Развитие эмоций младших школьников
И в том и в другом случае ребенок становится безвольным,
безинициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и
возможнастей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи
и утопая в вечных сомнениях и неудовольстве собой по этому поводу.
г) Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Если ребенок, живя в
семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиватся
“тепла под солнцем” собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для
него чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и
нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и
учат жить по законам своей групповой этики. Там он находит то “тепло” и
“заботу”, которых ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и
особенности их поведения и черт характера, формирующихся при длительных
неблагоприятных обстоятельствах жизни: отрицание социально положительных
авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к
свободе от всяких нормативов поведения, от общественно полезного труда.
Таким образом, по причинам возникновения мы рассмотрели 3 группы
психопатий. Однако психопатии не являются единственной разновидностью
отклонений от статистически средней нормы в структуре и динамике личности.
Крайним вариантом нормы или переходным вариантом от нормы к патологии
являются акцентуированные личности. Эти люди обладают какими-либо
утрированными, обостренными чертами характера, но, в отличии от психопатов,
такие особенности не приводят к глобальной дисгармонии личности, к
постоянной дезадаптации и не являются необратимыми. Лишь при определенных
обстоятельствах жизни, провоцирующих актуализацию обостренных черт
характера, наступает дезадаптация акцентуированной личности. Например,
человек с тревожно-мнительными чертами характера может не проявлять их до
тех пор, пока не окажктся в ситуации повышенной ответственности за свои
действия. К. Леонгард, предложивший называть таких людей акцентуированными,
выделил ряд разновидностей акцентуаций:
1. Демонстративные личности- легко вживаются в необходимые для них
жизненные роли, ничего не взвешивая, реагируют на все импульсивно и
непосредственно, сами себя хвалят, самонадеяны, кичливы и честолюбивы,
самоуверенны.
2. Педантичные личности- нерешительны, бесконечно взвешивающие
всевозможные решения перед тем, как начать действовать. Они крайне
старательно, тщательно и добросовестно выполняют все свои дела. Аффекты их
нестойки.
3. Застревающие личности- злопамятны, мстительны, дают стойкие
аффекты, заносчивы, самонадеянны и крайне честолюбивы. Они подозрительны к
окружающим, если возникают препядствия в достижении их целей.
4. Возбудимые личности- их поступки зачастую в большей степени
управляются влечением, чем логикой и благоразумием. Нетерпимы к
противостоянию, импульсивны. Они обстоятельны и медлительны в умственных
действиях и в поведенческих реакциях.
Выделяют людей, акцентуирванных по определенным свойствам
темперамента- гипертимических, дистимических, аффектно-лабильных, аффектно-
экзальтированных, тревожных, эмотивных.
При рассмотрении пограничных состояний в психопатологии проблемма
отграничения от врожденной умственной отсталости пограничных с ней
клинических проявлений оказывается не менее актуальной, чем диагностика
психопатологий и акцентуаций характера.
“Под задержкой психического развития понимается сборная по
клиническим признакам группа различных вариантов отставаний в психическом
развитии, не обладающих характером общего психического недоразвития, но
имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не
позволяют детям современно и качественно овладевать элементарными школьными
знаниями. И это является трудностями в развитии и воспитании младших
подростков, которые обуславливают эмоциональные срывы и несоответствие в
поведении...”. [ ; стр. 221] На что следует обратить особое внимание в
работе с такими детьми.
Мы назовем наиболее часто встречающиеся варианты задержек
психического развития. Это следующие разновидности задержек психического
развития (ЗПР):
1. ЗПР с церебрастеническим синдромом.
2. Психофизический инфантелизм.
3. ЗПР с невропатическим синдромом.
4. ЗПР с психопатоподобными синдромами.
5. ЗПР при детских церебральных параличах.
6. ЗПР при общем недоразвитии речи.
7. ЗПР при тяжелых деффектах слуха.
8. ЗПР при тяжелых деффектах зрения.
9. ЗПР при семейно-бытовой запущенности.
Рассмотрим несколько из них:
1. Задержка психического развития с церебрастеническим синдромом.
Среди возможных причин, приводящих к данной патологии, чаще всего
обнаруживаются частые или тяжелые истощающие заболевания и травмы черепа в
течении первых лет жизни ребенка. Нередко эти факторы сочетаются с
неблагоприятыми условиями воспитания в семье (конфликтующие семьи,
распавшиеся семьи, семьи с алкоголизирующимися родителями).
