Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста
Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста
Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-
личностного роста.
Качество образования, как известно, во многом определяется
компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя. На
сегодняшний день современные проблемы высшего профессионального образования
находятся не только в плоскости экономической политики государства, но и в
необходимости нормативно-правовой обеспеченности социально адекватной
образовательной деятельности.
Понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня
профессиональной подготовки используется относительно недавно. В. И. Даль
под компетентностью понимает полноправность и использует её в основном в
юридической сфере: «Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о
чём или кого-либо… судья полноправный». Компетентность и компетенция
составляют у В. И. Даля единое понятие. В современном понимании компетенция
рассматривается в следующих 2-х аспектах:
. обладающий компетенцией;
. обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.
Содержание понятия «компетентный» также выражается в 2-х аспектах:
. обладающий компетентностью, правомочный;
. знающий, сведущий в определённой области.
Из этого следует, что компетентность и компетенция являются
взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями. Компетентный
человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не сможет в полной
мере и в социально значимых аспектах её реализовать. На этой основе у
специалиста развиваются предпосылки к возникновению ролевого конфликта,
который весьма разрушительно воздействует на самого человека и создаёт
конфликтные ситуации в группе и коллективе. Ещё более асоциальна
деятельность компетентного человека, обладающего компетентностью
(правомочиями). В этой связи компетентность обучаемых является основным
качественным показателем образовательного процесса в ВУЗе и, следовательно,
её достижение можно считать педагогической целью.
В. С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и
умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения,
оценки, мнения».
Э. Ф. Эсер и О. Н. Шахматова под профессиональной компетенцией
подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также
способы выполнения профессиональной деятельности.
В словаре практического психолога социально-психологическая
компетентность определяется как «способность индивида эффективно
взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений».
Компетентность формируется в ходе освоения человеком систем общения и
включения в совместную деятельность. В состав соц.-псих. компетентности
входят следующие компоненты – умение ориентироваться в социальных
ситуациях, умение правильно определять личностные особенности и
эмоциональные состояния других людей, умение выбирать адекватные способы
общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, умение
поставить себя на место другого. Ключевым компонентом компетенции являются
умения.
Компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень
соответствия определённой компетенции и позволяющий действовать
конструктивно в изменяющихся социальных условиях.
Профессиональная компетентность специалиста должна состоять из таких
компонентов, как духовно-нравственного, познавательно-творческого,
институционального, коммуникативного.
Морально-нравственный компонент профессиональной компетентности
Моральные категории:
1. категория собственного морального сознания (моральный принцип,
моральная норма, этическая категория, моральное убеждение,
нравственная цель, моральный выбор и т. д.);
2. нравственные отношения (нравственное взаимодействие, нравственный
конфликт, моральный авторитет, моральная репутация и др.);
3. категории моральной практики или функционально-поведенческие. В
них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных
нравственных качеств на практике, в обыденном, повседневном
поведении (моральный-аморальный поступок, моральное воздаяние,
моральные последствия и санкции).
Анализируя причины возникновения нравственной деформации, Г. В. Дубов
разделяет их на внутренние и внешние. К внутренним причинам нравственной
деформации относятся следующие: негативный пример руководства;
перегруженность работой; наличие «потолка» (предельного звания по
должности); низкая нравственная воспитанность коллектива; низкая правовая
культура коллектива;
правовой нигилизм; низкий уровень воспитательной работы; негативное
«воспитательное» воздействие преступной среды; негативное воздействие
семьи; изолированность; ограниченность общения с культурной средой;
определённая «кастовость» органов; неудовлетворённость материальной оплатой
и другими формами материального стимулирования труда; неудовлетворённость
условиями труда»; несоответствие уровня квалификации занимаемой должности;
конспиративность служебной деятельности (отсутствие общественного
контроля).
К внешним причинам нравственной деформации Г. В. Дубов относит:
соц. нестабильность, кризис социальных, идейных и нравственных идеалов,
коррумпированность чиновников, сотрудников управленческого аппарата,
правовой беспредел в обществе, война законов, расхождение в толковании
законов, неисполнение законов, низкая социально-правовая защищённость
сотрудников правоохранительных органов в СМИ и в произведениях литературы и
искусства, выполнение сотрудниками органов несвойственных им функций.
В современной педагогической науке и практике имеется значительное
количество подходов к духовно-нравственному воспитанию. В настоящее время
педагог для достижения профессиональной компетентности должен:
1. уметь рефлексировать личностную аксеологическую систему;
2. уметь диагностировать систему ценностных ориентиров группы и
вырабатывать индивидуальную траекторию духовно-нравственного
поведения;
3. уметь анализировать общекультурную и профессиональную
составляющие социальной среды;
4. уметь проводить морально-правовую оценку событиям и влияниям
социальной действительности.
Познавательно-творческий компонент профессиональной компетентности.
