Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста
необходимые для педагога.
Родителей беспокоит плохая успеваемость ребёнка, формирование
негативных личностных особенностей, состояния психического здоровья, его
жизненные перспективы. Они ждут помощи от психолога в установлении
нарушенного контакта с собственным ребёнком, в налаживании внутрисемейных
отношений между взрослыми членами семьи, в установлении взаимопонимания с
учителями и прочее.
Учащиеся ждут от психолога ответов на вопросы о том, как овладеть
определёнными учебными умениями и навыками, как преодолеть сложности в
общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителями и родителями, как
развивать те или иные личностные качества, как составить программу
самовоспитания, какую профессию выбрать в будущем и др.
Поэтому на психологе лежит важная и ответственная задача, без решения
которой в настоящее время не обойтись. Поэтому важна хорошая
профессиональная подготовленность учителя-психолога. Это достигается через
желание психолога повысить свои профессиональные и творческие способности,
что вероятно, например, при посещении им каких-либо курсов.
Существуют интегративные курсы:
1. Интегративный «линейный» тип. Включает в себя целевые,
тематические, проблемные курсы (Построение таких курсов носит
блочно-модульный характер. Они ориентированы для слушателей с
близким, но невысоким уровнем интегративности профессиональной
компетентности с учётом их общей направленности профессиональных
интересов.).
2. Дифференцированно-интегративный «нелинейный» тип. Предполагает
дифференцированный подход к выявлению уровней профессиональных
затруднений, запросов и интересов слушателей и последующую
интеграцию их по группам с учётом уровня интегративности
профессиональной компетентности и профессиональных интересов.
Потом осуществляется групповая и индивидуальная работа со
слушателями.
3. Инегративно-модульный (модульно-структурированный) тип.
Ориентирован на слушателей с высоким уровнем профессиональной
компетентности (интегрированности). Этот тип обучения предполагает
нелинейную ситуацию открытого диалога, основанного на прямой и
обратной связи, когда вокруг его стержневой идеи концентрируется
внутрипредметный и межпредметный материал, связанный с
интегративным измерением изучаемой проблемы. Это ситуация
утверждения собственных сил, способностей и профессиональной
позиции обучаемого, инициирование его к разработке собственной
методической системы. Это стимулирующее образование, нацеленное на
самораскрытие, самопроявление в творчестве и сотрудничестве.
Исследование и практика реализации курсов повышения квалификации
учителей показали, что учебно- познавательная деятельность оказывается
эффективной, когда органически использует и включает самые различные
современные методы, формы и направления активизации процесса обучения, а
сами курсы рассматриваются в общем интегрированном пространстве процесса
повышения квалификации.
В рамках курсов повышения квалификации это реализуется в таких формах
взаимодействия, как лекция-диалог, деловые и ролевые игры, калейдоскоп
методических идей, круглые столы: «На перекрёстке мнений», «Методика –
наука или искусство?», мастер-класс «Я и методика» и др. Участие в таких
формах и видах взаимодействия инициирует учителя на формирование
способности к интегративно-критериальной перестройке собственной
деятельности.
В этой связи особое внимание обращается на формирование интегративных
умений, и прежде всего планировать свою педагогическую деятельность,
пользоваться широким спектром методических приёмов и применять их
соответственно возрасту учащихся и поставленным целям обучения.
Сформулировать эти и другие умения возможно лишь при активном участии
учителей в практической деятельности. С этой целью в первый же рабочий день
слушатели делятся на микрогруппы по 4-5 человек, которые, во-первых,
работают над выбранной ими темой по проблеме курсов, во-вторых, в процессе
лекционных и практических занятий участвуют в разнообразных тренингах:
. тренинг общения, цель которого – совершенствование коммуникативных
умений эффективного взаимодействия с людьми и выработка
оптимальных стилей общения;
. тренинг креативности, чтобы развить творческое мышление и
воображение;
. тренинг эффективного взаимодействия с людьми.
