Проблемы формирования мотивации учения
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя
путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то
заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной
стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не
значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером
может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь
осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким
образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий
уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми
как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С
другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые
осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.
В психологии известно много достаточно много конкретных условий,
вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые
из них.
1. Способ раскрытия учебного материала.
Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность
частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает
готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить
все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета
есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение
предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех
частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные
явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и
тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом
мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как
его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место
мотивация процессом учения.
2. Организация работы над предметом малыми группами.
Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое
мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету
объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной
работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же
включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу
любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
3. Отношение между мотивом и целью.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для
превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником
своих успехов, продвижение вперед.
4. Проблемность обучения.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные
мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся
находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию
она является познавательной, т.е. внутренней.
Содержание обучения.
. Основа содержания обучения - базовые (инвариантные) знания.
. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы
работы с этими базовыми знаниями.
. Процесс обучения такой, что ребенок усваивает знания через их
применение.
. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с
учителем, и с учащимся.
Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной
мотивации. Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо
установить причины снижения учебной мотивации. А после проводится
коррекционная работа.
Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины,
приведшей к низкому уровню мотивации. Если это не умение учиться, то
коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти
умения входят как общие, так и специфические знания умения, то необходимо
проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести
их поэтапную разработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с
включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. В
процессе учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его
продвижении вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит
ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не
составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая
оценка учителя его возможностей. Наоборот если учитель отметит успехи при
решении сложной задачи, - это вселит в него дух уверенности.
Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять
материал, успешно выполнить задание. Это приводит к удовлетворению от
выполненной работы. У ученика появляется желание еще раз пережить успех на
этом этапе работы. Важны для ученика нестандартные задания. Так, например,
при коррекции математических умений можно предложить составить небольшой
задачник. Ученик должен оформить обложку, написать свою фамилию как автора
книги, а потом придумать задачи соответствующего вида. Учитель оказывает
необходимую помощь. Задачи, составленные учеником, можно использовать при
работе с классом. Как правило, такая работа учителя позволяет изменить
отношение ученика к предмету, и к учению в целом. Разумеется, мотивация не
всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предмету обязательно
появится.
В заключение отметим, что в ряде случаев необходимо использовать
игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств
учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало
ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла.
Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение
приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к
себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой
деятельности.
Глава 2.
Исследование мотивов учебной деятельности учащихся
2.1. Методика и ход проведения исследования
Для изучения мотивации учения младших школьников было проведено
исследование, которое проводилось на базе гимназии № 6 города Стерлитамака
в следующих классах.
класс 8"А" - 28 человек;
класс 8"Б" - 26 человек;
класс 8"В" - 27 человек.
Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся школы.
Задачи:
1. Выявить мотивацию учения школьников.
2. Проанализировать особенности мотивации учения в среднем школьном
возрасте.
Итак, мы поставили перед собой цель провести исследование, в
результате которого можно будет узнать, какой из уровней мотивации больше
всего присутствует у учащихся 8 класса. Как уже говорилось в первой части
данной работы, в большинстве случаев у учащихся существует проблема с
положительной мотивацией к учебной деятельности. Многие из сегодняшних
школьников ходят в школу с неохотой и без желания учиться и получать
знания. Следует, однако, проверить это.
Исследование проводилось методом письменного анкетирования, так как
этот метод позволяет охватить большое количество школьников. Были
составлены вопросы на выявление мотивации учения (Приложение 1). Вопросы
составлены таким образом, чтобы выявить какой уровней мотивации
присутствует у учащегося. В анкете приводится описание пяти уровней
мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен
был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно
характеризует его поведение в школе.
Перед этим, в каждом классе данной параллели, учащимся была изложена
суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена
возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных
слов и выражений, встречающихся анкете.
По результатам проведенного исследования можно будет уже судить о
том, какой уровень мотивации характерен для детей данного учебного
заведения. После обработки полученных данных, скорее всего, будет виден
самый "популярный" уровень мотивации. Следует разобраться, почему
большинство выбрали именно тот или иной ответ. Также интересно будет узнать
отношение данного большинства к тем, кто узнал себя в другом описании из
анкеты, которое окажется "непопулярным", то есть в меньшинстве.
2.2. Анализ результатов исследования
В исследовании на параллели восьмых классов по выявлению уровня
мотивации приняло участие 81 человек.
Таблица 1
Результаты опроса
| |1 уровень |2 уровень |3 уровень |4 уровень |5 уровень |
8 А класс |2 |7% |8 |28% |12 |43% |5 |18% |1 |4% | |8 Б класс |1 |4% |9
|35% |10 |38% |4 |15% |2 |8% | |8 В класс |3 |10% |10 |36% |9 |33% |4 |14%
|1 |7% | |
После систематизирования и анализа полученных данных можно составить
графическое изображение полученных в результате исследований показателей.
[pic]
Рисунок 1. Уровни мотивации
На графике наглядно представлены все пять уровней мотивации в
зависимости от преобладания каждого из них в исследуемых классах. Надо
сказать, что в этих классах неодинаковое количество учеников.
Следовательно, процентная величина зависит ещё и от этого фактора. Однако,
независимо от него, из графика видно, что во всех трёх классах преобладает
мотивация второго и третьего уровней. Мотивация же первого и пятого уровней
также во всех классах оказалась на низком уровне.
