МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

    , нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития

    личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности

    учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более

    отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность,

    ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает

    потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая

    развитие полноценной личности.

    Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и

    воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога

    воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях ,

    навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание

    ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста

    ( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.),

    стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат

    деятельности ребенка.

    Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в

    котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они

    должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в

    школе должна быть не имитационной вне личностного участия и

    заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной ,

    воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом

    говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых

    столетий.

    Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы

    требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его

    личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку

    ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет

    психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

    Вот главные принципы этой области знаний.

    1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

    2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других

    ,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

    3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться

    окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность

    узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

    Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

    «Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для

    определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень

    давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге

    судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода

    , предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких

    бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов,

    став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства ,

    черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

    В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты

    для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано

    около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все

    что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его

    искренности.

    «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и

    мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни –

    художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. –

    захватывают действитель-ность целиком , сплошь , сполна , живую

    действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие

    – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из

    неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова

    собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-

    таки и не удаётся».

    Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по

    биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см.приложение

    1).

    По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных

    людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как

    полные антиподы совместимы очень редко.

    Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще

    мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то

    остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие

    психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к

    познанию самого себя.

    Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной

    системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.

    Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о

    двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со

    слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и

    другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то

    прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не

    следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть

    художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато

    небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов ,

    музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.

    Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-

    то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше

    работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно,

    до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания,

    а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в

    постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать

    себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и

    настойчивость ничем не заменить.

    IV . Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе

    профессиональной ориентации.

    Всестороннее развитие личности , формирование эстетических,

    экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у

    школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача

    педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и

    специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в

    жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры

    невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между

    собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя

    не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед

    природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить

    на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое

    нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими

    творениями и облагораживать её.

    Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого

    из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего

    поколения.

    4.1. Экологическая культура.

    «Берегите эти земли, эти воды,

    даже малую былиночку любя.

    Берегите всех зверей внутри природы,

    Убивайте лишь зверей внутри себя.»

    Е.

    Евтушенко

    Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами

    современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому

    сообществу и к каждому из людей. Но если слово « мир» издревле укоренилось

    в лексике разных народов , то термин «экология» ( в переводе с греческого

    – наука о доме , о местопребывании) появился только в 1866 году и до

    недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И

    действительно, планета Земля , её природа – материки и океаны , зелёный и

    животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская ,

    в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и

    источник здоровья , вдохновения. Вот почему сохранение природных основ

    жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей.

    Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не

    приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без

    учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные

    последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды , нарушение

    экологического равновесия , уменьшение способностей природных компонентов к

    самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных

    и региональных экологических угроз очень велик. «Экологическая карта» нашей

    страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги экологической

    напряженности в Отечестве.

    Экологическая культура – ёмкое понятие , но главное содержание

    фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы,

    когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.

    С одной стороны , «ответная реакция» природы на разрушительные

    действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее – вынуждающий общество

    переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на

    неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на

    путь выработки экологической культуры.

    С другой стороны , процесс формирования и развития экологической

    культуры становится импульсом духовно-практической деятельности ,

    направленной на преодоление кризисного состояния системы «общество-природа»

    , на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию

    отношений между обществом и природой.

    «Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей

    чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не

    случайно во время международной конференции учёных «Охрана окружающей среды

    и защита всеобщего мира» (1986 г) был проведен «круглый стол» «Молодёжь и

    борьба за охрану природы и мира».

    Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но

    и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы

    будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в

    самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам

    взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими

    качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм.

    Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой – возьмут на

    себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители

    человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и

    лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и

    ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои

    населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды

    своей жизни и деятельности.

    Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в

    экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить

    способы её улучшения, а тем самым «выводит» на экологические знания,

    стимулирует овладение ими.

    В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд

    социологических исследований «Молодёжь и окружающая среда» проведённых

    группой специалистов в том числе Ю.П.Ожеговым и Е.В.Никоноровой ,и

    изложенных в книге «Экологический импульс», даёт следующие результаты.

    Отвечая на вопрос : « Считаете ли Вы необходимым углублять свои

    экологические знания ?» – 69,6% опрошенных юношей и девушек заявили «да». В

    их числе 77,6 % школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ.

    Не видят необходимости в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 %

    - затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не

    выработали определенного мнения.

    В анкету был включен вопрос : « если вы считаете необходимым

    углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они?». Далее

    следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает

    молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной

    среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.?

    Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе:

    «Эти знания мне нужны для общего развития».Такой ответ дали около 30 %

    юношей и девушек , в том числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ.

    На второе место вышел ответ: « Такие знания помогают самостоятельно

    разбираться в экологической обстановке» – 24,2 % опрошенных (31,5 %

    школьников , 26 % - студентов , 18,2 % - учащихся ПТУ ).

    Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в

    ответе: « Экологические знания являются одним из условий здорового образа

    жизни». Этот вариант ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % -

    школьников и студентов , 13,3 % - учащихся училищ.

    Четвёртую позицию занял ответ : « Эти знания необходимы для

    удовлетворения интереса к жизни природы»,- собравший 15,5 % голосов ( 23 %

    - студентов, 17 %- школьников, 12 % учащихся ПТУ).

    Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной

    практической потребности : «Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием

    участвовать в экологической деятельности».

    Этот вариант ответа выбрали 14,3 % опрошенных ( 20 % - студентов,

    15,1 % - школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ).

    Шестое место занял ответ : «Эти знания входят в изучаемые мною в

    школе (ПТУ, техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает

    недоумение : почему лишь 18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее

    6,6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему

    экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать

    его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого

    материала , или же преподносится он так , что не может пробудить интерес

    учащихся.

    Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив,

    порождаемый профессиональными запросами реальной или будущей деятельности.

    Всего лишь 7,4 % опрошенных выбрали вариант ответа : «Экологические знания

    требуются по роду производственной деятельности».

    Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё

    экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ;

    рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность

    учащихся.

    Экологизация современного познания, обусловленная общественными

    потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую

    ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и

    экологичес-кого.Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по

    образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча

    , разрабатываемые в нашей стране.

    В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии

    необходимо :

    1. Усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования , и прежде

    всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека

    и природы;

    2. Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии,

    формирование межпредметных связей , выявленных в ходе развития

    междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления

    окружающей среды ;

    3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей

    экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию

    научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер

    экологических исследований ;

    4. Включение в экологическое образование результатов тех научных

    исследований в области окружающей среды , которые связаны с регионально –

    отраслевой специализацией.

    Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс

    образования ,но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь,

    сквозной идеей о единстве общества и природы.

    2. Нравственная культура.

    « Посеешь поступок – пожнёшь

    привычку ,

    Посеешь привычку – пожнёшь

    характер,

    Посеешь характер – пожнёшь

    судьбу .»

    (Восточная пословица)

    Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании

    личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся

    педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не

    может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на

    первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём

    трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал

    древнеримского философа Сенеку , который писал : «Научись сперва добрым

    нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».Там же

    он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но

    отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

    Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский

    педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.