От «неосознанной некомпетентности» к «осознанной компетентности».
Неосознанная некомпетентность.
На этой стадии руководитель не осознаёт, что результативность его
работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само
по себе является препятствием к обучению, т. к. отсутствует осознанная
необходимость улучшения своей работы, не актуализированны потребности
улучшения своей профессиональной деятельности. Поэтому первоочередной
задаче на этом этапе выступает перевод руководителя школы в состояние
осознанной некомпетентности.
Осознанная некомпетентность.
Цель данного этапа – осознание руководителем необходимости в повышении
своего профессионального уровня. Для этого нужна обратная связь, роль
которой играет самоанализ своей профессиональной деятельности. Основанием
для него могут послужить результаты внутришкольного контроля за системой
управления, оценка результативности своей деятельности, способов достижения
поставленных целей, информация вышестоящих органов управления. Кроме этого,
основанием для оценки своего уровня компетентности могут послужить:
изучение модели профессиональной компетентности руководителя, результаты
диагностики, полученные на основе входного контроля в системе повышения
квалификации, решение различных педагогических, управленческих ситуаций в
моделируемых ситуациях, составление индивидуальной программы обучения с
целью преодоления трудностей в своей профессиональной деятельности.
Осознанная компетентность.
Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять
поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний и навыков.
На этом уровне руководитель должен постоянно продумывать свои действия,
анализируя достигнутые результаты своей деятельности, в случае
необходимости получать консультацию в правильности исследования того или
иного действия.
Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима
планомерная организация процесса непрерывного образования с использованием
всего арсенала средств проблемного образования, направленных на решение
задач преодоления препятствий в деятельности каждого руководителя: чтение
курса лекций, самостоятельное изучение отдельных проблем, индивидуальные
собеседования, консультации, деловые и ролевые игры, тренинги, анализ
проблемных ситуаций, проведение дискуссий. Этому служат изменения
содержания, форм и методов организации переподготовки руководителя в
соответствии с его запросами в системе повышения квалификации. Но чтобы
обучение достигло своей цели, оно должно обеспечить переход руководителя в
состояние неосознанной компетентности.
Неосознанная компетентность.
Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных
действий, которое входит в привычку, при этом руководитель сосредотачивает
своё внимание не на методах достижения поставленной задачи, а на самой
задаче. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень
профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением
опыта и постоянным самоанализом деятельности.
Самореализация деятельности, её самооценка рождают новые, более высокие
потребности в знаниях и совершенствовании умений, и вызывает
самостимулирование обучения и самообразования. Методика «Квадрат функций»
(для директоров школ.): // Директор школы-1997 г., №25 – с.12-20.//
Основные виды работы школьного психолога.
К основным видам деятельности школьного психолога относятся:
. психологическое просвещение;
. психологическая профилактика (психолог должен проводить постоянную
работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и
личностном развитии школьников);
. психологическое консультирование (состоит в помощи, в решении
проблем, с которыми к нему приходят учителя, учащиеся, родители);
. психодиагностика (углубленное проникновение психолога во
внутренний мир школьника);
. психокоррекция (устранение отклонений в психическом и личностном
развитии школьника, работа по развитию способностей ребёнка,
формированию его личности).
Как показывает практика, психологу просто невозможно работать с людьми,
на общаясь с ними ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Поэтому психологу в
первую очередь нужно знать и овладеть всеми навыками общения: как
вербальными, так и невербальными, интерактивными и перцетивными. Говорят:
«живя в обществе, мы не можем быть свободны от него», а уж тем более не
можем не общаться.
«Почти во всех делах самое трудное – начало» (Ж-Ж Руссо). Начинающему
психологу и на уроке, и во внеклассное время, и вообще в любой жизненной
ситуации прежде всего необходимо уметь начать разговор. Встреча с людьми,
беседа с ними не должна начинаться с замечаний. Начало каждого урока,
воспитательной беседы, выступление на педсовете или перед родителями
школьников должно быть интересным, захватывающим слушателей: важно сделать
первые минуты контакта, первые свои слова удивительными, неожиданными.