Учителя массовых школ отмечают, что дети с первых этапов обучения
обнаруживают свою несостоятельность в овладении навыками чтения, письма и
счета. На уроках концентрируют внимание на 10-15 минут, после чего,
утомляясь, становятся либо вялыми, сонливыми, рассеяными, сидят в
расслабленной позе, ложатся на парту, зевают, либо суетливыми,
раздражительными, капризными, чрезмерно отвлекаются. К концу занятий в
школе дети практически утрачивают работоспособность, жалуются на слабость,
головную боль, плачут, отказываются от продолжения занятий. Попытка
учителей массовых школ не знакомых с данной категорией детей, проводить с
этими учениками дополнительные занятия после уроков, как и стремление
родителей интенсифецировать их занятия дома (нередко в сочетании с
наказанием за “лень”) еще больше усугубляют ситуацию. Как правило, дети,
глубоко переживая свою неуспеваемость и безуспешно пытаясь ее
ликвидировать, постепенно утрачивают интерес к учебе, начинают отрицательно
относится к школе, учителям, хорошо успевающим ученикам, ищут пути
самоутверждения в играх во дворе, начинают убегать из школ, интернатов, из
дома, знакомятся на улице с ребятами, рпедпочитающими свободное
времяпрепровождение учебным занятиям, и за мелкие правонарушения,
совершаемые в таких компаниях, оказываются на учете в детских комнатах
милиции (см практическую часть, пример № 4).
2.Психофизический инфантелизм. В подростковом возрасте выражается
иногда в том, что они любят выделиться каким-то образом, причем не только
перед окружающими, но и перед самим собой. Позируя перед людьми младший
подросток первоначально приноравливает свое поведение к поведению взрослых
людей, но когда цель достигнута позирование становится эмоционально
привлекательным и из средства превращается в самоцель. И с этого момента
младший подросток перестраивает картину поведения в соответствии с той
ролью, которую он для себя выбрал ( см. практическую часть, пример № 5).
Таким образом предметом рисовки младшего подростка, в каких бы
условиях ему не приходилось бы позировать, является какое-то преимущество.
Причем это преимущество чаще всего оказывается не реальным, а воображаемым.
Потредность эта настолько значима для младшего подростка, что оказывает
влияние на все стороны его жизни. Стремление воплотить эту цель в
реальность может вылиться в другие формы поведения. Но не при каких
обстоятельствах не адаптируется подросток к положению “худшего”. И взрослые
избавляя его от угрозы оказатся в таком положении “худшего” открывают путь
к установлению эмоционального контакта с ним.
3. ЗПР при семейно-бытовой запущенности. Неблагоприятная семейная
ситуация тоже пожет способствовать отставанию психического развития
ребенка. Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом,
распадающиеся семьи с частыми скандалами, порождают явление безнадзорности
к своему ребенку. У таких детей в младшем подростковом периоде не
формируется чувства ответственности за свои действия. Они руководствуются в
различных ситуациях своим эмоциональным настроением. Они нетерпеливы,
непоседливы, стремятся к получению удовольствий. Возникновение трудностей
при обучении в школе вызывают у них негативное отношение к процессу
обучения. Тогда настает общий диффецит необходимой информации, что еще
больше тормозит развитие интеллектуальных процессов.
Этим детям может помочь медико-психологическая педагогическая
деятельность. Когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие,
стимулирующие и седативные средства. А педагогическая коррекционная работа
ведется с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности
интеллекта, и эмоциональной сферы детей.
Эмоциональные расстройства могут существовать и во многих других
нормах. К их числу относятся абсессивно-компульсивные, ипохондрические
состояния и реакции “истерической конверсии”. Это может выразится и в
навязчивых мыслях и в эмоциях (см. практическую часть, пример № 6).
Возникнув, навязчивое состояние становится средством контроля покоя
семьи. В этом случае реакция семьи в отношении поведения ребенка должна
быть изменена. Это невротическое расстройство в основе которого лежит
слишком сильное эмоциональное состояние тревоги, проявлением которой и
являются симптомы нарушенного поведения.
Реакциями “истерической конверсии” называются расстройства в которых
физические симптомы возникают на психологической основе. Переживаемые
человеком тревожные состояния были превращены в физические симптомы. В
действительности большинство детей с истерическими конверсивными
конверсивными реакциями, проявляют черты сильной тревоги и страданий, хотя
их отношение к физическим симптомам часто может быть и безразличным (см.
практическую часть, пример № 7).
В качестве последнего можно рассмотреть ипохондрический синдром. Этот
синдром проявляется в неоправданых или преувеличенных жалобах на физическое
состояние. Чаще всего это жалобы на боли в голове, животе, спине. Так,
например, подросток может усвоить то, что жалуясь на боли в животе можно
пропускать занятия в школе, или вызвать усиленное материнское внимание. Эти
факторы обнаруживают связь с психическими осложнениями эмоциональной сферы
подросткового возраста. Пуберантный возраст по традиции считается возрастом
бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Эмоциональные
нарушения, в собственном смысле слова, у подростков нет. Вместе с тем
верным является и то, что подростки эмоционально чуствительны и у них
довольно часто меняется настроение. Временами они чувствуют себя настолько
несчастными, что плачут и хотят бросить все и всех, у некоторых временами
даже возникают идеи самоубийства. В целом, в большинстве своем подростки
это счастливые дети, у которых однако чаще возникают периоды печали и
страдания. Если в младшем школьном возрасте возникают школьные фобии,
которые со временем потом изчезают, то у подростка эти фобии возникают в
другой форме и значительно чаще составляют часть более широкого
эмоционального нарушения и прогноз в это случае является менее
благоприятным, о чем говорилось выше, и который требует дополнительного
участия взрослых (педагогов, психологов, родителей) в этих трудностях.
