МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональное обучение

    реальности конкретной компании и берутся из непосредственного рабочего

    окружения. При этом четкие правила не оговариваются, т.к. подразумевается,

    что каждый участник будет действовать, исходя из своей роли. Кроме

    непосредственных участников, в игре могут присутствовать наблюдатели,

    которые молча следят за развитием событий и вступают в действие уже в ходе

    анализа игры. Значительно повышает эффективность игры использование

    видеосъемки.

    Примеры ролевых игр: линейные менеджеры в парах разыгрывают типичные

    диалоги «менеджер - подчиненный» или «сотрудник – трудный клиент»,

    отрабатывая навыки эффективного управления или телефонного общения.

    Ролевая игра позволяет увидеть и зафиксировать не только образ

    действий, но и отношение к тому, как он действует: по окончании игры

    участники делятся впечатлениями от увиденного и услышанного. Анализ ролевой

    игры позволяет пересмотреть привычные стереотипы собственных действий,

    задуматься об их целесообразности. Кроме того, ролевая игра с отработкой

    действий дает возможность закрепить желаемые навыки.

    Моделирующие игры

    Нередко ролевые игры не приносят желаемого результата, поскольку

    существует опасность того, что участники будут воспроизводить привычные

    действия, даже если они неэффективны. Целью же игры является устранение

    привычных стереотипов поведения. Поэтому довольно часто используются

    моделирующие игры, которые основаны на замене реальности обобщенной и

    иногда чрезвычайно отстраненной моделью. Так достаточно распространенными

    моделирующими играми являются игры, моделирующие принятие решений в

    условных ситуациях кораблекрушения, необитаемого острова, Арктики, пустыни

    и т.д. Кроме того, условность модели позволяет отдалиться от рабочей

    реальности, не испытывать давления производственных проблем. В то же время

    заложенная в модели структура действий позволяет эффективно отрабатывать

    необходимые навыки.

    Пример подобной игры - «Необитаемый остров», где моделируется процесс

    выработки группового решения в критических условиях. Участникам

    предлагается перечень действий, которые необходимо ранжировать по степени

    важности для выживания. За ограниченное время группа должна прийти к

    единому решению.

    Имитационные игры

    Считается, что первой областью, где были применены имитационное

    моделирование – военное искусство. В нашей стране первая имитационная

    деловая игра «Организационно-производственные испытания» была создана в

    1932 г. по заказу и при поддержке штаба Ленинградского военного округа. В

    игре отрабатывался перевод предприятий на военный режим работы.

    В центре имитационной игры – структура функциональных связей в

    организации. Игры-имитации:

    . дают живое изображение основных черт рабочей реальности;

    . воспроизводят реальные деловые ситуации;

    . позволяют отрабатывать функциональные взаимодействия;

    . ставят участников в обстоятельства, требующие оперативных решений.

    В отличие от ролевой игры имитация не предполагает погружения в роль,

    человеческие взаимодействия здесь скорее осмысляются, чем проживаются. Так

    к числу типичных игр такого типа относятся игры, имитирующие работу

    компании, отдела, проектной группы и т.д.

    Имитационные игры могут проводиться с использованием компьютера и без

    него.

    Первая компьютерная игра-имитация была выпущена Американской

    ассоциацией менеджмента в 1957 г. Она предусматривала управление условной

    организацией Mose Company – играющие получали на экране описание игровых

    ситуаций и после обсуждения должны были выбрать один из нескольких

    вариантов решений. В современных разработках игр по развитию управленческих

    навыков каждый выбор участников вызывает определенный поворот сюжета,

    реакцию персонажей, роли которых исполняют профессиональные актеры. После

    каждого игрового квартала участники получают текстовые комментарии своих

    действий, на основе чего происходит анализ и оценка действий

    (проблематизация), уточнение или смена тактики и использование новых

    управленческих действий в новом квартале. Тренер во время проведения игры

    анализирует не только сами принимаемые решения, но и способ их группового

    принятия.

