МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Работа с детьми Черлакского детского дома

    межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового

    доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости,

    агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического

    механизма - с другой.

    Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие

    автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое

    поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель,

    учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское

    "мы"). В более поздних возрастах действие этого механизма может

    провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической

    зависимости.

    Можно предположить, что утрата базового доверия к миру, неизбежно

    возникающая у детей, воспитывающихся в условиях депривации, как следствие

    разрушения телесного, зрительного и звукового контактов с матерью, может

    быть восстановлена за счет инициации и деформирования скрытых механизмов

    развития личности, лежащих в познавательной сфере.

    Трудности социализации, как правило, порождают гипертрофированную

    адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или

    гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений,

    складывающихся в социуме.

    Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие

    явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира),

    отставание в социальном развитии.

    Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных

    отношений могут быть самые различные, но, прежде всего ни связаны с

    неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые

    предъявляет окружающий социум.

    Критериями преодоления этих трудностей могут быть сведущие:

    1. Готовность к адекватному восприятию возникающих

    социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами

    отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е.

    способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть

    соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только

    свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те

    условия, в которых складываются отношения ребенка;

    2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям

    (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных

    установок и ценностей;

    3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая

    готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в

    возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к

    самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

    Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовлении

    ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться

    только в комплексе.

    1.6. Развитие способностей преодоления трудностей социализации.

    Опираясь на вышеизложенные положения, рассмотрим способности ребенка-

    сироты, необходимые для преодоления трудностей социализации и некоторых

    психолого-педагогические механизмы, развивающие эти способности.

    Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать

    трудности социализации являются:

    1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;

    2. способность к самоопределению;

    3. способность к овладению социально ролевым поведением через

    систему дифференцированных отношений.

    1. Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства

    жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного

    развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном

    случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать

    происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности",

    блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка

    предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их

    возникновения.

    В условиях детского дома эти способности могут длительное время

    оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические

    воздействия для их актуализации, "взращивания".

    Способность к расширению границ пространства жизнедеятельности может

    сформироваться при наличии у человека такого базового качества, как

    автономия.

    Автономия означает, что ребенок в буквальном смысле ощущает себя

    "отдельным" человеком в том, что он способен к самостоятельному проживанию.

    Это не означает наличия реальных навыков ведения самостоятельной жизни -

    речь идет о бессознательном ощущении, о чувстве спокойствии и благополучия,

    когда ребенок на какое-то время останется один. Противоположный ему

    является возникновение в одиночестве растерянности и страха, что происходит

    с зависимым ребенком, ощущающим, что он способен выжить без кого-то.

    Автономия возникает в результате выделения себя из мира, отделения от

    других людей (в первую очередь от матери) и объектов. Поддерживается она

    осознанием границ собственного тела и обладание им. Это означает и принятие

    собственного тела (хорошее к нему отношение), и умение им пользоваться,

    причем эти качества очень тесно взаимосвязаны: хорошее отношение к своему

    телу поощряет ребенка к освоению новых моторных навыков, а их в свою

    очередь, рождает чувство собственной ловкости и подкрепляет положительное

    отношение к телу. В случае естественного развития ребенка в семье это

    достигается за счет постоянных телесных контактов с родителями: родители

    участвуют во многих физиологических отправлениях ребенка, ребенка обнимают,

    к нему прикасаются, берут на руки, пеленают и т.п., а также говорят ему,

    что он красивый, "сладенький", "малыш", что также несет для ребенка

    информацию о его теле. Кроме того, ребенок имеет возможность

    "экспериментировать" с собственным телом: он активно овладевает окружающим

    его пространством - дети часто строят какие-то сооружения из мебели,

    забираются на нее или под нее, прыгают с нее и т.д.

    В условиях воспитания ребенка в детском доме поддержание границ

    собственного тела может быть затруднено за счет ограничения детей (в целях

    их безопасности) и малого количества разнообразных телесных контактов с

    ребенком и разговоров об особенностях его тела. Поэтому задача воспитателя

    заключается в помощи ребенку в осознании границ собственного тела и его

    принятии. Методическими средствами для этого могут быть специальные

    спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений,

    включающие передвижения и вращение тела в пространстве с преодолением ряда

    препятствий, например: прыжки, кувырки, пролезание в обручи, эстафета с

    препятствиями и т.п.

