МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональное мастерство социального педагога

    Профессиональное мастерство социального педагога

    ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА

    ЗАЧЁТНОЕ ЗАДАНИЕ

    по основам профессионального мастерства

    НА ТЕМУ:

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

    Студентки факультета

    социологии и социальной

    работы 51 группы

    Яркиной И.В.

    Преподаватель:

    Хумарова Г.А.

    ТАМБОВ 2001

    СОДЕРЖАНИЕ

    |ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального мастерства и |2 |

    |деятельности социального педагога | |

    |§ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ |2 |

    |СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ | |

    |§ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, |4 |

    |СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА | |

    |§ 3. АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ|7 |

    |УСЛОВИЯХ | |

    |§ 4. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА |9 |

    |§ 5. КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ|10 |

    |СТАНДАРТОМ | |

    |ГЛАВА 2. Практическая социально-педагогическая деятельность в|11 |

    |России и за рубежом | |

    |§ 1. ГРУППОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЛЬНОСТИ |11 |

    |СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В США | |

    |§ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РАЗЛИЧНЫХ |12 |

    |ЦЕНТРАХ | |

    |ЛИТЕРАТУРА |17 |

    ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности

    социального педагога

    § 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    В современных условиях в работе различных социальных структур

    определились основные направления социальной работы, которой занимается и

    социальный педагог. Это:

    => оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы,

    помощь в быту);

    =» организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников,

    проверка, пропаганда лучшего опыта);

    =» влияние на человека.

    Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и

    психологического воздействия. Этим занимается социальный работник,

    социальный педагог.

    Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и

    психологического воздействия. Этим занимается социальный работник,

    социальный педагог.

    Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное

    воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы

    общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными

    подростками.

    Попытаемся выделить, что же является главным в работе социального

    педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога —

    предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната

    или группы продленного дня.

    Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и в основном,

    его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает

    с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой,

    то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.

    В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защита

    ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение

    организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

    Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его

    состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из

    главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту

    — дело не легкое. Как же помочь ребенку в беде? Как должен вести себя в

    такой ситуации социальный педагог?

    Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать выход, найти

    путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его

    жизни можно изменить к лучшему.

    Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты,

    которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был

    профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения

    воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим

    мастерством.

    Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств

    педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность. Мы

    говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе.

    Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не

    заменит педагогическая техника. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет

    только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только

    любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который

    прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель

    соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

    В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности

    учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных,

    умственных и физических сил.

    Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и

    знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет

    разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога

    на ребенка зависит от его личных качеств.

    Интересный анализ провели ленинградские ученые супруги Т.И. и И.Ф.

    Гончаровы среди выпускников школы с целью выяснить их личное мнение о том,

    что является первостепенным для хорошего учителя. Одни называли «широту

    ума», другие «светлый ум», «неповторимый оригинальный ум», «умудренный

    жизненный опыт» и т.д. Называли, в основном качества, данные учителю

    природой, то есть то, что должно быть исходными данными учительского

    мастерства.

    Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его

    профессионального педагогического мастерства и педагогической техники

    невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы

    создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.

    Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать

    педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику

    воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка,

    проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в

    первую очередь, на круг его общения будет ли он совместим в группе, куда

    его определяют. Социальный педагог должен уметь организовать, деятельность

    и сотрудничество детей.

    Существует еще понятие — педагогическая технология, которой также должен

    владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и

    навыками влиять на воспитанников.

    Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием,

    ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, находить в беседе тот тон и

    язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками,

    наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. И не просто

    говорить, а убедить, повлиять.

    Вот так писал о мастерстве педагога А.С. Макаренко:

    «Я добивался освоения мастерства: сначала даже не верш, да

    есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом

    педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на

    случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно

    талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок

    попавший к неталантливому воспитателю можем ли мы строить

    воспитание советского детства и юношества в расчете на талант?

    Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о

    действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном

    умении».

    § 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ,

    СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

    Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника,

    выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание

    психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения:

    знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как

    развивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях

    громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к

    делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время

    владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь

    сдерживать себя.

    Для всех этих умений необходимы знания психологии личности и психологии

    общения.

    Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не

    заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом

    процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком

    давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный

    педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует

    делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ребенку.

    Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить,

    что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка,

    которое он помнит всю жизнь.