Необходимость яркого начала разговора с людьми невозможно переоценить.
Отсюда необходимость особенно тщательно готовить начало каждого урока,
беседы, лекции. Не стоит, например, начинать разговор со страстных призывов
к серьёзной работе, строгих замечаний, монотонного перечисления того, что
будет делаться на уроке.
В своих широко известных «Советах лектору» А. Ф. Кони рекомендует в
начале беседы использовать «закрепляющие крючки»: «Что-нибудь из жизни, что-
нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность…
неожиданный и неглупый вопрос и т. п.
Вступление лучше строить из простых, хорошо понятных каждому слушателю
фраз. Эффективность восприятия материала будет выше, если в начале
изложения высказать мысли, созвучные настроению слушателей. Лучше иметь
заготовки начала урока. Можно начать разговор с цитаты. Но в этом случае
цитату следует выучить наизусть, она должна быть глубокой по содержанию,
иметь авторитетного для этой аудитории автора и быть незнакомой слушателю.
Хорошо в начале разговора использовать шутку, проблемный вопрос, упоминание
о нашумевшей книге, кинокартине. Иногда, чтобы привлечь внимание
слушателей, можно начать интригующе: «Знал я одного удивительно интересного
человека…» или «Случилось это в майские дни… года…». Самый эффективный
мотив, побуждающий к слушанию и усвоению услышанного,- познавательная
потребность.
Взаимоотношение со школьниками налаживается значительно быстрее, если в
начале разговора педагог высказывает положения, разделяемые ребятами, даже
если они не совсем связаны с основным материалом или неверны.
Начинать разговор лучше негромко, без патетики. Тогда в дальнейшем
возможно усилить экспрессивное звучание речи. Если же начать разговор на
повышенных тонах, в дальнейшем говорить тише, добиться рабочей обстановки в
аудитории не удастся.
Использовав оригинальное вступление, преподаватель стремиться
продолжить разговор в том же духе. Далее… должно быть больше ярких фактов,
примеров, сравнений. Хорошо аргументированный пример способствует
эффективности словесного воздействия. С помощью фактов легче убедить
школьников, у которых недостаточно развито абстрактное мышление. Но… тут
годятся не любые факты, а только те которые близки возрастным интересам и
знаниям учащихся и поэтому активно воздействуют на их эмоции.
Факты, которые могут вызвать наибольший интерес, целесообразно излагать
в начале разговора: они позволяют быстрее установить деловой контакт со
слушателем. Убеждая, приводя факты, иллюстрации, следует также помнить, что
они – база, подспорье, средство привлечения внимания к главному и ни в коем
случае не самоцель.
Факты ничем не заменимы, поэтому разговор со школьниками становится
значительно эффективнее, когда педагог пробуждает у них положительные
чувства – надежду, гордость, раскаяние в проступке. С целью воздействия на
эмоции детей нужно подбирать яркие иллюстрации. Умело аргументированные,
они снимают возможное сопротивление психики убеждаемого, способствуют
эффективности словесного воздействия.
Логика выступления требует чёткой, продуманной структуры изложения
материала учителем. Готовясь к разговору со школьниками, целесообразно
составить план. Он составляется с расчётом, чтобы материал каждого пункта
мог быть изложен за 5-7 минут и представляет собой цепочку посылок и
следствий. В нём каждое последующее положение вытекает из предыдущего.
Структура изложения материала в основной части разговора может быть
разной. Если решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно
раскрывается и поясняется, такой порядок подачи материала называется
антикульминационным, если в середине – пирамидальным. Если вывод делается в
конце разговора - кульминационным. Каждая из этих структур построения речи
применяется в определённой ситуации.