    Для развития и поддержания автономии в условиях детского дома необходимо

    предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных

    потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть

    разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему

    спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто

    известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение

    личного пространства для ребенка невозможен. Это обеспечивается наличием

    собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для

    хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить

    самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу.

    В условиях детского дома для формирования способности к социальной

    активности и спонтанному проявлению необходимо использовать все возможные

    способы и средства, помогающие ребенку почувствовать себя в живом

    эмоциональном контакте с небольшим количеством значимых людей. Это может

    быть обеспечено выделением в рамках детского дома условных семей,

    поддержанием контакта с родственниками, индивидуальным прикреплением

    ребенка к определенному мастеру для обучения ремеслу и т.п.

    К подростковому возрасту начинает формироваться потребность

    самопознания. В этом возрасте дети с крайним интересом относятся к любым

    сведеньям о себе: они выполняют любые психологические задания, если им

    обещают сообщить результаты, не без различные к тому, какие впечатления

    произвели на нового человека, наконец, в полной мере проявляются

    избирательность общения - подросток старается найти близкого друга. Все это

    позволяет ему понять, чем он отличается от людей, какими сильными и слабыми

    качествами он по сравнению с ними обладает. При нормальном развитии

    подросток начинает отходить от семьи, он значительно больше времени

    проводит вне дома в компании сверстников, круг его общения сильно

    расширяется. Подросток "уходит" из семьи, так как нуждается в новой

    непредвзятой информации о себе; в семье же его давно знают, мнение о нем

    сложилось, в ней трудно проявить себя как-то по-новому.

    С точки зрения возможности широкого общения со сверстниками жизнь в

    детском доме могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем

    жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь

    возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие-

    то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток

    приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий

    своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии.

    Реально же подросток из детского дома оказывается постоянно включенным в

    какую-то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно

    сложились и закреплены. Как это ни парадоксально, детский дом начинает

    выполнять функцию семьи, но эта функция отрицательна.

    2. Способность к самоопределению позволяет ребенку вступать в

    разнообразные отношения с окружающим его миром, оставаясь при этом самим

    собой, сохраняя собственные границы.

    Характерная особенность этой способности в том, что потребности в

    самоопределении первично у ребенка нет. Эта потребность формируется

    взрослым только при условии, что ребенок уже способен владеть границами

    собственного пространства. В противном случае потребность в самоопределении

    первично у ребенка нет. Эта потребность формируется взрослым только при

    условии, что ребенок уже способен владеет границами собственного

    пространства. В противном случае потребность в самоопределении подменяется

    потребностью в слиянии с другими, а право ответа на ключевые вопросы

    самоопределения делегируется кому-то другому. Таким образом запускается

    иждивенческий сценарий, заставляющий ребенка в будущем надеяться на

    патронат, покровительство и пожизненную опеку.

    3. Способность к овладению социально-ролевым поведением через систему

    дифференцированных отношений обычно формируется за счет того, что в

    условиях семейного воспитания постоянно расширяется радиус значимости для

    ребенка различных лиц из его социального окружения. Уже для маленького

    ребенка отношения с отцом и матерью дифференцированы. Со временем

    социальные связи ребенка усложняются за счет включения в них членов

    расширенной семьи: бабушек-дедушек, тетей-дядей и т.п., что позволяет

    реденку обнаружить двойственность социальных ролей взрослого: его мать,

    например, выступает и в роли матери, и в роли ребенка по отношению к своей

    собственной матери. Ребенок узнает о том, что родители "ходят на работу",

    где выступают в совершенно ином качестве, чем дома.

    В условиях детского дома отношения "взрослый-ребенок" и "ребенок-

    ребенок", как правило, фиксированы, в связи с этим диапазон представлений

    ребенка о социальных ролях ограничен. Преодоление этого ограничения

    возможно за счет включения воспитателя в ролевую игру детей в

    нетрадиционной для него роли ребенка, например, в игре в "школу"

    воспитатель берет на себя роль ученика, а ребенок - учителя. Это позволяет

    ребенку преодолеть жесткость ролевой позиции взрослого и своей собственной.

    При организации игр по правилам в детских домах желательно участие в них

    воспитателей на "равных" с детьми правах, но при этом мастерство

    воспитателя значительно повышает умение детей; ему следует глубоко менять

    свою позицию в процессе игры: периодически (но не всегда) он должен

    подыгрывать ребенку, приближая тем самым свою роль к роли партнера-

    противника.

