МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы общения подростков и юношей

    персонологической (личностной) ориентации Эдуард Шпрангер (1882-1963),

    Шарлотта Бюлер (1893-1982); Жан Пиаже (1896-1980) - специфика юношеского

    мышления; психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939); неофрейдизм Эрик Эриксон

    (1902-1982), важный вклад в понимание юношеской психологии внес

    представитель гештальпсихологии Курт Левин (1890-1947). Он исходил из

    того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности,

    с другой – окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды

    взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти

    общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и

    благодаря им индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и

    средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим

    пространством.

    Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение

    жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа

    людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка, юноши

    определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его

    положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит

    полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и

    жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние

    противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость

    и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки

    зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия

    между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани.

    Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой.

    Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает

    юность, как социально-психологическое явление, связывая психическое

    развитие личности с изменением его социального положения. Однако, ставя

    жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения,

    микросреды, Левин оставляет в тени его обще социальные детерминанты. Он не

    уточняет также возрастных граней периода маргинальности, в частности

    различий между подростком и юношей, и индивидуально-психологических

    вариаций процесса развития. Между тем неопределенность возрастного статуса

    далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и

    ценностных ориентаций. Эмпирическая проверка теории Левина английским

    психологом Джоном Бамбаром (1973) показала, что понятие юношеской

    маргинальности слишком расплывчато и не объясняет конкретных вариаций,

    психики и поведения подростков и юношей.

    Левин и другие представители социально-психологической ориентации

    связывают юношескую маргинальность с особенностями социального статуса.

    Альтернативные теории подросткового и юношеского возраста анализируют

    разные стороны развития – физическое созревание, умственное развитие,

    формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные

    процессы и т.л. рассматривались и в советской психологии.

    Советскими психологами подробно изучались и описывались закономерности

    полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и

    содержание внутреннего мира подростков и юношей. Этим занимались такие

    советские психологи как Выготский Л.С. (1889-1960), Божовик Л.И. (1908-

    1981), Леонтьев А.Н. (1093-1979), Эльконин Д.Б. (1904-1984) и др.

    Эльконин Д.Б. (1971) рассматривал подростковый и юношеский возраст с

    позиции культурно-исторической теории и провел их психологический анализ.

    Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростковым», подразделяя

    его на две фазы. Ведущей деятельностью 11-15 летних (средний школьный

    возраст) Эльконин считает общение в системе общественно полезной

    деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как

    общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри

    этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в

    зависимости от различных задач и требований жизни, способностью

    ориентироваться в личных особенностях в качествах других людей,

    способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. У 15-17

    летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-

    профессиональная деятельность (хотя общение по-прежнему остается ведущим),

    благодаря которой у старшеклассников формируются определенные

    познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских

    умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные

    идеалы, самосознание.

    Эта периодизация нормативна и выражает, прежде всего, ведомственную

    точку зрения школы, описывая то, чем должен заниматься старшеклассник.

    Внутренний мир личности, ее свобода, внешкольная деятельность, инициатива

    (а не только умение «подчиняться нормам»), дружба, любовь выпадают из нее

    как нечто несущественное, второстепенное, хотя, вышеперечисленное является

    очень значимым в этом возрасте и влияет на дальнейшее развитие личности.

    Анализ психологических трудов, которые мы по праву относим к числу

    классических, дал нам возможность нарисовать «общий портрет»

    старшеклассника. Но, с учетом НТР, изменилась социальная ситуация, которая,

    в свою очередь, изменила интересы, идеалы и саму личность сегодняшнего

    старшеклассника.

    Таким образом, анализ литературы, посвященный общению в подростковом и

    юношеском возрасте с позиции зарубежных и советских исследователей.

    Из зарубежных авторов мы остановимся на представителях

    гештальпсихологии Курте Левине (1890-1947).

    Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает

    юность, как социально-психологическое явление, связывая психическое

    развитие личности с изменением его социального положения (что неотъемлемо

    связано с общением). Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость от

    его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его

    обще социальные детерминанты. Неопределенность возрастного статуса далеко

    не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и ценностных

    ориентаций (также неразрывно связанных с общением).

    Что касается точки зрения представителя советской психологии – Д.Б.

    Эльконина, то общение включено в систему общественно-полезной деятельности.

    Внутри этой деятельности происходит овладевание способностью строить

    отношения и развиваться.

    Но, наряду с этим, внутренний мир личности, внешкольная деятельность,

    дружба, любовь выпадают, в данной концепции, как нечто несущественное.

    В дальнейшем рассматриваемая нами литература будет посвящена конкретно

    общению в подростковом и юношеском возрасте.

    1.3. ОБЩЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

    Поиск понимания в общении.

    Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках, как о

    людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их

    поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми

    своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как

    самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу

    текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения –

    деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и старших

    школьников и представляющей для них самостоятельную ценность (Эльконин

    Д.Б.,(1974)).

    В подростковом и юношеском общении отмечают две противоположные

    тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую

    индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени,

    которое расходуется на него, в существенном расширении его социального

    пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников –

    учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в

    расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем

    название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной

    готовности к контактам.

    Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, - то о

    ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с

    окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас

    максимальная требовательность к общению в диаде. Можно думать, что две эти

    существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в

    «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт,

    испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в

    самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит

    настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не

    удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания (Добрович

    А.Б.,(1987)).

    Все исследователи (Выготской Л.С., (1984), Божович Л.И., (1995), Кон

    И.С., (1989) и др.) психологии отрочества и юности, так или иначе, сходятся

    в признании того огромного значения, которое имеет для подростков и

    старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся

    в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его

    поведения и деятельности.