3. Роль эмоций в процессе межличностных отношений между младшим
подростком, взрослыми и сверстниками, и пути преодоления трудностей
подросткового возраста.
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения
поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных
событий в жизни ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть
одного из родителей, воспитание в детском доме, родительская жестокость или
непоследовательность в системе наказаний- это далеко не полный перечень
обстоятельств травмирующих детскую психику. Следует подчеркнуть, что
понимание механизмов лежащих в основе внутрисемейных взаимодействий
остается очень ограниченным, поэтому прежде чем перейти к обсуждению связей
внутрисемейных ситуаций, с возникновением психических расстройств у детей,
целесообразно рассмотреть различные роли в которых выступают родители,
воспитывая своих детей.
“Главное значение имеет возникновение эмоциональных связей у
подростка с другими людьми. На ранних этапах развития важны взаимодействия
ребенка со своими близкими. Степень их отзывчивости на получаемые от
ребенка сигналы и полноты удовлетворения его потребностей, определяют его
характер формирующихся отношений с людьми...”. [ ; стр 173] Но нужно
отметить, что роль эмоциональных связей и отношение в семье продолжают
оказывать свое влияние на протяжении всей жизни. Для каждого ребенка, в том
числе и подростка, важны отношения привязанности, т.к. семья обеспечивает
базисное чувство безопастности, гарантируя безопастность ребенка с внешним
миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того
близким являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и
волнений. Исследования показали, что в присутствии рдителей дети меньше
волнуются и тревожатся, что наблюдается в присутствии брата или сестры.
Видимо решающую роль играет присутствие близкого человека. Дети обычно
стремятся копировать поведение других людей. Они с легкостью перенимают у
родителей, учителей или восхищающих их звезд поп-музыки особенности
жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве
случаев проявляется уважение подростка к тем людям от которых он зависит и
с которыми его связывают теплые дружеские отношения. Роль моделей
родительского поведения важна для подростка в любых ситуациях. Способ
преодоления эмоционального стресса так-же определяется из знакомой ребенку
стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности путем
пассивного ухода или наадекватной агрессии, то и подросток в подобной
ситуации тоже проявляет агрессивность. В этой связи важно отметить, что
подростки учатся у родителей определенным способам поведения, т.е.
непосредственно сообщающие ему правила, не только усваиваются но и
благодоря собственному наблюдению за поведением родителей. Однако не редко
родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, а сами
обманивают друг друга; призывают ребенка к сдержанности, а сами вспыльчивы,
агрессивны, распущены. Так подросток следуя примеру родителей, не
признающих канонов и норм, признанных в обществе расширяет протест и
неприятие настолько, что отвергают и то , чем родители все-таки дорожат.
Если отношения являются плохими, дети вообще могут отказатся от
родительских норм. То же самое может произойти, когда дети видят что
поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам. Именно
поэтому иногда случается, что дети алкоголиков трезвенники, а дети непьющих
родителей становятся алкоголиками (см. практическую часть, пример № 8).
Родители влияют на поведение ребенка, поощеряя или осуждая
определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская
приемлемую для себя степень свободы в поведении.
Очевидно, что цели, которые родители ставят при воспитании своих
детей, различные. В этом отношении существуют хорошо известные
национальные, культурные и социальные различия. В некоторых семья считают,
что дети должны со всем соглашатся и быть послушнымию В других ценятся
самоутверждение и независимость ребенка. Некоторые семьи хотят, чтобы их
дети в большей степени расчитывали на свои силы и сраннего возраста
принимали серьезное участие в домашних делах; другие предпочитают, чтобы их
дети зависели от родителей до гораздо более старшего возраста.
Эти моменты, касающиеся целей воспитания, могут сыграть известную
роль, определяя формирование того или иного стиля поведения.
“Общение в семье позволяет подростку вырабатывать собственные
взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы подростка с родителями, а также с
братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного
использования собственных представлений и проработки отношений с другими.
При этом важна не только вербальная сторона, ибо общение включает также
передачу эмоций и отношений с помощью жестов, мимики и позы...”. [ ; стр.
49] Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для
общения представлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и
ясности общения. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или
неоднозначны, создают для ребенка более трудную ситуацию. Немаловажным
фактором в развитии подростка является воспитание и дисциплина.
Вопрос о меодах наказания является открытым, несмотря на огромное
количество исследований по этой и другим близким проблеммам воспитания
детей. Однако, насколько можно судить, данные с основном отрицают особую
эффективность наказаний. (Becker W. C. 1964. Consequences of different
kinols of parentai discipline.) Оказывается, что практически неважно, какой
метод наказания применяется и насколько наказание является строгим. Очень
тяжелые или очень легкие наказания по своим результатам являются
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|