МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

    Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

    I Введение .

    Профориентация учащихся на современном этапе.

    На современном этапе определены основные требования к

    общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей

    учащихся,

    Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и

    склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с

    углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня

    среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

    Реализация современных требований, предъявляемых к

    общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и

    практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений ,

    способствующих решению практических вопросов профессионального

    самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система

    профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для

    ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои

    индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев);

    диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания

    индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин

    Н.П., Ярославль; Забродин Ю.,Москва); теоретические и методические основы

    проф.консультации молодежи,банк профессиокарт (Е.А.Климов,Москва);

    системный подход к профориентации школьников

    (В.Ф.Сахаров,Киров;Н.К.Степаненков,Минск); общественно-значимые мотивы

    выбора профессии (Е.М.Павлютенков,Комсомольск-на-Амуре); особенности

    профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент;

    П.А.Шавир,Тюмень ; Н.Н.Чистяков,Кемерово); формирование элементов духовной

    культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии

    (Г.П.Шевченко,Луганск).

    Однако , несмотря на некоторые положительные результаты

    ,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных

    целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,

    соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам

    общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным

    тормозом развития профориентации является то, что она, как правило ,

    рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный

    , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются

    в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности

    каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в

    избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о

    потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных

    специалистов - профориентаторов.

    О низкой результативности профориентационной работы со школьниками

    свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным

    самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и

    требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития

    и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными

    возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о

    престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой

    профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и

    ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, превычек

    требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно

    отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

    Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между

    возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и

    методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях

    развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными

    планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической

    необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с

    тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других

    социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием

    стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью

    координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её

    узковедомственными путями и средствами.

    Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации

    , выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим

    образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная ,

    целостная система научно – практической деятельности общественных

    институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору

    профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого –

    педагогических и медико – физиологических задач по формированию у

    школьников профессионального самоопределения , соответствующего

    индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах

    высокой квалификации.

    Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой

    подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель

    которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех

    творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего

    поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач ,

    обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

    Профориентация , являясь целостной системой , состоит из

    взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей ,

    задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема -

    деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку

    школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и

    функциональные обязанности на основе принципа координации.

    Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение

    учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к

    профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор

    , социально – профессиональная адаптация.

    Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве

    субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее

    характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой

    деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной

    деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой

    мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и

    умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и

    эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе ,

    своих способностях , особенностях характера.

    Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и

    углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной

    ,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием

    нравственной .эстетической и экологической культуры.

    Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о

    процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку

    программы действий , регулирование процесса реализации и разработку

    рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией

    школ является составной частью управления социально-экономическим развитием

    района , города, региона.

    Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой

    взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система

    профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и

    развивающую функции.

    Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется

    целенаправленно на всех возрастных этапах.

    Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной

    культуры труженика любой отрасли народного хозяйства , мы выбрали для

    курсовой работы малоисследованную сторону профессиональной ориентации и

    сформулировали тему следующим образом : « Формирование элементов духовной

    культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии ».

    Предметом исследования является духовная культура учащихся.

    Задачи , которые мы поставили перед собой и решали в процессе

    выполнения курсовой работы:

    1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической

    литературой по формированию духовной культуры личности и профориентации.

    2. Выделить те элементы духовной культуры, на формирование которых можно

    воздействовать в процессе профориентации.

    3. Определить содержание , пути и средства профориентационной работы ,

    оказывающие влияние на формирование духовной культуры личности.

    4.Изучить возможности школьной библиотеки в формировании духовной культуры

    личности в процессе профориентации.

    Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский ,А.С.Макаренко,

    В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и

    профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само

    представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности» ,

    связанной с вдохновением , творчеством , моральной чистотой , осознанностью

    социальной ценности его. На этой основе формируются черты как

    нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.

    II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и

    проблемы её формирования на современном этапе.

    Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его

    культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению

    последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное

    многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры.

    « Чем богаче подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , - т.е. чем

    больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными

    оказываются даваемые ему дефиниции».

    Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего

    предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают

    в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни

    общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом

    обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим

    вопросам духовной культуры.

    История разработки философских теоретических проблем культуры

    восходит к XVIII – XIX вв.Шеллинг, Гегель,Шопенгауэр ,Гердер, многие

    другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма ,

    где за основу , как писал К.Маркс , принимался «только один вид труда ,

    именно абстрактно-духовный труд».

    В противовес природе культура обозначала духовное начало , духовные

    способности и возможности человека , вся культурно-творческая практика

    которого осознавалась в домарксистской культурологии « как чисто духовная

    практика , целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя

    в идейных продуктах этого сознания » . С возникновением материалистической

    диалектики , признающей основополагающую роль материального производства в

    жизни общества , закономерно утверждается концепция двуединого строения

    культуры- материальной и духовной.

    Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности

    предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её

    воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы

    формирования духовной культуры – от социально – экономических отношений

    до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы –

    необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.

    Формирование культуры личности , включающее в себя действие как

    объективных так и субъективных факторов , взаимодействующих между собой ,

    происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё

    воздействия . но и стихийно , под влиянием объективных условий жизни людей.

    Мир материальных предметов , отражаясь в сознании ребёнка , рождает

    определённое к ним отношение, создаёт потребность в них , критерии их

    оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь

    помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы , данная особенность

    человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности

    формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе

    создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю , вступают

    в отношения с другими людьми , т.е. действуют в соответствии с

    установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним

    из важных условий разработки концепции формирования личности , её

    духовного мира.

    Объективные условия формирования культуры подрастающего поколения не

    всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного ,

    профессионального и индивидуально – типологического характера. Только

    органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора

    может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности

    согласно заданной модели.

    Этим объясняется значение комплексного , системного характера

    формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго

    отвечать требованиям социальной жизни , представляющей собой целостную

    систему.

    В своей работе «Духовная жизнь общества» А.К.Уледов даёт определение

    духовной жизни общества , как реальный процесс существования людей, способ

    общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную сферу ,

    связанную с производством и распространением сознания , удовлетворения их

    духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как

    образование, выражающее то общее , что присуще духовной жизни как системе.

    Выступая качественным показателем духовной жизни общества , духовная

    культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной

    жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких

    компонентов ,как духовная деятельность , духовные потребности, духовное

    потребление , социальные институты , духовные отношения и общение.

    По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся

    есть единство прежде всего морально-нравственного , экологического и

    трудового воспитания.

    Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт

    возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной

    культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного

    мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни

    , раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно

    активной личности.

    « Духовное выживание возможно » - так считали участники дискуссии ,

    которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР

    на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры.

    В ней приняли участие : Б.Неменский – член-корреспондент АПН, народный

    художник ; Е.Квятковский – действительный член АПН ; В.Лакшин – главный

    редактор журнала «Иностранная литература»; Н.Кушаев – кандидат

    педагогических наук ; Л.Буева – академик , секретарь отделения философии,

    политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция

    художественного образования как фундамента системы эстетического развития

    учащихся в школе ( руководитель работы Б.Неменский ) и современная

    концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под

    редакцией Е.Квятковского).

    Б.Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства

    способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его

    людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и

    легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути

    своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира

    растущего человека . «Какое место по времени должно занимать в школе

    изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса.

    Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без

    искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник может

    развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства – от первого до выпускного

    класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика.

    Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем

    явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности

    художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное

    положение в структуре образования , стать точкой роста новой ,

    очеловеченной системы образования ».

    III.Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.

    Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами ,

    потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка

    школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей

    стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед

    собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся

    определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие

    творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.