    Пример имитационной игры: игра the Complete Project Manager

    («Руководитель проекта»)[14], сюжет которой моделирует разработку и

    реализацию проекта в корпоративной среде. Игра построена на взаимодействии

    руководителя проекта с командой проекта, высшим руководством, финансовым

    отделом компании, заказчиком. Участники группируются в команды, каждая из

    которых моделирует работу руководителя проекта, совместно принимая решения

    по ходу поворотов сюжета.

    Одна из наиболее популярных в мире имитационных игр без использования

    компьютера - Looking Glass, в основу сюжета которой легла работа крупной

    международной компании по производству стекла. В ходе игры участники (21

    человек) исполняют роли высших руководителей организации. В качестве

    начальной информации они получают описание работы компании и ее годовой

    отчет с основными показателями деятельности, затем участники расходятся по

    комнатам-«офисам», каждый занимает свой рабочий стол с телефоном,

    соединенным с телефонами остальных участников, и корзиной для служебных

    записок. В таких условиях каждый участник самостоятельно выбирает свой

    образ действий. После окончания игры участники собираются на общее

    собрание, им объявляют финал сюжета, сообщают финансовые показатели,

    следующие из принятых решений. Заключительный день игры посвящен обратной

    связи: участники получают данные психологического тестирования,

    характеристики своего образа действий в ходе игры, высказывания всех

    игровых коллег. Обратная связь дает обширный материал для самоанализа и

    самооценки, позволяет увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить

    области профессионального развития.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ (КЕЙСЫ)

    Метод изучения практических ситуаций был разработан в 80-ые годы в

    Гарварде и сейчас широко применяется при профессиональном обучении в

    различных дисциплинах. Данный метод представляет собой «глубокое и

    детальное исследование реальной или имитированной ситуации, которое

    выполняется, чтобы выявить ее частные или общие характерные свойства»[15].

    На начальном этапе обучения участники объединяются в группы и знакомятся с

    ситуацией, которая может быть представлена в следующих вариантах:

    . классический развернутый вариант;

    . сокращенный вариант;

    . видеоматериал;

    . случай из жизни;

    . случай, предложенный участником;

    . случай, представленный в виде диалога;

    . анализ решения, уже принятого в конкретной ситуации.

    При этом важно, чтобы сама ситуация отвечала ряду требований:

    - реалистичность проблемы (в основе – реальная проблема, основанная

    на практике одной или нескольких реальных фирм);

    - учебный характер (ситуация предполагает применение отрабатываемых

    навыков, изучаемых моделей);

    - наличие сюжета, интриги.

    После изучения фактов происходит обсуждение, дискуссия в группах и

    выработка группового решения, а также его анализ и оценка.

    Преимущества метода практических ситуаций:

    . позволяет участникам познакомиться с опытом других организаций;

    . способствует развитию практических навыков принятия групповых

    решений, эффективного обсуждения, разработки стратегий и тактики;

    . конкретизирует изученные теоретические подходы и модели

    управленческих действий.

    Недостатки метода практических ситуаций:

    . на изучение ситуации и обсуждение уходит достаточно много времени;

    . со стороны участников может возникнуть сопротивление, поскольку в

    традиционном обучении обычно не побуждают думать самостоятельно;

    . в ходе обсуждения участники могут отклониться от основной темы,

    решая какой-либо вопрос, не работающий на принятие основного

    решения;

    . требует от обучающихся определенного уровня профессионализма и

    теоретических знаний, которые должны быть развиты с помощью других

    методов обучения.

    ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    В настоящее время интерактивное обучение начинает широко использоваться

    в практике бизнес-обучения как альтернатива традиционным методам обучения.

