МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие эмоций младших школьников

    неудовлетворительными, однако в средней части интервала различий

    практически нет. Ударить ребенка, заставить его выйти из комнаты или

    сделать ему упрек- все эти меры являются примерно одинаковыми по своему

    воздействию. Однако, если тяжесть наказания не играет значительной роли,

    частота наказаний- это более значительный момент. Мальчики (подростки),

    которых постоянно наказывают, с повышенной вероятностью будут реагировать

    на наказания агрессией и ассоциальным поведением. Вряд ли это является

    непосредственным эффектом применения мер, поскольку постоянные наказания

    часто часто быват связаны с общим неприятием и враждебностью в семье.

    Вполне может быть, что плохие отношения между родителями и детьми столь же

    существенны для появления нарушений поведения, как и характер

    дисциплинарных мер, применяемых в процессе воспитания.

    В то же самое время исключительна важна последовательность

    применяемых дисциплинарных воздействий. Различие дисциплинарных требований

    родителей (например, отец склонен за все наказыать, а мать- к тому, чтобы

    все разрешать; один из родителей что-то позволяет, а другой это же

    запрещает) или же отсутствие последовательного отношения к дисциплине

    (наказание за поздний приход домой в один день и безразличное отношение к

    тому же самому в другой) значительно повышают вероятность формирования

    агрессивного или ассоциального поведения ребенка. Комбинация исключительно

    мягких дисциплинарных требований со стороны матери и жесткой, избыточно

    ограничительной позиции отца являются особенно распространенной в семьях

    подростков- правонарушителей (см. практическую часть, пример № 9).

    Представляется, что несоответствие между тем, как родители ведут

    себя, и тем, что они требуют от своих детей (то есть дисциплина на фоне

    лицемерия), может оказывать такое же влияние.

    Как показывают исследования, характер реагирования родителей на

    хорошие и плохие поступки также играет огромную роль. Родители трудных

    подростков отличаются от других родителей тем, что хуже понимают, когда и

    как следует вмешаться; реже хвалят за хорошее поведение; зачастую реагируют

    ошибочно и непоследовательно на плохое поведение и уделяют такому поведению

    ребенка слишком много внимания (как в положительном, так и в отрицательном

    смысле). Посколльку значительная часть случаев плохого поведения содержит в

    себе элемент поиска ребенком внимания родителей, взрослые способствуют

    фиксации такого поведения, уделяя ребенку внимание именно в эти моменты.

    Родительское одобрение хорошего поведения ребенка часто отсутствует.

    Слишком часто родители не обращают внимание на положительные стороны

    детского поведения, занимаясь лишь плохими поступками.

    Эффективность дисциплины зависит также и от многих других факторов.

    Они включают следующие моменты: время реакции родителей (как одобрение, так

    и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедленными);

    последовательность и принципиальность дисциплинарных требеваний (дети

    реагируют гораздо лучше, если они видят, что правила являются разумными и

    служат своей цели); качество отношений между родителями и подростком

    (родительское одобрение или неодобрение будут иметь гораздо больший успех,

    если родители любят и уважают); и наконец, балланс одобрений и наказаний

    (улучшение поведения ребенка более вероятно при относительном преобладании

    поощерений и минимуме запретов) (см. практическую часть, пример № 10).

    Это говорит о том, что разумное и правильное семейное воспитание, в

    достаточно благополучной семье, с разумными требованиями и наказаниями, с

    уважением к личности подростка приносят свои положительнные результаты в

    эмоциональном, психофизическом и гормоническом развитии личности подростка.

    Уже упоминалось об огромном значении последовательного проведения

    этих мер. Лучше иметь несколько правил, которые твердо проводятся жизнь,

    чем массу правил применяемых непоследовательно.

    Иногда о дисциплине говорят только как о системе наказаний, как будто

    ее единственная цель- не допустить плохого поведения. Это конечтно не так.

