Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию
Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию
I. Введение.
Воспитание есть процесс социальный
в
самом широком смысле. Воспитывает
всё: люди, вещи, явления, но прежде
всего и больше всего – люди. Из них
на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки
проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно
сказываются на неустойчивой психике порастающего поколения. Размытость
нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное
наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное
понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста
многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти
касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и
детей более младшего возраста.
Ещё далеко не все отцы и матери в полной мере сознают свою
родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле. В беседах с
родителями учащихся нередко приходится слышать такое: «Для нас главное –
накормить и одеть ребёнка да проследить за выполнением школьных заданий».
Несомненно, что на ряду с другими причинами, подобное отношение родителей к
детям играет определённую роль в росте среди школьников негативных явлений
– таких, как потребительство, равнодушие, нигилизм, жестокость и другое.
Об актуальности дальнейшего повышения ответственности родителей за
подготовку нового поколения говорят допускаемые ими ошибки в семейном
воспитании. Причём об этих ошибках говорят сами отцы и матери, сознавая
их, и тем не менее мирясь с ними. Преодолению ошибок препятствует именно
недостаточное осознание родителями своей ответственности за подготовку
подрастающего поколения.
Семья обязана формировать физически и психически, здоровую,
нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей
трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания
семейного воспитания являются известные направления – физическое,
нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.
Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и
дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном,
существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические
ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей,
сбивающих и детей, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир,
заложенную природой гармонию.
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное
участие каждого воспитанника в созидание прекрасного своими руками:
практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих
студиях, группах и т.д.
«Эстетическое общественное сознание выражается в форме искусства,
которое является важным средством, снимающим у детей напряжение от учёбы,
труда, спорта. И можно смело утверждать, что искусство осуществляет
своеобразную психотерапию», так говорил Лихачёв ( ).
Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных,
духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного
внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к
музыке. Музыка является величайшим источником эстетического и духовного
наслаждения.
Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и
дети – классическую, народную, духовную, серьёзную и развлекательную.
Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень
трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не
всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого
содержания. И всё потому, что в детские годы в семье не уделялось должного
внимания музыкальному воспитанию.
Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные
музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если
занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут
более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к
музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и
вдохновения.
Известный советский скульптор С.Г. Коненков как-то сказал: «Я никогда
бы не вступил на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку.
Впечатления детства во многом определяют будущее человека, они – фундамент
сознательной жизни». ( )
Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который
сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Ярко свидетельствуют
результаты различных социально-психологических исследований о том, что
семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения
музыкой и подготавливает почву для его формирования.
Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей.
Как организовать работу с родителями по обучению в области музыке,
как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать
им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные
результаты?
Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими
знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным
институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры,
владеющие необходимой методикой, способные использовать не только
современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт
работы с ними.
Подласый И.П. отмечает, что в работе с родителями популярно формой
остаются: родительские собрания, также приглашение родителей в школу для
беседы, посещение семей своих учеников, изучая на месте не только бытовые
условия, но и характер организации семейного воспитания. Нетрадиционно
подошла к родительским собраниям Дереклеева Н.. В своей статье
«Нетрадиционная форма проведения собраний», опубликованной в научно -
методическом журнале «Воспитание школьников», она предложила такие формы
проведения собраний, как: родительский тренинг, дискуссия, круглый стол.
Крупинина И. Затронула вопрос о педагогическом просвещении родителей:
семейному воспитанию помогут такие организационные формы как школьные и
классные лектории, групповое и индивидуальное консультирование.
Лаврентьев В.В. рекомендует такое направление в работе с родителями:
привлечение их к участию в общешкольных делах.
Бордовская Н.В. и Реан А.А. предлагает формы помощи в работе с
родителями: организационно педагогическую работу с родителями,
осуществление их педагогического просвещения и проведения систематической,
индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитанию учащихся.
Анализируя и обобщая литературу, мы пришли к выводу, что работой
педагога – музыканта с родителями по эстетическому воспитанию практически
никто не занимается хотя это очень важно и актуально в наше время. В
основном в литературе затрагивается вопрос о работе классного руководителя
общеобразовательной школы. Отсутствие научно – методической литературы,
которая бы чётко сформулировала функции педагога-музыканта, что является
важной причиной для решения этой проблемы.
В своей работе мы опирались на опыт других преподавателей-музыкантов,
на их неудачи и положительные результаты. Что позволило нам разработать
свою методику по работе с родителями. Эту работу мы провели работая с
группой родителей одной из музыкальных школ города Альметьевска.
Объектом нашего исследования стали родители учащихся в музыкальной
школе.
