на любые

    критические замечания по отношению к нему. Иногда критические замечания

    попадают на почву неуверенности к себе, в своих возможностях и

    способностях. Подобные ситуации вызывают сильные переносимые только в себе

    аффективные переживания в виде обиды и тоски, к потере уверенности в себе.

    Эти переживания в виде перечисленных выше аффектов, возникшие в момент

    обостренной эмоциональности могут скрыто сохранится у подростков и в

    дальнейшем стать одним из устойчивых состояний их психики.

    2.4.3. Чувство взрослости.

    Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому,

    представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это

    чувство проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники -

    относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. У подростка

    появляется потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых,

    потребность осознать себя как личность, отличная от других людей. Отсюда

    стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Подросток

    начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на

    конфликты, отстаивая свою “взрослую” позицию. Чувство взрослости

    проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от

    вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с

    ровесниками, может быть - учебы. В последнем случае отвергается не только

    контроль за успеваемостью, но и помощь. Кроме того, появляются собственные

    вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

    Чувство взрослости влечет за собой стремление быть похожим на старших,

    причем приобрести качества взрослости стремяться все без исключения

    подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто

    некритически подражает им. Новая позиция проявляется в разных формах, чаще

    всего - во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко

    двигавшийся мальчик начинает ходить в развалку, опустив руки глубоко в

    карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и новые

    выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с

    образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, пытается

    копировать стиль одежды, начинает пользоваться косметикой. Подражание

    взрослым не ограничиваются манерами и одеждой. Подражание идет и по линии

    развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих

    отношений копируется “взрослая” форма: свидания, записки, поездки за город,

    дискотеки и т.п.

    Также чувство взрослости выражается в стремлении подростка что-то знать

    и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной

    деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.

    Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в

    самообразование.

    Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и

    психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую

    жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослые права.

    2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее.

    Как уже говорилось выше, одна из главных тенденций переходного возраста

    - переориентация общения с родителей, учителей на ровесников, более или

    менее равных по положению.

    Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить

    родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у

    дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на

    развитии коммуникативных способностей и самосознания. Общение со

    сверстниками в подростковом возрасте выделяется в совершенно особую

    деятельность, предметом которой является другой человек, познание этого

    человека, а также познание самого себя в сравнении с ним.

    Наряду с родительским домом школа - важнейшая инстанция социализации.

    Школьный класс - важнейшая группа принадлежности подростка. Подросток

    вступает в определенные личные отношения со сверстниками. Эти отношения

    основываются на чувстве симпатии и антипатии. Кроме того, личные отношения

    могут основываться на общности интересов, суждений, взглядов. Статус

    подростка в системе личных отношений является для него очень значимым и

    оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Отсутствие

    близких товарищей отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии

    подростка, порождая глубокие переживания, например чувство одиночества,

    неверие в себя и т.п. Неблагоприятное положение в классном коллективе -

    одна из главных причин преждевременного ухода детей из школы.

    Таким образом, группа сверстников лишь тогда является благоприятной для

    ребенка средой, когда статус его достаточно высок. Место в системе

    отношений зависит от различных черт характера школьника, в том числе и от

    таких, как общительность, способность понять другого, быстро

    ориентироваться в сложившейся обстановке.

    Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по

    разным, не совпадающим друг с другом признакам. Во-первых существует

    социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных

    возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и

    способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с

    другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассовая

    иерархия, основанная на официальном статусе учащихся их учебной

    успеваемости или принадлежности к “активу”. В-третьих, происходит

    дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных

    ценностей, принятых в самой ученической среде. Проявляется разница в

    положении “звезд” и “отвергаемых”.

    Что касается лидерства, в школьных классах официальный лидер, занимающий

    руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в

    коллективе. Часто его выдвигают не ребята, а взрослые. В стихийных же

    группах лидером может быть лишь тот, кто обладает реальным авторитетом.

    Помимо школьного класса, подросток является членом референтной группы,

    то есть той группы, которая отвечает его возрастным потребностям.

    Подростковые группы удовлетворяют в первую очередь потребность в

    свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение - не

    просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установление

    новых человеческих контактов. Принадлежность к компании повышает

    уверенность в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

    Часто референтные группы подростков характеризуются определенной манерой

    поведения, отличающей ее от взрослых и обычно относимой к признакам

    субкультуры. Субкультурой называют культуру относительно мелких групп,

    характеризующуюся рядом присущих только им особенностей. Субкультура

    подразумевает, как правило, собственные нормы, нравы и привычки, нередко

    противоречащие господствующим в обществе.

    2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания.

    Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. В

    возрастной психологии идеал - это нравственный образец, эталон, который

    служит мотивом преобразовательной деятельности субъекта. Л.И. Божович

    пишет: “ Психологический идеал выполняет двоякую функцию. Во-первых, он

    создает более или менее постоянную и интенсивную систему нравственных

    стремлений ребенка, которая входит в структуру его аффективных тенденций,

    создавая вместе с другими его потребностями и стремлениями сложную

    констелляцию побудительных сил, определяющих его поведение. Во-вторых,

    идеал, будучи осознанным, начинает выступать в качестве того нравственного

    эталона, по которому школьник стремиться сознательно формировать самого

    себя, оценивать свои и чужие поступки, шире говоря, который становится для

    него нравственным мерилом во всех жизненных вопросах и ситуациях” ( Божович

    Л.И., 1968, с. 404). А Л.С. Выготский считает, что идеал подростка - это

    его зона ближайшего развития. То есть, желаемое “Я” - это зона ближайшего

    развития детей, их “завтрашний день”, а наличное “Я” - это зона актуального

    развития, это их сегодняшний день.

    Большинство психологов считают, что формирование устойчивых идеалов

    начинается в младшем подростковом возрасте в форме конкретного идеала. Этот

    идеал характеризуется тем, что он отражает не столько качества личности,

    сколько типичные обобщенные поступки, в которых эти качества проявляются

    (“всегда помогает”). Таким образом, подросток выделяет преимущественно

    внешние качества идеала, а внутренние не отделяет от его действий и

    поступков.

    Идеал младших подростков характеризуется еще и тем, что многие подростки

    находят наиболее привлекательные для себя образцы среди сверстников. По

    сравнению с взрослыми ровесник оценивается подростками как образец, который

    ближе, понятнее, доступнее. Подростки объясняют это преимущественным

    общением со сверстниками, совместной деятельностью, осознанием своего

    сходства с ним, большей легкостью познания сверстника и себя в сравнении с

    ним.

    В силу равенства возможностей подросток осознает доступность для себя

    достижений сверстника. Это стимулирует процесс познания качеств сверстника

    и собственных качеств. Ошибки сверстника помогают подростку скорректировать

    собственные действия, избежать просчетов. Преимущественное равнение на

    сверстника определяется не только тем, что товарищ ближе и понятнее, но и

    тем, что он может помочь советом и делом.

    В младшем подростковом возрасте идеал начинает выступать в качестве

    достаточно сильного мотива поведения. Он воплощает в себе определенную

    систему требований ребенка к самому себе, служит определенным стимулом

    самовоспитания. Если требования, предъявляемые ребенку извне, расходятся с

    требованиями идеала, они не окажут на него должного влияния.

    Вывод ко второй главе

    Во второй главе мы рассмотрели роль физических изменений в самосознании

    младшего подростка, когда у него появляется образ его физического «Я» -

    представления о своем телесном облике, о том, что благодаря бурному росту и

    перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности; выяснили

    какую же все-таки играет роль мышление в становлении самосознания, которое

    существенно изменяется с возрастом ребенка; роль социальных факторов в

    развитии самосознания младшего подростка: семья – в ней начинаются

    складываться взаимоотношения с родителями, это первая социальная среда, в

    которой берет начало самосознание ребенка; как влияет на школьника новый

    состав учителей при переходе в пятый класс, ведь все учителя по требованию

    и по стилю преподавания разные, а подростку трудно адаптироваться к новой

    обстановке, появляется чувство взрослости, потребность в общении с

    ровесниками, которых не могут заменить родители; роль идеала в развитии

    самосознания, к чему стремятся и на кого хотят быть похожими.

    Вывод к первой и второй главе

    Исходя из накопленного в психологической литературе опыта, сформулируем

    положения, на котором основывается наше исследование.

    1. Подростковый возраст является сензитивным периодом в онтогенезе

    самосознания, когда формируются новые компоненты структуры самосознания

    личности, специфичные именно для этого возрастного этапа.

    2. На формирование самосознания влияет ряд условий и факторов, в

    частности биологические и социальные.

    3. Развитие способности к самопознанию как основе самокоррекции и

    самосовершенствования - важнейшая предпосылка успешного становления

    личности подростка.

    4. Целенаправленное формирование способности к самопознанию у подростков

    нуждается в обеспечении определенных психологических условий и требует

    специального руководства деятельности самопознания со стороны взрослых.

    ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    Как было сказано выше, в подростковом возрасте наблюдается своеобразный

    пик сензитивности в формировании самосознания личности, и помощь в

    овладении навыками самопознания в этом периоде будет наиболее

    целесообразной и эффективной.

    Эффективное самопознание и самоанализ черт личности подростков возможны

    путем оказания помощи им со стороны взрослых в создании ими благоприятных

    условий для этого процесса.

    Процесс познания детьми самих себя имеет свои особенности, они

    обуславливаются главным образом своеобразием объекта познания, который

    выступает и субъектом. Именно поэтому нам, взрослым, приходится создавать

    дополнительные условия для того, чтобы преодолеть трудности, которые

    возникают при этом. Эти условия не представляют собой ничего необычного,

    они заключаются в том, чтобы создать больше возможностей для объективации

    психических переживаний ребенка, показать ему собственные качества, как они

    проявляются на практике, помочь ему посмотреть на себя как бы со стороны,

    глазами других.

    Они заключаются в том, чтобы научить подростка анализировать свои

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.