Мотивация первого уровня свойственна отличникам, старостам класса и
тем детям, про которых говорят – "ботаник", что часто бывает обидно для
них. Действительно, как показала беседа с отдельными учениками в 8"А"
классе, одна из учениц (она выбрала именно 1 уровень мотивации) вызывает
некоторое раздражение у своих одноклассников. Удалось выяснить, что она
стремиться выполнять все требования учитель, добросовестна, ответственна,
на уроках старается ответить лучше всех. Одноклассники понимают, что её
ответы лучше, но у большинства из них не складываются нормальные отношения
с этой девочкой. В чём же дело.
Наблюдение на уроке русского языка показало, что учитель, стараясь
поддержать эту детскую, нестойкий интерес к учёбе, уделяет такому ученику
большее внимание. Выражается это в том, что при ответе эта девочка получает
больше времени, даже если она не совсем знает ответ на вопрос. Но учитель,
видя в таком ребёнке прилежного и целеустремлённого ученика, старается
поддержать у него положительную мотивацию на учение.
Вероятно, что на определённом начальном этапе у всех детей были
равные возможности, чтобы зарекомендовать себя с положительной стороны, чем
многие из них не воспользовались. Таким образом, по мнению большинства
детей, у учителя появляются так называемые "любимчики". Это уже отдельная
тема исследования, но нужно отметить, что данный факт также является
причиной формирования отрицательной мотивации, потому как у ребёнка
складывается негативное отношение к учителю, к тому, что одних "любят
больше", а других меньше.
Вполне возможно, что сегодняшняя школа не может или не хочет
заинтересовать большинство детей. Результаты исследования показали, что
первое место в двух классах занимает мотивация 3 уровня. Как мы уже знаем
из теории, у учащихся с такой мотивацией в целом положительное отношение к
школе, но школа их привлекает своей внеучебной деятельностью. Для таких
детей школа – это то место, где можно пообщаться со своими друзьями, узнать
от них много нового и интересного. Учебный процесс отходит на второй план,
на уроке хочется разговаривать, заниматься своими делами, но только не
учиться.
Полученные нами результаты исследования показывают, что достаточно
велик и 4 уровень мотивации. В каждом из исследуемых классов 4 – 5 человек
выбрали именно этот вариант в анкете. Это означает, что у данных детей
гораздо хуже обстоят дела в школе. Они, в отличие от тех, у кого
присутствует мотивация 3 уровня, неохотно посещают школу, предпочитая
пропускать занятия. Такие ребята обычно испытывают серьёзные затруднения в
учебной деятельности. На фоне этого у них может сформироваться и низший, 5
уровень мотивации, то есть, когда у ребёнка уже присутствует школьная
дезадаптация. Школа может стать просто ненавистной и враждебной средой.
Такие ученики в старших классах особенно запускают учёбу, так как не видят
в ней смысла. Тогда даже уже родители, ранее заставлявшие ребёнка посещать
школу, оказываются бессильными перед такой проблемой. Часто у детей с 5
уровнем мотивации наблюдаются нервно – психические нарушения.
Заключение
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним
мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются,
дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея
внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо,
отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими
являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на
уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в
свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального
благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и
учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в
классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное
авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый
план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы
понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в
вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее,
социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей,
хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их
мотивационных схемах.
В данной работе мы не можем исследовать все факторы, которые могут
повлиять на мотивацию учащегося и его интерес к учёбе. Таких факторов
множество и по каждому из них можно написать научный труд. Мы попытались в
общем виде продемонстрировать заинтересованность к обучению на примере
учеников трёх 8-х классов.
Хотелось бы отметить, что в современной школе не достаточно
проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приведших к низкому
уровню мотивации. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный
подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.
Для более полного изучения мотивации учащихся школы стоит провести
исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью и разного
возраста, изучить отношение к школе учащихся разных классов.
В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки
заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов
«реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое
значение успешному результату деятельности.
Литература
1. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.
заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1:
Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.
– М., 1990. – 212 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.
4. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.
5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. –
476 с.
6. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических
исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов
педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т,
2002. – 134 с.
7. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. –
146 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:
Педагогика, 1968. – 321с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. –
М.: Наука, 1984. – 176 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение,
1982. – 245 с.
11. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и
педагогика, №2, 1979
12. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.
13. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.
Приложение 1
Анкета
Фамилия, имя:
Класс:
Какое описание из ниже приведённых наиболее точно описывает твоё
поведение в школе:
1. Ты стремишься наиболее успешно выполнять все школьные требования,
следуешь всем указаниям учителя. Ты ответственный, добросовестный,
переживаешь, если что-то не получается.
2. Успешно справляешься с учёбой, не испытываешь трудностей во
взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.
3. достаточно благополучно чувствуешь себя в школе, чтобы общаться с
друзьями. Тебе нравится иметь красивый портфель, ручки, тетради, но
учебный процесс тебя мало привлекает.
4. Посещаешь школу неохотно, предпочитаешь пропускать занятия. Часто на
уроках занимаешься посторонними делами. Испытываешь трудности в
учебной деятельности.
5. Не справляешься с учебной деятельностью, испытываешь проблемы в
общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.
Отказываешься следовать тем или иным нормам и правилам поведения.
Страницы: 1, 2
|