Должен отражать уровень умений в получении знаний и степень развития
автодидактических способностей обучающихся. Динамизм происходящих социально-
экономических процессов выводит на первый план не самообразование, как
способ получения знаний, а автодидактику, как составляющую миропонимания
человека: «я учусь, потому что не могу не учиться».
Вопросам развития творчества в процессе профессиональной подготовки
посвящено большое количество педагогических и психологических исследований.
К. А. Абулыхонова, Н. В. Васина, Л. Т. Лаптев, В. А. Сластёнин считают
существенными признаками профессионального творчества следующее:
. использование нестандартных, оригинальных, оптимальных,
рациональных проёмов, приёмов, средств и т. п. и их сочетание;
. направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта
профессиональной деятельности на поиск нового способа, приёма
решения возникающих творческих спец. задач и их реализацию в
профессиональной деятельности и т. д..
Критерии профессионального творчества:
. философские (мировоззренческая позиция, творческое
профессиональное познание);
. психолого-педагогические (содержание и уровень мотивации,
профессиональная направленность личности на творчество, соц.
установка личности, особенности самооценки в системе отношений её
к различным сторонам деятельности, уровень развития творческого
профессионального мышления, воображения и способностей к
классификации и систематизации, уровень подготовленности к
профессиональной деятельности, уровень умений использовать методы
творческого мышления в процессе профессиональной деятельности);
. аксиологические (стремление к творческому профессионализму,
саморазвитие и самосовершенствование, профессионально-нравственная
активность).
Коммуникативный компонент профессиональной компетентности.
Педагог должен уметь:
1. вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить
диагностирование личностных свойств и качеств собеседника;
2. вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми,
организовывать их совместную деятельность для достижения
определённых социально-значимых целей;
3. идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам
воспринимается партнёром по общению и эмпатийно относится к нему.
Понятия и факторы, определяющие соц.-психологическую компетентность
личности.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области.
Компетентный человек – это знающий, хорошо осведомлённый о чём-либо
человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией
специалиста, имеющего исчерпывающие знания о какой-либо профессиональной
области.
Соц.-психологическая компетентность личности представляет собой
специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т. д.
Иными словами, соц.-псих. компетентность по своему содержанию напоминает
то, что в своё время называлось мировоззрением. Она позволяет личности
ориентироваться в любой соц. ситуации, принимать верные решения и достигать
поставленных целей.
Антиподом соц.-псих. компетентности является некомпетентность,
неграмотность, невежество, суеверие, мистика, оторванная от жизни фантазия.
Соц.-псих. компетентность складывается из коммуникативной, перцентивной
(когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.
Коммуникативная компетентность (Л. А. Петровская) имеет двоякий смысл –
это и эмпаническое свойство (сопереживание), и знания о способах ориентации
в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными
средствами общения.
Перцинтивная компетентность означает степень соответствия
сформировавшихся картин мира, стереотипов, образов научным картинам мира.
Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе
социальных влияний.
Особое значение для соц.-псих. компетентности имеет эмпатия,
оказывающая влияние на когнитивную сферу, глубину проникновения в ситуацию,
идентификацию. При этом соц.-псих. компетентность проявляется на разных
уровнях: макроуровне (политика, деятельность верхних эшелонов власти);
среднем уровне (соц. институты и общности) ; микроуровне (межличностное
общение).
Соц.-псих. компетентность делится на 2 вида:
1) Житейская соц.-псих. компетентность – результат социализации, т. е.
адаптации к конкретным условиям. Быть на высоте в вопросах общения,
познания заставляет жизнь. Соц.-псих. компетентность в нормальном обществе
выгодна, потому как ценятся улыбка, вежливая манера общения, культура
общения. В основе этой компетентности лежат бытовые картины мира,
стереотипы, худ. образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в
той или иной области. Её называют народной мудростью, которая получила своё
выражение в мифологии, фольклоре, пословицах, поговорках, традициях,
событиях, укладе жизни, наблюдениях в виде примет, т. е. в менталитете.
Нередко на соц.-псих. компетентность оказывают влияние предрассудки
(суеверия), особые психологические способности, на которых спекулируют
разного рода шарлатаны (чревовещатели, предсказатели судеб, ясновидцы).
Современная соц.-псих. компетентность связана с необходимостью
адаптации к рыночным отношениям.
Житейская соц.-псих. компетентность проявляется в различных сферах:
семейной (в виде своеобразной науки «ладить»), услуг (круга связей), в
общественных местах (транспорт, дискотеки, стадионы, клубы, театры), в
межнациональных отношениях и т. д. Однако в названных сферах часто
наблюдаются антиподы соц.-псих. компетентности. Так, в сфере услуг
вежливость и внимание проявляются только по отношению к «нужным» людям, а
ко всем остальным – равнодушие, в общественных местах вместо
доброжелательности –агрессия, беспардонность, почтительность – только по
отношению к начальству, а по отношению к остальным – хамство.
2) Профессиональная соц.-псих. компетентность складывается из научных
картин мира и знаний в области общения.