    Поощерение “хорошего” поведения не менее важно, чем осуждение “плохого”

    поведения, однако еще более важно развить у подростка внутренние механизмы

    контроля своего поведения. Для этого необходимо создать его собственную

    систему ценностей (которые совсем не обязательно должны совпадать с

    ценностями родителей). С помощью этой системы ребенок будет регулировать

    свое поведение вне зависимости от поощерений или наказаний со стороны

    других людей. Чтобы такая система ценностей сформировалась, необходимо

    обсуждать с ребенком мотивы тех или иных поступков.

    К вопросам дисциплины примыкает вопрос о допустимой степени

    автономности и независимости детского поведения. Исследования показали, что

    со стороны родителей в отношении детей имеются 2 направления: гиперопека и

    ограничение. Характерными чертами гиперопеки были: избыточный контакт с

    ребенком; слишком длинный период ухода как за “маленьким”. Избыточный

    контакт мог носить как физический так и социальный характер. Продолжение

    ухода за детьми как за “маленькими” проявлялось в том, что матери одевали,

    кормили, купали детей в течении неоправданно длительного времени когда в

    этом уже не было необходимости. Кроме того они занимались ненужным

    обслуживанием детей, находясь у них как бы на побегушках и стремясь

    удовлетворить любое их желание. Подавление независимости проявлялось в

    том, что детям не позволялось помогать старшим в уборке,ремонте и других

    домашних обязанностях. Матери ограничивали и социальные контакты

    детей, определяя с кем можно дружить, а с кем нельзя без разрешения.

    Все дети воспитываемые в гиперопеке имели трудности в общении с

    другими подростками. Они плохо шли на контакт, были застенчивы. В кругу

    сверстников испытывали одиночество, были нерешительны, робки. Их

    эмоциональная сфера отличалась высокой чувствительностью и ранимостью. Они

    терялись перед трудностями, не могли самостоятельно принять решение.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

    представляют в виде школы. На одном полюсе которой стоям максимально

    близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

    другом далекие, холодные, враждебные. В первом случае являются

    внимание и поощерение, во втором строгость и наказание.

    “Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются

    обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

    воспитания. Поведение ребенка направляется в этом случае

    последовательно и вместе с тем гибко и рационально...”. [ ; стр. 304]

    Родитель всегда обьясняет мотивы своих требований и поощеряет их

    обсуждение подростком. В ребенке ценится как послушание, так и

    независимость. Родитель устонавливает правила и твердо проводит их в

    жизнь. Власть использует лишь в меру необходимости, но не считает

    себя непогрешимым. Он прислушивается к мнению ребенка, но не

    исходит только из его желаний. Крайние типы отношений, все равно идут ли

    они в сторону авторитарности или либеральной нетерпимости, дают

    плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от

    родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье.

    Родительские требования если они кажутся не обоснованными, вызывают либо

    протест, либо агрессию либо привычную антипатию и пассивность.

    Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что

    родителям до него нет дела. Кроме того пассивные, не

    заинтересованные родители не могут быть пердметом для подражания. А

    другие влияния- школы, сверстников, средств массовой коммуникации

    часто не могут восполнить этот пробел, остовляя подростка без

    надлежащего руководства и ориентации в окружающем мире. Ослабление

    родительского начала, как и его гипертрофия способствуют формированию

    личности со слабым “я”. В глазах подростка мать и отец выступают в

    нескольких аспектах: как источник эмоционального тепла и поддержки;

    как власть; директивная ближе инстанция; распорядитель благ, наказаний и

    поощерений; как старший друг и советчик, которому можно все

    доверить. Подростковый возраст- период эмансипации ребенка от родителей.

    Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей насколько значимы для

    подростка эмоциональный контакт с родителями, по сравнению с другими

    людьми и привязанностями (дружбой, любовью). Поведенческая эмансипация

    проявляется в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына

    или дочери. И нормативная эмансипация, показывающая ориентируется

    подросток на те же нормы и ценности, что и его родители. В основе

    эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит

    зависимость от них, причем мать в этом отношении обычно к детям, чем

    отец. По мере роста самостоятельности особенно в подростковом возрасте,

    начинает ребенка тяготить. Очень плохо когда ему не хватает

    родительской любви, но и избыток эмоционального тепла тоже вреден как для

    мальчиков, так и для девочек. Избыток материнской ласки, положение

    “маменького сынка” начинают раздражать его не только потому, что это

    вызывает насмешки сверстников, но и потому, что вызывают в нем чувство

    зависимости с которым подросток борется. Чувствуя охлаждение многие

    родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и

    т.д. Но после того, как критический период проходит, эмоциональный

    контакт с родителями обычно восстанавливается на более высоком

    сознательном уровне. Добиваясь расширения своих прав подростки нередко

    проявляют к родителям завышенные требования, в тм числе и материальные, не

    заботясь об источниках семейного бюджета. Они уверены, что их желаниям

    будет отдано предпочтение. Степень идентификации с родителями становится

    гораздо ментше, т.к. у него возникают другие примеры для подражания. Общая

    закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со

    взрослыми, тем чаще он будет общатся со своими сверстниками, искать другие

    авторитеты. Больше всего подросткам хотельось бы выдеть в родителях друзей

    и советчиков, т.к. семья остается тем местом, где он чувствует себя

    наиболее спокойно и уверенно. Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают

    о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже больше чем

    он сам. Но изменения происходящие с подростком часто происходят слишком

    быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие

    родители все еще видят его таким каким он был несколько лкт назад. Это

    создает в первую очередь психологический барьер между родителями и

    растущими детьми. Это значит, что самосознание ребенка, его “я” родителям

    не известно. Отношение детей и родителей ассиметричны, неравномерно.

    Многие родители привыкнув распоряжатся детьми болезненно воспринимают

    ослабление своей власти. Чрезвычайно важные для подросткового возраста

    темы- “этапы полового созревания” и “интимные отношения”- занимают

    последнее место в разговорах с родителями. Обе стороны чувствуют

    возникший между ними барьер. В любящих душах родителей живет иллюзия в

    том, что они нужны вырасшим детям в том же самом качестве, что и в

    раннем дестве. Особенно трудно здесь приходится отцам. Возникает извечный

    конфликт отцов и детей. Сегодня отцовская роль стала особенно

    проблематичной, не говоря уже о том, что многие семьи не имеют отца. Отец

    перестал быть единственным кормильцем и дисциплинирующим фактором. Равняясь

    на систему ценностей принятых в обществе сверстников подросток старательно

    искоренняет в себе женские эмоции (чуткость, внимательность,

    отзывчивость). В том, что касается эмоций им кажется, что “настоящий

    мужчина” должен быть черствым, гордым и неприступным. Поэтому школа,

    работая совместно с родителями, должна вовлекать отцов в дело воспитания и

    оказывать им психологическую помощь в воспитании подростков. Из разговора

    с детьми подросткового возраста, казалось, что дети гораздо точнее

    представляют себе как их оценивают родители. Эта проблемма становится

    особенно острой перед родителями. Им приходится уже оценивать недавно

    возникшее изменчивое, противоречивое “я” своего ребенка. И от того

    насколько будет велик эмоциональный контакт, вдумчивое и уважительное

    отношение, зависит дальнейшее развитие личности подростка. Очень хорошо,

    что в настоящее время идет радикальная перестройка школьной системы и

    самого учительского мышления в духе личностного подхода к воспитанию и

    обучению учащихся. В том числе и подростков. “Личностный подход- не

    просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от

    друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к ученику как к

    личности, как к ответственному и самостоятельному субьекту деятельности.