    Деятельность педагогов учреждений интернатного типа направлена прежде

    всего на развитие способностей детей к преодолению трудностей социлизации.

    Решение этой задачи зависит от подготовности педагогов, сформированности их

    профессиональной позиции.

    1.7. Программа "Становление", как важное звено в подготовке воспитанников

    детских домов к взаимодействию с внешней средой.

    Федерально-целевая программа "Дети-сироты" входит в президентскую

    программу "Дети России", утвержденную министерством образования Российской

    федерации. На основе этой программы специалисты главного управления

    народного образования при администрации Курганской области разработали

    программу "Становление", которая раскрывает примерные направления

    воспитательской работы в школах интернатах и детских домах.

    Программа "Становление " состоит из девяти разделов:

    1. Этикет.

    2. Учись общению.

    3. Ты и закон.

    4. Домоведение.

    5. Полезная экономика.

    6. У истоков сексуальной культуры.

    7. Школа будущих родителей.

    8. Расти здоровым.

    9. Внимание, опасность!

    Каждый раздел включает примерную тематику занятий по возрастным

    периодам, а также перечень умений для каждого возрастного периода. Для

    каждого раздела приведен список рекомендуемой для занятий литературы.

    Тематика предлагается как для бесед, индивидуально-групповых инструктивных

    занятий, так и для практических занятий по формированию умений, навыков.

    Для успешного внедрения программы "Становление" необходимо организовать

    работу воспитательного состава таким образом, чтобы все разделы программы

    гармонично вливались в воспитательный процесс, соответствовали особенностям

    детей.

    Рассмотрим подробнее некоторые разделы этой программы.

    Третий раздел "Ты и закон" содержит основные права граждан,

    провозглашаемые Конституцией РФ. Также необходимой является информация о

    политике и власти. Широко представлены права ребенка и трудовое право, а

    также система здравоохранительных органов.

    Так как развитие происходит не только в общении, но и в деятельности,

    приведем некоторые вопросы трудового права.

    Трудовое право.

    1. Какие отношения регулирует трудовое право?

    2. Какой документ является одним из главных регуляторов трудовых отношений

    между работодателем и работником?

    3. Для чего работодатель и работники заключают между собой коллективный

    договор?

    4. Какие обязательства берут на себя стороны при заключении трудового

    договора?

    5. Сроки трудового договора.

    6. Какие системы оплаты труда существуют?

    7.Почему соблюдение трудовой дисциплины обязательно и для работников и для

    администрации?

    В соответствии с разделом «Ты и закон» программы «Становление»

    планируется работа с выпускниками т.к. они должны быть хорошо подготовлены

    к постинтернатной жизни. Выпускник учреждения для детей-сирот, который по

    юридическому и социальному статусу является сиротой или оставшимся без

    попечения родителей, приравненный по льготам, имеет право на «особую защиту

    и помощь предоставленные государством» (статья 20, часть 1. Конференции о

    правах ребенка 1989 год.).

    Выпускнику учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-

    сирот при поступлении в начальные профессиональные, средне специальные и

    высшие учебные заведения выдается комплект новой одежды, обуви,

    единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты

    труда. Постановлением правительства Российской Федерации от 20 июня 1992

    года № 409 утвержден перечень обеспечения одеждой, обувью и другими

    предметами первой необходимости. Таким образом, каждый выпускник знает, что

    ему полагается при выпуске из детского дома или школы-интерната.

    В ряде областей России приняты постановления глав администраций об

    увеличении суммы денежных компенсаций, расширен перечень выдаваемых

    предметов.

    Также при поступлении в учебное заведения выпускник учреждения для детей-

    сирот имеет право на внеконкурсное поступление в средние специальные и

    высшие учебные заведения. На период обучения в образовательных учреждениях

    (ПУ, техникумах, ВУЗах) выпускники детских домов пользуются сведущими

    льготами:

    + зачисляются на полное государственное обеспечение.

    + стипендия выплачивается не ниже 80% минимальной стипендии.

    + ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания

    обучения (основание – постановление правительства РФ от 20 июня 1992 года №

    409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот»).

    + предоставляется жилье (общежитие или комната).

    + бесплатный проезд в общественном транспорте при наличии единого

    билета установленного образца.

    + в период прохождения производственной практике полностью

    выплачивать заработок.

    В современных экономических условиях снять напряженность на рынке труда

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.