    Ученые сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика.

    Это:

    — доверительность;

    — умение слушать ребенка;

    — взаимопонимание как основа;

    — деловой контакт;

    — способность перейти от воздействия к взаимодействию.

    Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении.

    Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или

    провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность

    педагогического общения, отечественные ученые разработали «Заповеди

    педагогу, входящему в класс».

    /. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

    2. При организации педагогического общения исходите не только из

    педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

    3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

    4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и

    организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное

    воздействие.

    5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш

    стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус

    определяется по словам А.С. Макаренко «прекрасной личностью».

    6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе,

    что поможет в общении с ребенком.

    7. Умейте слушать детей.

    8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

    9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете

    спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

    10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.

    11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с

    «почему?», «как?», «для чего?».

    12. Будьте инициативны в общении.

    13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более

    эмоциональны, более ранимы..

    14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

    15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам-

    16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

    17. Чаще улыбайтесь детям.

    18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

    19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его

    поведения определяет его отношение к вам.

    20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение

    отношения повлечет негативное поведение ребенка.

    21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию

    разговора.

    22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется

    новым.

    23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем

    и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в

    группе, отношения в классе, между ребятами-

    Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику

    речи. По С.И. Ожегову, культура речи — это не только точное, но и

    доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и

    мелодики речи, пауз, ритма и темпа создает развитие мысли.

    Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоси и

    дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться.

    Представляет интерес для социального педагога элементы театральной

    педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера.

    Здесь есть взаимодействие педагога и ребенка, первый разрабатывает

    драматургию воздействия на детей и единым в этом является общение. Опыт

    актерского влияния может пригодится социальному педагогу.

    Социальный педагог должен владеть организаторскими способностями. Уметь

    быстро принять решение, быстро организовать Реабилитационную работу. Но

    главное — быть добрым.

    Социальный педагог сталкивается с горем ребенка, горем потери

    родителей. Исследования говорят, что дети, потерявшие родителей в раннем

    детей в психическом отношении могут оказаться впоследствии в группе риска.

    Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к

    патологиям. Горе ребенку приносят разводы, сам процесс их и последующее

    положение ребенка. Поэтому, еще раз повторяю, педагог должен быть добрым.

    В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском

    саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней, ответила:

    «Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и

    наставник. А главное —ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него

    не смогу сделать».

    § 3. АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ

    УСЛОВИЯХ

    В современном обществе работа социального педагога нужна:

    => в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;

    => в школах-интернатах, детских домах, приютах;

    => в лесных школах, детских санаториях;

    => в социально-образовательных центрах;

    => реабилитационно-коррекционных центрах;

    => в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;

    => в летних лагерях труда и отдыха.

    Главным во всех этих учреждениях является работа социального педагога с

    ребенком и семьей. Попробуем выделить основное в деятельности социального

    педагога в любом из перечисленных социально-педагогических и учебно-

    воспитательных учреждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во

    всех этих учреждениях.

    Подчеркивая, что социальный педагог, в первую очередь, работает с

    личностью, ребенком или подростком, выделяю, как первостепенное, знание

    ребенка.

    1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу

    принять правильное решение в оказании помощи ребенку или его

    перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье, его отношениях в семье, в

    школе, среди сверстников во дворе. И только тогда, составив «карту

    личность» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то решения.

    Знания о ребенке он получает из беседы, проведения анкетирования, анализа

    поведения и круга его общения.

    2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы

    вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию в которой

    он оказался, при этом обращая внимание на поведение самого ребенка, а не на

    ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить участие, наметить

    пути выхода из кризиса.

    3. Социальному педагогу здесь необходимо проявить и педагогический

    такт, и мастерство в соблюдении меры в общении с ребенком, сознательно

    дозировать свое воспитательное воздействие на него, передозировка — это уже

    давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и знанию его.

    Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать

    влияние семьи, школы и сверстников, чтобы направить его на верный путь.

    Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

    4. Организаторские способности социального педагога проявляются в том,

    чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою

    жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Организаторская деятельность

    заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать

    на путь самовоспитания, самоорганизации.

    5. Организаторская работа социального педагога направлена также на

    подготовку и оформление опеки, на посредничество между ребенком и

    обществом, государственными и общественными организациями, а главное помочь

    ребенку приспособиться к новым жизненным условиям. Эта деятельность

    социального педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку (подростку)

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.