    Л.И. Божович (1995) отмечает, что если в младшем школьном возрасте

    основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность,

    то у подростков и старшеклассников, наоборот, привлекательность занятий и

    интересов в основном определяется возможностью широкого общения со

    сверстниками.

    Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками,

    но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для

    некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе

    позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для

    третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно

    является ведущим мотивом поведения детей в средних и старших классах. Как

    показывают исследования И.С. Кона (1989) именно неумение, невозможность

    добиться такого положения чаще всего является причиной

    недисциплинированности и даже правонарушений подростков и старших

    школьников. Это сопровождается повышенной конфликтностью подростков и

    юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются.

    Существуют данные (Кон И.С., (1989)), согласно которым неформальное

    общение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как

    поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание

    сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах,

    потребность самоутвердиться.

    Согласно литературным данным (Кон И.С., (1989)), практически все юноши

    и девушки являются членами юношеских групп, которые в первую очередь

    удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение – не

    просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления

    новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается

    что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу требует

    частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность

    к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные

    возможности самоутверждения.

    Если компании формируются главным образом на базе совместных

    развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми,

    обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпровождения часто

    оставляет желать лучшего.

    При всей перегрузке учебной работой и не только (занятия в клубах,

    секциях), юноши и девушки обладают разнообразным досугом. По литературным

    данным, группа 16-24 летних имеют самую сложную и разнообразную структуру

    досуга. По данным массового социологического опроса в 1982-1984 годах, 70

    процентов старшеклассников РСФСР и Прибалтийских республик ежедневно имеют

    свыше 2-3 часов свободного времени; 28,5 процентов располагают 1-2 часами.

    При этом у юношей свободного времени значительно больше, чем у девушек

    (Р.Г. Гурова, (1986)).

    Как показывает литературный анализ (Толстых Н.Н., (1990), И.В.

    Дубровина, (1989) и др.), отношения с товарищами–сверстниками – это

    отношение принципиального равенства. Они позволяют ребятам быть

    равноправными участниками всевозможных дел.

    Отношение ребенка со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся уже

    в соответствии с некоторыми важными нормами взрослой «морали равенства», а

    основой его отношений с взрослыми продолжает оставаться «детская мораль»

    послушания. Возможные последствия таковы:

    общение–сотрудничество полнее проявляется именно в отношениях с

    товарищами (и, значит, отношения с взрослыми оказываются менее значимыми

    для становления личности подростка, старшего школьника, для развития его

    взрослости;

    именно общение с товарищами, а не с взрослыми, может приносить

    подростку, юноше большее удовлетворение, стать субъективно более

    необходимым и значимым.

    Часто взрослый оказывается в роли носителя и выразителя требований

    «морали послушания». А ведь единственное чего он может на этом пути реально

    добиться, так это того, что подросток, юноша его перестает «принимать».

    Именно поэтому, подростки и старшеклассники бывают грубы совершенно с

    незнакомыми людьми, которые обходятся с ними «как с маленькими».

    Подросток, старшеклассник весьма чуток к своему положению в отношениях

    с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своем общении с

    взрослыми часто оказывается существом подчиненным и неравноправным, он

    хочет равенство прав. Вот поэтому-то так возрастает для него значимость

    общения с товарищами, общения в котором нет, и не может быть заведомого

    неравенства. Объективное положение подростка, старшеклассника в кругу

    сверстников гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным.

    Общение со сверстниками не только расширяется, но становится более

    глубоким. У ребят складываются ценности, которые более близки и понятны

    сверстнику, чем взрослому. Основа для взаимного понимания у ребят обширная

    и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и

    не может быть важным. Общение с взрослыми, каким бы интересным оно не было,

    уже не может заменить полностью общения с товарищами.

    Это еще резче проявляется в случаях, когда подросток, юноша живет как

    бы сам по себе, а родительская забота о нем сводится к тому, чтобы он был

    здоров, сыт, тепло одет, хорошо себя вел и учился. Этого мало ребенку

    любого возраста. Подростку – тем более. Ему не с кем поделиться своими

    трудностями, огорчениями, переживаниями. И ничего удивительного не будет,

    если вскоре у этого подростка общение с товарищами заполнит всю его жизнь

    (Кон И.С. (1989), Дубровина И.В. (1989) и др.).

    Отношение со сверстниками у подростков и старшеклассников сложнее,

    многообразнее и содержательнее. Эти отношения заметно отличаются по степени

    близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи, друг. С

    возрастом такие различия становятся все более четкими, а общая картина

    подростков – все более сложной, так как яснее определяются симпатии и

    антипатии, выделяются пары, группы, компании (И.С. Кон (1989)).

    Общение с товарищами-одноклассниками все более выходят за пределы

    учения и школы, включают новые интересы, занятия, увлечения и превращаются

    в самостоятельную и очень важную для подростка, юноши сферу жизни. Она

    насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и

    столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями,

    огорчениями и радостями.

    Общение с товарищами большая ценность для подростка, юноши. Оно

    нередко становится настолько притягательным и важным, что учение

    отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит

    уже не такой привлекательной.

    Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью,

    неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам

    (Фельдштейн Д.И. (1990)).

    Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами

    наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной

    столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток, старший

    школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу,

    которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским

    выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это

    мое личное дело», - заявляет подросток, когда родители пытаются что-то

    изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

    Отношения со сверстниками подросток считает своими собственными,

    личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать

    самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не

    тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих подростков

    дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более

    неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его

    жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников (И.С. Кон, В.А.

    Лосенков (1974)) .

    Одиночество невыносимо для подростка, старшеклассника. Если отношения

    с одноклассниками не складываются, то он пускается на поиск товарищей и

    друзей вне школы. Как правило, он их находит. Вовсе не обязательно они

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.