Рассматривая соц.-псих. компетентность, нельзя не сказать о кастовой и
профессионально-преступной компетентности. Первая представляет собой знания
специфической системы общения в замкнутых общностях: политическая элита,
аристократические круги, масонские ложи. Здесь используется свой язык,
основанный на особых нормах, понятных узкому кругу лиц. Вторая говорит о
наличии знаний, используемых преступниками для совершения противоправных
действий. В этой связи следует отметить т. н. соц.-псих. компетентность
мошенников. Представители этой преступной квалификации обладают знаниями и
способностями «работать» на доверии, т. е. входить в доверие к людям и
совершать кражи и афёры.
Соц.-псих. компетентность связана с этическими проблемами, т. к.
базируется на доскональных знаниях о технике овладения «ролевыми масками»,
позволяющими личности скрывать истинное лицо, вести двойной образ жизни,
хитроумною игру, заниматься интригами, даже перейти на нелегальное
положение. В одних случаях это оправдано необходимостью выполнения
служебных функций (деятельность дипломатов, сотрудников спецслужб,
актёров); в др. – ситуациями, которые отрицают прямолинейность и требуют
«святой лжи».
Соц.-псих. компетентность определяется следующими факторами:
1. индивидуальными особенностями ( большую роль при этом играет тип
личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной,
аутичной или неаутичной, а также её интеллект);
2. психологическими состояниями (астеническое и атеническое) и
типичными настроениями;
3. эффективностью социализации;
4. влияние культурных различий;
5. специальной соц.-псих. подготовкой.
Когнитивная сложность личности оказывает существенное влияние на соц.-
псих. компетентность. Имеются когнитивно простые и когнитивно сложные люди.
В основе когнитивной простоты лежит одномерное восприятие мира: или в
чёрном, или в белом свете без полутонов и оттенков. Когнитивно простая
личность подразделяет людей на «своих» и «чужих»: кто не с нами, тот против
нас. Когнитивно сложная личность воспринимает мир во всём его многообразии
и положительно влияет на соц.-псих. компетентность.
Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство
профессионала.
Соц.-псих. компетентность следует отличать от психологической
готовности и профессионального мастерства. Природа соц.-псих.
компетентности состоит из соответствующих знаний, представлений и
стереотипов. Психологическая готовность к мастерству включает в себя не
только знания, но и умения, и навыки, и др. компоненты. Соц.-псих
компетентность сводится к знаниям, но это не значит, что она не играет
никакой практической роли в профессиональной деятельности.
Соц.-псих. компетентность имеет самое прямое отношение к теории «Я –
концепции». Различают как психофизиологическое и психическое, так и
социально-психологическое «Я». К наиболее известным теориям соц.-псих. «Я»
относятся теории зеркального «Я», соц. сравнения и самовосприятия.
Складываясь из отражения социальных оценок (мнений др. людей), соц.-псих.
«Я» регулирует поведение и деятельность личности. Иначе говоря, известная
схема «внешнее преломляется через внутреннее» означает формирование
когнитивной сферы личности в результате внешнего воздействия и затем
указывает на её роль в регулировании поведения и деятельности.
Сформировавшаяся под внешним воздействием когнитивная сфера (картины мира,
образы) приобретает самостоятельное значение и выступает в качестве
регулятора. Внутренний образ зависит не только от соответствия научным
картинам мира, но и от ущербности, психотравмированности «Я» в процессе
социализации.
Самооценка и самоуважение – наиболее важные регулятивные функции «Я».
Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть
отражением того, что, по его мнению, думают о нём другие, хотя совершенно
не обязательно, чтобы они действительно так думали.
Соц.-псих. компетентность предотвращает деформирование «Я» и поэтому
положительно воздействует на адекватность картины мира, самооценку,
регуляцию профессиональной деятельности личности. Чем выше соц.-псих.
неграмотность, тем выше вероятность деформирования «Я» со всеми вытекающими
последствиями.
Профессиональная «я-концепция» содержит представления личности,
организует процесс её познания и взаимодействия, т. е. влияет на соц.-псих.
компетентность субъекта.
Школьный психолог.
Какую же помощь ждут учителя и учащиеся, и их родители от психолога?
…Администрация школы и учителя: психолог может им помочь в выявлении
причин неуспеваемости и недисциплинированности отдельных учащихся, в
составлении программ работы с «трудными» классами, прежде всего с
подростковыми, в определении уровня подготовленности к обучению в школе
детей при наборе в 1 класс. Они хотели бы помощи в выборе средств и методов
работы с детьми их неблагополучных семей, в преодолении конфликтов
отдельных учащихся с родителями, в налаживании взаимодействия между школой
и семьёй, в организации продлённого дня с средних классов школы, в развитии
ответственности учащихся, их интереса к учебной и иной деятельности и др.
Начинающие учителя хотели бы, чтобы психолог помог им приобрести
профессиональные умения и навыки, сформировать личностные качества,
Страницы: 1, 2
|