Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры
, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития
личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности
учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более
отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность,
ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает
потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая
развитие полноценной личности.
Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и
воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога
воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях ,
навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание
ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста
( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.),
стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат
деятельности ребенка.
Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в
котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они
должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в
школе должна быть не имитационной вне личностного участия и
заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной ,
воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом
говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых
столетий.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы
требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его
личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку
ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет
психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
Вот главные принципы этой области знаний.
1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других
,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться
окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность
узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.
Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.
«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для
определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень
давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге
судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода
, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких
бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов,
став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства ,
черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.
В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты
для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано
около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все
что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его
искренности.
«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и
мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни –
художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. –
захватывают действитель-ность целиком , сплошь , сполна , живую
действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие
– мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из
неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова
собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-
таки и не удаётся».
Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по
биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см.приложение
1).
По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных
людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как
полные антиподы совместимы очень редко.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще
мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то
остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие
психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к
познанию самого себя.
Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной
системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.
Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о
двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со
слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и
другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то
прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не
следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть
художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато
небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов ,
музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.
Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-
то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше
работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно,
до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания,
а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в
постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать
себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и
настойчивость ничем не заменить.
IV . Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе
профессиональной ориентации.
Всестороннее развитие личности , формирование эстетических,
экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у
школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача
педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и
специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в
жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры
невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между
собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя
не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед
природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить
на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое
нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими
творениями и облагораживать её.
Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого
из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего
поколения.
4.1. Экологическая культура.
«Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.»
Е.
Евтушенко
Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами
современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому
сообществу и к каждому из людей. Но если слово « мир» издревле укоренилось
в лексике разных народов , то термин «экология» ( в переводе с греческого
– наука о доме , о местопребывании) появился только в 1866 году и до
недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И
действительно, планета Земля , её природа – материки и океаны , зелёный и
животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская ,
в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и
источник здоровья , вдохновения. Вот почему сохранение природных основ
жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей.
Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не
приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без
учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные
последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды , нарушение
экологического равновесия , уменьшение способностей природных компонентов к
самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных
и региональных экологических угроз очень велик. «Экологическая карта» нашей
страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги экологической
напряженности в Отечестве.
Экологическая культура – ёмкое понятие , но главное содержание
фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы,
когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.
С одной стороны , «ответная реакция» природы на разрушительные
действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее – вынуждающий общество
переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на
неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на
путь выработки экологической культуры.
С другой стороны , процесс формирования и развития экологической
культуры становится импульсом духовно-практической деятельности ,
направленной на преодоление кризисного состояния системы «общество-природа»
, на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию
отношений между обществом и природой.
«Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей
чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не
случайно во время международной конференции учёных «Охрана окружающей среды
и защита всеобщего мира» (1986 г) был проведен «круглый стол» «Молодёжь и
борьба за охрану природы и мира».
Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но
и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы
будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в
самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам
взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими
качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм.
Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой – возьмут на
себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители
человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и
лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и
ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои
населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды
своей жизни и деятельности.
Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в
экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить
способы её улучшения, а тем самым «выводит» на экологические знания,
стимулирует овладение ими.
В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд
социологических исследований «Молодёжь и окружающая среда» проведённых
группой специалистов в том числе Ю.П.Ожеговым и Е.В.Никоноровой ,и
изложенных в книге «Экологический импульс», даёт следующие результаты.
Отвечая на вопрос : « Считаете ли Вы необходимым углублять свои
экологические знания ?» – 69,6% опрошенных юношей и девушек заявили «да». В
их числе 77,6 % школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ.
Не видят необходимости в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 %
- затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не
выработали определенного мнения.
В анкету был включен вопрос : « если вы считаете необходимым
углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они?». Далее
следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает
молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной
среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.?
Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе:
«Эти знания мне нужны для общего развития».Такой ответ дали около 30 %
юношей и девушек , в том числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ.
На второе место вышел ответ: « Такие знания помогают самостоятельно
разбираться в экологической обстановке» – 24,2 % опрошенных (31,5 %
школьников , 26 % - студентов , 18,2 % - учащихся ПТУ ).
Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в
ответе: « Экологические знания являются одним из условий здорового образа
жизни». Этот вариант ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % -
школьников и студентов , 13,3 % - учащихся училищ.
Четвёртую позицию занял ответ : « Эти знания необходимы для
удовлетворения интереса к жизни природы»,- собравший 15,5 % голосов ( 23 %
- студентов, 17 %- школьников, 12 % учащихся ПТУ).
Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной
практической потребности : «Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием
участвовать в экологической деятельности».
Этот вариант ответа выбрали 14,3 % опрошенных ( 20 % - студентов,
15,1 % - школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ).
Шестое место занял ответ : «Эти знания входят в изучаемые мною в
школе (ПТУ, техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает
недоумение : почему лишь 18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее
6,6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему
экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать
его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого
материала , или же преподносится он так , что не может пробудить интерес
учащихся.
Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив,
порождаемый профессиональными запросами реальной или будущей деятельности.
Всего лишь 7,4 % опрошенных выбрали вариант ответа : «Экологические знания
требуются по роду производственной деятельности».
Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё
экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ;
рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность
учащихся.
Экологизация современного познания, обусловленная общественными
потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую
ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и
экологичес-кого.Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по
образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча
, разрабатываемые в нашей стране.
В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии
необходимо :
1. Усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования , и прежде
всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека
и природы;
2. Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии,
формирование межпредметных связей , выявленных в ходе развития
междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления
окружающей среды ;
3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей
экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию
научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер
экологических исследований ;
4. Включение в экологическое образование результатов тех научных
исследований в области окружающей среды , которые связаны с регионально –
отраслевой специализацией.
Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс
образования ,но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь,
сквозной идеей о единстве общества и природы.
2. Нравственная культура.
« Посеешь поступок – пожнёшь
привычку ,
Посеешь привычку – пожнёшь
характер,
Посеешь характер – пожнёшь
судьбу .»
(Восточная пословица)
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании
личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся
педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не
может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на
первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём
трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал
древнеримского философа Сенеку , который писал : «Научись сперва добрым
нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».Там же
он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но
отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский
педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной
Страницы: 1, 2, 3
|