    Интерактивным обучением называется освоение учеником опыта, основанное на

    взаимодействии. В данном случае преподаватель не дает готовых знаний, он

    побуждает участников к самостоятельному поиску. И в этом отношение меняется

    его роль по сравнению с традиционным обучением: активность преподавателя

    уступает место активности обучаемых, его задача – создать условия для их

    инициативы. Активность участников может быть трех видов:

    . Физическая: участники меняют рабочее место, пересаживаются, говорят,

    пишут, слушают, делают рисунки и т.д.

    . Социальная: участники задают вопросы, сами отвечают на вопросы,

    обмениваются мнениями, обсуждают, дискутируют и т.д.

    . Познавательная: участники вносят дополнения и поправки в изложение

    преподавателя, выступают как один из источников профессионального

    опыта, сами находят решение проблемы.

    В интерактивном обучении присутствуют и взаимосвязаны все

    вышеперечисленные виды активности.

    Рассмотрим пример применения интреактивного метода обучения. В ходе

    тренинга для менеджеров по работе с клиентами, ведущий дает задание

    индивидуально подготовить ответы на следующие вопросы: «Кто является Вашими

    клиентами?», «В чем источники удовлетворенности каждого типа клиентов?»,

    «Что может повысить удовлетворенность Ваших клиентов?». Затем ответы

    обсуждаются в малых группах, которые готовят групповые презентации. В

    результате к концу занятий участники вырабатывают подробный перечень

    действий, на основе которого впоследствии составляется план изменений в

    системе обслуживания клиентов компании.

    ВИДЕООБУЧЕНИЕ

    Под термином «видеообучение» понимается обучение, основанное на

    использовании видеозаписи. В практике встречается два основных способа

    осуществления данного метода: показ готовых видеоматериалов (видеопросмотр)

    и использование записи по ходу выполнения заданий, ее просмотр и анализ

    (видеообратная связь).

    Видеопросмотр.

    Просмотр учебных фильмов может выполнять следующие задачи:

    > Информирование, т.е. компактное изложение большого объема информации,

    например, о свойствах нового продукта, об истории компании и т.д. Такой

    просмотр может заменить лекцию, демонстрацию слайдов, выступления

    приглашенных экспертов, экскурсии, посещение цехов и лабораторий. К

    достоинствам информационного видеопросмотра относят наглядность,

    информационную емкость, насыщенность. Однако длительный показ может

    вызвать у слушателей быстрое утомление. Поэтому рекомендуется разбивать

    просмотр на части, а промежутки между ними посвятить обсуждению,

    ответам на вопросы, пояснениям и т.д.

    > Видеопросмотр может использоваться и для постановки проблемы, а поиск

    правильных решений проводиться без видеоматериалов, например, в

    групповой дискуссии.

    > Развитие умений и навыков осуществляется через просмотр заранее

    подготовленных видеозаписей. Данный метод может являться вариантом

    метода конкретных ситуаций и целесообразен в случаях, когда кейс

    представляет собой динамичные, живые сцены, которые описывать словами

    невозможно и бессмысленно. Кроме того, учебные фильмы могут

    представлять собой совокупность сюжетов, в которых демонстрируются

    возможные варианты поведения в различных ситуациях. При этом в начале,

    в процессе и в конце просмотра происходит обсуждение и анализ сюжетов,

    выявление неэффективных действий, их причин и методов устранения. Стоит

    отметить, что подобные учебные фильмы в России пока отсутствуют,

    поэтому некоторые тренинговые компании используют переводные западные

    видеофильмы.

    Видеообратная связь

    В ходе обучения с использованием данного метода материалом для

    просмотра и анализа становится видеозапись действий самих участников, что

    помогает им перейти от непосредственно прожитого опыта к его осмыслению,

    анализу, рефлексии, пересмотру.