В тех случаях, когда учитель не установил со школьниками добрых
отношений, не успел заинтересовать их темой разговора или по какой-либо
причине они не настроены серьезно слушать, целесообразно использовать
антикульминационную подачу материала: неожиданный вывод и следующие за ним
убедительные аргументы пробудят интерес к уроку. Если ученики утомлены
предыдущими занятиями, а учебный день данным уроком не кончается, следует
прибегнуть к пирамидальному построению речи, чтобы постепенно включить их в
работу, иначе контакт с подопечными будет нарушен. В этом случае материал
делается интересным, а рассказ усложняется к середине изложения. Затем
школьников следует успокоить, плавно снижая нагрузку, уменьшая сложность
материала, яркость аргументов.
Когда занимающиеся с интересом относятся к занятиям и не устали,
эффективнее всего кульминационный порядок подачи материала.
Однако при любой подаче материала, если учитель всё время говорит сам,
не пытаясь вызвать у школьников ответной реакции высказать своё отношение к
услышанному, ответить на поставленный старшим вопрос, допускает серьёзный
методический просчёт. Материал может быть зафиксирован в сознании учеников,
но не осознан ими и поэтому не станет источником для размышления, для
выработки активной жизненной позиции.
Во всех случаях воздействия словом на школьников необходимо учитывать
их возрастные и психические особенности. Доверчивого, уважающего педагога
учащегося авторитетный преподаватель без труда убеждает словом. Если
взаимопонимания между воспитателем и воспитанником нет или школьник упрям,
а нередко ребята, особенно холерики и меланхолики, считают, что упрямство
демонстрирует силу характера, - на них лучше действует жизненная ситуация,
факты, впоследствии анализируемые старшим. Серьёзная же беседа в этом
случае может быть воспринята как признак особого внимания и привести к
самодовольству, к мыслям о своей исключительности. Вера в лучшие качества
школьников и добрые отношения с ними обычно дают хорошие результаты.
Говорить лучше всего недолго. Беседа должна быть задушевной. Примеры –
яркие, конкретные. Младшие школьники не любят сложные конструкции
предложений, деепричастных оборотов. У них богатое воображение. В этом
возрасте мечтают о подвигах, славе. И рассказы о мужественных бойцах за
Родину, беседы о подвигах героев находят особенно благоприятную почву.
У подростков жизненный опыт богаче. Тем не менее они ещё очень чутко
относятся к оценке их личности окружающими, особенно товарищами,
воспитателями, родителями. Характеризуя себя, подростки нередко повторяют
высказывания литературных героев, суждения старших. Внимательно
прислушиваются к замечаниям окружающих, хотя стараются не показывать этого.
Стремятся к самоусовершенствованию. Здесь следует привести убедительные
примеры, показать пути самовоспитания.
Учитывая, что у подростков особенно развита потребность быть заметными
в коллективе, необходимо показать им, как изменения в лучшую сторону,
хорошая дисциплина и учёба, успехи в общественной работе, самодеятельности,
спорте воспринимаются товарищами, педагогами, позволяют занять достойное
место в коллективе. В этом возрасте особенно важно укрепить веру школьников
в себя, выработать у них чувства самоуважения. (Макаренко «Педагогическая
поэма»).
Учащиеся старших классов, юноши и девушки особенно стремятся к
независимости. Готовясь к разговору с ними, необходимо узнать мотивы их
поступков, место в коллективе, обстановку в семье. Особенно тактично
следуем анализировать причины успехов и неудач молодых людей. Вести
разговор необходимо мягко и доброжелательно. Не бояться оппонентов, а,
наоборот, поощрять сомневающихся. Отстаивать свою тоску зрения не с
помощью административных воздействий, а используя веские аргументы,
убедительные примеры.