    Теже трудности, что и родители, переживают учителя...”. [ ; стр. 154]

    Работа учителя усложнилась особенно с подростками. С одной стороны

    подросток претендунт на роль старшего. С лдругой стороны он полностью

    зависит от учителей и администрации. Учение на этот период становится

    для него прежде всего средством завоевать престиж у сверстника, заслужить

    репутацию хорошего ученика. В это время внешкольные интересы подростков

    могут быть самыми различными от занятий в каких либо организованых

    внешкольных учреждениях, кружках и т.д., так и в дворовых компаниях

    сомнительного свойства. В хорошей школе, педагогический коллектив

    опирается на общественные организации, поощеряя самостоятельность учеников

    и их инициативу и внешкольные интересы свободно вливаются в школьные

    интересы и обогащают школьную жизнь. Подобно родителям, учитель в

    сознании подростка также имеет несколько функций: замена родителей; власть

    распоряжающаяся наказанием и поощерением; авторитетный источник знаний;

    старший товарищ и друг. В образе “ идеального учителя” на первый план

    выходят его индивидуальные человеческие качества- способность к пониманию,

    эмоциональному отклику, сердечность, тоесть в учителе хотят видеть старшего

    друга. На втором месте стоит профессиональная компетенция учителя,

    уровень его знаний и качество преподования, на третьем- умение

    справедливо распорядится властью. Эти качества не всегда сочетаются в

    одном лице. Отсюда- дифференцирование оценок учителей и самих отношений к

    ним. Главное препядствие взаимопониманию учеников и учителей-

    абсолютизация ролевых отношений. Учитель, озабоченный прежде всего учебной

    успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности ученика. Идеальный

    ученик в его понимании тот кто “всегда готов сотрудничать с учителем,

    стремится к знаниям, никогда не нарушать дисциплину на уроках”. В

    противоположность существует другой- ленивый, пассивный, враждебно

    настроеный к учителю в школе. Если “идеальный” учащийся делает его работу

    приятной, то “плохой” служит источником отрицательных эмоций.

    Соответственно учителя считают таких детей безразличными, агрессивными

    и даже видят в них потенциальных правонарушителей. Иногда такая оценка

    срабатывет как пророчество. Положение учителя- это постоянное искушение

    испытания властью. Дело не только в личной предвзятости в отношении к

    учащимся, но и во всей бюрократически организованной системе образования,

    где учитель является прежде всего чиновником, государственным служащим.

    Его главнвя задача- не допускать каких-либо нарушений и отклонений от

    официально принятых мнений. Задача учителя требует не только

    настойчивости но и душевной широты, ясного сознания границ своих

    возможностей перед лицом индивидуальности другого человека, пусть даже

    самого юного- в качестве воспитанника. Для учителя нет ничего опаснее

    высокомерия и иллюзии собственного всемогущества. Учитель видящий в

    учинике только обьект или продукт своей деятельности не редко усматривает

    в этом свидетельство своего педагогического величия или бессилия. Чем

    взрослее ребенок, тем больше в нем собственной независимой от старших

    деиствительности и тем в большей степени, его эмоциональное воспитание

    становится самовоспитанием. “В подростковом возрасте отношение учителя с

    учениками могут строится только на основе взаимопонимания и уважения друг

    к другу. Другие формы взаимоотношений (подавление, запрешение) лишь

    затрудняют налаживание контакта, вызывая у учеников отчуждение от учителя

    и негативизм...”. [ ; стр. 164] То, что говорит любимый учитель,

    эмоционально воспринимается учениками совершенно по другому, чем тот

    которого они уважают. А истина в том, что любимым учителем может быть

    только учитель любящий. Исскусству душевного контакта нельзя научится по

    учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая

    предпосылка- чуткость и душевная открытость самого учителя. Его

    готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого

    как сябя. Проникнуть в мир подростка, в его неустойчивое эмоциональное

    состояние, большая трудность для учителя. А самое главное понять корни его

    эмоциональной настроенности. Оценить уровень его знаний и притязаний,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.