Предметом – воздействия педагога-музыканта на родителей посредством
рекомендаций, приобщения к музыкальному искусству. Целью нашей работы
является достижение определённого уровня понимания задач. Отсюда вытекает
ряд моментов:
- информирование родителей учащихся о значимости эстетического
воспитания;
- привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и
преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает
связь: педагог > родители > дети;
- создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;
- приобщение родителей к музыкальному искусству;
- понимание родителями о значимости того, что они имеют большое влияние
на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику
радости и вдохновения;
- понимание ответственности родителей за подготовку подрастающего
поколения;
Если педагог-музыкант в своей работе с родителями по эстетическому
воспитанию будет использовать такие формы работы, как: совместные
концерты учащихся и родителей; лекции, семинарские занятия,
педагогические практикумы; встречи с артистами, певцами,
композиторами; музыкально-педагогическое самообразование (чтение книг
о музыке, чтение музыкальных журналов); домашние концерты; совместные
походы в театр, филармонию, то мы предполагаем, что родители
передадут свой опыт детям и эстетическое воспитание детей будет более
эффективным.
Основная часть.
Глава I.
§1.Взаимодействие классного руководителя и семьи.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том,
что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и
развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия
лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и
терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям
объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств,
которые необходимы для его самоопределения и самореализации
в случае неудачи.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и
длительной работы классного руководителя, которое, прежде всего,
предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание
особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Семья рассматривается, как начальная структура членов общества,
связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих
друг за друга моральную ответственность.
Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и
сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании
усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь
в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и
уходу за младшими сёстрами и братьями;
молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние
старшего поколения снижается, остаются не востребованными их жизненный
опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отличают, что
воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не
вдоль»;
происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и
взрослых, особенно в крупных городах;
осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических
трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум
и.т.д.);
гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются
просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде
различных сериалов), а на общении с детьми, то есть на их воспитание не
остаётся времени;
Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы
оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией
воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые
классифицируются:
по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;
по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и
дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей);
неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;
внебрачная семья: когда женщина рождает и воспитывает ребёнка, не
зарегистрировав брак. Исследование психологов, социологов, педагогов
показывает, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и
выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют
их судьбу.
В педагогике рассматривается классификации семьи и по характеру
взаимоотношений. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа:
идеальная;
средняя;
негативная или скандально- раздражительная.
Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей:
гармоничная;
распадающаяся;
распавшаяся;
неполная.
У педагогов - практиков деление семей принято на «благополучные» и
«не благополучные». Их признаки:
в «благополучной» семье оба родителя: работают, имеют достаточно
благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания
детей;
«формально-благополучные» : благополучие нередко носит видимый характер и
определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
«неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания-
постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это
делают его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в
жизни;
рождается новый тип семьи «новых русских»: высоко обеспеченные и сверх
обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший
кризис в семейных отношениях и воспитании детей.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть
успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют
сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги
деятельности.
Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и
организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с
помощью специальных методик и составления программ его развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть
дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы
взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей,
особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы,
класса.
Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по
вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.
Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе,
консультации (если они заранее обговорены и спланированы), необходимо
готовиться.
Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в
педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт
условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их
улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно рассматривать как
вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения
педагога с семьёй.
Такая форма может использоваться в зависимости от условий,
особенностей и специфике ситуации. Если в своей практике классный
руководитель, воспитатель, педагог использует эту форму с семьёй,
желательно соблюдать следующие условия:
не приходить в семью без предупреждения и согласования времени визита;
не планировать свой визит более чем на 5 - 10 минут (чтобы не быть
обременительным);
не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде родители могут растеряться,
придите им на помощь примерно следующими словами: «Разрешите раздеться. Где
у вас можно присесть и поговорить»;
не поучайте родителей, а советуйте;
желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и
содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители,
пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).
Предметом педагогического консультирования могут стать рекомендации
по самостоятельному изучению соответствующей литературы, раскрывающей
различные аспекты семейного воспитания детей (традиционные приемы и
методы воспитания, специфика воспитательной работы с учетом современных
условий и др.). Родителям следует рекомендовать публикации о
закономерностях психического развития, о факторах способствующих
личностному росту, о саморазвитии и самовоспитании личности. Родителям
желательно знать особенности детей с отклонениями в развитии, так как
именно они нередко являются причиной их девиантного поведения. Система
знаний о ребенке как о субъекте воспитательного процесса, его возрастных,
индивидуальных особенностях с учетом социальных факторов развития, о
закономерностях общения и способах проявления эмоций поможет родителям
оптимально строить отношения со своими детьми.
Родителям необходимо знать и правовые основы, регламентирующие
отношения в семье детей и родителей, существующую систему
образовательных учреждений России, для того чтобы помочь детям
сориентироваться в выборе учебного заведения, воспользоваться услугами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|