Все школьники равнодушны к нравоучениям совершенно. Говорить, что
нельзя курить, что… это всегда было запрещено школьными правилами,
бесполезно. Лучше объяснять это как-нибудь ненавязчиво, приводя
исключительные факты.
С возрастом эффективность словесных воздействий всё в большей степени
влияет на взаимоотношения учителей со школьниками. И в то же время молодые
люди начинают относиться к услышанному более критично и убедить их
становится труднее, тем более, что они не похожи один на другого. Процесс
мышления у каждого протекает по-своему. Однако способы мышления можно
разделить на 3 группы: у представителей 1 группы мозг всё время в «поиске».
Основная масса школьников составляет 2 группу. Представители этой группы
спокойно проходят мимо интереснейших вопросов и проблем. Представители 3
группы не только неохотно ставят перед собой мыслительные задачи, но и
поставленную задачу решают только под нажимом.
Очень важно говорить с воодушевлением. Заинтересованность учителя
моментально передаётся школьникам, заставляет их активнее, серьёзнее
относиться к услышанному.
Школьники резко отрицательно относятся к погрешности в речи учителя, к
речевым штампам, затасканным фразам. Ненормативная лексика, декларирование
общеизвестных истин не способствует вербальному общению. Они говорят о
низкой культуре говорящего, о стремлению к морализированию и так же, как
чтение нотаций или ругань, малоэффективны в воспитании.
Любой разговор следует умело закончить. Затягивание выступления
свидетельствует о неуважении к слушателям, о нежелании считаться с их
возможностями.
Объяснение нельзя заканчивать неопределённой фразой типа: «Вот примерно
и всё» или «Ну, кончаю, я вас и так утомил». Необходимо подвести итог
сказанному. Ещё раз подчеркнуть главную мысль, идею, которую слушатели
должны запомнить. Иногда необходимо сделать выводы. Можно связать концовку
с началом. Это помогает напомнить и закрепить в памяти главное, усилить
впечатление от сказанного, иногда призвать к определённым действиям.
Закончить разговор можно цитатой или поэтической строкой. Во всех
случаях последние фразы должны быть подчёркнуты интонацией так, чтобы у
слушателей не оставалось сомнений, что разговор окончен.
Невербальное общение наиболее полно позволяет составить из ряда
наблюдений для себя картину о наблюдаемом человеке: «Наблюдение за мимикой
– наиболее достоверный из всех методов, которые можно привлечь для
диагностирования человеческой личности, ибо здесь чисто духовное содержание
находит непосредственное внешнее выражение, которое также непосредственно
может быть воспринято другим человеком…».
Список литературы:
1. Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие
и виды. /В. А. Демин //Стандарты и мониторинг в образовании// –
2000 г. - №4 – с. 34-42.
2. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки /Т.
Казарицкая, И. Голованова, Л. Канлич и др. // Директор школы –
2002г. №: с.16-24.
3. Иванова Л. Ф. Инновационные условия развития профессиональной
компетентности учителя. /Л. Ф. Иванова //Инновации в образование.
– 2003г. - №4 с.69-80.
4. Рабочая книга школьного психолога /М. К. Акимова, Е. М. Борисова ;
(И. В. Дубровина и др.); Под ред. И. В. Дубровина. –М.: Междунар.
пед. академия. 1995 – 174 с.
5. Сибиль Е., Гришина И. «От неосознанной некометентности» к
«неосознанной компетентности» (Сибиль Е., Гришина И. //Директор
школы – 1997 г. – Спецвыпуск (№25) – с. 12-20.
6. Адольф В. А. Формирование профессиональной компетентности
будущего учителя. /В. А. Адольф // Педагогика – 1998 г. №1 с. 72-
75.
7. Станкин М. И.. Психология общения: курс лекций – М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2000 г. – 304 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
8. Соц. психология: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений /А. Н. Сухов, А. А. Бодалёв, В. Н. Казанцев и др.; Под
ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001 г. -600 с.
Страницы: 1, 2
|