    2.4. Учет особенностей обучения взрослых

    Профессиональное обучение персонала – обучение взрослых. Между тем, его

    участники и организаторы нередко по инерции придерживаются давних школьно-

    студенческих представлений об обучении, в результате чего в значительно

    степени страдает его эффективность. Поэтому при составлении программ

    обучения, выборе его форм и методов обязательно должны учитываться

    возрастные особенности обучающихся[16]. К их числу относятся:

    . Потребность в обосновании (смысле). Известно, что взрослые

    учащиеся очень внимательно относятся к обоснованию того, зачем

    нужно изучать данный курс или раздел. Они также интересуются тем,

    что будет, если они не освоят данный материал. Потребность в

    обосновании тесно связана с заинтересованностью обучающихся.

    Факторы, влияющие на нее представлены на рисунке 6.

    Рис. 4. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения

    . Назревшая необходимость. При профессиональном обучении даже

    указание руководства не всегда убеждает сотрудников в

    необходимости обучения. Поэтому рекомендуется начало обучения

    посвятить освящению ситуации в организации и вытекающим из нее

    требованиям к квалификации персонала. Значимость обучения, как для

    организации, так и лично для обучающихся, помогают повысить

    следующие шаги:

    [pic] вступительное слово представителя высшего руководства перед

    началом учебной программы;

    [pic] присутствие представителей высшего руководства на завершающих

    этапах учебной программы;

    [pic] торжественное завершение учебы – вручение дипломов, поздравления

    высших руководителей;

    [pic] создание условий для того, чтобы знания и навыки, полученные в

    ходе обучения, были востребованы в работе организации (например,

    изменение практики подготовки планов, или регламента проведения

    совещаний).

    . Практическая направленность. Одна из особенностей взрослых –

    внимание к конкретным жизненным задачам и плохое восприятие

    отвлеченных, абстрактных тем. Они приступают к обучению с желанием

    научиться, как на конкретном рабочем месте для получения

    конкретного результата нужно осуществлять конкретные действия,

    включенные в конкретный рабочий контекст. Вместо этого им, как

    правило, предлагается общий подход и общая модель. Путь

    преодоления данного противоречия лежит в тематической связи теории

    с типичными ситуациями и потребностями фирмы. Некоторые

    консалтинговые и тренинговые фирмы, учитывая этот недостаток,

    перед началом обучения проводят небольшие исследования,

    позволяющие собрать информацию о специфике и особенностях данной

    организации, отдела или конкретной должности. Кроме того,

    устранению недостатка практической направленности служит

    использование в процессе обучения групповых обсуждений и задания,

    прорабатываемые в малых группах.

    . Потребность в самостоятельности. Способность самостоятельно

    принимать решения, нести за них ответственность – основная черта

    поведения и самосознания взрослого человека. Поэтому при обучении

    взрослых важно давать им возможность активно участвовать в учебном

    процессе, самим формулировать свои задачи, делать выводы.

    . Жизненный опыт. Жизненный опыт взрослой аудитории по содержанию и

    объему значительно превосходит опыт школьников или студентов.

    Зачастую он в каких-то отношениях даже превосходит опыт

    обучающего. Поэтому опыт участников целесообразно использовать как

    опору для изложения материала, фона для иллюстраций, а также

    максимально широко использовать методы активного обучения,

    требующие высокой степени активности и личной включенности

    обучающихся в учебный процесс (анализ конкретных ситуаций, деловые

    игры, тренинговые упражнения и т.д.)

    Учет двух последних факторов нашел отражение в интерактивных методах

    обучения, основанных на осознании и анализе обучающимися собственного

    опыта.

    Следует также отметить, что принципами эффективного обучения людей всех

    возрастных групп являются повторение, помогающее новому закрепиться в

    памяти и превращающие приобретенные навыки в привычку, и обратная связь,

    наличие которой позволяет слушателям скорректировать свое поведение для

    достижения более высоких результатов обучения. Формами обратной связи могут

    являться: оценки, подведение итогов соревнований между участниками,

    определение процента выполнения задания и т.д.

    2.5. Мотивация сотрудников к обучению

    Как показывают исследования, эффективность профессионального обучения

    на 80% зависит от ее подготовки и на 20% от желания и способности

    обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.